[R4603]
ПРИВИЛЕГИЯ И СИЛА МОЛИТВЫ

“Сказал также им притчу о том, что должно всегда молиться и не унывать” (Луки 18: 1-8).

Для вдумчивого и благодарного ума одной из величайших привилегий, которые предлагает Божье Слово, является возможность личной аудиенции и общения с Царем царей и Господом господствующих. Только подумайте, как велик наш Бог и как возвышено Его положение, как удивительно снисхождение, с которым Он относится к нашему низкому положению! Он тот, чья слава покрывает небеса и чье Царство управляет всей вселенной. Он тот, Кто не имеет ни начала дней, ни конца лет: “От века до века Ты – Бог”. Он – бессмертный, Самосуществующий, “Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может”.

Небеса возвещают славу Его, и небосвод являет творение рук Его. Во всей Его огромной вселенской обители нет ничего, что было бы скрыто от Него, и Он не может быть утомлен заботой о ней. Его мудрость кто может постичь? Его пути – кто может узнать их? Или кто был Его советником? Его могущественный интеллект с легкостью постигает все интересы Своего обширного владения, от необъятного до мелочей. Его глаз никогда не дремлет и не спит, и ни одна мелочь не ускользнет от Его внимания, даже падение воробья; и все волосы на наших головах сочтены. Его мастерство одевает жизнью и красотой полевую траву, которая сегодня есть, а завтра брошена в печь.

И разве мы, творения Его рук, не созданы “непостижимо и чудесно” (РБО), являясь также предметом Его любви и заботы? “Господи! Ты испытал меня и все знаешь. Ты знаешь, когда я сажусь, когда встаю; Ты издали видишь все мысли мои. Иду ли я, сплю – Ты смотришь за мной, все мои пути известны Тебе. Еще слово не слетело с моего языка, – а Ты, Господи, уже знаешь его. Со всех сторон Ты окружаешь меня, Ты меня держишь рукою Своей. Твое ведение непостижимо для меня – мне не достичь его высоты! Куда могу я уйти от Духа Твоего, от взгляда Твоего куда убегу? Если на небо взойду – Ты там; если сойду в шеол – и там Ты. Полечу я на крыльях зари, поселюсь у последнего моря – и там рука Твоя будет вести меня, и там будет держать меня десница Твоя. Скажу: «Пусть тьма укроет меня, пусть свет вокруг станет ночью» – но и эта тьма для Тебя – не тьма: ночь светла как день, мрак – что свет” (Пс. 138: 1-12, РБО).

Хотя мы – падшие создания, лишившиеся благородного положения, в котором были созданы, Бог так возлюбил наш род, когда еще мы были грешными, что большой ценой обеспечил наше искупление, реституцию и последующую вечную славу. А так как Он любит нас, Он через Христа оказывает нам милость прийти к Нему как дети к отцу. Какое удивительное снисхождение, какая удивительная любовь и благосклонность нашего Бога!

И все же наш Бог – это Бог, которого следует почитать. Он не такой, как мы, не равный нам, в чье присутствие мы можем приходить без церемоний и этикета, приличествующих Его славной личности и должности (Иов. 9: 1-35). На небесном дворе существуют правила и церемонии уважения и почтительного отношения, которые должен соблюдать каждый человек, желающий получить аудиенцию у Царя царей; и нам следует поинтересоваться, каковы эти правила, прежде чем мы возьмем на себя смелость обратиться к Нему. Здесь Божье Слово дает четкие указания. Наш Господь Иисус, назначенный “рассудить нас” (Мак.), о котором Иов так сильно мечтал (Иов. 9: 32, 33), сказал, “Я есть путь... Никто не приходит к Отцу, как только через Меня” (Иоан. 14: 6). Затем Он дал нам иллюстрацию того, как мы должны обращаться к Нему, в молитве, известной как молитва Господня (Матф. 6: 9-13).

Эта иллюстрация учит тому, (1) что мы (верующие во Христа) можем считать себя в оценке Бога восстановленными (через веру в Христа) к первоначальному положению сынов Бога, отчего мы можем с полным доверием обращаться к Нему “Отче наш”. (2) С нашей стороны это указывает на исполненное благоговения поклонение Высокому и Святому и глубокое уважение для славного характера и качеств нашего Бога – “Да святится имя Твое”. (3) Это выражает полное понимание Его явленного плана грядущего Царства праведности, которое будет отвечать Его воле – “Да придет Царство Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе”. Это показывает, что сердце должно обращаться к праведности, полностью подчиняясь Божественной воле и цели, чтобы Бог мог действовать в нем по Своей воле и по Своему благоволению. (4) Это выражает простым и понятным языком зависимость от Бога в удовлетворении ежедневных потребностей и уверенность ребенка в том, что Отец обеспечит эти потребности из Своей обильной полноты – “Хлеб наш насущный подавай нам на каждый день”. (5) Это ищет прощения за согрешения и признает обязательство, которое возникает при этом, воздавать тем же всякому, согрешившему против нас – “И прости нам грехи наши, ибо и мы прощаем всякому должнику нашему”. (6) Это ищет, как оградиться от искушений и укрепляться преизобильной Божьей благодатью против всех козней противника – “И не дай нам поддаться искушению” (МБО).

Таковы принципы, которые всегда должны характеризовать наше отношение ума и сердца, когда мы хотим воспользоваться привилегией обратиться к престолу небесной благодати. Если вкратце, то наши молитвы, чтобы быть угодными Богу, должны выражать сильную веру, любящее уважение и почтение, полное согласие с Божественным Планом и подчинение Божественной воле, детскую зависимость от Бога, признание грехов и недостатков и желание получить прощение, а также прощающее отношение к другим и смиренное стремление иметь Божественное руководство и защиту. Не всегда это можно выразить словами, но таково должно быть, по крайней мере, состояние души.

Приходящие к Богу таким образом имеют привилегию знать, что их интересы приняты во внимание перед престолом благодати. О том, что нам всегда будет оказан прием, можно судить по сердечным приглашениям приходить часто и оставаться надолго. Мы бы не решались воспользоваться такими привилегиями, если бы не были уверены в этом, но, имея такую уверенность, мы можем с доверием приходить к престолу благодати.

Господь знал, сколь важно для нашей духовной жизни такое общение с Ним. Гонимые бурями, подвергаемые испытаниям, как сильно мы нуждаемся в заботе нашего Отца, в утешении и успокоении, которое нам дает Его присутствие и сочувствие. И разве все кроткие и сокрушенные сердцем не имеют обетования не только быть внимательно выслушанными время от времени, но и ощущать постоянное присутствие Отца и Сына, нашего Господа Иисуса? Иисус сказал: “Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам. Иуда – не Искариот – говорит Ему: Господи! что это, что Ты хочешь явить Себя нам, а не миру? Иисус сказал ему в ответ: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим” (Иоан. 14: 21-23).

Мысль, которую это обетование о постоянном присутствии Отца и Сына доносит до нашего сознания, заключается в том, что Их мысли, забота и интерес будут постоянно обращены к нам, и что в любой момент мы можем привлечь особое внимание одного из Них или обоих. Ту же мысль передают слова апостола Петра (1 Пет. 3: 12): “Потому что очи Господа [обращены] к праведным и уши Его к молитве их”. Мы имеем наставление быть “в молитве постоянны”; “всегда молиться и не унывать”; “непрестанно молиться”; потому что “Как отец милует сынов, так милует Господь боящихся Его. Ибо Он знает состав наш, помнит, что мы – персть”; “Ибо как высоко небо над землею, так велика милость [Господа] к боящимся Его”; “Как далеко восток от запада, так удалил Он от нас беззакония наши”; “Милость же Господня от века и до века к боящимся Его, и правда Его на сынах сынов, хранящих завет Его и помнящих заповеди Его, чтобы исполнять их”. (Рим. 12: 12; Лук. 18: 1; 1 Фес.5: 17; Пс. 102: 13, 14, 11, 12, 17, 18).

Поэтому мы не можем слишком часто приходить к престолу небесной благодати, если принадлежим к тем, кто уверен в постоянном присутствии Отца и Сына – если мы принадлежим к тем, кто любит Его и соблюдает Его заповеди, кто признает Господа Иисуса единственным путем доступа к Отцу. И даже “если бы кто согрешил” – попал в прегрешение, – так что по его внешнему поведению можно было бы судить, что он не любит Господа, то, если он покается, пусть он помнит, что “мы имеем ходатая пред Отцом, Иисуса Христа, праведника”, Который “есть умилостивление [удовлетворение] за грехи наши”, “Он и ходатайствует за нас”. “Кто – в таком случае – будет обвинять избранных Божьих? Бог оправдывает. Кто осуждает? Христос Иисус умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас” (1 Иоан. 2: 1, 2; Рим. 8: 33, 34).

Поэтому апостол призывает, “Итак, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться исповедания [нашего]. Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно [нам], искушен во всем, кроме греха. Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи” (Евр. 4: 14-16).

При таких настоятельных и любящих приглашениях пусть ни одно Божье дитя не колеблется часто приходить к Нему или подолгу пребывать в общении и единении с Ним. Наша привилегия – войти в свою комнату, затворить дверь и молиться Отцу, видящему тайное, Который воздаст нам явно. (Матф. 6: 6). И не только это, но Он будет сопровождать нас во всех делах, в ежедневной суматохе и суете, и в любой момент среди забот и затруднений мы можем обратиться к Нему мысленно с молитвой о мудрости, силе и христианской стойкости, об утешении и успокоении для себя или других. И хотя мы не слышим ответного голоса, если мы внимательны к поступи Его провидения, мы вскоре увидим, как в ответ на такие молитвы формируются события и обстоятельства ко благу нам и другим. Возлюбленные, разве мы не убеждались в этом многократно – в затруднениях, в скорбях, в несчастьях, в гонениях, в утратах, в искушениях и испытаниях?

Приходя к Богу, мы не должны бояться, что Он слишком занят другими делами, более важными, или что Он устал от наших постоянных обращений к Нему с тем, что малосущественно. Именно для того, чтобы убедить нас в обратном, наш Господь рассказал притчу о докучливой вдове, которая была услышана и получила ответ на свою просьбу. Тем самым мы демонстрируем искренность наших желаний и веру в то, что наши молитвы будут услышаны, если мы не ослабнем от недостатка веры или усердия, когда ответ задерживается, как это часто бывает, поскольку время является важным элементом во всех Божьих делах.

Всю ночь до рассвета Иаков боролся в молитве, говоря: “Не отпущу Тебя, пока не благословишь меня”. Павел трижды обращался к Господу, пока не убедился, что Его благодати достаточно для него. Сам Господь часто проводил целые ночи в молитве, молясь искренне и со слезами (Лук. 6: 12; Матф. 14: 23; Мар. 6: 46; 1: 35; Лук. 5: 16; Евр. 5: 7). Также апостол Павел говорит: “Пусть во всем посредством молитвы и прошения [искренней мольбы] с благодарением ваши просьбы делаются известными Богу” (Фил. 4: 6, ВоП).

Апостол сам действовал по этому принципу, когда в своем послании к Римлянам призывал святых “подвизаться [греч. agonize] с ним в молитвах за него к Богу”, чтобы он мог успешно выполнить труд, который, как виделось, был под руководством Духа (Рим. 15: 28-32).

“Во всем”. Это означает, что наш Небесный Отец глубоко заинтересован всем, что касается нас и того, что наше. Бывает ли вещь слишком малая, чтобы ускользнуть от Того, Кто посчитал даже волосы на наших головах? Тогда в ежедневных домашних или деловых заботах мы можем рассчитывать на Его любящее сочувствие и помощь. Если советы матери и мудрость отца кажутся недостаточными, чтобы сдержать и направить по правильному пути порывистую и самоуверенную молодежь, они могут принести свои заботы и страхи Господу. И когда дети переступают порог, чтобы встретиться с искушениями мира, Его мудрость и провидение могут быть призваны, чтобы так сформировать их обстоятельства и окружение, чтобы в конечном итоге показать им верный, безопасный путь и безрассудство следования любым другим путем.

Вызывают ли деловые заботы недоумение и раздражение? Помните о предостережении Господа: “Чтобы сердца ваши не отягчались... заботами житейскими”, и предупреждение апостола: “А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть, и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу; ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям. Ты же, человек Божий, убегай сего, а преуспевай в правде, благочестии, вере, любви, терпении, кротости. Подвизайся добрым подвигом веры, держись вечной жизни”. Помня об этом, приходите к престолу небесной благодати за небесной мудростью и руководством, как вам обустроить свои земные дела, чтобы не быть обремененными заботами этой жизни. Стоит принимать на себя заботы зависимо от меры старательности (Рим. 12: 11) и использования такой старательности в служении Господу; но следует избегать избытка забот, их разъедающего влияния, которое мешает покою ума и общению с Богом,

Донимает ли бедность и вызывает тревожные мысли? Возложите это на Господа в молитве; а затем, заботливо используя имеющиеся в наличии средства для обеспечения достойных и честных вещей, терпеливо и с доверием ждите и наблюдайте за указаниями провидения, будучи уверенными, что Тот, Кто кормит птиц небесных, “которые ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы”, и Кто “траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь... так одевает”, может и желает одеть и накормить вас и тех, кто с вами.

Поэтому весь этот перечень земных испытаний и забот, нужд и бед, утрат и разочарований, бедствий и несчастий, неудач и недостатков, грехов и ошибок мы можем представить Господу в молитве и получить силу, сочувствие, утешение и помощь, в которых так нуждаемся. Давайте жить в присутствии Отца и Сына, обещавшим пребывать с нами. Это усладит наши дни и утешит наши ночи, облегчит наше бремя, уменьшит наши заботы и прояснит наши надежды, одним словом, поднимет нас над миром к более высокой и чистой атмосфере. Такова воля небес для нас. Давайте ценить и пользоваться этой привилегией.

Всеми своими наставлениями и примерами Господь уверяет нас, что горячая молитва праведника (оправданного и посвященного Божьего сына) может много (Иак. 5: 16). Нам также сказано приходить с верой. Иисус говорил: “Если будете иметь веру... все, чего ни попросите в молитве с верою, получите” (Матф. 21: 22). Поскольку Он обращался к Своим посвященным ученикам, то, конечно же, следует понимать, что все свои прошения они будут поручать Божественной мудрости, отчего ответы на их молитвы, хотя непременно придут, могут не всегда быть такими, как это ожидалось, но всегда будут рассмотрены и получат ответ тем или иным образом для их наивысшего блага.

Какая блаженная привилегия, дорогие соученики Господа, у нас – быть “в молитве постоянными”, “всегда молиться”, возносить наши сердца и мысли к Богу в любое время и в любом месте, тем самым осознавая ежедневно и ежечасно, что Отец и наш дорогой Господь Иисус постоянно находятся с нами. И затем, когда дневные обязанности выполнены под его неусыпным оком и присмотром, или в любое другое время, когда душа осознает свою потребность, как драгоценна привилегия войти в свою комнату и там наедине с Богом сбросить тяжесть со своего сердца.

Хотя молитва наедине – блаженная привилегия каждого Божьего сына, без которой нельзя поддерживать духовную жизнь, привилегия христиан также в том, чтобы объединять свои прошения у престола благодати. Такую совместную молитву особо советовал Господь (Матф. 18: 19): “Еще раз говорю вам, что если двое из вас здесь, на земле, согласятся вместе просить о чем-либо, то Мой Небесный Отец непременно сделает для вас все, о чем вы просите. Потому что там, где двое или трое собраны вместе во Имя Мое, там и Я нахожусь вместе с ними”.

Имея такие обетования, вместе с опытом их исполнения, кто может сомневаться в любви и благосклонности нашего Бога и нашего Господа и Спасителя Иисуса Христа? Поэтому давайте ободрять себя всегда молиться и не унывать, когда ответы, кажется, медлят, потому что часто требуется время для осуществления глубоких замыслов всеведущего и любящего Провидения. Вспомните слова ангела к Даниилу. Даниил сказал: “Когда я говорил и молился, открыто признавая свой грех и грех моего народа, Израиля, и молил Господа, моего Бога, о Его святой горе – когда я еще молился”, ответ пришел от руки ангела, который сказал: “Даниил, я пришел сейчас, чтобы дать тебе мудрость и понимание. Едва лишь ты начал молиться, был дан ответ, который я и пришел возвестить, потому что ты крепко любим” (Дан. 9: 20-23).

В другой раз, когда Даниил скорбел три недели, постясь и молясь, из-за своей неспособности понять, ангел Господень пришел и сказал: “Не бойся, Даниил. С самого первого дня, когда ты решил обрести понимание и смирить себя перед твоим Богом, твои слова были услышаны, и по твоим словам пришел я” (Дан. 10: 2, 3, 10-12).

Так будет и со всеми возлюбленными Господа. В начале наших прошений Бог начинает приводить в действие влияния и формировать обстоятельства, которые призваны произвести желаемое благословение для нас, если только мы не попадаем в уныние, а продолжаем непрестанно молиться, тем самым показывая наше постоянное искреннее желание, если только мы исповедуем наши грехи и настраиваем наши сердца на понимание, отмеряя себе наказание перед Ним. Сколько молитв не услышано или наталкивается на препятствие, потому что просящий не очистил себя от зла в собственном сердце? “Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений”, т. е. просите самолюбиво и без учета воли Бога (Иак. 4: 3). Но к наказанным и освященным приходит обетование: “И будет, прежде нежели они воззовут [читая желание сердца еще до того, как оно будет высказано словами], Я отвечу [начну формировать события, чтобы рано или поздно дать ответ]; они еще будут говорить, и Я уже услышу ” (Ис. 65: 23, 24). Хотя это относится к пророчеству, касающемуся Господнего народа в Тысячелетнем веке, это также относится ко всем Его верным в этом веке.

Хвала Господу за всю Его любящую доброту даже к наименьшим из Его смиренных детей!

R4603 (1910 г.)