[R4686]
БЫЛО ЛИ НЕЧЕСТНЫМ ПОВЕДЕНИЕ ИАКОВА С ИСАВОМ?
Был задан вопрос: “Почему Иаков забрал у своего брата Исава первородство и благословение? Почему Он не дал ему похлебки, когда тот был голоден, а продал ее? Мы считаем справедливым предположить, что и Исав, и Иаков были голодны. Доказательством того, что Иаков был голоден, было то, что он приготовил похлебку. У нас также есть доказательство того, что Исав был голоден; но у нас нет доказательств того, кто из них был голоден больше. Полагаем, что они были примерно одинаково голодны и что на двоих еды не хватало. Исав дал понять, что он хочет поесть, и Иаков решил, что это подходящий момент для того, чтобы взять то, что было у Исава, но чего Исав на самом деле не хотел.
Также разумно предположить, что вся жизнь Исава была безразлична к религиозным делам и интересам. Он женился в семьи окрестных язычников, полностью пренебрегая обетованием, данным Аврааму, получив несколько негодных жен, по словам его матери. Если это так, то вполне вероятно, что у него и Иакова было много разговоров об обещании Бога их деду Аврааму и о том, как наступит исполнение этого обещания, и что Исав все это время был неверующим. И вот, когда наступило подходящее время, и оба они были голодны, а была еда, Иаков сказал: “Ты не заботишься о своем первородстве, Исав, и не ценишь этого обетования, данного Аврааму; для тебя это ничего не значит; я скажу тебе, что мы сделаем. Ты можешь получить ужин, а я – первородство. Это выгодная сделка?” Исав сказал: “Да, это сделка, так как я более хочу ужина, нежели первородства”.
Это была честная сделка. Если человек покупает дом по выгодной цене, и покупатель и продавец довольны сделкой, то мы не скажем, что это обман или грабеж. И так было с Иаковом. Авраамово обетование, с точки зрения ожиданий Исава, ничего не стоило. Он не доверял этому обетованию. Апостол Павел обращает наше внимание на это и говорит, что Исав был нечестивец, то есть он не считал Божье обетование чем-то стоящим. Он готов был продать его за тарелку кушанья, как будто эта сделка была ему выгоднее и как будто он говорил: “Мой бедный брат не знает, что такое жизнь. Если бы он взял у меня несколько уроков, то начал бы жить. Вот он верит в то, что Бог сказал дедушке Аврааму, и думает, что когда-нибудь получит от этого что-то чудесное. Я не думаю, что это стоит принимать во внимание”. Поэтому Исав, несомненно, считал, что он взял верх над Иаковом, когда получил ужин.
ИСАВ ЗАБОТИЛСЯ ТОЛЬКО О ЗЕМНОЙ ЧАСТИ ПЕРВОРОДСТВА
Также спрашивают: “Почему Иаков пытался обмануть своего отца?” Иаков пытался получить то, что он купил и что, как он видел, продавший сам ему не даст. Иаков знал, что его брат был нечестным человеком с самого начала. Все приготовления были сделаны для того, чтобы Исав получил благословение, которое он продал и теперь собирался украсть. Иаков, должно быть, рассудил: “Я постараюсь предотвратить это, чтобы он не украл его. Я купил первородство. У меня есть право представлять Исава в этом. Я просто попытаюсь добиться справедливости, чтобы мой отец сделал то, что правильно и положено, и что, как я знаю, является волей Бога, потому что Бог сказал нашей матери об этом во время нашего рождения – что благословение должно перейти ко мне. И вот, по Божьему провидению, оно перешло ко мне законным путем, благодаря тому, что мой брат не заботился о нем, а я очень заботился. Теперь вопрос только в том, как я его получу. На самом деле Исав не ценит первородство, разве что с земной точки зрения. Я знаю, что его нисколько не интересует обетование, данное отцу, и он в него не верит. Он думает только об имуществе, которое достанется мне, если меня признают старшим сыном”.
Иаков знал, что у него будут неприятности, если он попытается получить благословение, и все же он с такой любовью относился к этому обетованию, считая, что от него придет большое благословение, что был готов отказаться от всего. Он был готов стать изгоем в своем доме, лишь бы получить духовную часть обетования, поэтому он покинул свой дом с четким пониманием того, что теряет земные владения своего отца и получает только духовное благословение, которого Исав не хотел. Он не пытался отнять у Исава ту часть, которой добивался Исав.
Кто-то может спросить: если Иаков знал, что Господь обещал ему это благословение через его мать, не было ли это недостатком веры с его стороны не признать, что Господь даст ему его без всякого обмана или введения в заблуждение? Мы полагаем, что если бы Иаков жил в наше время и имел все те преимущества, которые мы имеем, – наставления Ветхого и Нового Заветов и зачатие святого Духа, – он мог бы научиться проявлять веру, которая уже и так была сильна в Божье обетование. Он мог бы научиться ожидать Господа. У нас есть много преимуществ перед ним во всех этих отношениях. Перед ним было очень мало примеров того, как ожидать Господа и т. д., и он, по крайней мере, показал свое усердие, энергию и доверие к Богу в том, что избрал. Поэтому, что касается человека, не зачатого от святого Духа, мы считаем, что он прекрасно справился со своей задачей.
ИАКОВ НЕ БЫЛ ОБЛИЧЕН ГОСПОДОМ
Пои этом мы считаем необходимым помнить, что все наши представления мы должны измерять согласно Божественному критерию, и если мы этого не делаем, то совершаем ошибку. Божественный критерий наилучший. Так вот, согласно записи, Господь не сказал ни слова против Иакова во время всего произошедшего, и если Богу нечего было сказать против него, то кто мы такие, чтобы нам было что сказать?
Когда Иаков бежал в Падан-Арам из страха перед своим братом, оставив свой дом и все имущество, которое принадлежало ему согласно договоренности, желая, чтобы оно навсегда осталось в руках Исава (как он и намеревался поступить) – когда он бежал из дома и не имел ничего, кроме камня для подушки, – в ту же ночь Господь явился ему во сне. Иакову было дано видение (картина) благословения, которое ему принадлежало. Это свидетельствовало о том, что Божья милость была с ним. Думать, будто Бог может и хочет вступить в сговор с плохим человеком, не наш способ рассуждать на эту тему. Мы не возражаем против того, чтобы другие рассуждали иначе. Мы же будем рассуждать в соответствии с тем критерием, который установил Господь, и говорить: “Так написано”.
Возможно, в записи не было чего-то, что могло бы дать другую точку зрения на этот вопрос, более легкую для понимания. Апостол Павел высоко оценивает веру Иакова, но считает предосудительной продажу Исавом первородства, и говорит, что мы не должны уподобляться “нечестивцу, который.. за одну снедь отказался от своего первородства” (Евр. 12: 16). В этом Павел как бы намекает, что могут быть некоторые, желающие продать свое первородство, и другие, желающие купить первородство.
Иудеи во дни нашего Господа, не принявшие Его приглашения и не бывшие подлинно израильтянами, продали за “кушанье из чечевицы” земных благословений и земной благосклонности свои небесные, духовные права; а мы, язычники, которым это право не принадлежало по природе, были приглашены, чтобы убедиться, сможем ли мы оценить привилегии и получить награду. И мы получим награду; мы получим первородство Исава, а класс Исава не получит его.
R4686 (1910 г.)