ФИЛОСОФИЯ ВЫКУПА
Читатели “The Watch Tower” могут засвидетельствовать факт, что этот журнал всегда поощрял исследование Священного Писания и обретение, насколько возможно, интеллектуального восприятия Божьего Слова. Однако мы всегда настаивали на том, что Божественное Откровение дано не с целью наполнить гордостью от простого знания Божественных тайн, а с целью созидания нас по подобию характера Нашего Искупителя и нашего Отца. Поэтому мы часто повторяем слова св. Павла: “Если.. знаю все тайны и имею всякое познание,. а не имею любви, – то я ничто” (1 Кор. 13: 2).
Мы должны избегать двух крайностей:
(1) Со стороны тех, кто делает весь упор на сердце и чувства и пренебрегает исследованием Божественного Слова и его тайн.
(2) Со стороны тех, кто исследует Библию из любопытства или желания блеснуть перед другими, и кто игнорирует развитие сердца и благожелательное проникновение в дух Божественного Плана.
Без сомнения, многие наши читатели понимали основы Евангелия Христа еще до того, как столкнулись с “Исследованиями Священного Писания” и их объяснением философии Божественного Плана. Мы уверены, что многие будут склонны говорить: “Да, я никогда не понимал ничего об искуплении, реституции, оправдании и освящении, пока не прочитал публикации “The Watch Tower”. Мои предыдущие христианские убеждения казались неясными, похожими на сон по сравнению с нынешним пониманием длины и ширины, высоты и глубины Божественной Мудрости, Справедливости и Любви”.
Но нет, дорогой брат, мы напоминаем тебе, что даже твоя неосведомленность о философии Выкупа не мешала тебе мысленно воспринимать и ценить большой общий факт, что “Христос умер за грехи наши, по Писанию” (1 Кор. 15: 3), и что мы имеем “искупление Кровью Его и прощение грехов”. На основе этой веры и без философствования ты имел “мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа”. Более того, ты, очевидно, оценивал возможность посвятиться Господу, перелистать новую страницу в жизни и т. д., несмотря на неясное понимание этого. И ты усвоил некоторые уроки в школе Христа в этом отношении, хотя и не знал, что ты был в Школе приготовления к большому труду будущего – суду мира. Ты также знал кое-что о самопожертвовании, хотя не оценивал философии того, как иметь участие “в страданиях Христа” как член Его Тела.
То, что мы припоминаем эти вещи, хорошо по двум причинам:
(1) Припоминание о них сделает нас более снисходительными к тем христианам, чьи глаза понимания еще не открыты на философию Божественного Плана.
(2) Это будет беречь нас от того, чтобы не разволноваться, когда какому-то бедному путнику приснится кошмарный сон и он закричит: “Проснитесь! Проснитесь! “The Watch Tower” отрицает Выкуп, Посредника и Новый Завет и делает это уже тридцать лет”. Этому бедному брату, разволновавшемуся, стоило бы взглянуть на состояние своего ума и осознать, что он никогда не видел, чтобы философия выкупа была представлена в какой-либо другой публикации. Если он может показать ее, мы будем рады, чтобы он процитировал ее – том и страницу. Трудность – в поверхностном видении. Он никогда не понимал философии выкупа, а если понимал, то, наверное, теперь слеп к ней.
Вера в Примирение – важная вещь. Но чем точнее наше знание, тем сильнее, крепче и разумнее будет наша вера. Если брат, который думает, что он проснулся, когда в действительности он спит, сядет и постарается связано свести воедино философию Примирения, то окажет себе большую услугу, потому что вскоре поймет, что, выдернув несколько ниточек аргументации из нашего объяснения, он полностью расстроил свою философию. Он обнаружит, что неспособен систематически, логично, рассудительно изложить Божественный План Веков, проследив его от обетования, данного Аврааму, до конца Тысячелетнего века.
Одно дело – искать повод для спора, для дискуссии и возражения, цитируя те или иные стихи на определенную тему и “пуская пыль в глаза”; и совершенно другое – систематически разложить Заветы, их посредников, их время, место, образы, противообразы и т. д.. Любой из нас может принять узкий или исчерпывающий взгляд на такой предмет как Выкуп. Мы могли бы искренне и решительно произнести: “Все гарантировано смертью Христа”. А могли бы с точностью и подробно подойти разносторонне к Библии, отметив разные шаги Божественного Замысла в том, как наш Господь оставил небесную славу, чтобы родиться младенцем, а также в Его юности, в Его посвящении в Иордане, в Его смерти на Голгофе, в Его вознесении, в Его появлении как Ходатая за Церковь перед Отцом, в том как было излито благословение Пятидесятницы, в Его деятельности с Церковью на протяжении этого Евангельского века – развитии избранного “малого стада”, а также “великого множества” до духовного уровня, в Его втором пришествии, в присоединении Его членов, его Невесты к Себе, в запечатывании Им Нового Завета для Израиля (и для мира через привилегию стать израильтянами), в Его Тысячелетнем царствовании славы и окончании этого, когда Он “за труд души Своей увидит (добро) и насладится” (Ис. 53: 11, Иосиф.).
Похожим образом мы могли бы говорить о Выкупе – что Иисус “отдал Себя как Выкуп за всех, – свидетельство, являемое в свои времена” (ВоП). Бесспорно, таким было Божественное намерение. Но применение Выкупа в течение этого века к Церкви и в течение следующего века к миру является дальнейшим развитием, показывая связь между этими “своими временами” и большим фактом предоставления Цены Искупления и ее широким применением, окончательно за всех.
Что означает вера в Выкуп, и что означает его отрицание – вот подобающие вопросы, вот полагающееся изучение. Независимо от совершенства или несовершенства философии, истинный верующий в Выкуп будет признавать:
(1) Что урегулирование отношений с Богом уже достигнуто, и что основа этого урегулирования находится в заслуге жертвенной смерти Христа.
(2) Что отрицать Выкуп означает прямо или косвенно отрицать одно или оба эти утверждения. Например, заявлять о своем родстве с Богом на основе своих совершенных или достойных похвалы дел, без Христовой жертвы, было бы отрицанием второго утверждения. Если кто-то заявляет, что он не уладил свои отношения с Богом через смерть Его Сына, это означает, что по его словам он еще не познал благословений, обеспеченных Выкупом. Это означает отрицание или отвержение его удела в Выкупе – отрицание Примирения между ним и Отцом. Поэтому те, которые заявляют, что им нужен посредник, отрицают Примирение между Богом и ними, а это означает в их случае отрицание действенности Выкупа. Выкуп, не дающий примирения за грех и не приводящий грешника к полной общности с Богом, не был бы Выкупом.
Этим мы не утверждаем, что говорящие, что Иисус является их Посредником, сознательно отрицают Выкуп. Мы допускаем, что многие из них просто запутались и вскоре (под Божьим провидением) увидят дела более отчетливо. Мы просто указываем на то, что теоретически и логически такие отрицают завершенный для них труд Христа, когда утверждают, что Он является Посредником между ними и Богом. Удивительно, что кто-то может так запутаться, что думать, будто он как Новое Творение, согрешил или отчужден от Бога. Как Новые Творения, мы не нуждались в искуплении. Лишь естественный человек, падший через грех, нуждался в примирении через смерть Человека Христа Иисуса и применение, то есть приписку, заслуги этой жертвы.
Следствием применения выкупной заслуги нашего Господа “за нас”, когда Он взошел на высоту, было немедленное упразднение всех наших грехов и приведение нас к непосредственному примирению с Отцом в тот миг, когда мы верой приняли Господние условия и представили себя живой жертвой. Иисус ни на миг не стоял между нами и Отцом. Миг, когда Он применил к нам Свою заслугу, это тот же миг, в котором Отец принял нас как Новые Творения, зачатые святым Духом, как “непорочных детей Божьих” (Фил. 2: 15, ВоП). Наш Господь Иисус стал для нас мудростью, оправданием, освящением и еще станет для нас освобождением; но именно Бог привлек нас, позвал нас. “Бог оправдывает” (Рим. 8: 33). Бог освящает нас для Себя и вскоре Он также поднимет нас через Иисуса к славному совершенству божественной природы. Наш Искупитель является нашим Ходатаем, Который, покрывая нас одеждой Своей заслуги, представляет нас тотчас и непосредственно Отцу, без кого бы то ни было между нами.
И, наоборот, заметьте, насколько по-другому заслуга Выкупа повлияет на мир в Тысячелетии. Она не упразднит таким же образом их грехи и не обратит их немедленно к Отцу. Такой шаг означал бы их гибель, потому что Божественный Закон немедленно осудил бы их снова на смерть за их плотской ум, бунтарство и неподчинение Божьему Закону. Заслуга Выкупа будет применена за мир непрямо, через запечатывание Нового Завета с Израилем, чтобы весь мир под устройством этого Завета и под большим Посредническим Царством праведности на протяжении тысячи лет мог получить самую полную возможность открыть глаза своего понимания, поменять свои каменные сердца на сердца из плоти, ради человеческой любви и сочувствия. На протяжении того века никто не будет допущен к Отцу; Посредник будет стоять между Богом и человеком, пока не усовершенствует желающих и послушных – пока Он действительно не оправдает их. Все будут подлежать суду Царственным Священством по чину Мелхиседека для исправления и поднятия. В течение того века все не пожелавшие подчиниться этому Великому Пророку, Священнику, Царю, “Посреднику между Богом и людьми”, будут полностью истреблены из народа во второй смерти (Деян. 3: 23). Всеобъемлющие последствия Выкупа будут принадлежать человечеству не раньше конца Тысячелетнего века (не раньше, чем человечество достигнет абсолютного оправдания, то есть совершенства). Потом они будут представлены Отцу – безукоризненные и безупречные.
Словом, действенность искупительной цены жертвы нашего Господа мгновенно достигает посвященного верующего через веру-оправдание и повиновение жертве, в то время как для мира заслуга этого Выкупа будет предоставлена постепенно, на протяжении всего Тысячелетнего века.
R4578 (1910 г.)