[R4611]
ДРЕВНИЕ ДОСТОЙНЫЕ – КАК ОНИ БУДУТ УСОВЕРШЕНСТВОВАНЫ?
Совершенное тело подразумевает совершенный ум, потому что ум – часть тела, и человек, у которого нет мозга или есть только половина мозга, не будет совершенным человеком. Вероятно, в этом вопросе нет разногласий. На самом же деле речь идет о том, что представляет собой совершенный характер?
В одном смысле слова отец Адам обладал совершенным характером, когда был создан по Божьему образу и подобию, будучи совершенным как умом, так и телом. Его ум был по образу Бога; его характер был хорошим; в нем не было никакого изъяна; он не отдавал предпочтения греху, а наоборот – признавал праведность и был к ней расположен; его сердце не было твердым, а плотским, нежным; он не был жестоким, а был справедливым, любящим и добрым. Все это составляло хорошего человека, потому что Бог его создал таким.
Но есть и другой смысл, в котором мы используем слово характер. В этом смысле Адам никогда в полной мере не имел такого характера, развитого, испытанного и проверенного. Бог испытал его, но он из-за своей неопытности потерпел неудачу, хотя его характер был хорошим, а весь организм – совершенным. Если бы он знал о Боге столько, сколько знаем мы, то, несомненно, выдержал бы испытание. Но если бы он успешно прошел это испытание запретным плодом, мы не думаем, что на этом его испытания закончились бы. Несомненно, [R4612] приходили бы и другие испытания, и постепенно он возрастал бы в познании Бога, в послушании и т. д. Но, не имея опыта, он потерпел неудачу в первом же своем испытании. Итак, Священное Писание сообщает нам о нашем Господе Иисусе как о человеке, что Он смог верно вынести все благодаря Своему предыдущему знанию об Отце.
Если предположить, что наш Господь Иисус был просто совершенным человеком, как был Адам, без какого-либо дополнительного знания о Боге, без какой-либо признательности за “славу, которую Он имел у Него прежде бытия мира”, без проникновения в Божественный План, предоставленного посредством святого Духа и Божьего Слова, мы могли бы предположить, что Он был подвержен неудачам так же, как Адам. Но когда мы вспомним, что у Него были различные другие благословения, мы видим силу Писания, которое говорит: “Он, праведник, раб Мой, Своей мудростью оправдает многих, на Себя вину их примет” (РБО) – имея в виду время Его посвящения до самой смерти и распятие на кресте.
Наш Господь обладал знанием, которое позволяло Ему видеть и понимать так, как это было невозможно для Адама. В Его случае мы видим, что испытание противником во время сорокадневного поста в пустыне не было расценено Отцом как достаточное доказательство совершенства Его характера, но, напротив, мы видим, что Он, “подобно [нам], искушен во всем”, и этот испытательный труд продолжался три с половиной года. Такой вывод следует сделать не только из новозаветных записей о трудностях нашего Господа, но также из слов апостола: “Так размышляйте о Том, кто вынес столько вражды к Себе со стороны грешников” (РБО). Та же мысль проиллюстрирована на примере первосвященника, который во время своего нахождения в Святом, представлявшем земное служение нашего Господа, крошил благовоние на огне, тем самым символически показывая испытание и проверку характера нашего Господа во всех подробностях.
Следовательно, если было уместным, чтобы наш Господь был испытан после зачатия как Новое Творение, после посвящения Своей жизни до самой смерти, и если уместно, чтобы мы также были полностью испытаны после того, как станем Новыми Творениями, зачатыми от святого Духа, тогда мы можем задаться вопросом, каким образом Древние Достойные получили испытание, которое могло полностью засвидетельствовать их характер. Когда мы изучаем записи об этих людях – Енохе, Аврааме, Моисее, Самсоне, Данииле и других, – мы видим, что они проявили большую веру, выдержали суровые испытания и проверки своей верности Богу и доверия к Нему. Поэтому нас не удивляет свидетельство о них, “что они угодили Богу”. Это убеждает нас в том, что их характер получил значительное развитие. Бог, должно быть, видел, что их сердца преданны, иначе Он никогда не счел бы их достойными “лучшего воскресения”. В то же время мы верим, что им потребуется дополнительный опыт.
Вера, кажется, была главным элементом характера, который Самсону удалось развить под влиянием испытаний. Мы не знаем, насколько в его характере были развиты терпеливость, долготерпение, братская доброта, мягкость, кротость и т. д. Ничего не сказано по этому поводу, но у нас нет оснований предполагать, что Самсон был очень мягким человеком. Убийство 3000 человек челюстью осла, а также другие случаи, казалось бы, не поддерживают этого. Следовательно, мы можем обоснованно предположить, что хотя Самсон будет возвращен в абсолютно совершенном состоянии и в благоприятных условиях Тысячелетнего века, в его жизни, вероятно, будут обстоятельства, с которыми он никогда не сталкивался и которые будут настолько новыми для него, что он может быть в опасности совершить ошибки. Уверен, что ему предстоит многое узнать о том, что касается Божьего Духа. Писание утверждает, что в будущем все будут приведены под блаженное влияние святого Духа.
Эти Древние Достойные не будут зачаты от Духа, как Церковь, но в том же пророчестве, в котором говорится, как рабы и рабыни должны получить святой Дух в течение Евангельского века, говорится также, что “после того [Бог] изольет от Духа Своего на всякую плоть”. А поскольку эти Древние Достойные жили до того, как был излит святой Дух, время для получения меры этого благословения относится к будущему, и наделение их святым Духом, несомненно, будет иметь много общего со становлением их характеров, которые уже будут совершенными. Они будут приведены к большим знаниям и, уже пройдя испытания и доказав свою преданность, им останется только научиться использовать свои таланты и силы в полном соответствии с Божественной волей.
Мы понимаем, что эти люди будут находиться в состоянии, в котором смерть возможна, то есть будут смертными, будут подлежать смерти, но чтобы они попали под осуждение Второй Смерти, крайне маловероятно. Если кто-то выдержал испытание в условиях невежества и суеверия, а также значительной тьмы своего времени – выдержал искушения от мира и противника и оказался верным в этих условиях, – то разумно предположить, что он будет признан совершенным в условиях Тысячелетнего века, которые будут гораздо более благоприятными для праведности и полного послушания Богу. Поэтому у нас нет причин предполагать, что кто-то из Древних Достойных не достигнет вечной цели, вечной жизни.
Тот факт, что Древние Достойные будут находиться под условиями Нового Завета, Посреднического Царства, не имея полного доступа к Отцу до конца Тысячелетнего века, не является свидетельством немилости или чего-то противоречащего их наилучшим интересам, а, скорее, очень милостивым порядком, благодаря которому любая возможная ошибка будет покрыта посредничеством Христа и не навлечет на них Божественный приговор Второй Смерти. Мы не думаем, что они будут совершать ошибки, но если, после своего пробуждения, они были бы тот час переданы Богу, и Божий закон действовал так, как, на наш взгляд, он будет действовать и как действовал в случае Адама, отчего малейшее отклонение означало бы смерть, мы видим, что их положение было бы гораздо менее благоприятным. Поэтому Тысячелетний век предоставит множество возможностей прийти к полному знанию, и мы верим, что Священное Писание указывает, хотя и не говорит об этом прямо, что их верность будет в дальнейшем, во время Тысячелетнего века, испытана служением их (как части естественного семени Авраама) в благословении остального семени Авраама и всех язычников, которые войдут в состав этого семени, что сделает их достойными изменения природы и участия вместе с Великим Множеством на духовном уровне.
R4611 (1910 г.)