“ЧТОБЫ УТВЕРДИТЬ СЕРДЦА ВАШИ”

“А вас Господь да исполнит и преисполнит любовью друг к другу и ко всем, какою мы исполнены к вам, чтобы утвердить сердца ваши непорочными во святыне перед Богом и Отцом нашим в пришествие [присутствие, parousia] Господа нашего Иисуса Христа со всеми святыми Его” (1 Фессалоникийцам 3: 12, 13).

Эти слова адресованы не грешникам, а святым. Апостол увещевает не тех, кто не имеет Духа Христа, Духа любви, и кто, понятно, не Его, а тех, кто уже зачат святым Духом любви. Наполняться любовью означает, что любовь уже обрела господство в сердце, овладела умом, благодаря чему она прогрессирует, покоряет и подчиняет себе все мысли и поведение в жизни. И эта мысль, что любовь должна наполнять сердца Божьего народа, полностью согласуется с общим свидетельством Священного Писания о том, что мы должны возрастать в благодати, в знании и в любви, все больше приближаясь к “цели”, достигая ее и держась у ней, поскольку Бог поставил ее перед нами в качестве критерия характера, за который Ему будет угодно наградить нас в свое время. Это так, если бы водоем все больше и больше наполнялся чистой водой из скрытых источников, пока, увеличиваясь, не переполнился бы от ее избытка. Так и Господний народ должен постоянно наполняться любовью, пока любовь не преисполнит, не наполнит с избытком, все мысли, слова и поведение в жизни, не только принося благословения для собственного подкрепления и подкрепления всех, с кем он соприкасается, но и принося славу и хвалу Богу, от Которого исходит это благословение.

Апостол упоминает только любовь, изобилующую к братьям и ко всем, но это предполагает любовь, которая, прежде всего, причитается Богу, нашему Отцу. Нельзя ожидать, что человек будет любить своих близких в указанной степени, если он сначала не научился любить своего Творца, не был наставлен Им и не сделался в определенной степени копией Его дорогого Сына. Это полностью согласуется с тем, что Господь сказал о полном значении Закона: “Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею [существом], и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и [затем] ближнего твоего, как самого себя”. Ни один человек не может любить своего ближнего в этом библейском смысле, пока сначала не полюбит своего Бога в такой степени, что будет не только готов, но и будет стремиться делать то, что приятно в Его глазах, ведь “Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге” (1 Иоан. 4: 16).

Одна из причин, почему любовь в Божьем народе не умножается быстрее и не преуспевает полнее, заключается в том, что многие из них были ослеплены противником относительно истинного характера Бога, и под влиянием искаженных представлений о Его характере не могли поклоняться Ему и любить Его в духе и в истине. Слава Богу за то, что свет познания Его сейчас рассеивает тьму и позволяет Его детям увидеть Его в истинном свете, в Его славном характере! Слава Богу, что глаза нашего понимания открылись, и теперь мы можем видеть сквозь обман противника! (Отк. 20: 3).

Слова апостола: “Какою мы исполнены к вам”, полны смысла и силы. Павел и его спутники не учили Евангелию, которого они не ценили и не практиковали. Напротив, они показывали на примере своей повседневной жизни эту изобилующую любовь, которая, переполняя их, заставляла их жертвовать своими собственными интересами, правами и привилегиями ради Господнего народа повсюду. Они ежедневно, ежечасно отдавали свою жизнь за братьев и сестер, жертвовали ради других возможностями и привилегиями, касающимися их земной жизни, земных удовольствий и т. д. Поэтому они с особой настойчивостью увещевали собратьев-христиан следовать за ними по тому же пути самоотверженного, исполненного любви послушания, как подражатели Иисуса. И так должно быть со всеми, кто наставляет других идти путем праведности и любви: чтобы их слова имели силу и значение, они должны показывать их на примере в своей жизни. Когда они указывают на “цель” совершенной любви, они должны приближаться к этой цели в своей повседневной жизни и, конечно же, обладать ею в своем сердце, своей воле, своих намерениях. Поэтому, занимают ли они кафедру или же увещевают других просто влиянием своей повседневной жизни, они являются живыми посланиями, которые читают и знают все люди, соприкасающиеся с ними. Тьма может ненавидеть их и всячески неправедно злословить, но она вынуждена “узнавать их, что они были с Иисусом” и учились у Него; что у них один и тот же дух, одно и то же расположение сердца, какими бы искаженными не были их природные склонности.

КАК ВОЗРАСТАТЬ В ЛЮБВИ И ПРЕИСПОЛНИТЬСЯ ЕЮ

“Ах, – скажет некто, – я желал возрастать в любви и изливать ее на других в течение многих этих лет; но я не знаю, как ее воспитать. Что мне делать, чтобы иметь эту изобилующую любовь?” Апостол косвенно отвечает на этот вопрос: суть не в том, что мы можем сделать, а в том, что Господь может сделать в нас и для нас. Вот его слова: “А вас Господь да исполнит и преисполнит любовью”. Это дело рук Господа, и мы мало чего можем добиться сами. Поэтому чем раньше мы это поймем, тем лучше. Ручьи нашей любви должны исходить из источника любви, благодати и истины – от Бога, ведь “Бог есть любовь”. Мы начали получать Его Дух любви с тех пор, как посвятились Ему и начали жить для Него, а не для плоти. У Него есть различные средства и пути, которыми Ему угодно исполнить нас любовью, чтобы она изобиловала в нас, переполняла нас и удаляла естественный эгоизм, с которым мы, как и все остальные, должны бороться.

Эти пути благодати представлены нам в Писании под различными образами. Одним из путей, одним из средств является Божье Слово; другим – Божественное Провидение; еще другим – общение Тела Христа, святых. Господь использует все эти средства для того, чтобы наша любовь возрастала и преумножалась. Во-первых, Его Слово, основа нашей веры и надежды, является также основой нашей любви, ведь, внимая Его Слову, мы вкушаем и видим, что Господь благ, что Господь полон любви. И в той мере, в какой мы видим проявление Его любви и способны различить Его милостивый характер, в той же мере мы имеем перед собой образец, к которому должны стремиться. Поэтому любовь служит стимулом для подражания, как это выразил наш Господь: “Итак будьте совершенны [святы], как совершен [свят] Отец ваш Небесный”. Он – образец, и мы должны копировать этот образец настолько, насколько это возможно в нашей повседневной жизни; но особенно мы должны иметь его как признанный критерий для нашей воли, нашего ума.

Апостол называет Божье Слово водой, которая очищает нас от скверны греха и самолюбия, говоря об “омовении водой в Слове” (ВоП), посредством которого Невеста должна очиститься и стать пригодной для сонаследования с небесным Женихом (Еф. 5: 25-27). Слово Истины очищает наши сердца, показывая нам наши несовершенства в сравнении с Божественными совершенствами. Более того, оно ободряет нас [R4663] некоторыми обетованиями, о цели которых апостол Петр говорит: “Через которые Он даровал нам драгоценные и величайшие обещания, чтобы через них мы стали причастниками божественной природы” (ВоП). Если бы не эти обетования, не эти надежды, наши стремления, чтобы эта любовь возрастала и преуспевала, несомненно, уступили бы неблагоприятному влиянию самолюбия и греха настоящего времени. Но благодаря этим обетованиям Слова Господь побуждает нас стремиться “к цели за наградой” (ВоП).

Божественное Провидение приходит нам на помощь в разное время, чтобы помочь продвинуться “к цели”, чтобы помочь нам возрастать и преуспевать в любви, ведь если случайно тот, кто в сердце своем полностью посвящен Господу, замешкается в пути и будет отягчен житейскими заботами, Господь, по великой милости и любви, возможно, допустит, чтобы его постигло некоторого рода несчастье или бедствие в качестве наказания, урока, помощи. Как выражается псалмопевец: “Твой жезл и Твой посох – они успокаивают меня” (Пс. 22: 4). Именно благодаря этим Божьим провидениям мы часто получаем уроки, которые никогда не смогли бы извлечь из одних только наставлений Его Слова. Эти уроки запечатлеваются, становятся, так сказать, выгравированными на скрижалях нашего сердца и приносят нам долговременную пользу.

Еще одним путем благословения и наставления, который Господь предоставил и одобрил для святых и который, несомненно, оказался благословением для всех домочадцев веры в их стремлении к “цели”, является помощь, которую Господь поставляет нам через “братьев”. “Как хорошо [иногда] слово вовремя” – возможно, слово совета или слово обличения, или слово наставления. А возможно, это просто свидетельство повседневной жизни братьев и сестер, когда мы видим, как они терпеливо переносят тяготы как добрые воины, не ропща, а принимая с радостью, с благодарностью, с верой, с доверием все, на что может позволить Божественное провидение, уверенные, что все это совершает будущее благословение. Хотя сначала может показаться, что этот путь благословения от братьев, тем не менее, мы уверены, что он от Господа, хотя и через братьев. А все потому, что братья, которые оказывают такую помощь на пути, – это братья, которые сами получают помощь от Господа. И так было от начала и до конца: Старший Брат, а также все братья, когда они становятся развитыми членами Тела Христа, с радостью помогают, вплоть до того, что отдают свою жизнь за братьев. И все это – Божье дело, результат Его Духа. Всеми этими различными путями Бог производит в нас и хотение и действие для исполнения Своего благоволения – чтобы мы возрастали и преуспевали в любви.

Но кто такие “вы”, о которых говорит апостол? Имеет ли он в виду, что Бог способствует людям в том, чтобы возрастать и преуспевать в любви? Конечно, нет. Подавляющее большинство людей не имеют никакого представления о Божьей любви, о которой здесь говорится. В крайнем случае, они знают только о естественной любви, да и то, как правило, очень мало. Когда апостол говорит: “А вас Господь да исполнит и преисполнит любовью”, он обращается к Церкви – не к номинальным членам Церкви, а членам истинной Церкви, “написанным на небесах”, к тем, кто уповает на драгоценную кровь Христа, полностью посвятился Господу и был зачат снова святым Духом любви. Они, и только они, имеются в виду. До тех пор, пока мы остаемся в этом классе и из этого класса, мы будем подлежать дисциплине и наставлениям Отца, “ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец? Если же остаетесь без наказания,. то вы незаконные дети, а не сыны”.

МЫ ПРИОБЩАЕМСЯ К ЦЕРКВИ НА ИСПЫТАНИИ – ТЕЛУ ХРИСТА

Наказания, провиденциальная опека, дисциплина, наставления в слове праведности, а также помощь через братьев будут нашими до тех пор, пока мы являемся членами Тела Христа. И здесь мы должны различать между Телом Христа в его зачаточном состоянии в настоящей жизни и Телом Христа в его усовершенствованном состоянии в воскресении. Теперь мы приобщаемся к Телу Христа, Церкви, на испытании, с пониманием того, что если мы будем верны, то будем приняты полностью и станем членами Тела Христа в славе, а если будем неверны нашим обетам, нашим заветам, то не можем быть членами этой прославленной Церкви. Мы – ученики в школе Христа, и нам необходимо усвоить все уроки, назначенные Отцом, иначе нам никогда не будет позволено окончить школу – получить все награды, которые Он обещал тем, кто достигнет сходства с характером Его дорогого Сына.

Именно с этой целью мы все имеем поучение возрастать в любви, пока она не будем преуспевать в наших сердцах. Любой, кто отказываются возрастать в любви и позволять ей преуспевать, непременно будет отсечен от Тела Христа, каким бы не был его удел. Как объясняет Господь в Своей притче о Виноградной Лозе и Ветвях, каждую ветвь (каждого отдельного члена Христа), приносящую плод, плод духа любви, Отец очищает, чтобы она могла приносить еще больше этого драгоценного плода; а каждая ветвь, которая не приносит плода любви в течение приемлемого времени, будет удалена и больше не будет считаться ветвью Виноградной Лозы, членом Тела, и не будет иметь возможности участвовать в славе тех, кто сделал свое звание и избрание твердым.

Поэтому очень важно, чтобы мы не только стали членами класса, к которому здесь имеется обращение “вы”, но продолжали находиться в этом классе и поддерживали свое положение верностью и продвижением под руководством и наставлением Господа. Мы должны помнить, что наша роль в этом деле – полностью подчинить себя, свою волю и позволить Господу производить в нас и хотение и действие по Своему благоволению. Подчинение нашей воли означает не бездействие или безразличие, а устремление наших сил в соответствии с тем направлением, которое Господь время от времени будет давать нам через Свое Слово, через братьев и сестер и через Свое провидение, которое будет формировать наши пути. Нам не нужно с тревогой думать о том, будто Господь может забыть дать нам необходимые уроки и опыт, чтобы привести нас в движение и побудить нас преуспевать в любви. Все, что нам нужно делать, это помнить, что Он верен, и просить благодати и силы, чтобы идти Его путем, шаг за шагом, который, как мы видим, Он начертал для нас Своим провидением и Словом. “Слово Твое – светильник ноге моей и свет стезе моей”.

ЦЕЛЬ ТАКОГО РАЗВИТИЯ И НЕОБХОДИМОСТЬ В НЕМ

Апостол в нашем тексте говорит, почему важен прогресс. “Для того” (с той целью), чтобы утвердить наши сердца, упрочить, основать, укоренить и сделать непоколебимыми в святости. С Божественной точки зрения недостаточно, чтобы мы узнали что-то о любви, чтобы чувство любви взбудоражило наши сердца, чтобы у нас время от времени появлялись великодушные чувства. Господь ищет “царственное священство”, “народ, взятый в удел” (Кас.), тщательно основанный и твердо упроченный в любви к праведности, так что всякая неправедность, всякий грех, всякая несправедливость были бы для них мерзостью. Он не только не будет любить беззаконие, но, как говорит Писание, будет ненавидеть его. И тот, кто действительно любит праведность, должен в той же мере ненавидеть беззаконие. Но это результат прочного характера, и необходимо время, опыт и немало уроков из Божьего Слова и книги опыта, прежде чем характер станет настолько устоявшимся, настолько кристаллизованным, чтобы быть крепким и непоколебимым в своей верности праведности. Именно по этой причине Господь оградил путь Своего народа в этом Евангельском веке и сделал путь жизни, путь к Царству “узким”, полным трудностей, полным испытаний, которые в результате становятся экзаменами и отсеивают тех, кто не развивает характер, который Господь может одобрить и за который Он обещает участие со Христом в Его Царстве.

Кто-то может сказать: “Увы! Если критерий характера настолько высок, что он должен быть безупречным перед Богом, Который совершенен, как я могу надеяться достичь его?” И так могли бы сказать все мы, если бы совершенный критерий был критерием для плоти, ведь все мы усвоили, как и апостол, что “не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе [совершенное]”. И у нас есть вдохновенное Слово, подтверждающее это: “Нет праведного ни одного”. Поэтому мы можем быть уверены, что Бог не стремится найти в ком-либо совершенство плоти, и если бы Он искал совершенство в плоти, то не нашел бы его. Нет ничего неразумного и невозможного в том, чему учит апостол. Это вполне разумно, и он говорит, чтобы наши сердца были утверждены, упрочены в святости перед Богом, нашим Отцом. Да, действительно, иметь безукоризненное сердце [волю-мотив-намерение] – это что-то совсем другое, чем иметь безукоризненную плоть. Сердце, обозначающее волю, намерение, желание, представляет “Новое Творение”. Плоть представляет саму себя. В своем несовершенстве и шеститысячелетней деградации в качестве раба и слуги греха плоть стала настолько несовершенной, что невозможно заставить ее служить Божьему закону совершенным образом; невозможно, чтобы она безупречно повиновалась всем благим пожеланиям наших освященных сердец. Именно Новое Творение (новый ум) должно достичь той стадии развития, когда оно будет безукоризненным перед Отцом.

Этого не только можно достичь, но мы не можем представить себе никакого другого состояния, которое было бы приемлемым для Бога и соответствовало нашему призванию. Он призвал нас быть Его Церковью, Его Царственным Священством, чтобы сделать нас пригодными и подготовить к великому делу благословения всех родов земли в качестве членов Тела Христа, иначе называемого Невестой, призванной быть вместе с небесным Женихом в Его Тысячелетнем Царстве. Конечно, Бог не мог требовать меньше, чем то, чтобы наши сердца, наши намерения были в согласии с принципами праведности, [R4664] и чтобы эти принципы контролировали нашу повседневную жизнь в меру наших возможностей. Так мы должны стремиться избавиться от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в почитании Господа. (2 Кор. 7: 1). Все, что уступает этому хорошему желанию и стремлению, не может быть приемлемо в глазах Бога. Без этого мы не могли бы надеяться быть окончательно приемлемыми как избранная Церковь. Но насколько разумным является этот порядок! С какой радостью мы принимаем Божественную волю! Как искренне мы желаем покончить со всяким несовершенством и недостатком плоти, чтобы испытания нашего нового ума завершились полным его утверждением в праведности! Как мы жаждем иметь наши новые тела, обещанные нам в “первом воскресении” – тела, в которых новый ум может действовать совершенно, без препятствий, без ограничений, и может прославлять Бога совершенным образом в каждом поступке и слове, а также в сердце, намерениях! Это приемлемо перед Богом. Он почитает это (через заслугу Христа) так, если бы мы были абсолютно совершенными в слове и деле, поскольку такое состояние является желанием нашего сердца, нашей воли. Он просто ждет, пока этот характер не упрочится, не станет постоянным.

ЧТОБЫ МЫ БЫЛИ УТВЕРЖДЕНЫ – УПРОЧЕНЫ – В ПРИСУТСТВИИ НАШЕГО ГОСПОДА

Мы воспринимаем этот урок как своевременный в том смысле, что хотя он был применим к Господнему народу на протяжении всего этого Евангельского века, он особо применим к нам, живущим сейчас во время “жатвы”, во время присутствия Сына Человеческого. Обратите внимание на слова апостола в нашем тексте о том, что все это развитие в духе любви имеет целью утвердить, упрочить нас “в пришествие [parousia] Господа нашего Иисуса Христа со всеми святыми Его”. Сейчас мы находимся в этом времени Его присутствия, и нам следует внимательно изучить наши сердца, чтобы увидеть, насколько мы утверждены в праведности, в любви к ней, или, возможно, наша преданность праведности все еще неустойчива – колеблется.

Мы можем быть уверены, что всякий, кто быстро не придет к этому состоянию утверждения в праведности, будет испытан, просеян и отвергнут, так как время укомплектования Тела Христа уже рядом. Апостол спрашивает: “И кто может устоять?”. Вопрос в том: кто будет настолько утвержден в любви, чтобы успешно пройти испытания и проверки, необходимые, чтобы доказать это? Так вот, мы не должны удивляться тому, что сейчас позволены различные особые испытания, повторяющиеся и молниеносные, которые проверят и докажут нашу преданность Господу и принципам любви. Однако мы не должны унывать при мысли об испытаниях, но должны помнить, что Тот, Кто начал доброе дело в наших сердцах, начал его тогда, когда мы еще были грешниками, дав за нас великую цену искупления. И если Он так возлюбил нас тогда, когда мы еще были грешниками, то тем более Он любит нас сейчас, когда мы приняли Его благодать, оправдались от всех грехов верою в Его кровь и стремимся идти по Его стопам. И все желающие получать Господние уроки, извлекать из них пользу и становиться все более и более копиями Иисуса, имеют уверенность в том, что это приходит не их силой, а силой Господа; и что если они подчинятся Ему, Он усовершенствует в них Свой дух любви, праведности и святости, чтобы они были готовы “к участию в наследии святых во свете”.

R4662 (1910 г.)