[R4524]
ЗЛОСЛОВИЕ И НЕНАВИСТЬ

Многие, злословящие других, говорят: “Да прославится Господь!” Иногда они даже признаются в любви к тем, кого порочат, и показывают, что не знают, какого они духа. В Писании сказано: “Любовь не делает ближнему зла”. Если мы причиняем вред нашему ближнему словом, действием или мыслью, то за этим должен стоять мотив или причина, и это должен быть плохой мотив или причина, если только мы не сделали этого по незнанию. И, конечно же, мы ответственны за то, чтобы избежать невежества, проявляя бдительность в познании и применении на практике Божественных предписаний.

Поэтому в общем смысле мы можем заключить, что злые слова и злые дела представляют собой некое неправильное состояние ума или сердца. Ненависть классифицируется как часть духа Божьего Противника, и, откровенно говоря, каждое Божье дитя должно бежать от всего подобного и испытывать ужас при одном только предположении, что оно может обладать чем-то сродни нехристоподобному характеру. Однако всем следует помнить библейское высказывание, что человеческий ум обманчив – не обязательно лицемерен, но, как говорит апостол, часто обманывает сам себя. Все, кто стремится совлечь с себя все дела плоти и дьявола, должны молить Господа словами псалмопевца: “От тайных [моих] очисти меня и от умышленных удержи раба Твоего” (Пс. 18: 13, 14). Каждый из Господних последователей должен ежедневно, да что там, ежечасно, следить за своими мыслями, словами и делами, а также за мотивами, лежащими в их основе. Апостол говорит, что мы должны судить себя. Он уверяет нас, что тщательно исследующие, критически изучающие себя должны стремиться привести сами мысли своего ума в плен к Божьей воле во Христе. Таким не придется подвергаться трудным испытаниям, которые выпадут на долю других, более беспечных и менее ревностных в познании и исполнении воли Отца.

Мы уже рассмотрели высказывание апостола о том, что нам предстоит двойная работа: мы должны совлечь определенные черты характера, потому что они принадлежат ветхому человеку с его развращенными привязанностями и желаниями. И мы должны облечься в плоды и благодати святого Духа. В той мере, в какой мы совлекаем одно, мы готовы, мы имеем привилегию облечься в другое. Только совлекши гнев, злобу, зависть, распри и т. д., мы можем облечься в кротость, мягкость, терпение, долготерпение, братскую доброту, любовь.

ВЕРНО ПРЕПОДАВАЯ СЛОВО

Подчеркивая в самой полной мере вышеизложенные мысли, мы хотим предостеречь некоторых от неправильного понимания того, что представляет собой злословие. Наша подсказка, наше руководство в этом вопросе должно измеряться предписаниями и примерами Священного Писания. Некоторые не могут правильно понять, что такое злословие, и у них создается впечатление, что любая критика и любое возражение против веры другого – это злословие. Это неправильная мысль. Согласно этой мысли, наш Господь и апостолы занимались злословием. Тот, кто имеет такое представление, должен перестроить свои представления так, чтобы они соответствовали Писанию.

Сказать, что некий брат теперь не верит в то, во что верил раньше, не является злословием, если это правда. Св. Павел совершенно свободно говорил о ложных учениях и особо упоминал имена некоторых из тех, чьи порочные учения вредили Делу, “разрушая в некоторых веру”. Наш Господь Иисус в свое время критиковал неправоту некоторых. Он обратил внимание на то, что некоторые из них лицемерили, поскольку не следовали своему учению. Но ни Господь, ни апостолы не делали личных нападок, не клеветали на других. Честно рассказать о том, во что верит другой, и показать, что это неправильно, – это вовсе не злословие. Это высказывание Истины, которая всегда должна произноситься в любви. Во многих случаях говорить так – наш долг.

В одном из последних номеров мы опубликовали письмо брата Уилкокса к брату Макфейлу, потому что нам показалось, что брат Уилкокс по-доброму, не пытаясь в какой-либо степени оклеветать характер брата Макфейла или сказать злое слово против него лично, подверг критике некоторые доктрины брата Макфейла и попытался показать их ошибочность и то, что некоторые из них являются софистикой, а не логикой. Это то, что мы часто делаем с представлением взглядов наших пресвитерианских и методистских братьев, к тому же с самыми добрыми намерениями, чтобы помочь открыть глаза их понимания. Несколько дорогих друзей были склонны критиковать брата Уилкокса, но, как нам кажется, без справедливых на то оснований.

С другой стороны, давайте скажем, что мы не можем сочувствовать ни одному резкому или недоброжелательному высказыванию ни по отношению к братьям, ни по отношению к миру. Если некоторые из тех, кто когда-то радовался свету, стали более или менее слепыми к нему, это причина, по которой мы должны сочувствовать им – не сочувствовать так, чтобы поощрять их в их неправильном поведении, но сочувствовать так, чтобы жалеть их и быть готовыми любым возможным способом помочь им вернуться на правильный путь. Даже когда они ложно истолковывают нас, мы должны, насколько это возможно, отнести это на счет их слепоты и молиться за них, а не бить их в ответ. “Смотрите, чтобы кто кому не воздавал злом за зло; но всегда ищите добра и друг другу и всем”.

Давайте помнить, что окончательным испытанием характера является любовь к Богу и братьям, и даже к врагам – не только на словах, но и на деле и в Истине – от чистого сердца. Если, как мы постарались изложить, мы сейчас все глубже и глубже входим во время испытания, “годину искушения, которая... испытает живущих на земле”, и если мы видим, что многие теряют свою стойкость, давайте не будем бранить их, не будем даже недоброжелательно относиться к ним, а наоборот, подумаем о себе и будем внимательны к своим собственным шагам, чтобы они были по стопам Иисуса. Будем помнить, что противник испытывает одних в одном направлении, других – в другом. Давайте помнить, что мы сами должны быть испытаны “огнем [который] испытает дело каждого, каково оно есть” (1 Кор. 3: 13).

Если противник может возбудить в нас гнев, злобу, ненависть и вражду, даже по хорошему поводу – даже против сатаны или тех, кого он в какой-то степени использует как своих слуг (Рим. 6: 16), – он тем самым отравляет наши сердца и соответственно отделяет нас от Господа и Его Духа. Мы не можем быть слишком осторожны в этом вопросе!

Мы убеждены, что Бог в нужное время обратил наше внимание на целесообразность предложенного нами Обета, который, как мы считаем, помогает многим святым во многих отношениях. Мы постоянно слышим от тех, кто принял Обет, что они получают благословение. Некоторые говорят нам, что ежедневное повторение Обета помогает им, напоминая о необходимости следить за каждым своим словом и поступком; другие говорят, что их собственная заинтересованность трудом жатвы и всеми дорогими соработниками принесла значительное благословение в результате принятия Обета; еще другие уверяют нас, что они получили особое благословение от того, что их предупредили относительно спиритизма и оккультизма и оградили от них; еще другие открыто пишут нам, что они нуждались в мерах предосторожности, предложенных Обетом относительно поведения с противоположным полом, что принесло им большое благословение.

Мы не ставили Обет в качестве проверки христианского братства! Боже упаси! Мы не имели бы на это права! Если бы это было Божественное повеление, то это не был бы обет вообще; ведь обет – это добровольное соглашение, ограничение, жертва, принесенная для нашей помощи или ради того, что, как мы верим, будет во славу Господа. Предложенный Обет, самое большее, подчеркивает для нашего ежедневного рассмотрения и практики некоторые из тех особенностей нашего Обета Посвящения (нашего Обета Крещения), которые ранее были менее заметны многим – особенности, которые, тем не менее, каждый включил в свой Обет Посвящения верности Господу, интересам Его Дела и тому, чтобы избегать греха до самой смерти.

Безусловно, этот Обет был доведен до сведения Церкви Господним провидением именно в это время, чтобы пробудить Его народ, приблизить его к Себе и сделать очень осторожным, осмотрительным в отношении каждого слова, поступка и мысли. Несомненно, приближение к Господу, которое уже произошло во многих сердцах благодаря Обету, и пребывание рядом с Господом, чему способствует ежедневное повторение Обета, оказывает большое влияние на многие сердца. Мы верим, что многие другие Господние посвященные еще увидят, [R4524] что они упускают благословение, медля привязать свою жертву вервями к алтарю.

Но пусть никто не подумает об Обете как о талисмане или фетише. Его благословение приходит через то, что он держит нас рядом, “под сенью Всемогущего”, где лукавый не может нас коснуться. И давайте добавим здесь слово предостережения, предположив, что те, кто принял Обет, если они станут небрежно относиться к его положениям, тем самым станут более предосудительными в глазах Господа, чем если бы они никогда его не принимали. “Чашу спасения приму и имя Господне призову [на помощь]. Обеты мои воздам Господу пред всем народом Его” (Пс. 115: 4, 5).

Еще одно слово предостережения. Предостерегая тех, кто еще не принял Обет, чтобы они остерегались противиться ему – препятствовать такому шагу посвящения со стороны других, – мы также предостерегаем тех, кто принял Обет, чтобы они не хвастались и, в результате, не позволяли чувству самодовольства зарождаться в их сердце. Мы можем легко понять, как противник может искушать некоторых именно в этом направлении. “Не гордись, но бойся” (Рим. 11: 20). Пусть никто не пытается навязывать Обет другим, но каждый пусть будет полностью предоставлен своей совести. Давайте посоветуем этот Обет со всей своей любви умеренностью. Помните, что смирение – первая из благодатей, и от него во многом зависит, выдержим ли мы испытания, которые сейчас так многообразно обрушиваются на всех, кто назвал имя Христа. Как испытание начинается с Церкви и переходит на мир, так, очевидно, в Церкви испытание приходит сначала к тем, кто занимает видное положение. И они должны быть более бдительными, более молитвенными, более ревностными, чтобы устоять. [R4525]

Попытки противника разнообразны. Одних он обманывает лестью, гордостью и честолюбием; других хочет победить унынием, замешанном на смирении; третьих привлекает удовольствиями настоящей жизни; четвертых – праздностью и популярностью; пятых – неверно направленной энергией, которая постепенно уводит с узкого пути. Некоторые соблазняются слишком большим почитанием человеческих учений, человеческих авторитетов, раболепием перед вероучениями и теориями; других искушение настигает по линии неверности Богу и руководству Его провидения. Помните, что любовь к Богу означает верность Ему и Его Слову, каждому руководству Его провидения и благодати, а также верность братьям и сестрам. Еще немного, и наши испытания закончатся. Еще немного, и мы увидим Его лицо, если будем верны.

R4524 (1909 г.)