[R4507]
СВ. ПАВЕЛ В ЗАКЛЮЧЕНИИ В РИМЕ
ДЕЯНИЯ АПОСТОЛОВ 28: 11-31

Заглавный текст: “Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что [оно] есть сила Божия ко спасению всякому верующему” (Римлянам 1: 16).

Ранней весной 60 года н. э. центурион Юлий и его воины из отряда Августа отправились с Мальты вместе со св. Павлом и другими пленниками в Рим на другом корабле, сопровождаемые Лукой и Аристархом. Морское путешествие прошло без особых происшествий и высадка была произведена в Неаполитанском заливе в Путеол, морском порту Рима, который находится в ста пятидесяти милях вглубь страны. Здесь они пробыли семь дней: центурион ожидал приказаний из Рима о том, как распорядиться своими пленниками. Эта задержка дала св. Павлу возможность встретиться с небольшой группой христиан, живших в Путеол. Несомненно, он также воспользовался этой возможностью, чтобы передать весть христианам, жившим в Риме, которым он неоднократно говорил, что жаждет встречи с ними, и которым Господь обещал, что он встретится с ними. Путь в Рим, сто восемьдесят миль, был проделан пешком. По пути апостола часто ободряли свидетельства христианской любви братьев и сестер. Некоторые из них встретили его на Аппиевой площади, в сорока трех милях от Рима, а другая делегация – в “Трех тавернах”, в тридцати милях от великого города.

Многие великие полководцы проходили этот путь со своим войском в императорский город, чтобы получить почести и аплодисменты, но лишь немногие проповедники удостаивались столь великих почестей, какие были оказаны св. Павлу. Путь туда и обратно составил для одной делегации шестьдесят миль, а для другой – восемьдесят миль, и запись показывает, что благодаря этому апостол познакомился с истинным духом братства среди христиан в Риме. Братья, несомненно, отправились в путь, чтобы подкрепиться и порадоваться, не понимая, очевидно, что апостол нуждается именно в этом доказательстве их любви. Один талантливый писатель сказал: “Мы нередко забываем, что великие люди часто бывают очень одиноки, и, хотя мы не решаемся сказать им добрые слова, тем не менее, слова признания за все то, что они сделали, освежают их, ведь обычно они получает больше критики, чем похвалы. Несколько дней тому назад один редактор показал мне письмо, которое он получил только что от человека, занимающего одно из самых высоких положений, полученное в дар от американского народа, с благодарностью за его доброжелательные слова в одной из последних передовиц. Мой друг поведал, что сначала он был поражен тем, что столь известный человек обратил внимание на сказанное им, но, поразмыслив, он понял ценность щедрой признательности даже самым великим”. [R4507]

“В СОБСТВЕННОМ НАЕМНОМ ДОМЕ” (ВоП)

Тот факт, что против св. Павла не было выдвинуто никаких обвинений дурного характера, а также то, что центурион, который его стерег во время путешествия, стал его другом, оказалось вполне достаточной причиной для того, чтобы с ним не обращались как с обычным пленником, а позволили жить в собственном наемном доме под присмотром воина, к которому он был прикован легкой цепью. Однако, хотя ему и не разрешалось выходить на свободу, ему было позволено принимать своих друзей и других, которые обращались к нему. Трудно оценить, насколько Божественное Провидение было связано со всеми этими событиями. Более того, страж меняли каждые несколько часов, так что, вероятно, каждый день он тесно общался по меньшей мере с шестью, и таким образом постепенно познакомился со всей императорской стражей. В результате, многие соприкоснулись с христианским учением и примером. Утверждают, что именно через этих воинов Евангельская весть пришла во Францию, Германию и Великобританию. Воистину, “неисповедимы дела Божии, свершаемые Им чудеса!”. Св. Павел, должно быть, имел некоторые денежные средства. Предполагается, что еще до этого он получил свое состояние. В Писании говорится, что Феликс держал его в плену в Кесарии в надежде получить взятку за его освобождение, очевидно, имея какое-то представление о финансах св. Павла.

Господний слуга не медлил с использованием своих дарованных Богом привилегий. Он не знал, когда они могут быть отняты. Прежде всего, конечно, он встретился с братьями-христианами; но уже на третий день после прибытия он послал за иудейскими начальниками и служителями синагог, так как в то время в Риме было семь синагог. Он хотел, во-первых, дать им информацию о том, почему он находится здесь, в плену. Во-вторых, он хотел проповедовать им Евангелие. Он объяснил, что, хотя он был заключен по причине иудеев в Палестине, он не был неверен своему народу или его обычаям. В римском суде его признали невиновным, но он был вынужден обратиться к кесарю, чтобы обезопасить себя; но и тогда он не выдвигал никаких обвинений против своих соотечественников. Он предложил, что с радостью объяснит им благую весть о том, что пришел долгожданный Мессия, на которого возлагались иудейские надежды его народа. В ответ они сказали, что не получали никаких писем или других сообщений, направленных против апостола, и выразили желание самим услышать, что скажет св. Павел, потому что они слышали об этой секте и знали, что о ней говорят как о плохой. Если бы он мог сказать что-нибудь благоприятное по поводу ее, они бы выслушали его.

Как и предсказывал наш Господь, тьма, которая сейчас преобладает в мире, ненавидит свет и повсюду выступает против него. Гнусная клевета по-прежнему является оружием противника, которое христианин не должен брать в руки, потому что это противоречит духу, которым он был возрожден. Даже если по какой-либо причине необходимо сказать правду, дискредитирующую другого, она должна быть сказана с любовью и, насколько возможно, не должно быть сказано ничего уничижительного или вредного. “Никого не злословить”. Однако иногда необходимо показать ошибочность, ложность доктрин, представленных во имя Истины; но при этом следует апеллировать не к фанатизму или суеверию, а к разуму и Божьему Слову.

СВИДЕТЕЛЬСТВО СРЕДИ БОЖЬЕГО ЦАРСТВА

В назначенный день иудеи пришли послушать послание апостола, и с утра до вечера он цитировал, объяснял и излагал, показывая на основании Закона и пророчеств, что Иисус – Мессия, и что сейчас Он собирает Духовное Семя, чтобы оно было Его Царством, и что когда это Царство будет завершено, оно будет прославлено в Первом Воскресении и начнет труд, отведенный Семени Авраама, а именно: благословение всех колен земли. Благословение будет заключаться в умственном просвещении и умственном, моральном и физическом подъеме из состояния греха и смерти ко всему тому, что было потеряно в Адаме и искуплено на Голгофе. Когда некоторые из них отвергли весть, св. Павел попытался еще больше повлиять на них или, по крайней мере, на верующих, процитировав пророка Исаию, показывая, что Бог предвидел и предсказал, что большинство иудеев отвергнет весть, когда она придет к ним. Как сказал о них наш Господь: “Cлухом услышите – и не уразумеете, и глазами смотреть будете – и не увидите” (Матф. 13: 14). Апостол не имеет в виду, что глухие к Евангелию будут вечно мучиться, но все же они теряют большое благословение, чудесную привилегию стать наследниками Бога и сонаследниками с Иисусом Христом, Искупителем, в Его Тысячелетнем Царстве. Они теряют возможность участвовать вместе со святыми в славном деле поднятия, которое будет происходить в то время. Они теряют эту привилегию, потому что недостойны ее. По этой причине они были слепы к Истине. Если бы позволить тем, кто этого недостоин, увидеть, услышать и понять послание, то это огорчило бы их, увеличило бы их ответственность и, возможно, в какой-то степени помешало бы осуществлению Божественных целей.

Кто-то поверил посланию св. Павла, а кто-то нет. Так бывает всегда. Истина ищет и различает сердца, и разделяет их. Св. Павел оставался в этих условиях два года, проповедуя о Божьем Царстве, о том, как его можно достичь в настоящее время, став членом избранного “Малого Стада”, Невесты Христа, и о том, как Царство, установленное в Тысячелетии, благословит всю землю. Он объяснил, как все это зависит от Господа Иисуса Христа и Его жертвы; что без искупления, которое есть во Христе Иисусе, не может быть ни прощения грехов, ни вечной жизни, ни класса Царства на духовном уровне, а только вечная погибель (Деян. 3: 23).

R4507 (1909 г.)