[R4517]
АВТОБИОГРАФИЯ СВ. ПАВЛА
2 КОРИНФЯНАМ 11: 21; 12: 10
Заглавный текст: “Но [Господь] сказал мне: «Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи»” (2 Коринфянам 12: 9).
Краткий рассказ св. Павла о своей жизни, приведенный в этом исследовании, был написан в Македонии в 57 году н. э., до событий, отмеченных в наших последних исследованиях. Он передает нам различные факты, записанные в Книге Деяний. Оппоненты могут критиковать его рассказ о пережитых испытаниях и победах веры и утверждать, что скромность апостола должна была воспрепятствовать такому хвалебному рассказу о своих похождениях. Однако у Церкви в Коринфе и у всего Божьего народа с тех пор есть повод для благодарности за этот рассказ. Это была защита апостолом не только самого себя, но, прежде всего, доктрин Христа, которые он, как глашатай Господа, был призван провозглашать. В Божьем порядке он был лидером в изложении христианской доктрины – как тогда, так и с тех пор. Его изложению противостояли лжеучителя и псевдоапостолы, а также “притворяющиеся учителями”.
Апостол был вынужден противостоять врагам вне и внутри Церкви, и только Божественная сила, по-видимому, могла поддержать его в столь неравной борьбе. Он провел более года в Коринфе, сея семена Истины и утверждая там верующих, одновременно ободряя другие маленькие группы Господнего народа в разных местах посланиями и письмами. Работа процветала, и Господь позволил противнику возбудить внешнее и внутреннее сопротивление. Внутренне лжебратья выдвигали различные обвинения против св. Павла. Они выступали против некоторых его учений. Они отрицали, что он был апостолом в большей степени, чем они сами. Они утверждали, что он ошибался, когда учил, что обрезание язычникам не нужно; что его учения не были непреложными и последовательными (2 Кор. 1: 17); что он был склонен к самовосхвалению (2 Кор. 3: 1; 5: 12; 10: 8); что он взял на себя неправомочную власть (2 Кор. 10: 14).
Они обвиняли его в непатриотизме и потере веры (2 Кор. 11: 22); что он вовсе не был слугой Христа (2 Кор. 10: 7; 11: 23); что он ложно выдавал себя за одного из послов Христа (2 Кор. 11: 5; 12: 11); что он не мог предъявить никаких доказательств своего апостольства; что в отличие от двенадцати, он никогда не знал Христа лично; что его свидетельство было получено из вторых рук, а не напрямую, как у других.
Нас не удивляет, что эти лжеучителя [R4518] смутили Церковь в Коринфе, в результате чего возникли расколы, фракции, секты, партии: одни говорили, что они – Павла; другие – Аполлоса; третьи – Петра и т. д. Они упрекали св. Павла за то, что он занимался своим ремеслом и получал дары из Македонии (2 Кор. 11: 2-10), утверждая, что он должен был настоять на своих нуждах перед коринфянами. Они намекали, что сборы, сделанные для бедных в Иерусалиме, вероятно, частично были для него самого (2 Кор. 12: 16). Они даже спрашивали, точно ли он еврей по крови, а может язычник полностью или частично (2 Кор. 11: 22). Эти злые стрелы и даже горькие слова, должно быть, глубоко и больно ранили такого чувствительного человека, как апостол, особенно если они исходили от бывших друзей, ради которых он был готов потерять все. Но второе Послание к Коринфянам было написано, можем быть уверены, не только для самозащиты, но, прежде всего, для защиты Истины, потому что если бы он лично был дискредитирован, то были бы дискредитированы и истины, которые он представлял, а также Сам Господь и Его славный План.
Св. Павел не был одинок в этих опасностях от лжебратьев и мира. В прошлом Сократ, Кальвин, Уэсли, Вашингтон, Савонарола, Линкольн, Грант имели своих предателей, клеветников, очернителей. Епископ Филлипс Брукс в последние годы пережил тяжелые испытания в этом отношении, которые заставили его написать такие строки о себе:
“И вот как он выглядит,
Это утомительное создание, Филлипс Брукс?
Неудивительно, если он так выглядит.
Церковь сомневается в Филлипсе Бруксе!
Что ж, если он знает себя, он постарается,
Чтобы сомнительные взгляды утихли.
Он не смеет обещать, но будет стремиться,
Даже как епископ, быть кротким;
Идти путем, который ему укажут,
Довериться силе, которая не его собственная,
Наполнить годы честным трудом,
Служить свой день и не уклоняться;
Чтобы забыть, что говорили люди,
Хранить свое сердце и ум,
Пока люди, положив его на покой,
Скажут: "По крайней мере, он сделал все, что мог"”.
ТРИ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА СВ. ПАВЛА
Исходя из вышесказанного, мы можем разделить защиту апостола во Втором послании к Коринфянам на три части:
(1) Страдания, которые он перенес в связи с проповедью Истины, показали его любовь к ней, его любовь к Господу и любовь к тем из человечества, кто имеет слух.
(2) Доказательством его апостольства служили дарованные ему видения, общение с Богом и глубокое проникновение в духовные истины, а также факт, что Господь особо поручил ему провозглашать Его имя в Иерусалиме и язычникам. Это, в сочетании с тем, что он видел Господа “как бы до срока рожденный” (ВоП), было главным доказательством его апостольства, а также служения, которое ему было позволено оказывать Господнему делу в соответствии с этим поручением.
(3) И, наконец, его дальнейшее доказательство: он по-прежнему был служителем Господа и Его послания для тех, кто имел слух.
Под первым пунктом св. Павел перечисляет его верность, говоря: “Израильтяне ли они? Я тоже. Семя ли они Авраама? Я тоже. Рабы ли они Христа? Я служу больше; ибо я служил или служил больше, чем они, на больших полях; в трудах более обильных; в ударах сверх меры, полученных от рук язычников, а иудейская мера – сорок ударов”. В темницах он бывал чаще; чаще подвергался смерти; иудеи били его до последнего (тридцать девять ударов); пять раз его били палками; его побивали камнями; он терпел кораблекрушение; день и ночь он провел на глубине на обломках корабля; часто путешествовал; подвергался многим опасностям от наводнений, от разбойников, от язычников, от своих соотечественников, в городе и в пустыне, на море и среди лжебратьев. Усталость и болезненность своего служения, бодрствование, голод и жажду, пост, холод и лишения он испытал больше, чем кто-либо из других апостолов. Кроме того, в Божьем провидении забота обо всех церквах была его приятной и тяжелой обязанностью. Все это свидетельствовало о его высочайшей любви к Богу, ближним и братьям, не имеющей себе равных.
Согласно второму пункту, он видел Господа как духовное существо в сиянии, ярче солнца в полдень, и [R4518] раньше остальной Церкви. То, что другие апостолы видели нашего Господа в течение сорока дней Его явления как человека после воскресения, не сравнится по важности со свидетельством воскресения нашего Господа, которое видел св. Павел. Кроме того, у него было удивительное видение, или откровение, в котором он “восхищен был до третьего неба” и видел то, что не был уполномочен объяснить.
Третье небо – это новое небо будущего, Тысячелетнего века. Первое “небо и земля”, или первоначальный порядок, исчезло в потопе. Второй порядок – “небо и земля”, – начавшийся после потопа, сохраняется до сих пор. Третье “небо и земля”, или новая эпоха, – это то, что должно наступить, что будет введено во Втором пришествии Мессии. Другими словами, св. Павел в видении был восхищен и получил представление об условиях Тысячелетнего Царства, его славе, благословениях и т. п. – о том, что в то время не полагалось открыть в целом. Тем не менее, это видение помогло апостолу ясно осознать Божественные цели, сформировало все его послания и придало им окраски.
И теперь, “в свое время”, писания св. Павла представляют собой ключ к Божественному Плану Веков. Он видел более буквально то, что впоследствии было открыто в символах св. Иоанну на Патмосе и передано Церкви в символах, которые не могли быть раскрыты до поры до времени. По причине этого он вполне мог написать: “Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое, ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа” (Гал. 1: 11, 12).
Третий критерий, а именно его святость, повсеместно проявляется в его трудах. Он проповедовал не ради грязной корысти, не ради мирских аплодисментов, не ради почестей людских – даже не ради почести от Церкви. Он заявлял: “Я же охотнее всего буду тратить и себя растрачу за ваши души. Если я в большей мере люблю вас, то я менее любим” (ВоП). И снова он говорит то, что подтверждает его жизнь: “Ибо я ищу не вашего, а вас”.
Его “жало в плоть” (вероятно, слабость глаз, возникшая в результате его ослепления сильным светом по пути в Дамаск) кажется, омрачило его внешность и, ради дела, оправдало его молитву к Господу об облегчении и, таким образом, о более широком влиянии. Его молитва была услышана, но не так, как он ожидал. Господь сказал, что даст Свою возместительную благодать: “Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи”. Апостол уверяет нас, что он от всего сердца согласился с этим предложением, говоря: “Итак, с великой радостью буду страдать, дабы преизобиловала во мне благодать Божия”.
Какой замечательный урок для нас в испытаниях св. Павла, и как справедливо он писал, что мы должны следовать за ним, как он следовал за Господом Иисусом!
R4517 (1909 г.)