БЕЗ ПРИТЧИ НЕ ГОВОРИЛ

Заглавный текст: “Слова, которые говорю Я вам, – дух и жизнь” (Иоанна 6: 63).

“Без притчи не говорил им”. То, что пророк возвестил о Нем, было правдой: “Открою притчей уста мои, произнесу загадки из древности” (Иосиф.). Важно, чтобы мы помнили об этом. Многие благородные христиане сделали вывод, что слова нашего Господа были очень просты и излагали истину так, что ее легко было понять каждому. Что может быть дальше от истины? Если притчи и неясные высказывания нашего Господа воспринимать как простые, буквальные изложения истины, то они приведут к разного рода ошибкам и заблуждениям. Поэтому давайте помнить слова апостола: “Без притчи не говорил им”.

В словах Иисуса нет абсолютно ничего, что не имело бы глубокого значения. Как много споткнулись о притчи нашего Господа, приняв их за буквальное изложение фактов! Как абсурден вывод, сделанный, например, из притчи о богатом человеке и Лазаре! Как абсурдно заключать, что поскольку человек был богатым, роскошно питался каждый день и был одет в виссон, то он должен страдать всю вечность! Насколько абсурдно толковать нищего Лазаря, лежавшего у ворот богатого, как буквально представляющего бедных и больных нищих! Как неразумно думать, что только те, кого постигло такое, чьи язвы лизали собаки и кто был жаден крошек, падающих со стола богатого человека, смогут познать радости небес, согласно Божественному замыслу! Как безрассудно думать, что лоно Авраама, которое могло вместить только двоих или троих, способно быть уделом благословения только для горстки нищих!

Вспомните еще раз притчу о пшенице и плевелах, о сборе первой в житницу и сожжении последних. Ни то, ни другое не представляет собой буквальных событий. В притче пшеница не является буквальной пшеницей, и плевелы не являются плевелами. Пшеница символизирует наследников Царства; плевелы символизируют детище заблуждения – сынов лукавого. Собрание в безопасную житницу символизирует прославление Церкви на духовном уровне и предшествует тому, что сыны Бога будут сиять во славе Тысячелетнего Царства для благословения стонущего творения. Апостол говорит: “Ибо мы знаем, что все творение вместе стонет и вместе мучится родами до сих пор.. и дожидается откровения сыновей Божьих”. Все творение ожидает, когда Божьи сыны будут сиять в Царстве, и их сияние в истине и праведности рассеет всю тьму греха и заблуждений, пробудит и оживит мир человечества.

В конце все добровольно повинующиеся смогут насладиться благословениями вечной жизни. С другой стороны, описание сжигания плевел имеет в виду не буквальное сожжение, но, очевидно, имеет символическое значение. Оно означает уничтожение класса плевел – уничтожение их не как отдельных лиц, а как “плевел”, как подражателей класса “пшеницы”.

Как мы рады найти ключ к этим символическим высказываниям – к этим притчам! Как мы рады, что с помощью этого ключа притчеподобные образы становятся рациональными и красивыми! Какое серебряное окаймление темных туч скорби, которая сгущается сейчас над миром! Каким радостным должен быть Божий народ, узнав, что за тучами и тенями наступает славный Тысячелетний день!

Притча об “овцах и козлах”, воспринятая буквально, привела многих в замешательство. Они думают о том, что разделение овец и козлов происходит сейчас, не замечая высказывания Священного Писания, что притча найдет свое применение, “когда придет Сын Человеческий во славе Своей и все святые ангелы [посланники] с Ним. Тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов”. Таким образом, мы видим, что применение этой притчи относится к Тысячелетнему веку. На протяжении всего этого века труд Христа и Церкви, Его Невесты, сидящей с Ним на Его престоле, будет трудом благословения мира человечества. То, как эти благословения будут восприняты, продемонстрирует характер (овцы или козла) каждого члена человеческой семьи. Имеющие характер овцы будут поставлены по правую сторону, окажутся в милости, тогда как имеющие характер козла – по левую сторону, будут в немилости. Завершение тысячелетнего Судного дня принесет слова Господней милости к имеющим подобие овец, награждая их вечной жизнью, и проявление немилости к имеющим подобие козлов, уничтожая их “второй смертью”. Это символически представлено словами: “Идите от Меня, проклятые, в вечный огонь [символ уничтожения], приготовленный дьяволу и ангелам [последователям] его” (ВоП). Вот так наградой праведников будет вечная жизнь. “Вечным наказанием” (ВоП) неправедных будет вечная смерть, “ибо возмездие за грех – смерть, а дар Божий – жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем”  (Рим. 6: 23).

“СЛАВЛЮ ТЕБЯ, ОТЧЕ”

Очевидно, какая-то мудрая и доброжелательная цель связана с тем, что в настоящее время Божественный замысел спрятан, пребывает в тайне от всего человечества. Хотя Священное Писание утверждает, что знаком особой милости к Господнему народу является его ознакомление с Божественными Целями, однако нигде не говорится, что все, от кого скрыты Божьи планы, обречены на вечные мучения или вечную погибель. Наш Господь Иисус молился: “Славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам. Ей, Отче! Ибо таково было Твое благоволение”.

Если бы скрытие Божественного замысла от человечества означало вечные мучения для тех, от кого оно было скрыто, то, конечно, не было бы оснований благодарить Небесного Отца за этот шаг. Однако мы можем благодарить Его за то, что хотя многие из светски мудрых не имеют привилегии знать о Его славных целях, тем не менее, эти цели непреложны. Если бы мир знал о Божественных целях заранее, это, несомненно, навредило бы ему, потому что в своем ослеплении он попытался бы помешать этим целям и, следовательно, попал бы в еще худшее состояние осуждения.

СЛОВА ДУХА И ЖИЗНИ

Наш текст показывает, что какими бы неясными и притчеподобными не были учения нашего Господа, Его послание, правильно воспринятое, является духовно полезным и животворным для тех, кто может его понять и понимает. Именно это свойство послания нашего Господа отличает религию Библии от религий всех язычников. Это – послание жизни, а также послание святости. Это – послание о прощении, а также послание об осуждении. Это – послание любви, а также послание справедливости. Его чудесные слова жизни очаровательны, прекрасны, убедительны! Мы можем перечитывать их из года в год и видеть в них еще большую красоту, еще более глубокое значение, и все это соразмерно нашему собственному росту в благодати, знании и духе нашего Учителя.

R4644 (1910 г.)