ЧТО ОЗНАЧАЕТ “ГНИЛОЕ СЛОВО”

“Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим” (Ефесянам 4: 29).

Гнилым словом является распространение злой молвы или новости, вместо хорошей. Наш стих, судя по всему, имеет в виду гнилое слово в ходе обычных разговоров. Наш ум способен вовлечь нас во всякого рода трудности – как нас самих, так и других, – если бы мы не контролировали его и не держали в определенных рамках. Но наш язык может сделать даже больше вреда, чем наш ум. То, о чем мы можем думать, вредит лишь нам самим, но если к делу приобщится наш язык, то осквернится не только наш собственный ум, а появится заражение, появится злопамятство, потому что язык все это распространяет вокруг. Правдиво ли то, что он распространяет, или лживо, последующее влияние этого портит, деградирует и временами склоняет даже к аморальности.
Кажется, что не только между светскими людьми, но и между Господним народом существует тенденция рассказывать о маленьких инцидентах или делать небольшие замечания, которые, хотя не обязательно грешные, имеют свойство пускать ростки зла. Именно это имеет в виду апостол, когда говорит, что мы не должны позволять никакому гнилому слову выходить из наших уст. Если в результате какой-либо случайности до нас дошла какая-то плохая информация, мы должны позаботиться о том, чтобы она не передалась дальше. Иногда мы задаем себе вопрос, действительно ли употребление языка во вред другим является свойством естественного ума и имеют ли к этому какое-то отношение злые духи?
Апостол советует оставить гнилые слова, избегать их и крепко держаться лишь того, что назидает (слово “назидание” заключает в себе мысль о созидании, строительстве, укрепления друг друга).

ШИРОКОЕ ПОЛЕ ДЛЯ РАЗГОВОРОВ О БОГАТСТВАХ БОЖЬЕЙ БЛАГОДАТИ

Однако некоторые (даже те, которые признают, что любят Господа и пытаются следовать за Ним) скажут: “Я никогда не говорю ничего, кроме правды, и я вовсе не намереваюсь кому-то вредить. Но, когда приходят мои соседи, я должен о чем-то разговаривать с ними, потому что многие из них считали бы меня занудой, если бы я пытался заинтересовать их религиозными делами”. Однако хорошо известно, что сквернословие, клевета, сплетни, несмотря на утонченность методов или слов, вместо того, чтобы служить благодати слушателя, служат злу; что слушающий, побуждаемый силами своей падшей человеческой природы, идет и рассказывает эти сплетни другим. Падшая человеческая природа наслаждается и упивается именно такими вещами, обманывая многих якобы они таким образом защищают мораль, выступают против греха, и что в таком обсуждении и разоблачении проступков других они упоминают дела, которые для них самих отвратительны. К сожалению их доводы имеют серьезный недостаток, потому что при этом игнорируются Господние советы относительно праведности.
Для христианского народа существует действительно широкое поле для разговоров на тему богатств Божьей благодати во Христе Иисусе, нашем Господе, выраженных в необычайно великих и драгоценных обетованиях Божественного Слова. В них мы действительно имеем то, что не только служит благодати слушателя, но и добавляет благодати говорящему. Если речь идет о Новом Творении, то такое поведение изо всех сторон осыпает благословениями и помогает умерщвлять ветхую природу с ее злыми желаниями, вкусами и аппетитами.
Очевидно, именно это имел на мысли апостол, когда сказал, что Господний народ должен “возвещать совершенства Призвавшего нас из тьмы в чудный Свой свет”. А сердце, наполненное духом любви, духом Бога, духом Истины, и преисполненное им, будет, без сомнения, дарить его другим, “ибо от избытка сердца говорят уста”. “Блаженны чистые сердцем” (1 Пет 2: 9; Матф. 12: 34; 5: 8).

R4770 (1911 г.)