КАК СОХРАНИТЬ НАШИ ОДЕЖДЫ БЕЛЫМИ?
“Побеждающий облечется в белые одежды; и не изглажу имени его из книги жизни, и исповедаю имя его пред Отцом Моим и пред ангелами Его” (Откровение 3: 5).
Несмотря на отдельные преследования, о которых записано в Деяниях Апостолов, ранняя Церковь в целом не подвергалась вначале суровым испытаниям. Но когда Истина начала распространяться и приобрела врагов (не только среди иудеев, но также среди еллинов), императоры и правители попытались угодить массам, преследуя последователей Иисуса. Судя по тому, что нам известно, так будет и в недалеком будущем. Долгое время чистая Истина была спрятана от людей, и во влиятельных кругах верх взяла светскость вместе с видом благочестия. Понятно, что по мере приближения беспокойных времен, которые Священное Писание предвещает для конца этого века, защищающие стойко Слово Господнего Свидетельства могут надеяться, что под разным видом их будут делать козлами отпущения.
Мы не удивимся, если в пределах нескольких последующих лет придут значительные преследования на всех “сынов света”, которые будут следовать этому свету. Иоанн, возлюбленный ученик, в какой-то мере и степени иллюстрировал, представлял последних, живых членов “Малого Стада”. Таким, без сомнения, было значение высказывания нашего Господа: “Если Я захочу, чтобы он оставался, пока Я не приду, что тебе [до этого]?” (Иоан. 21: 22, 23, ВоП). Иоанн не остался, но класс, который он в некоторых отношениях иллюстрировал, остался – класс тех, кто видит глазами своего понимания видения и откровения, которые Иоанн видел в символах, в восхищении.
Существует много причин для вывода, что хотя разные послания во второй и третьей главах Откровения были даны упомянутым семи церквям и касались их, в то же время они, понятно, должны иметь более широкое применение ко всей Церкви Христа (число семь представляет полноту, а последовательность представляет разные эпохи в истории Церкви). Так Церковь в Ефесе представляла бы состояние Церкви во дни апостола, во время написания Посланий, тогда как Лаодикийская Церковь представляла бы Церковь наших дней, в конце Евангельского века. Другие церкви соответственно представляли бы разные промежуточные эпохи между началом и нынешним временем.
Думать иначе означало бы придать этим семи сравнительно небольшим церквям Малой Азии большее значение, чем подобает, и подразумевало бы игнорирование других церквей, больших и более влиятельных, чем эти, как, например, церкви в Иерусалиме, Антиохии, Коринфе, Колоссах, Филиппах, Фессалониках и т. д. Кроме того, подробности послания, данного этим семи церквям, соответствуют и исторически подходят всему пережитому единственной Церковью Живого Бога, над каждым членом и ветвью которой Господь имеет опеку. Эту мысль, что число семь означает полноту, мы находим в других символических изображениях – в семи золотых светильниках, в семи звездах и т. д.
Три первые главы Откровения содержат особые подробности и общие предостережения не только для упомянутых здесь местных церквей, но и для всех “побеждающих”. Они касаются не только разных эпох в истории всей Церкви, но и разных классов в каждой эпохе в истории Церкви.
ВАЖНОСТЬ СОДЕРЖАНИЯ НАШИХ ОДЕЖД НЕОСКВЕРНЕННЫМИ
Слова нашего стиха, обращенные к Церкви в Сардах (или к эпохе Церкви в целом, символически показанной в Сардах), объясняются контекстом. В этой Церкви было плохое состояние дел, осквернение. Содеянные прегрешения не получили раскаяния, и не было просьбы к Господу о прощении.
В контексте говорится, что большинство Церкви в Сардах не берегло свои одежды от осквернения. “Впрочем у тебя в Сардисе есть несколько человек, которые не осквернили одежд своих”. Этими словами наш Господь, кажется, подчеркивает мысль, что никто не получит награды “вышнего звания”, если не будет беречь своих одежд от осквернения плотью. Каждый, кто не способен на это, не будет принадлежать к классу победителей, которому будет дано отборное благословение. Тот, кому предстоит стать “побеждающим”, должен быть одет в белые одежды. Имя того, кто не будет настойчив в хранении своих одежд в чистоте, будет изглажено. В этой связи мы вспоминаем слова того же апостола Иоанна, что кровь Христа очищает нас не только от прошлых грехов, но и от всех пятен на одежде. Он говорит: “Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха” (1 Иоан 1: 7). Она очищает нас от всех неумышленных недостатков, пятен на наших одеждах. Каждый, кто таким образом не бережет себя чистым, не будет “побеждающим”. Не будут изглажены имена лишь тех, кто следит за этой чистотой.
Что касается нашей способности видеть, действительно ли мы содержим наши одежды в чистоте, только каждый лично может знать, до какой степени он следил за своим поведением, поддерживал свою связь с Господом и ежедневно критически рассматривал жизненные дела, происходящее в течение дня, и просил прощения за нерадивость и проступки. Другие могут догадываться, но они не могут знать. Мы все имеем достаточно здравого ума, чтобы знать, что – хорошо, и что – плохо. Если плохая вещь кажется не очень плохой, это может свидетельствовать о том, что мы становимся небрежными к нашей одежде. Как следствие, мы будем меньше интересоваться Истиной и тем, чтобы содержать наши одежды в чистоте, меньше будем заинтересованы в собраниях молитв и так далее. Между такими и Господом появится облако, а за ним придет состояние истощения.
Верные “победители” бодрствуют и берегут свои одежды чистыми. Они “не осквернили одежд своих”, берегут их “неоскверненными от мира”. Они не хотели, чтобы грех загрязнил их и отделил от Господа, но немедленно обращались за драгоценной кровью и получали ее для того, чтобы устранить всякое пятно. Они так искренне противостоят греху и стремятся беречь свои одежды незапятнанными, что противник не имеет власти над ними – “лукавый не прикасается к ним”. Все это свидетельствует о полном подчинении их воли Христовой воле. Они “с Ним умерли”, а потому не могут добровольно совершать грех.
ОЧИСТИТЬ МОЖЕТ ТОЛЬКО ДРАГОЦЕННАЯ КРОВЬ
Очевидно, что большинство в Сардах было из класса Великого Множества, поэтому им следовало быть “ревностными и покаяться”, так как они не были в состоянии получить наибольшее из возможных для них благословение. Этот принцип, очевидно, применим не только к Церкви в Сардах, но и Церкви в целом. То, что следует победить, это – трудности на “узком пути”. Эти трудности делают путь узким: всякое сопротивление со стороны нашей плоти тому, что от Бога; сопротивление миру в целом; ловушки, которые противник может понаставить нам. Следует обязательно победить любовь к себе, к популярности, к светскому преуспеванию, как и любовь к созданным людьми вероучениям и теориям.
Как милостиво наш Бог позаботился о том, чтобы представить нас в одежде, которая покрывает все недостатки прошлого, в которых мы раскаялись, а также неумышленные и непроизвольные несовершенства настоящего времени! Под этим распоряжением Господний народ может ходить так внимательно, так осторожно (разглядывая все вокруг на каждом шагу), чтобы беречь свои одежды незапятнанными от мира. Но, к сожалению, как мало тех (если такие есть вообще), кто во всей прошлой христианской жизни жил согласно этому высокому критерию, который единственный гарантирует сохранение их одежд белыми!
Понимая, что любое отклонение от абсолютной чистоты сердца означает пятно, грязь на одежде, мы могли бы с большой озабоченностью спросить: “Есть ли какая-то возможность устранить такие пятна, загрязнения, и добиться, чтобы моя одежда снова стала белой?” Спасибо Богу, есть. Существует путь, которым пятна и морщины могут быть удалены с наших одежд, и те опять станут такими же белыми и чистыми, как в начале. Пятна устраняет драгоценная кровь. Как говорит апостол: “Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды”.
СУДИТЬ САМИХ СЕБЯ
Хотя все наши усилия не в состоянии устранить даже одно отдельно взятое пятно, которое может устранить лишь “драгоценная кровь”, для нас было бы хорошо помнить, что даже осознавая прощение нашим Господом и очищение нашей одежды, мы тотчас должны стремиться в покаянии призвать себя к порядку, иначе наш Господь, очищая наши одежды в ответ на наши искренние молитвы, наложит на нас некоторые взыскания для нашего исправления в праведности и для укрепления нашего характера в слабых пунктах. Апостол учит этому, когда говорит: “Ибо если бы мы судили сами себя [исправляли, наказывали], то не были бы судимы [подвержены исправлению, наказанию от Господа]. Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром” (1 Кор. 11: 31, 32).
Божья благодать не может допустить к небесному совершенству тех, кто не имеет одежд незапятнанной праведности. Поэтому нам показано, что те, кто не смотрел за своими одеждами и не хранил их белыми, должны пройти сквозь суровые испытания, прежде чем они смогут в каком-либо смысле слова стать участниками небесных милостей. Эти суровые испытания показаны символически как омытие их одежд в великой скорби. Но, чтобы показать, что ни раскаяние, ни страдания не очистят одежд, особо отмечено, что действенным средством для очищения является “кровь Агнца”. Многие будут таким образом очищены, убелены; их одежды, сегодня запачканные общением с миром, будут очищены от всякого пятна вины, когда они, осознавая безумие своего поведения, с раскаянием будут звать к Господу и воспользуются Его помощью.
Мы рады, что окончательно они воспоют хвалу Господу и возрадуются Его удивительной благодати. Но мы узнаем, что даже после того, как их одежды будут омыты добела в крови Агнца, во время скорби, они не будут носить венцы. Окончательно одержав победу, они получат “пальмовые ветви” как символ их победы через Христа. И хотя они никогда не смогут быть частью живого храма, Главой которого является Христос, нам сказано, что они будут слугами в этом храме. И хотя они никогда не сядут на престоле, они получат большую привилегию служить “перед престолом”. Им будут принадлежать величественные и славные привилегии, но они потеряют великую “награду”, продав ее за миску чечевицы нынешних мнимых преимуществ, которые не дают удовлетворения и приносят горькие последствия. Можно ли ожидать большего призыва к святости, к полному посвящению Его воле?!
R4870 (1911 г.)