Заглавный текст: “Поэтому и сам я упражняю себя, чтобы всегда иметь совесть без преткновений по отношению к Богу и людям” (ВоП).
Феликс, римский правитель, принял святого Павла как узника. Его враги, первосвященник и другие иудейские правители, поспешили из Иерусалима в Кесарию, жаждая его крови. Они привели с собой римского адвоката Тертулла, надеясь, что его знание римских законов и мастерство защитника позволит им доказать, что св. Павел – опасный человек, своего рода анархист. Судьей был Феликс. Присяжных не было. Тертулл выдвинул свои обвинения и подтвердил их свидетелями из Иерусалима.
Проницательный римский поверенный похвалил правителя, отметив его успешность в сохранении мира, подавлении любой формы мятежа и поддержании тишины и порядка. Это полностью подготовило почву для просьбы адвоката, чтобы правитель сохранил столь достойное похвалы поведение и избавил страну от несносного нарушителя порядка – апостола. Были представлены свидетели, которые дали показания о первом беспорядке в храме, а также о том, что на следующий день синедрион разделился и начались всеобщие волнения. Апостола назвали главарем секты, именуемой назареями, и утверждали, что он натворил бед по всему миру, как среди иудеев, так и среди греков.
Таким было его дело. Заключенного обвинили в святотатстве – в том, что он осквернил храм, из чего можно было сделать вывод, что он устроил беспорядки в святилище. Были представлены свидетели, подтверждающие истинность этих обвинений.
Правитель предложил апостолу ответить на обвинения. Св. Павел начал свою защиту, заметив, что ему приятно, что его судья уже некоторое время находится на этой должности и хорошо знаком с иудейскими обычаями. Поэтому он поймет, чего не может понять начинающий, почему апостол пришел в Иерусалим, чтобы поклониться по примеру иудеев и отпраздновать один из их религиозных праздников. Он пришел не для того, чтобы поднять мятеж, а для того, чтобы поклониться, и ни один свидетель не засвидетельствовал, да и это неправда, что его застали в храме спорящим или собирающим толпу. Он не делал этого ни в синагогах, ни где-либо еще; его враги не смогли доказать то, в чем они его обвиняли. Его ответ был логичным и полным. И все же правитель не мог понять, почему при данных обстоятельствах произошел такой переполох; поэтому апостолу пришлось объяснить, что иудеи питали к нему неприязнь из-за его иной веры, а не из-за каких-то проступков.
“ВОСКРЕСЕНИЕ ПРАВЕДНЫХ И НЕПРАВЕДНЫХ”
Св. Павел заявил, что в его иудейской вере не произошло никаких изменений, что он по-прежнему верит учению Закона и писаниям пророков, по-прежнему придерживается фундаментальной иудейской доктрины о необходимости воскресения мертвых, благодаря чему Божье благословение в конечном итоге должно прийти к Израилю и через Израиль ко всем племенам земли. “И, – продолжал апостол, – я упражняю себя, дисциплинирую себя, тренирую себя, чтобы сохранить свою совесть чистой, свободной от нарушения Божественных и человеческих законов”. Это было великое свидетельство. Сила его должна была иметь вес не только для правителя и обвинителя, но и для иудеев, злобно посягавших на жизнь апостола из-за небольшого расхождения во взглядах на религиозные вопросы. Какой урок! Римский правитель и судья с не слишком хорошей репутацией; обвинитель, готовый, невзирая на справедливость, продать свои таланты за деньги; иудейский первосвященник, образ великого Мессии, объединившийся с теми, кто стремился извратить правосудие и уничтожить одного из тех, кто был “солью земли”!
Наш Господь предсказал, что некоторые из Его учеников предстанут перед царями и князьями, но они не должны смущаться, потому что Он будет рядом с ними, чтобы помочь им. Как буквально это исполнилось в случае со св. Павлом! Как очевидно, что Господь стоял рядом с ним и дал ему подходящие слова! Далее он объяснил, что приносил милостыню своему народу, приношения язычников, которые слышали его весть о Божьей благодати. Некоторые иудеи из Азии видели его в храме очистившимся, но при этом не было ни возгласов, ни замешательства. Этих иудеев следовало бы привести в качестве свидетелей, в противном случае те, кто выдвигал против него обвинения, должны были быть конкретными – сказать, какие именно волнения он вызвал в храме или какие проступки они нашли в нем на следующий день после того, как толпа подняла крик, и когда он предстал перед синедрионом. Они могли обвинить его только в одном, а именно в том, что он, стоя среди них, воскликнул: “За чаяние воскресения мертвых меня судят”. Конечно, правитель не мог подумать, что в этом есть что-то сродни бунту или анархии. Заключенный был совершенно прав, а обвинявшие его были неправы.
Свидетельство апостола показывает нам, что во всех своих проповедях он делал особый акцент на учении о воскресении мертвых, праведных и неправедных. Увы, в наше время эта доктрина в значительной степени потерялась из виду. Немногие христиане задумываются о воскресении. Мало кто слышал проповедь на эту тему. Почему так происходит? Мы отвечаем, что так происходит потому, что среди христиан появилась большая ошибка в отношении состояния мертвых. По мнению как католиков, так и протестантов, только святые после смерти могут попасть на небеса. И те, и другие согласны с тем, что туда могут быть допущены только устоявшиеся характеры. И те, и другие согласны со словами Господа о Царстве: “И немногие находят его”. Наши друзья-католики говорят, что почти все язычники, католики и протестанты, попадают в чистилище, где ужасные страдания в течение столетий очистят их от греха и подготовят к небесам. Многие протестантские друзья говорят нам, что они не видят даже этой надежды: с их точки зрения только “Малое Стадо” попадает на небеса, а вся огромная масса человечества, не готовая к присутствию Бога, должна быть сослана куда-то, и единственное место для них – ад вечных мучений, из которого не будет выхода. Нам не нужно спорить ни с одной из сторон. Оба взгляда слишком ужасны, чтобы быть разумными или справедливыми, не говоря уже о наличии в них любви!
Мы предпочитаем вернуться к словам Иисуса и апостолов и отметить, что, согласно их учению, мертвые действительно мертвы и что их единственной надеждой является, по выражению апостола, надежда на воскресение, на “воскресение мертвых, праведных и неправедных”. Библия учит не о воскресении тела, а о воскресении души, и что “Бог даст ей тело” при пробуждении (1 Кор. 15: 38). Мы могли бы пожелать, чтобы все христиане принялись заново изучать Писание: чтобы доктрина о воскресении мертвых заняла свое надлежащее место, и чтобы таким образом можно было избавиться от тумана “средневековья”, который беспокоил нас, удручал наши сердца и отвращал многих от Бога и Библии к неверности. [R4500]
ПРАВЕДНОСТЬ, ВОЗДЕРЖАНИЕ, ГРЯДУЩИЙ СУД
Правитель-судья, выслушав обе стороны, отложил дело до тех пор, пока не будет выслушан Лисий, произведший арест. Тем временем св. Павлу была предоставлена большая свобода, поскольку правитель, очевидно, совершенно ясно понимал реальное положение его дела.
Впоследствии Феликс, очевидно, впечатленный поведением апостола, снова позвал его к себе, когда присутствовала его жена, иудейка. Он пожелал, чтобы она услышала Евангельскую весть, которая, по-видимому, показалась ему разумной. Святой Павел, несомненно, пересказал многое из своего предыдущего свидетельства, а затем рассуждал о грядущем суде, об испытании – о том, что вечная судьба не является непреложной в результате нынешней жизни. Он уверенно указал на то, что Бог назначил день испытания, суда для всего человечества – Тысячелетний день длиною в тысячу лет. В нем весь мир человечества будет полностью испытан на предмет того, достоин или недостоин он совершенства и вечной жизни. Послушные будут благословлены, воздвигнуты, подняты к совершенству. Умышленно непослушные будут уничтожены Второй Смертью. Если суд мира будет в будущем веке, а в настоящее время Бог только избирает, то есть выбирает Церковь, чтобы она стала Невестой Его Сына и Его Сонаследницей в Царстве, которое должно благословить мир, то как эти вопросы могли иметь какое-то особое влияние на Феликса и его жену? Двумя способами:
(1) Это могло повлиять на них, чтобы они приняли Христа и стремились быть в “избранной” Церкви.
(2) Зная о своем будущем испытании, они должны были понять, что слова и поступки в настоящей жизни имеют большое значение для положения человека при пробуждении из гроба. Порочные, лицемерные, самодовольные, похотливые, распутные люди деградируют и увеличивают число ступеней, которые будут перед ними в Тысячелетии. Напротив, каждый хороший поступок, каждая одержанная победа, каждое применение на практике умеренности делает человека соответственно лучше подготовленным к следующей жизни. Каждый великодушный поступок в этой жизни накладывает свой отпечаток на характер и принесет соразмерные благословения в том Тысячелетнем Судном Дне. И, напротив, каждый плохой поступок, каждое нарушение совести, несомненно, получит свои “розги”, свое справедливое наказание.
Когда Феликс слушал, его упрекала совесть. Согласно этой теории, ему придется дать отчет в воскресении как одному из “неправедных”. Апостол ничего не сказал об огненных пытках, которые рассудительный ум должен отвергнуть как неразумные, но его аргумент был тем более весомым без них. Его убедительный аргумент звучал так: “Справедливое воздаяние как праведным, так и неправедным”. Апостола отпустили с известными словами: “Теперь пойди, а когда найду время, позову тебя”. Феликс снова и снова звал апостола, но никогда, видимо, его сердце не оказалось в достаточно мягком и смиренном состоянии, чтобы принять послание апостола и предаться Господу. Урок для всех нас в этой связи заключается в том, что мы должны быстро делать все, что считаем своим долгом. Св. Павел пробыл в плену два года, вполне обеспеченный необходимым, готовясь к дальнейшему служению в своей важной жизни и написав несколько посланий.
R4499 (1909 г.)