[R4526]
СВ. ПАВЕЛ О ТОМ, ЧТО БЛАЖЕННЕЕ ДАВАТЬ
2 КОРИНФЯНАМ 8: 1-15
Заглавный текст: “Надобно... памятовать слова Господа Иисуса... «блаженнее давать, нежели принимать»” (Деяния 20: 35).
Библия от начала до конца определенно не поддерживает денежные сборы. Пророки были бедны. Сам Спаситель не имел, где голову преклонить, а Его последователи, как отмечалось, были из простых людей, которые “с удовольствием слушали Его” (ВоП), принадлежа преимущественно к “бедным из мира”. И все же мы не знаем о каких-либо сборах денег, то ли для личного пользования, то ли для строительства церквей. Писание, которое мы рассматриваем сегодня, можно назвать единственным, имеющимся в Библии, призывом давать деньги, которые, к тому же, предназначались для бедных в Иерусалиме, сильно пострадавших от голода во времена римского императора Клавдия (Деян. 11: 28). Если бы страницы Библии изобиловали рассказами о том, как наш Господь и апостолы просили милостыню и “нахлебничали”, их жизнь и слова имели бы гораздо меньшее влияние на нас.
Тот факт, что их вера и проповедь не принесли им богатства, а стоили большого самопожертвования, является для нас убедительным доказательством их искренности, их честности – того, что они верили в то, что провозглашали. Если не вспоминать о самоотречении великого Искупителя, а лишь взглянуть на Его последователей, мы увидим, что, выступая за непопулярное дело, они стали объектами ненависти и насмешек, бойкота в обществе и везде. Вместо того чтобы извлечь выгоду из Евангелия, его принятие, по Божественному провидению, стоило им “потери всего”. Какими благородными были их характеры. Их не нужно было покупать за деньги, но они с радостью заплатили цену за Истину. Они считали свое земное имущество и надежды потерей и сором, лишь бы разделить страдания Христа и тем самым обрести сонаследование с Ним в Его Тысячелетнем Царстве через Первое Воскресение (Фил. 3: 8; Отк. 20: 4).
“БЛАЖЕННЕЕ ДАВАТЬ”
Наш текст предоставляет ключ к этому исследованию. Св. Павел доказал истинность слов Иисуса: “Блаженнее давать, нежели принимать”. Он был счастлив, “преизобиловал радостью при всей своей скорби” (ВоП), постоянно отдавая из своего запаса благодати и Истины на благо других. Он был более благословен в том, чтобы давать, чем любой из его слушателей в получении послания. Словами этого послания он стремился передать Церкви в Коринфе благословение и радость того, чтобы давать. Они уже знали о нуждах главной общины христиан – в Иерусалиме. Они уже знали, что св. Павел намеревался отправиться туда, и что другие язычники решили послать подарок через него – как бы признание того, что духовные благословения Евангельской вести пришли к ним через представителей иудейского народа.
Св. Павел знал, что давать ободрит и согреет их сердца и принесет им большое благословение, поэтому, не из эгоизма, а как истинный друг, он побуждал их к проявлению щедрости, чтобы увеличить их духовную силу и радость. Однако Он ничего не просил для себя. Чтобы вдохновить их на подражание, он рассказал о том, как церкви Македонии вносили пожертвования, сами находясь в бедственном положении. Изобилие их радости побудило их к большому великодушию, несмотря на их собственную большую бедность. Очевидно, что здесь, как и в других местах, среди “призванных” было “не много богатых”. Они давали в меру своих сил и сверх того без принуждения. Действительно, они просили апостола выступить в качестве их представителя в этом служении святым в Иерусалиме. Их поведение в этом вопросе было более благородным, чем смел надеяться апостол. Они, по сути, сказали: “Мы Христовы в этом деле, и твои после Него, так как, понимаем, что такова Божья воля”.
ПРЕДСТАВЬТЕ СВОИ ТЕЛА В ЖЕРТВУ
Апостол хотел привить мысль, что давать нужно от всего сердца. Если бы коринфяне узнали, каким благословением является давать хоть немного денег для помощи бедным, если бы они увидели, что в результате этого приходит большое благословение, то, подобно македонянам, были бы побуждаемы отдать себя Господу более полно, чем когда-либо. И это последнее было целью апостола в отношении всех христиан: “Итак умоляю вас, братья, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, [для] разумного служения вашего” (Рим. 12: 1).
Он похвалил их за веру, высказывания, знание, [R4526] усердие и любовь и призвал для их же блага не пренебрегать благодатью давать. Это послужит доказательством искренности их любви к Господу и братьям. Подчеркивая необходимость развития духа благожелательности, он напомнил им о Господе Иисусе, Который ради нас оставил богатство славы и чести, когда смирил Себя, чтобы стать “человеком Иисусом Христом”, чтобы искупить наш род от смертного приговора. Если наш Образец стал нищим, чтобы мы могли достичь богатства вечной жизни и общения с Божественным, то Его Дух в нас, несомненно, побудит нас “полагать души свои за братьев” (1 Иоан. 3: 16). И тот, кто положит жизнь свою за брата, несомненно, с еще большей готовностью положит время или денежное влияние для его помощи.
Но, подчеркивает апостол, это не означает, что они должны обременять себя слишком щедрыми подаяниями, равно как и не означает, что других следует полностью оставить без такого бремени за их счет. Среди людей, и особенно среди тех, кто составляет семью Бога, должен царить дух сочувствия и равенства. Он также напомнил им, что Бог смотрит не на сумму, а на состояние сердца, побуждающее к дару. И, конечно, все согласятся, что на темном пути скорби и смертной тени, по которому мы ежедневно идем, есть множество возможностей быть щедрыми даже тем, у кого нет денег. Доброе слово сочувствия или совета, и даже добрый взгляд иногда стоили для удрученного брата больше, чем горсть золота.
R4526 (1909 р.)