[R4500]
ПРОПОВЕДЬ ХРИСТА НАЧАЛЬНИКАМ
ДЕЯНИЯ АПОСТОЛОВ 25: 6; 26: 32

Заглавный текст: “Ибо знаю, в Кого я уверовал, и я уверен, что Он силен соблюсти вверенное мною на День тот” (2 Тимофею 1: 12, Кас.).

Римского правителя Иудеи Феликса сменил Фест, и, желая задобрить иудеев, он оставил Павла узником, хотя, по собственному признанию, не нашел его виновным ни в каком нарушении римского закона и был убежден, что его враги неистово завидуют ему. Два года заключения св. Павла, несомненно, предоставили ему прекрасные возможности для глубокого изучения Божественного Плана, изложенного в Писании.

Фест, новый правитель, тотчас отправился в Иерусалим, центр своей провинции, чтобы там познакомиться с ведущими представителями народа, среди которых он должен был председательствовать как правитель и судья. Враги св. Павла были наготове, чтобы через нового правителя совершить против него то, что им не удалось сделать при Феликсе. Однако, изложив аргументы Тертулла, чтобы поколебать его разум, они опасались проводить перед ним суд из-за слабости своих аргументов. Поэтому они предложили Фесту, что в конце концов спор со св. Павлом был скорее религиозным, чем гражданским, и желательно, чтобы он был передан Синедриону в Иерусалиме на суд, согласно иудейскому закону, а обвинения против него были сняты в римском суде. Тем временем созрели планы, согласно которым во имя Бога, религии и “пользы дела” апостол должен был быть убит по пути. Увы, подобная преступная несправедливость может быть вменена в вину не только иудеям того времени. В каждом веке и почти в каждой религиозной системе душевная неуравновешенность такова, что в самый решающий момент жестокие преступления оправдывались и совершались во имя Бога и святости! Какие уроки мы можем извлечь из этих отрывков истории! Когда же человечество поймет, что, поскольку справедливость является основой Божественного Правления, все, что противоречит ей, должно быть неугодно Богу? Недавно цивилизованный мир праздновал рождение великого и доброго человека, Жана Кальвина, но все были снова приведены в смятение, когда мы напомнили, что его рукой был подписан смертный приговор, который привел Серветуса, собрата-христианина, на костер. Когда же мы поймем, что последствия несправедливости больше вредят тому, кто ее совершает, чем тому, против кого она была совершена? “Правосудие и правота – основание престола Твоего” (Пс. 88: 15).

СВ. ПАВЕЛ, ФЕСТ И АГРИППА

Правитель изложил св. Павлу предложение иудеев и спросил (поскольку тот был римским гражданином), готов ли он принять прекращение дела римским судом и предстать перед судом своих соотечественников. Апостол, понимая ситуацию, быстро отклонил предложение и вместо этого обжаловал свое дело в Риме, что было его привилегией как римского гражданина, в которой ему не могли отказать. Но так как правитель, отправляя заключенного в Рим, должен был выдвинуть обвинения, Фест был озадачен тем, какие обвинения, если таковые имеются, он может сформулировать против апостола.

Вскоре в Кесарии состоялась церемония вступления Феста в должность [R4501], и царь Агриппа из Галилеи почтил его присутствием в сопровождении жены Вереники. Поскольку Агриппа и его жена исповедовали еврейскую веру, Фест, не знавший ее, воспользовался возможностью получить их помощь в формулировании обвинений против св. Павла, чье преступление, если таковое имело место, можно было понять с иудейской точки зрения. Так вот, перед этими военачальниками и видными гражданами апостол был призван изложить свою версию вражды его народа против него.

Таким образом, у апостола появилась новая возможность проповедовать Евангелие перед видными людьми. А его обращение к суду кесаря означало представление себя и религии, которую он представлял, перед высшей властью в мире. Так Господь таинственным образом исполняет совет Своей воли и заставляет гнев людей прославлять Его. Так Он ставит перед Своими верными слугами новые возможности послужить Его делу. Как сильно каждый верный последователь Иисуса должен быть ободрен этим к верности, к искренности сердца, к улучшению каждой возможности, осознавая, что Господь наблюдает за работой и служением.

Как истинный джентльмен, св. Павел начал свою речь перед земными сановниками с комплимента царю Агриппе, насколько это было возможно, что его будет слушать человек, сведущий во всех иудейских делах. Он указал на то, что его жизненный путь с юности был хорошо известен в Иерусалиме и всему иудейскому народу. Многие из них могли бы при желании засвидетельствовать его строгость как религиозного деятеля. “И ныне, – заявил он, – я стою перед судом за надежду на обетование, данное от Бога нашим отцам, которого исполнение надеются увидеть наши двенадцать колен... За сию-то надежду... обвиняют меня Иудеи”. Надежда Израиля была сосредоточена в клятвенном завете Бога, данном Аврааму: “И благословятся... в семени твоем все племена земные”. Св. Павел проповедовал, что это обетование находится в процессе исполнения; что Иисус, как Божий Сын, через послушание Закону и жертву Своих земных прав, стал Главой этого обетованного Семени Авраама через воскресение на уровне духовной славы, чести и бессмертия. Он учил, что со времени Пятидесятницы Господь избирает из иудеев и язычников “Малое Стадо”, чтобы они стали Невестой Мессии и сонаследниками, членами Духовного Семени Авраама; и когда это избрание будет завершено, великий Мессия, Глава и члены, установит во славе давно обещанное Божье Царство. Его благословение придет сначала к буквальному Израилю для его реституционного подъема, а затем через Израиль распространится на “все племена земные”.

Конечно же, св. Павел указал на пророчества, говорящие о страданиях Мессии и о славе, которая последует за ними. Все иудеи знали о страданиях Иисуса и страданиях Его последователей, но они оспаривали Его воскресение к славе и то, что Его последователи со временем разделят изменение в Его воскресении. Весь спор между ним и иудеями заключался в том, восстал ли Иисус из мертвых или нет. Если Он не восстал, то иудеи были правы. На мертвого человека, каким бы хорошим он ни был, нельзя возлагать никаких надежд. Если же он восстал, то св. Павел и последователи Иисуса были правы, потому что Его воскресение к славе должно рассматриваться как демонстрация Божественного одобрения, Мессианства, на которое Он претендовал, и Его Царства, которое должно прийти в свое время.

Он рассказал, как когда-то он сам выступал против Иисуса и преследовал Его последователей, заключая их в темницу и вместе с другими голосуя за их смерть. Он заставлял их хулить Иисуса, чтобы избежать страданий, и в своем безумии распространил свою деятельность с Иерусалима на другие города. Он рассказал об откровении Господа, данном ему под Дамаском: свет, превосходящий яркость солнца, и голос, говорящий: “Савл, Савл! что ты гонишь Меня?” “Я Иисус, Которого ты гонишь”. Он объяснил полученное им тогда поручение: он должен был проповедовать язычникам и иудеям о воскресении Иисуса, о собрании избранных Его членов и установлении в свое время Его Царства, а также о том, что все должны покаяться и обратиться к Богу. Именно за это он находился в неволе и его жизнь была под угрозой, пока он не был вынужден обратиться к трибуналу кесаря. Он отметил, что страдания Христа были предсказаны пророками и что Иисус признавал гонения на Своих последователей как на Самого Себя – Своих членов.

“БЕЗУМСТВУЕШЬ ТЫ”

Правитель с изумлением слушал этот рассказ и, прервав его, сказал: “Безумствуешь ты, Павел! большая ученость доводит тебя до сумасшествия”. Но св. Павел ответил: “Нет, достопочтенный Фест... я не безумствую, но говорю слова истины и здравого смысла. Ибо знает об этом царь [Агриппа]”. Так и сейчас. С мирской точки зрения истинного последователя Иисуса клеймят фанатиком, глупцом, неуравновешенным. Но с точки зрения христианина все наоборот – мирские люди неразумны и помешаны на деньгах. Мирские видят только земное, преходящее. Христианин же видит взором веры славу, честь и бессмертие, а также участие вместе с Искупителем в привилегиях Тысячелетнего Царства, которое вскоре благословит мир царствованием праведности во исполнение молитвы Господа: “Да придет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе”.

Св. Павел обратился к Агриппе: неужели он не верит приведенным пророчествам? Ответ царя является предметом спора. Сказал ли он: “Если бы у тебя было немного больше времени и красноречия, ты мог бы убедить меня быть христианином”, или же он сказал: “Неужели ты думаешь, что столь коротким аргументом ты сможешь убедить меня стать христианином, со всей плохой репутацией, которую подразумевает это слово?”. Ответ св. Павла говорит в пользу первого толкования: “Молил бы я Бога, чтобы мало ли, много ли, не только ты, но и все, слушающие меня сегодня, сделались такими, как я, кроме этих уз”.

Более благородного чувства, более широкого духа милосердия, заключенного в темницу, ложно обвиненного и несправедливо удерживаемого, невозможно представить. Только те, кто был с Иисусом и учился у Него, могли таким образом показать пример сочувствия и умеренности, которым Он учил. О, чтобы все ученики Христа также научились быть кроткими и смиренными сердцем и нашли покой для своих душ, ведь кто может сомневаться, что св. Павел, узник, с его славными надеждами, был счастливее во всех отношениях, чем любой из тех, кто его слушал?

R4500 (1909 г.)