“ИДИТЕ И ВЫ В ВИНОГРАДНИК МОЙ”
Матфея 20: 1-16
“Многие же будут первые последними, и последние первыми” (Матфея 19: 30).
Виноделие было одним из главных занятий во дни Великого Учителя. Каменистые склоны Палестины были когда-то покрыты террасами и интенсивно использовались для виноградников. Во время последнего нашего путешествия мы с особенным интересом наблюдали за возрождением этого занятия, как одного из доказательств начала реституции в Святой Земле (Деян. 3: 19-21).
Учитель уделил внимание виноградной лозе, использовав ее в притче с целью символически показать Себя и Церковь, говоря: “Я лоза, а вы ветви”; “Отец Мой – Виноградарь”; “Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода”; “Всякую у Меня ветвь.. приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода”; “Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает”.
Притча о работниках, рассматриваемая нами, полностью соответствует вышеупомянутому, но показывает его с иной точки зрения. Она показывает, как каждый из Господней посвященной Церкви, каждый наследник Мессианского Царства, которое вскоре будет установлено, привилегирован быть сотрудником Своего Господа и Учителя, а также своего Небесного Отца в работе в винограднике, ухаживая за лозой, защищая ее от вредителей, заботясь о почве, всячески способствуя тому, чтобы она “более приносила плод” высокого качества. Очевидно, многие из христианского народа не оценивают привилегии быть работниками в Церкви Христа – “назидать себя на святейшей вере”, пока мы все не придем в мужа совершенного, в меру полного возраста в Помазаннике.
Св. Павел очень высоко ценил эту привилегию, говоря, что Бог сделал нас способными служителями Нового Завета. Поэтому мы, как посланники Бога, умоляем людей примириться с Богом (2 Кор. 5: 20). Каждый, пренебрегающий своими возможностями служить другим, имеющим уши, чтобы слушать, смиренное сердце и дух ученичества, показывает недостаток умения оценивать Божье послание.
Это доказывает, что он не полностью пришел к познанию Бога и Истины о божественном плане. Действительно, Священное Писание говорит, что глубокое знание о Боге, Его Слове и Его целях достигается только как дар Бога, данный исключительно тем, у кого смиренное, верное, усердное состояние ума, – “вам дано знать тайны Царства Божьего”.
То, что принадлежит к Божьему Царству, к его будущей тысячелетней деятельности для мира, вскоре будет открыто показано всякому созданию. Тем временем надлежит (и такова божественная воля), чтобы это было известно лишь Церкви, посвященным, духовно зачатым сыновьям Бога. Затем, есть важные истины, касающиеся только класса Царства, Церкви, готовящейся стать Невестой Христа и Его сонаследницей в Царстве. И все это также должно держаться в тайне, и быть ясным и полностью понятным только тем, кто заключил завет с Господом при жертве (Пс. 50: 5). “Тайна Господня – боящимся Его, и завет Свой Он открывает им” (Пс. 25: 14). Все они, находясь в тесном единстве с божественными целями, будут стремиться служить Господу, Истине и братьям. И такие время от времени будут посланы в виноградник и различным способом особо употреблены Господом для поддержания Его посвященного народа.
ДОГОВОРИЛИСЬ ЗА ДИНАРИЙ В ДЕНЬ
Слово “динарий” происходит от греческого “denarius” – серебряная монета стоимостью 17 центов. Но за последние годы стоимость денег так изменилась, что сегодня заработная плата рабочего по сравнению с другими вещами значительно увеличилась. Динарий в то время был римской денежной единицей, так же как лира является итальянской, марка – немецкой, франк – французской, шиллинг – английской, а доллар – американской. Стоит отметить, что в одном из красивых старинных английских соборов имеется запись, что стоимость хорошей работы резчика, превосходящей что-либо сделанное сегодня, составляла “пенни за день и сумку еды для каждого рабочего". Притча из нашей лекции, очевидно, имеет целью показать, что Бог даст все, о чем Он договорился со всеми работниками – что в Своей щедрости Он даст даже больше, чем было оговорено.
При завершении дня, читаем, нанятые первыми сетовали на господина. Мы не можем допустить, чтобы кто-то, признанный достойным удела в Царстве, сетовал на Того, Кто награждает всяким Добром. Вознаграждения следует ожидать при завершении дня жатвы, и тогда же можно ожидать и сетования. Так вот, “динарием”, или вознаграждением, по-видимому, будет некоторая радость, некоторые благословения, почести и привилегии Божьего народа в нынешней жизни, в конце века. Сетующие, что они не получили достаточно почестей, отличий и божественного признания, тем самым покажут, что они непригодны для будущей службы “за завесой” как члены Церкви в славе. Таково, кажется, предостережение для тех из Божьего народа, кто долго был в истине и кто имел большие привилегии служения: если они сетуют на благословения и вознаграждения, которые им достаются, это значит, что они трудились исключительно ради вознаграждения и не ценили привилегии быть тружениками с Христом и с Отцом. Из этого следует, скорее всего, что они не смогли проникнуться духом замечательных привилегий, дарованных им в служении Господу, Истине и братьям. Правильный дух, надлежащая заинтересованность трудом Отца и братьями должны побуждать всех радоваться каждому новому труженику, радоваться тому, что все должны получить Господние милости, благословения и просветление столь же полно и свободно, как они сами. Понятно, каждый, кто не обладает таким духом, не имеет Духа Христа – по крайней мере в этом отношении.
Общая лекция в том, что Бог настолько справедлив, настолько добр, настолько щедр в Своем поведении, что все, оценивающие дела с Его точки зрения, будут рады благословениям, обильно сходящим на других. Неспособность оценить Господнюю доброту была одной из причин преткновения иудеев восемнадцать столетий тому назад: их оскорбило то, что Евангельское послание должно было миновать их и перейти к язычникам. Похоже в настоящее время для некоторых христиан преткновением является факт, что хотя сегодня, как свидетельствует Божье Слово, Божественные благословения ограничены к Церкви, “избранным”, рабам и рабыням Евангельского века, недалек тот час, когда Бог “изольет от Духа Своего на всякую плоть”, и все племена земные получат благословение.
Имеющие привилегию переносить труд и зной в Господней службе должны радоваться привилегии быть достойными участия в Царстве. Вот так, некоторые, находясь среди первых, ответивших на Господний призыв к работникам, могут быть среди последних, получивших особые благословения благодати и Истины, что может стать особым испытанием для них относительно верности и мотивов, которыми они руководствовались, когда принимались за работу в винограднике. “Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим”.
R4666 (1910 г.)