[R4628]
НОВЫЙ УМ И ПЛОТСКОЙ УМ
“Помышления плотские – смерть, а помышления духовные – жизнь и мир” (Римлянам 8: 6).
Есть различие между Новым Умом и Новой Волей, которое мы все должны видеть. Новая Воля является решимостью Нового Ума. Для того, чтобы иметь волю, чтобы достичь решимости, должен быть ум, должны быть знания, на которых воля может разумно проявлять себя. Мы “в беззаконии зачаты, и во грехе родила нас мать наша” (Пс. 50: 7); в нас изначально существует эта естественная тенденция. Наш ум, поначалу приспособленный к земному, обычно принимает земной, эгоистичный взгляд на вещи. Затем Господь через Свое Провидение обращает наше внимание на некоторые предложения и показывает, что есть другой путь, “еще превосходнейший”; что Бог сейчас предлагает особую награду тем, кто будет жить вопреки плоти и по Его воле.
Когда такое предложение приходит к человеку, он, по словам Господа, должен “сесть прежде и вычислить издержки”. Он не должен поспешно говорить: “Да, да”, а должен обдумать, что это означает – какова цена самоотречения и отказа от земных предпочтений. После того как он вычислит издержки и посвятится, его воля, или решимость, должна так настроиться, чтобы не позволить ему благоволить плоти или быть руководимым плотью. Он должен решить, что отныне все, что является волей Бога, будет его волей, независимо от того, понимает он все об этой воле или нет. Однако, прежде чем принять решение, он должен видеть очертания Божественной воли и вытекающих из этого преимуществ. Таким является класс, который Отец принимает и которому дает зачатие Своим святым Духом.
Новый ум иногда может быть введен в заблуждение ложными рассуждениями плоти. Наш естественный ум имеет свои предпочтения, амбиции, цели и желания, и они иногда выдвигают свои доводы в некоторых вещах, говоря: “Бог никогда не намеревался сказать, что от этого нужно отказаться; Бог не ожидает от тебя чего-то столь безрассудного, как это!” Тогда, случается, Новое Творение поддается обману и позволяет плоти торжествовать. Но поскольку речь идет именно о Новом Уме, то он не может сознательно или добровольно согласиться на неправильное поведение. Апостол говорит: “Ибо грех, ухватившись за возможность через заповедь, обманул меня” (Рим. 7: 11, ВоП). Поэтому новая воля, Новое Творение после зачатия святым Духом постоянно сражается. Оно должно следить за тем, чтобы противник не пытался заставить его думать, будто неправильное является правильным, а правильное – неправильным. Таковы силки, которые противник расставляет для ног Нового Творения и использует плоть, когда пытается в них заманить. Однако Новое Творение в своей воле, в своем намерении должно оставаться преданным Господу и праведности. Если оно отдало свою волю неправедности или проигнорировало Божью волю, то оно перестало быть Новым Творением; тогда все новое проходит, и все опять становится старым. Мы понимаем, что это – состояние, от которого оно никогда не сможет оправиться (Евр. 6: 4-6).
В этой связи апостол Иаков, говоря о спасении души от смерти, очевидно, имеет в виду того, кто переходит в то беспечное состояние, в котором новый ум становится как бы оцепеневшим, а старый ум одолевает его. Если мы видим, что кто-то из Господнего народа попадает в такое состояние, мы должны постараться вернуть его, при этом “наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным” (Гал. 6: 1); а те, кто возвратят его, “спасают душу от смерти” (Иак. 5: 20). Братская доброта и помощь имеют особое одобрение Господа. Особое благословение приходит ко всем, кто имеет искреннее желание таким образом спасти заблудшего брата. Для тех, кто успешен в таком стремлении, предлагается большая награда.
КАК НАМ ЗНАТЬ, ЧТО МЫ НАХОДИМСЯ В ОПАСНОСТИ?
Можно спросить, как знать, что кто-то движется к этой опасной точке, где он может остановить свое продвижение. Тому, кто не ослеплен противником, точку отклонения от согласия с Божьей волей столь легко обнаружить, как линию разграничения между двумя государствами. Единственным основанием, на котором мы обрели наше нынешнее положение, было наше отречение от греха и посвящение Господу – отказ от нашей воли, полное подчинение Ему. В результате нам была приписана заслуга Христа. Если мы снова вернемся назад, и наша воля к праведности станет мертвой, это, конечно, будет означать, что существует другая воля. Мы обязаны иметь ту или иную волю. Если наша воля больше не является праведной, значит, она перешла границу, и такие, по словам великого апостола, никогда не возвращаются. “Христос... уже не умирает”. Заслуга Христа больше не может быть приписана таким. Они получили свое благословение, и, если они, как говорит апостол, поступают подобно тому, как “пес возвращается на свою блевотину”, то этот шаг должен оказаться роковым (2 Пет. 2: 21, 22).
Правда, новый ум поначалу слаб, неразвит, поэтому Священное Писание представляет Новое Творение исключительно как “младенца во Христе”, младенца в познании и младенца в развитии в благодати. Но Священное Писание говорит нам, что наподобие того, как мы заботимся о младенце – особо обращаемся с ним, особо кормим его, особо занимаемся с ним и не воспринимаем его так, как воспринимали бы взрослого человека, – так Господь предлагает, что Он будет иметь дело со всеми младенцами во Христе. “Бог, который не позволит, чтобы вы были искушаемы сверх того, что вы можете, а создаст вместе с искушением и выход, чтобы вы могли вытерпеть” (1 Кор. 10: 13, ВоП). Искушения позволены только пропорционально немощам. Он снабжает молоком Слова, чтобы они благодаря ему могли расти, и дает уверенность, что все будет содействовать им ко благу (Рим. 8: 28).
Поэтому испытания вначале соразмерны слабости Нового Творения. В некоторых случаях, однако, верно то, что Новое Творение сперва имеет, как кажется, довольно много отваги и силы – возможно, даже больше, чем это проявляется когда-либо впоследствии. Этим состоянием, конечно, нельзя довольствоваться. Мы должны продвигаться от благодати к благодати, от знания к знанию, и по прошествии времени должны быть учителями, как говорит апостол, а не нуждаться в том, чтобы нас снова учили первым принципам учений Христа. Теперь Бог имеет дело с нами как Новыми Творениями под руководством Главы. Он присматривает за всеми интересами каждого члена Тела. Все вещи, если они правильно приняты, Господь направляет ко благу каждому из нас.
Это один из великих уроков веры, который Господний народ должен усвоить даже после того, как он находится на этом пути долгое время. Есть некоторые христиане, у которых создается впечатление или они, по крайней мере, создают его у других, что они сделали то и то или увидели то и то благодаря своей мудрости. Правда, мы все должны использовать мудрость и силу, которая у нас имеется, но христианин, который полагается на себя, находится в очень опасном положении, и вполне вероятно, что Господь сочтет нужным преподать ему урок. И хотя он обязан руководить своей жизнью, чтобы ходить правильными путями, ему необходимо постоянно проявлять веру в Бога и в то, что Господь контролирует и направляет его дела, так как “Господом утверждаются стопы человека”. Если по провидению Отца некоторые обстоятельства, связанные с нашими земными делами, поворачиваются в ту или иную сторону, наши сердца должны обращаться к Господу, чтобы извлечь из этого урок и, тем самым, быть способными прославить Бога. Христианин никогда не должен рассматривать любой опыт как удачу или неудачу, но должен помнить, что все, что связано с ним, если он живет близко к Господу, упорядочено и направляется Господом (Пс. 37: 23).
R4628 (1910 г.)