“ОДИН ПОСРЕДНИК” – “ЧЕЛОВЕК ХРИСТОС ИИСУС”

“Ибо один Бог, один и Посредник Бога и людей, человек Христос Иисус, Который отдал Себя как выкуп за всех, – свидетельство, являемое в свои времена” (1 Тимофею 2: 5, 6, ВоП).

Наш текст содержит две мысли:
1) Человек Христос Иисус отдал Самого Себя как выкупную цену за всех, и свидетельство об этом большом факте в свое время распространится на все человечество.
2) Он, Искупитель, является Посредником между Богом и миром человечества. Как в Писании предсказано о Новом Завете между Богом и Израилем, а через Израиль – между Богом и миром, так в Писании предсказано о великом Посреднике этого Нового Завета. Апостол объясняет, что этим Посредником является Иисус. Пророчески Иисус был Посредником Нового Завета задолго до того, как родился (Мал. 3: 1). Он родился Посредником в том же смысле, в каком родился Спасителем. “Ибо ныне родился вам.. Спаситель, Который есть Христос Господь”. В то время Он был будущим Спасителем и будущим Посредником Нового Завета. Фактически же наш Господь еще не является ни Спасителем, ни Посредником для мира, и не будет им до конца Евангельского века. Он уже спас верующих через веру, условно, но апостол говорит, что это спасение будет дано нам в явлении нашего Господа и Спасителя Иисуса Христа.
Хотя обе мысли – посредничество и выкупная цена – близки и связаны между собой, это совершенно разные мысли. Наш Господь начал отдавать Себя как выкупную цену во время Своего посвящения, во время Своего крещения в Иордане, и закончил этот искупительный труд на кресте, когда воскликнул: “Совершилось”. Отданная в то время жизнь является достаточной выкупной ценой за грехи всего мира, и все будут знать об этом факте и оценивать его в свое время. Но эта цена не была применена за человечество ни в Иордане, ни даже на Голгофе. Жертва нашего Господа была нужна еще до того, как Он мог посредничать в Новом Завете. Он должен был умереть как жертва за грех, чтобы стать первенцем из мертвых, Посредником на духовном уровне. Дальше, чтобы быть Посредником для мира, воскресший Христос должен был иметь в руках заслугу, то есть выкупную цену, и, более того, должен был представить ее Богу за мир, прежде чем Он мог принять власть над миром и (посредством Тысячелетнего Царства, на условиях Нового Завета) предложить Адаму и его роду подняться как можно выше из нынешних условий греха и смерти. Словом, сначала надо было удовлетворить Справедливость относительно приговора, вынесенного Адаму и унаследованного его родом, прежде чем могли быть введены большие времена воскресения, или реституции, под Новым Заветом.
Когда Христос (владея полной выкупной ценой, достаточной за грехи всего мира) “взошел на высоту” (ВоП), Он не представил эту выкупную цену за мир. Наоборот, в соответствии с Божественной программой по избранию Церкви первенцев Он, как назначенный Посредник того обещанного Нового Завета, применил заслугу Своей жертвы не за мир и не для упразднения его грехов, не для запечатывания Нового Завета между Богом и миром человечества, а “за нас”, за грехи Церкви, за грехи посвященных верующих. “Он есть умилостивление за грехи наши” и затем в конце этого Века Он использует Свою кровь, заслугу Своей жертвы (прошедшую через Церковь), применяя ее, чтобы удовлетворить Справедливость за грехи всего мира (1 Иоан. 2: 2).
Наш Господь имеет разные должности: Пророк, Священник, Царь, Посредник, Ходатай, Судья. Но Он явился перед лицом Божьим и совершил примирение за наши грехи не как Судья, не как Пророк и не как Посредник Нового Завета, а как Первосвященник нашего исповедания (чина) – как наш Искупитель и Ходатай перед Отцом.
Почему наш Господь позволил, чтобы Израиль и мир оставались в состоянии отчуждения в течение девятнадцати веков – с тех пор как Он дал выкупную цену, достаточную за грехи всего мира, и стал считаться Тем, Кто будет посредничать под Новым Заветом по примирению Бога и человечества?
Эта отсрочка применения выкупной цены для прощения грехов мира; эта отсрочка запечатывания Нового Завета с Израилем, чтобы через Завет и Израиль пришли благословения для всех родов земли; эта отсрочка ввода “времен восстановления всего” в условиях Нового Завета происходит с определенной целью: сделать возможным выбор, то есть избрание, Церкви, которая есть Тело Христа. “Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви” (Еф. 5: 32). Эта тайна, которую немногие способны понять, заключается в том, что определенному классу, оправданному верою, позволено присоединиться к своему Искупителю в качестве участников Его жертвы, Его страданий, Его смерти, чтобы получить участие с Ним в Его славном труде Тысячелетнего Царства – в благословении буквального Израиля и всех родов земли на условиях Нового Завета, который должен быть запечатан (стать обязательным и начать действовать) благодаря применению заслуги Его жертвы за мир. “Тайна Господня – боящимся Его, и завет Свой Он открывает им” (Пс. 24: 14). “Вам дано знать тайны Царствия Небесного” (Матф. 13: 11), а для всех посторонних об этом говорится в притчах и непонятным языком, чтобы они слушали и не понимали.
Не нам решать, кто из священников достаточно освящен, чтобы принимать участие с Первосвященником в Его жертвенном труде в Евангельском веке и впоследствии (как члены Его Тела) делить Его славу, образно показанную в священстве Мелхиседека (“священника на престоле Своем”), благословляя под Новым Заветом Авраама и его семя, а также все роды земли. Блаженны наши глаза, если мы можем видеть эту “Тайну”! Блаженны наши сердца, если мы оцениваем привилегию (доступную посвященным в течение Евангельского века) участвовать в страданиях Христа, в смерти Христа – пить из Его чаши и креститься в Его жертвенную смерть! Только те, кто жертвенно страдает с Ним как Его члены, получат удел с Ним в славе как Его сонаследники, как члены великого Пророка, Священника, Царя, Посредника, Судьи мира.
Словом, отсрочка печатания Нового Завета и благословения Израиля (а через Израиль всех родов земли) не является случайной и запланирована Богом. Почти девятнадцать столетий предназначено для поиска особого класса людей, “не от мира, как и Христос не от мира” (Иоан. 17: 16), но избранных из мира и получивших возможность страдать с Ним как Его члены и быть признанными в конце этого века (через Первое Воскресение) Его членами, участниками Его воскресения, Его славы. Другими словами, Бог запланировал, чтобы все Его благословения приходили через Иисуса. Но сначала Он позволил выбор Церкви, чтобы та была Его Невестой, Товарищем, Сонаследницей во всем, что Он унаследовал под Заветом Авраама. Так и написано: “Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники” (Гал. 3: 29), – наследники всех привилегий обетования, участники в деле благословения всех родов земли. Следовательно, Церковь в Писании названа Царственным Священством, которое в течение Тысячелетия будет находиться с Искупителем на престоле. Они названы участниками суда мира с Иисусом. Читаем: “Разве не знаете, что святые будут судить мир?” (1 Кор. 6: 2). Они будут членами великого Пророка, великого Учителя: “Господь Бог ваш воздвигнет вам из братьев ваших Пророка” (Деян. 3: 22). Воздвижение членов этого великого Пророка происходит уже около девятнадцати веков. Глава был воздвигнут первым. Члены Его Тела также скоро будут воздвигнуты, имея участие в “Его воскресении”. Они являются членами великого Посредника между Богом и людьми и будут иметь отношение к каждой черте посреднической деятельности в течение Тысячелетия. Господь, Глава, всегда будет Главою Церкви. Апостол говорит, что Бог поставил Христа Главою Церкви, которая есть Тело Его, – Главою над всем, Бог благословенный навеки (Еф. 1: 22, 23).
Мы убедились, что наш Господь, взойдя на высоту, явился за Церковь (за дом веры, не более) как ее Первосвященник, ее Ходатай, но не как ее Посредник, потому что Церковь не находится под Новым Заветом, как не находился под Новым Заветом ее Господь и Глава. Он является Семенем Авраама под первичным Заветом Авраама. Мы, Его Церковь, также являемся Семенем Авраама под тем же Заветом. “Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию [Завету] наследники” (Гал. 3: 29).
Новый Завет необходим как дополнение к Завету Веры, то есть Завету Авраама, потому что, как говорит апостол, “не во всех вера” (2 Фес. 3: 2). Подавляющее большинство рода Адама деградировало настолько, что неспособно приблизиться к Богу через веру, как это делал Авраам и как делает настоящая Церковь. Следовательно, единственным способом помочь большинству человечества является установление Посреднического Царства, которое силой подчинит грех и все, что противоречит праведности, и даст человечеству образец праведного правительства, праведного поведения, а также экспериментальный урок, иллюстрирующий благословения, которые получат праведные под Божественным устройством: кто под благотворным влиянием Посреднического Царства научится любить праведность и ненавидеть беззаконие, тот сможет получить большой дар от Бога – вечную жизнь через Иисуса Христа, нашего Господа, под функционированием запечатанного с Израилем Нового Завета, благословения которого распространятся во время Тысячелетия.
Обратите внимание на то, как наш Господь, прежде чем отвергнуть в Первом Пришествии буквальный Израиль, молотил и перевеивал весь народ, собирая класс пшеницы, всех “подлинно израильтян”, всех имевших веру Авраама и право на благословения Завета Авраама. Все они получили блаженную привилегию Вышнего Звания – привилегию разделить страдания Посредника Нового Завета, чтобы позже, как члены Его Тела, имевшие участие в Его крещении в жертвенную смерть, также иметь участие в “Его воскресении” к славе, чести и бессмертию; чтобы, разделив Его чашу печали – участвуя в “крови Нового Завета” (потребляя ее), они могли впоследствии разделить Его чашу радости в Тысячелетнем Царстве.
Они (их “не много”) не должны ждать, пока наступит примирение с Богом насильно, вынужденно, под правлением Посреднического Царства Тысячелетнего века. Через веру они уже примирились с Богом смертью Его Сына. Ведь, как говорит апостол, Он не только примиряет нас, но и поручил нам служение примирения – привилегию, службу приведения других к состоянию примирения и согласия с Богом. Привилегия таких – послужить тем, кто имеет уши, чтобы слушать, следуя в этом примеру Иисуса и апостолов. Но служение примирения, порученное сейчас верным для верующих ушей, позже распространится на мир в Тысячелетии. Весь труд Посреднического Царства под контролем великого Посредника-Царя и связанных с Ним царей и священников будет трудом примирения. Великий Посредник примирит, то есть в конце этого Евангельского века удовлетворит требования Справедливости за грехи всего мира, представив заслугу Своей жертвы за мир, когда Церковь, которая есть Тело Его, полностью воспользуется этой заслугой и отдаст ее. Тогда в Тысячелетии Он будет посредничать: иметь дело с “людьми” – миром.
“Тех, кто из дома веры” (ВоП.), кого Бог может принять и принимает на условиях Завета Авраама (Завета Благодати, Завета Веры, представленного в Сарре (Гал. 4: 22-31)), не только намного меньше, но они сильно отличаются во всех отношениях от человеческого рода, упомянутого в нашем тексте как “люди”. Наш Господь всегда говорил о первых, что они совершенно другие, отделены от мира: “Они не от мира, как и Я не от мира”. Пророчество об излитии святого Духа показывает, что они отличаются от остального мира. В Пятидесятницу и в течение Евангельского века Богу было угодно излить Свой святой Дух на Своих рабов и рабынь – на тех, кто способен прийти и приходит к общности с Ним через Христа на условиях веры первичного Завета Авраама. Но Он выразительно показывает нам через пророчество, что в свое время Он “изольет дух Свой на всякую плоть” (Иосиф.) – на людей, мир, человечество.
Это явное отличие класса Церкви, призванной вместе с Господом Иисусом в этом Евангельском веке под особыми благословениями Завета Авраама, ясно и убедительно показано в образе Исаака и его невесты и сонаследницы, Ревеки. Авраам (образ Бога) послал своего слугу Елиезера (образ святого Духа) найти невесту для своего сына Исаака. Слуга представил определенные доказательства своей миссии и полномочий. А когда Ревека поверила и приняла предложение Авраама стать невестой Исаака, она получила дары, символизировавшие дары и плоды святого Духа. Тогда верой она отправилась навстречу своему мужу, с которым была помолвлена. Эта иллюстрация дана Богом и полностью отвечает каждому стиху Писания. Нам не сказано, что Исаак позвал свою невесту, а затем действовал как посредник между ней и своим отцом, как не сказано, что Исаак вообще имел что-то общее с ее привлечением. Исходя из этого, мы читаем слова нашего Господа: “Никто не может прийти ко Мне [как ученик, как последователь, как сонаследник в Моем Царстве – как член Моей Невесты], если не привлечет его Отец, пославший Меня” (Иоан. 6: 44). И еще: “И никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон” (Евр. 5: 4).
Посмотрите снова на наш заглавный стих. Обратите внимание на его контекст! Почему апостол написал эти слова?
Контекст показывает, что он советовал совершать молитвы за всех людей, а не только за Церковь; что молитва должна упоминать царей и тех, кто при власти. Мы не должны молиться, чтобы они были членами Тела Первосвященника и Посредника для мира, но мы должны молиться о том, что больше всего послужило бы интересам Церкви, избранного класса, который сейчас собирается, “чтобы нам проводить тихую и спокойную жизнь во всяком благочестии и степенности” (1 Тим. 2: 2, ВоП). Апостол продолжает объяснять, почему мы должны помнить в молитве о руководителях мира. Он говорит: “Это хорошо и угодно в глазах нашего Спасителя Бога” (ВоП). Он хочет, чтобы мы думали великодушно, сочувственно, доброжелательно о людях в мире, потому что Он Сам так думает о них и намеревается, “желает, чтобы все люди были спасены [избавились от изъянов грехопадения] и пришли к полному знанию истины” (ВоП). Он не хочет, чтобы все люди сейчас пришли к этому знанию, так как Ему известно, что сатана, бог мира сего, ослепляет умы многих, чтобы они не получили этого знания, а Его время еще не наступило, чтобы связать сатану. Но поскольку Он желает, чтобы окончательно все пришли к познанию Истины, то, должно быть, хорошо и угодно в Его глазах, чтобы мы молились за них и благожелательно относились к их интересам и благосостоянию, насколько это связано с нашими интересами.
Поддерживая эту точку зрения – что все человечество должно выйти из-под приговора смерти и прийти к познанию Истины, – апостол указывает на то, что Бог предусмотрел следующую возможность: поскольку есть один Бог, то есть и один Посредник между Богом и людьми – между Богом и миром. Тот факт, что этот Посредник уже умер за грехи всего мира (как выкупная цена), и следующий факт, что Он был признан Богом и высоко превознесен, вселяет нам уверенность в полном осуществлении Божьих милостивых намерений относительно человечества. Мы видим Бога, мы видим осужденный мир и мы видим Посредника, предвиденного для примирения этих двух сторон. Прошло больше восемнадцати столетий, а мы дальше видим то же самое. Однако кроме этого мы видим, что Господь зовет и освящает “Малое Стадо” членов Тела Посредника под главенством этого великого Посредника. Тогда, в условиях Нового Завета, все человечество получит свой удел в благословениях искупительной жертвы Иисуса.
Все человечество является “по природе детьми гнева” (ВоП), с домом веры включительно (кроме его Главы). Все человечество было “врагами [Бога], по расположению к злым делам” в том смысле, что все люди по причине невежества и грехопадения были нарушителями Божественного Закона, а потому заново подлежали бы Божественному осуждению, если бы были освобождены от приговора смерти за первоначальный грех. Церковь и мир (“люди”) в этом отношении одинаковы. Но здесь присутствует очевидная разница. Все были грешными, но не все возлюбили грех. Все были несовершенными по плоти, но некоторые в своем уме стремились к Богу и искали Его. Тех из упомянутого класса, кто имел глаза веры и уши веры, Бог в этом Веке пожелал оправдать верой. К остальным, слепым и глухим, будет, в течение Тысячелетия под Посредническим Царством Христа, применяться сила. Когда их глаза и уши откроются, тогда преклонится всякое колено и всякий язык будет исповедывать.
Здесь мы видим различные классы, а также повод для такого различия в методах Божьего поведения с ними. Привлекая некоторых к Христу, Он позволяет им представлять свои тела, находящиеся под Одеждой Христовой праведности, в живую жертву и, тем самым, становиться мертвыми как люди. В то же время, Он Своим Святым Духом дает им зачатие к новой природе как членам и соучастникам с Его Сыном, великим Вождем их спасения. Они, как Новые Творения, не нуждаются в посреднике между собой и Отцом, потому что, как говорит Искупитель: “Сам Отец любит вас” (Иоан. 16: 27). А еще апостол Павел утверждает: “Кто будет обвинять?. Бог оправдывает” (Рим. 8: 32, 33). Если Сам Бог оправдал их и принял их жертву, считая ее “святой, благоугодной”, то они, однозначно, не нуждаются в посреднике между Отцом и ими, но сами готовятся быть членами Царственного Священства, членами Тела великого Посредника.
Однако они нуждаются в Том, Кого, согласно Писанию, имеют, – в Защитнике. Мир, которому нужен Посредник и Его посредническое Царство, получит то, что Бог предвидел для него. Церковь, которая нуждается в Ходатае, видит, что Бог уже обеспечил эту нехватку. “Мы имеем ходатая пред Отцом, Иисуса Христа, праведника” (1 Иоан. 2: 1). Но мы (Церковь) не имеем посредника перед Богом, так как посредник здесь абсолютно неуместен, Он был бы вмешательством в замечательные отношения Церкви, признаваемые Отцом и Сыном.
Но почему мы нуждаемся в Ходатае? Хотя мы, как Новые Творения, свободны от осуждения, имеем полноценную общность с Отцом и можем приходить к Нему “к [небесному] престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи”, тем не менее, мы, Новые Творения, еще не имеем новых тел и не будем иметь, пока не получим их в Первом Воскресении. Тем временем, согласно Божественному устройству, мы должны пользоваться нашими земными телами, которые Бог и мы признаем несовершенными. Поскольку мы можем действовать только через наши тела, то мы “не то делаем, что хотели бы”, потому что “не живет в нас, то есть в плоти нашей, доброе”. И если по причине слабости или неведения плоти мы ошибаемся, то Бог предусмотрел для нас следующее: наш Ходатай, Чья заслуга-выкуп была применена за нас, является за нас (образно применяет Свою заслугу), чтобы аннулировать наши неумышленные прегрешения и таким образом сохранить нас в глазах Отца без пятна или порока.

R4515 (1909 г.)