БУДЬТЕ УМЕРЕННЫ ВО ВСЕМ
Притчи 23: 29-35
Заглавный стих: “Впоследствии, как змей, оно укусит, и ужалит, как аспид”.
Хотя нельзя сказать, что Библия повелевает полностью сдерживаться от опьяняющих напитков, тем не менее, можно утверждать, что везде, от Бытия до Откровения, она осуждает пьянство и обращает наше внимание на его распутные последствия, вредные как физически, так и духовно. По нашему мнению, климатические условия в очагах цивилизации и нервное напряжение нынешнего времени сделали эти беды злоупотребления спиртным просто ужасными. Приведенные факты полностью оправдывают нас как последователей Иисуса и апостолов идти еще дальше и настаивать на абсолютном отказе от всех алкогольных напитков. Особые обстоятельства и условия требуют особого подхода.
Например, когда дети Адама были почти совершенными, они могли заключать брак между собой и так делали, хотя подобное нельзя считать разумным или оправданным сегодня, когда большая наследственная деградация человечества до такой степени исказила нашу природу в отношении некоторых слабостей, что даже двоюродным братьям и сестрам было бы опасным вступать в брак ввиду последующих умственных отклонений их потомства. Другими словами, обстоятельства изменяют правила. Бесспорно, в течение почти восемнадцати веков произошли большие изменения в некоторых отношениях, и наиболее мудрые и благородные из человечества по сути пришли к выводу, что в наши дни употребление алкогольных напитков является, по меньшей мере, бессмысленным и чрезвычайно вредным занятием. Они представляют угрозу для сильных характером и является ужасным, неотразимым искушением для слабых, которым следовало бы получить поддержку со стороны сильных, чтобы нести бремя унаследованных слабостей. Масштабы преступлений и греха, которые прямо или косвенно связаны с влиянием алкоголя, должны заставить всех порядочных людей с ужасом остановиться и употребить свое влияние, чтобы этому противостоять. При этом мы не осуждаем всех тех, кто в той или иной мере попал в колею преступности и греха, порожденную алкоголем. Бесспорно, среди тех, кто изготовляет и распространяет эти напитки, а также тех, кто содержит вискарни и пивоварни, есть лица благородного ума, которые хотели бы скорее делать добро, чем зло. Рассуждая каким-то особенным образом, не совсем понятным для нас, они перекладывают ответственность с собственных плеч на плечи своих более немощных братьев и сестер из числа человеческого рода. Наверное, в основе всей этой торговли лежат деньги. Апостол говорит: “Ибо корень всех зол есть сребролюбие”.
ПОРТРЕТ ПЬЯНИЦЫ
В нашей нынешней лекции мудрец Соломон дает нам портрет пьяницы: красные глаза; горе; слезы; ссоры; ропот. Он советует: “Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно: впоследствии, как змей, оно укусит, и ужалит, как аспид”. Может показаться, что существует некий шарм или очарование, которым сопровождается алкогольное возбуждение, медленно истощающее силы и быстро порабощающее слабовольного. Мудрец связывает бесовскую власть спиртного с его близнецом – плотским желанием и повсеместным развратом, говоря: “Глаза твои будут смотреть на чужих жен, и сердце твое заговорит развратное”. Он добавляет: “Ты будешь, как лежащий средь моря [как плавающие остатки разбитого корабля], как спящий на верху мачты” (МБО) – в опасности неминуемой гибели. Он описывает состояние тех, кто напился как животное. Они не осознают своего жалкого состояния и чувствуют наибольшее наслаждение от такого беспамятства, и когда приходит похмелье после попойки, их единственное желание – снова попасть в возбуждение. Вот так, постепенно смыкаются оковы рабства самой губительной привычки, и человеческое достоинство постепенно попадает в зависимость, а земные мечты, не говоря уже о небесных, погружаются во тьму.
В Священном Писании написано: “Пьяницы.. Царства Божьего не унаследуют”, – ни один пьяница не может надеяться быть членом Тела Христа, избранной Церкви. Мы благодарны Богу, что для нас это больше не означает его окончательной погибели, хотя означает огромную потерю. Мы никогда не должны забывать, что тот, кто раз был пьяницей и выпутался из этого жалкого состояния, не пожелает оказаться в нем снова. Помните, что лишь “побеждающим” обещан удел в Его Тысячелетнем Престоле и Царстве. Кто теряет власть над своей плотью до такой степени, что становится пьяницей, не является побеждающим и в настоящее время не способен быть сонаследником Христа. Президент Соединенных Штатов в свое время высказался так: “Человеку, который активно занят полезным трудом, который хочет иметь в своем распоряжении все то лучшее, что имеется в нем, я со всей убедительностью хочу посоветовать и даже настоять: – Оставьте спиртное, раз и навсегда! Кто выпивает, тот добровольно лишает себя дальнейшего продвижения. Лично я не хочу так рисковать. Я не пью”.
Когда м-р Тафт говорил эти слова, он был Секретарем Военного Ведомства и, наверное, не считал, что полный отказ от спиртного не позволяет ему продвигаться по службе. Генерал Фредерик Д. Грант, известный противник спиртного, говорил: “Пьянство – наибольшее проклятие христианства, потому что практически все преступления и несчастья являются его результатом. Девяносто пять процентов – и я думаю, не меньше, – случаев дезертирства и беззакония в армии является следствием пьянства. Еще другая беда: выпивать в другой форме. Кто слышал о домах распутства без лиц легкого поведения или о сомнительных заведениях без стойки бара? Можете сказать молодежи, что генерал Грант не пьет и капли спиртного вот уже восемнадцать лет, потому что боится его пить”.
R4600 (1910 г.)