[R4682]
БОЖЕСТВЕННЫЙ ПЛАН ВЕКОВ, ИЗЛОЖЕННЫЙ ВКРАТЦЕ

Бог прежде основания мира положил в Себе великий План, касающийся искупления, потому что Он предвидел падение человека и смертный приговор, который Он вынесет ему. В течение 1656 лет до потопа Бог позволил святым ангелам продемонстрировать свою неспособность вернуть грешника к праведности. Напротив, зараза греха распространилась на некоторых святых ангелов, как сказано в Писании: “Тогда сыны Божьи увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали [их] себе в жены, какую кто избрал”. И родились у них дети, которые были исполинами и людьми славными (Быт. 6.) Земля наполнилась насилием и грехом до такой степени, что Бог сказал, что все помышления сердца их были зло во всякое время. Предвидя это, Бог устроил так, что одно из водных “колец”, все еще подвешенных над землей, должно было упасть, вызвав потоп, который стер этот порядок вещей, уничтожив каждое человеческое существо, кроме праведного Ноя и его семьи, о которых написано: “Ной был человек.. непорочный в роде своем [не имея примеси ангельского семени]” (Быт. 6: 9).

Таким образом, ангелы были испытаны соприкосновением с грехом на протяжении веков, так что все желающие имели возможность преступить Божественные Законы. Неповиновавшиеся упомянуты в Новом Завете как ангелы, не сохранившие своего достоинства, своего духовного состояния, которые предпочли жить на земном, животном уровне. Они были заключены в оковы тьмы до великого Тысячелетнего утра – лишены общения с Богом и святыми ангелами, и им больше не разрешалось материализоваться и, таким образом, смешиваться с человечеством (2 Пет. 2: 4).

Когда пришло Божье время, Он позвал Авраама, чтобы сделать его прообразом самого Себя, и дать ему сына, Исаака, чтобы тот был прообразом Христа, и призвать для Исаака невесту, Ревекку, которая была бы прообразом избранной Церкви этого Евангельского века. И как с Ревеккой пришли служанки, так и с избранной Церковью приходит класс “Великого Множества”. Как Авраам принес Исаака на жертвенник в образе, и тот был восстановлен из смерти в образе, так и Бог действительно принес Своего Сына в жертву в смерти и восстановил Его из смерти воскресением из мертвых. Как все, что имел Авраам, он отдал Исааку, так и все благословения, которые Бог должен дать всем остальным членам человеческой семьи, которые станут Его народом, придут через антитипичного Исаака. И когда Ревекка стала невестой Исаака и сонаследницей, она разделила вместе с ним все радости и привилегии, которые принадлежали ему. Так была представлена будущая слава Церкви с Христом в благословении всех родов земли.

Более того, двойной образ используется для того, чтобы представить Христа, а именно: Иисуса – Главу, и Церковь – Его Тело. Во исполнение этого образа апостол говорит нам, что все посвященные победители являются членами класса Исаака: “А вы, братья, подобно Исааку, дети обещания” (ВоП). Церковь как Невеста изображена в высказывании св. Павла: “Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники” – обетованию, что через нас мир получит благословение (Гал. 3: 29).

ЖЕНЫ АВРААМА БЫЛИ ПРООБРАЗАМИ

Хотя вышесказанное является краткой синоптической картиной целого, подробности жизни Авраама представляют собой подробности Божественного Плана Веков. Авраам имел обетование, что он будет отцом многих народов. Это подразумевает, что окончательно многие народы мира станут Божьими детьми, но только через Исаака и через обетование, данное относительно труда Исаака. Более того, было предсказано, что Семя Авраама будет как звезды на небе и как песок на берегу моря. Звезды на небе представляют духовное Семя Авраама. Песок на берегу моря представляет многочисленное земное семя, человеческую семью, возвращенную к жизни во время Тысячелетия в результате плана искупления.

Св. Павел дает нам ключ ко всему, объясняя, что жены Авраама были прообразами Заветов, и это объясняет нам кажущееся на первый взгляд суровым обращение с Агарью. Авраам повиновался Божественным наставлениям, а Божественные наставления были сформированы таким образом, чтобы суть, заключенная в прообразе, составляла картину и урок для нашего наставления. Первой женой Авраама была Сарра. Св. Павел объясняет, что Сарра образно представляла главное обетование, а ее имя, Сарра, означало “принцесса”, “главная супруга”. Этот завет-принцесса, от которого зависело исполнение всех остальных, является тем, которое выполняет свою миссию (цель) в развитии духовного Семени – Исаака: “А вы, братья, подобно Исааку, дети обещания” (ВоП). Этот Завет не имеет никакого отношения к развитию других Божьих детей, разве что через класс Исаака, класс Посредника, класс великого Пророка, Священника и Царя, через которого все Божьи благословения должны снизойти на человечество.

Поскольку Сарра должна была служить прообразом духовных вещей, она была бесплодна в течение долгих лет, чтобы научить, что первоначальный завет Бога с Авраамом будет бесплодным (неплодоносным) в течение долгих столетий. В то же время, чтобы создать другой образ, рабыня Сарры, Агарь, была отдана Аврааму в жены. Сарра хотела присвоить дитя Агари как Семя обетования – как свое собственное. Агарь представляла собой Завет Закона, заключенный с Израилем на Синае, как объясняет св. Павел. Дитя, потомок этого Завета – иудейский народ, Израиль по плоти. Тот факт, что Сарра пыталась признать Измаила своим сыном и держала Агарь в объятьях во время его рождения, подразумевает, что Завет Закона с Моисеем в качестве его Посредника некоторое время делал Израиль наследником первоначального Завета, который содержал благословение для всех родов земли. Но это не было Божественной волей.

АПОСТОЛЬСКОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ ОБРАЗОВ ЗАВЕТОВ

И вот в положенное Богом время Сарра произвела на свет Исаака, который образно представлял истинного наследника Завета, Обетования. Рождение Исаака было представлено, прежде всего, в зачатии нашего Господа Иисуса Христа святым Духом к духовной природе и, позднее, в воскресении к совершенству духовной природы. В более широком смысле, как объясняет св. Павел (вы, братья, как Исаак, сыны обетования), рождение Исаака представляло зачатие святым Духом всей Церкви, которая является Телом Христа. Затем последовали гонения, издевательства над Исааком со стороны Измаила и последующее изгнание от Божественной милости Агари, Завета Закона, и ее сына, иудейского народа. Они были изгнанниками на протяжении веков и вот-вот должны были умереть – потерять свою национальную идентичность, быть поглощенными другими народами, подобно тому, как Агарь и Измаил после изгнания бродили по пустыне, пока не съели хлеб и не выпили воду, которые были у них с собой, и Измаил уже был готов умереть. Затем ангел Господень обратил их внимание на источник воды в пустыне и, после того как они подкрепились, посоветовал им вернуться и подчиниться Божественному порядку – признать Завет Сарры и духовный Израиль. Мы уже вплотную подошли к этому пункту. Несчастные иудеи, потеряв надежду, готовы были умереть, отказаться от всякой веры в обетования. Но вот, в подходящее время, источник надежды возрождает их и сообщает им, что существует духовный Израиль, а также естественный Израиль, и что их благословения находятся в естественном русле и должны прийти к ним через признание прославленного Посредника Нового Завета (Закона).

На этом апостольское объяснение этой удивительной системы образов заканчивается. И мы также были бы склонны остановиться на этом, если бы не то, что другие места Писания ясно показывают, что позже, после смерти Завета Агари и после того, как основной Завет выполнит свои цели в приведении на свет духовного Израиля, антитипичного Исаака, должен быть введен Новый Завет “после тех дней” – после промежутка Евангельского века, особо отведенного для развития антитипичного Исаака. На этот Новый Завет ссылается св. Павел. Обсуждая эту тему, он говорит о восстановлении естественного Израиля к Божественной милости: “И сей завет им от Меня, когда сниму с них грехи их. В отношении к благовестию, они враги ради вас; а [R4683] в отношении к избранию, возлюбленные ради отцов.. Как и вы некогда были непослушны Богу, а ныне помилованы, по непослушанию их, так и они теперь непослушны для помилования вас, чтобы и сами они были помилованы. Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать” (Рим. 11: 26-32).

О том же великом Завете, ожидающем Израиль в будущем, говорит пророк Иеремия (Иер. 31: 31). Израилю сказано, что после некоторых дней Бог заключит с ними Новый Завет, не Синайский Завет – не Завет Агари и, конечно же, не Завет Сарры, который рождает только духовный Израиль. Пророчества, касающиеся этого Нового Завета, являются земными, реституционными. Под этим Заветом, “после тех дней”, Бог удалит из их плоти каменное сердце и даст им сердце плотяное – сделает их человеческими существами с нежными сердцами, любящими, добрыми и т. д. Но Он не будет делать из них духовных существ или Новых Творений.

Посредник этого Нового Завета, в понимании Израиля, будет Посредником, который больше чем Моисей, хотя и похож на него в том смысле, что Моисей был Его прообразом, маленьким указательным пальцем. Даже в этом случае Завет горы Синай с Израилем как классом Измаила, который был порожден им, был прообразом значительно больших благословений и поднятия, которые должны быть достигнуты благодаря Новому Завету (Закона). По этим причинам Господь не смешивает образы путем восстановления Агари в качестве жены Авраама после смерти Сарры, что представляло бы возобновление Божественной милости к Израилю и использование естественного Израиля в качестве земного пути Божественной милости и благословения всех родов земли. Вместо этого Бог позволил Агари перестать быть образом после того, как она показала свое полное подчинение Сарре и после спасения ее сына, иудея, от гибели. Когда Авраам после смерти Сарры взял другую жену, Хеттуру, у нас есть все основания полагать, что она также была прообразом и представляла собой третий Завет. А ее многочисленные дети представляли образно многочисленные народы, племена и языки мира, которые в конечном итоге станут, под Новым Заветом, детьми Всевышнего.

ПРЕВОСХОДСТВО ЗАВЕТА САРРЫ

Тем не менее, следует постоянно держать в уме, что в этой серии образов Господь везде показывал превосходство Завета Сарры. В одном смысле слова Сарра была единственной женой Авраама, потому что Агарь и Хеттура упоминаются лишь как наложницы. Таким образом, весь Божественный План сосредоточен в обетовании: “Благословятся в семени твоем все народы земные”. Тем не менее, иудей и его Завет Закона были использованы Господом как дополнительное средство благословения и наставления для Церкви и всего мира. Точно так же в будущем благословения, которые придут к Израилю и через Израиль ко всему миру под Новым Заветом, будут зависеть от первого Завета, Завета Сарры, духовного Завета и его духовного Семени – Христа, Главы и Тела. Новый завет может вступить в силу как лучший Завет по сравнению с Моисеевым только при наличии лучшего Посредника, чем Моисей, “Посредника Нового Завета” – Христа. Он станет Посредником этого Завета и введет его в действие ради благословения всех через Свои “лучшие жертвы” (посредством их): во-первых, жертву Иисуса, основу примирения с Отцом (“и мы посредством Него”); и, во-вторых, через принятие Отцом Церкви как членов Тела Христа на условии, упомянутом св. Павлом: “Умоляю вас, братья, милосердием Божьим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу”. Это – лучшие жертвы, которые великий Посредник приносит Справедливости. Все они основаны на заслуге Агнца Божьего, Который берет на Себя грех мира. Его заслугу разделит, согласно Божьему устройству, “Малое Стадо”, Царственное Священство, которое не только верой принимает заслугу Искупителя, но, по благодати, также отдает свою жизнь. Они становятся мертвыми с Ним, чтобы также жить с Ним и разделить Его славу, честь, бессмертие, Царскую должность, священство, посредничество и т. д.

R4682 (1910 г.)