[R4599]
“МИЛОСТИ ХОЧУ, А НЕ ЖЕРТВЫ”
МАТФЕЯ 12: 1-14

Сутью данного исследования является соблюдение субботы. Умные люди, независимо от их религиозных убеждений, готовы признать мудрость, целесообразность, да, пожалуй, и необходимость в субботнем дне, дне отдыха раз в неделю. Поэтому все споры по этому вопросу относятся к тому, какой день должен отмечаться и как его отмечать. Когда через Моисея, посредника, Бог принял народ Израиля как Cвой особый народ, принимая его в отношения Завета через обещанное послушание Закону, Он выделил для него особый день недели, седьмой день, чтобы он был субботой, днем покоя. Этот Закон распространялся прежде всего на Палестину. Если бы он распространялся за ее пределы, охватывая всю землю, то по Закону следовало бы указать, какой день считать субботой на другом конце земли, где время, конечно же, отличалось бы на двадцать четыре часа.

Но те из нас, которые не являются иудеями от природы и не находятся под Заветом Закона, не связаны его ограничением, что суббота должна быть седьмым днем недели. Действительно, ни Иисус, ни апостолы никогда не ставили Евангельскую Церковь под Завет Закона. Они говорят нам, что те, кто был под ним, были “домом слуг” в рабстве, и что мы – “дом сынов”, если “стоим в свободе, которую даровал нам Христос”.

Это не означает свободу или право поступать неправильно. Но поскольку христиане не ограничены землей Палестины, это оставляет нам свободу следовать духу Закона, а не его букве. Это относится как ко всем десяти заповедям, так и к четвертой. Небесный Отец не обращается к Своим духовно зачатым детям с заповедями не убивать, не красть и т. д., потому что такие заповеди для них были бы лишними. Зачатые святым Духом любят Бога и почитают Его одного, поэтому им не придет в голову поклоняться изображениям, осквернять Святое Имя, наносить вред ближнему или брату. Напротив, их любовь к Богу будет вести их к почитанию Его Имени, к служению Его Делу, [R4600] а любовь к ближнему, как к самому себе, будет побуждать их оказывать ему служение – “доколе есть время, делать добро всем, а наипаче своим по вере” (Гал. 6: 10). Эта любовь, уверяет нас апостол, является исполнением Закона в том, что касается нас – исполнением духа Закона, так как “мы не под законом [Заветом Закона], но под благодатью [Заветом Благодати]” (Рим. 6: 14; Гал. 3: 29).

В иудеев была система субботних дней и субботних лет – седьмой день и (7 x 7 + 1 = 50) пятидесятый день, или день Пятидесятницы. У них была также система субботних лет: седьмой год и (7 x 7 + 1 = 50) пятидесятый год, или год юбилея. Все это было типичным, как объясняет апостол, и истинные христиане могут иметь их в качестве антитипов. Таким образом, для нас седьмой день представляет собой покой более возвышенного характера, чем покой по Закону – покой веры, вместо физического покоя. “Входим в покой мы уверовавшие” – покой веры, основанный на принятии Иисуса как нашего удовлетворения перед Богом. Мы достигаем полноты этого покоя, когда получаем зачатие святым Духом. Это было образно показано ниспосланием святого Духа в День Пятидесятницы. Подобным образом субботний юбилейный год Израиля имеет свой антитип в великом Тысячелетнем веке покоя (Деян. 3: 20). Но мы оставим обсуждение этого вопроса на более подходящее время.

Великий Учитель, будучи иудеем, был обязан, в той же мере, что и любой другой иудей, держаться каждой черты Завета Закона. Можем быть уверены, что Он не нарушил ни одной его черты. Он был обязан соблюдать его букву в том смысле и степени, в которых не повелевал нам, Своим последователям. Мы должны соблюдать лишь его дух. Поэтому, если бы мы жили в Палестине, то ни седьмой день, ни какой-либо другой день недели не был бы для нас обязательным. Но мы с удовольствием соблюдали бы дух иудейского Закона. Действуя в соответствии с этой свободой, ранняя Церковь начала собираться в первый день недели, потому что именно в этот день их Искупитель восстал из мертвых. В тот день Он явился некоторым в горнице, двоим по дороге в Эммаус, Марии, а затем и другим ученикам у гроба. Эти четыре проявления воскресения Господа отметили этот день в особом смысле как святой день для ранней Церкви. Они ждали в течение всей недели, и затем Он снова явился в первый день недели. Действительно, насколько нам известно, все восемь явлений Иисуса Его последователям после воскресения были в первый день недели. Неудивительно, что этот день стал известен как День Господень. Неудивительно, что они особо связывали с этим днем все Божьи благословения и покой веры, которые пришли к ним через Искупителя. Вполне вероятно, что жившие в иудейских общинах продолжали соблюдать также седьмой день, потому что его всеобщее соблюдение делало это необходимым. Но первый день недели стал общим временем, когда последователи Господа собирались вместе и принимали простую трапезу, называемую преломлением хлеба (не Господней Вечерей) в память о том, что в день Своего воскресения Иисус явил Себя последователям в преломлении хлеба.

ЗАКОН, УТРАТИВШИЙ СИЛУ ПО ПРИЧИНЕ ТРАДИЦИЙ

Однако из данного исследования мы не должны понимать, что Учитель упрекал иудеев за соблюдение седьмого дня, которое было их обязанностью. Его упреки касались некоторых крайностей. Фарисеи преувеличивали одни черты и полностью переоценивали другие черты Закона. По их теории, не было никакого вреда в том, чтобы есть зерна в субботний день, но срывать колосья они считали жатвой. А оттирать его от мякины они считали молотьбой и просеиванием. Аналогично, чесать шерсть или искать блохи оценивалось как охота, и, таким образом, разумный Закон Божий был доведен до абсурда. Иисус боролся только с такими нелепостями. Он показал, что человек имеет право утолить свой голод, и привел случай, когда пророк Давид сделал это без порицания. Он также вспомнил факт, что священники трудились в субботний день без вины. Он объяснил, что Бог желает видеть в Своих созданиях качество милосердия по отношению друг к другу, а не просто жертвование своими удобствами. Если бы они признали эту Истину, то не стали бы искать недостатки в апостолах.

Затем, как бы в подтверждение своей позиции, он исцелил человека с иссохшей рукой, также продемонстрировав своим чудом, что Он обладает Божественной милостью и что Его учение в этом вопросе имеет доказательство своей истинности. Он указал на непоследовательность своих критиков, сказав, что раз они готовы облегчить жизнь одному из своих животных, если оно упадет в яму в субботу, то, следовательно, должны видеть, насколько нелогично их возражение, чтобы Он лечил болезни людей в субботний день. Но злое сердце непослушно разуму. Факт, что Он показал, что Его учение превосходит их учение, возбудил в фарисеях зависть, злобу, ненависть и дух убийства. Тем самым они показали, что им не хватает качеств милосердия, любви, которые Бог особо одобряет и без которых мы не можем быть Его детьми. Жертва – это то, что полагается, но милосердие в большей степени указывает на приемлемое состояние сердца. Вполне возможно, что Иисус совершил так много Своих чудес в субботний день именно в качестве образа – пророческой картины великого факта, что антитипичный день, великий Субботний День, будет Седьмым Тысячелетним периодом, Тысячелетием.

R4599 (1910 г.)