БИБЛЕЙСКОЕ ПРАВИЛО ДЛЯ УЛАЖИВАНИЯ НЕДОРАЗУМЕНИЙ

Невозможно себе представить, чтобы в случае возникновения недоразумения брат, наделенный обычными умственными способностями, нуждался в поддержке и советах, иных, чем предложенные Господом в Матфея 18: 15-17. Если он имел привычку искать сочувствия путем вмешательства в чужие дела, то чем быстрее он поймет, что такой способ поведения плохой, тем лучше. Там, где имеется однозначный совет Священного Писания, следует учиться пользоваться умом, чтобы следовать этому совету. Каждому, кто имеет что-нибудь против своего брата, Господь говорит: “Иди и упрекни его между тобой и им одним” (ВоП). Если вопрос слишком мал, чтобы напоминать о нем брату или чтобы обращать на него внимание, о нем следует забыть.
Нет никаких исключений из правила, изложенного в Матф. 18: 15-17, но в некоторых обстоятельствах это правило можно интерпретировать. Например, если дело касается семьи, то могут быть обстоятельства, в которых правильнее было бы обратиться к главе семьи. Если это произошло в учреждении, где лицо может быть лишь представителем какой-то организации, то правильнее было бы обратиться к главе этой организации. Такой способ поведения был бы результатом следования Матф. 18: 15, его логическим продолжением. Но это – второстепенное применение правила, которое не отменяет и не упрощает его, тем не менее для его применения обязательна мудрость, чтобы определить, как осуществить задуманное.
Без сомнения, многие трудности в мире являются результатом недоразумений. Поэтому каждый из Господнего народа должен “более же всего [облечься] в любовь, которая есть совокупность совершенства”, и не замечать многое из того, что делают другие (Кол. 3: 14). И все-таки для каждого, кто считает, что он был обижен, было бы правильным пойти к брату, который его обидел, и достичь взаимопонимания. Такое поведение имело бы благотворные последствия почти в каждом случае.
Конечно, указание в Матф. 18: 15-17 касается лишь братьев, Церкви, и не должно применяться к посторонним. Но каждый, кто учится применять это правило к братьям, убедится, что оно дает ему наилучшее понимание относительно мудрого поведения во всех делах жизни. Разумеется, его естественной склонностью будет применить эти принципы к светским делам и светским людям. Однако следует употребить мудрость, решая, как разумным образом обращаться с миром. По поводу некоторых глубоких и драгоценных вещей, которые принадлежат Церкви, мир может негодовать. Поэтому Господь предупреждает, чтобы мы “не бросали жемчуга своего перед свиньями”.
Если мы пытаемся делать добро всем людям, то в случае братьев здесь не должно быть никакой разницы. Однако можем сказать, что некоторые из Господнего народа, кажется, привыкли в определенных случаях к чрезмерности и безрассудству. Например, если кто-то из братьев заметит, что другой брат, находясь в Истине, делает разницу в своих чувствах и, на первый взгляд, ценит другого больше, чем его самого, то он не должен обижаться, а должен сказать: “Есть разные характеры и темпераменты. И, возможно, брат Б склонил к себе брата А больше, чем другие. Все, чего я могу желать, это то, чтобы брат А любил меня, чтобы у него не было ненависти ко мне, чтобы он не делал мне вреда”. Ничто в Божьем Слове не указывает на то, что все братья должны быть одинаково цеными.
Наш Господь Сам показал такую разницу в Своей любви. Однако Он делал это “беспристрастно и нелицемерно”. По причине различий в нашей падшей человеческой природе некоторые братья более близки нам, чем другие. Поэтому мы должны быть довольны, если имеем любовь братьев, и должны стремиться заслужить ее еще больше, чтобы наши слова и наше поведение становились милее для братьев и приносили больше почета с их стороны. Путь к этому лежит не через выискивание недостатков в тех, кто не любит нас в наивысшей степени, а через стремление развивать характер, который заслужил бы более полную меру любви.
Если такой вопрос возникнет и не будет решен согласно Матф. 18: 15, нужно дать совет: “Брат А, кажется, не имеет ничего, кроме сердечных чувств к тебе, дорогой брат”. Тогда, если брат Б говорит, что не получает от брата А столько любви и общения, сколько получает брат В, то ему можно ответить: “Хорошо, мой дорогой брат, разве мы не имеем права иметь особенную общность с одним братом, не оскорбляя другого? Я думаю, что мы имеем такое право и имеем Господний пример сказанного. Это не означает, что я должен относиться к тебе недоброжелательно. Нет ничего плохого в том, что какой-то брат оказывает большее или меньшее предпочтение другому, стремясь не употреблять этого предпочтения с целью преднамеренно оскорблять другого”.

РАЗНЫЕ СТЕПЕНИ ЛЮБВИ

Любовь и справедливость – разные вещи. Любовь не приходит по приказу; ее следует инициировать, и для нее должен быть повод. Было бы совершенно неправильно говорить нам, что мы должны любить Бога, если Он не является существом, заслуживающим любви. Похоже, можем ли мы любить какое-то создание, которое нам неприятно? Мы любим братьев за то, что в их добрых намерениях мы видим некоторое подобие Бога, и они действительно отдали свои сердца Господу.
Если плоть братьев значительно деградирована, то наша любовь будет больше сочувственной, чем восторженной, потому что лишь по мере обнаружения характера, подобного Христу, мы можем действительно любить Его последователей. Но к каждому брату и каждой сестре мы должны относиться с искренним желанием делать добро; и, конечно, такая любовь, если есть возможность, должна распространяться на мир в целом.
Большая трудность в случае недоразумения заключается в неумении строго соблюдать совет Господа. Хорошие, уважаемые братья, которые очень хотят поступать правильно, и, очевидно, весьма компетентны в том, чтобы давать советы другим, по-видимому, считают, что в их случае все должно быть по-другому, и не проявляют должной рассудительности. Вместо того, чтобы пойти к брату и дружелюбно сказать: “Брат, я пришел поговорить с тобой об одном малом деле, следуя совету из Матф. 18: 15”, – они, наоборот, встретив брата, говорят: “Брат, ты сделал так и так”. То есть они приходят к брату не для того, чтобы мириться, а, скорее, с властным видом, чтобы указать ему на плохое. Это неправильный способ улаживания дела. Если известно, что Справедливость является основанием Божьего престола, то те, которые держатся такого пути, избегают того, чтобы следовать принципам справедливости. Им не удается развить характер Господа, и они не сумеют получить награду.
Дух Господнего наставления заключается в том, чтобы помогать брату, а не упрекать его, не гневаться на него, не дразнить и не втягивать в полемику о том, чего он не намеревался говорить, или искажать значение того, что он сказал. Это неправильный дух. Ни к какому брату нельзя обращаться таким образом. Вопрос нужно рассудить самым доброжелательным путем. И если потом – вопреки всему, что можно сделать, – зло продолжается, нам нечего сказать больше. Кое-кто может говорить: “Он не извинился”. Господь ничего не сказал об его извинении. Но, если такой брат осознал, что неправ, и не просит прощения, он делает себе вред.

СЛЕДУЕТ ОСТЕРЕГАТЬСЯ ВМЕШИВАТЬСЯ В ЧУЖИЕ ДЕЛА

Если будет необходим второй шаг (из Матф. 18: 15-17), то он должен быть сделан лишь после очень взвешенных размышлений и молитвы, с желанием удостовериться, такова ли Господня воля. Прежде всего, следует удостовериться, что вопрос достаточно важен, чтобы им тревожить братьев; что он направлен именно против нас, а не против других; что он не является вмешательством в чужие дела, и что упомянутое продолжается в данное время. Если вопрос именно такой, то возьмите с собой двух других братьев. Не говорите: “Если я прошу тебя идти со мной, то обязательно поддерживай меня”. Мы можем быть теми, кто ошибается; и если это так, то мы должны больше беспокоиться, чтобы исправить самих себя, а не других.
Если мы удостоверились, что вопрос важный, то должны выбрать двух таких, которые, на наш взгляд, были бы друзьями обидевшего нас брата – беспристрастными, уважаемыми людьми в Церкви. Затем, когда состоится встреча с братом, который нас оскорбил, и вопрос будет обсужден, было бы правильным, чтобы эти братья дали нам совет. Если совет такой, что мы можем его принять, мы должны это сделать и принести мир и согласие.
Но если бы такой способ ничего не помог и вредная деятельность продолжалась, для нас было бы правильным представить вопрос на рассмотрение Церкви. Двое братьев, которые ходили с нами и решили, что невозможно убедить совершающего зло изменить свое поведение, должны сообщить старейшинам Церкви, что они должны представить на рассмотрение некоторый вопрос, но при этом не должны представлять обвинения. Церковь должна лишь выслушать этот вопрос, чтобы выяснить, действительно ли есть повод для жалобы. Но на этом этапе она знает только то, что есть некоторый случай, который необходимо выслушать. Затем братья старейшины должны созвать специальное собрание с этой целью, сообщая Церкви, что имеется вопрос, который должен быть представлен собранию, и спрашивая о времени, удобном для того, чтобы выслушать вопрос. Тогда Церковь должна решить, когда созывать собрание для рассмотрения упомянутого дела.
Для того, против которого выдвигается жалоба, было бы впору сказать старейшинам: “Это правда, что брат выдвинул против меня обвинения, и затем двое других приходило с ним. Однако, братья, я утверждаю, что обвинения необоснованные, что это – мое личное дело, и другие не имеют с ним ничего общего”, или что-то в этом роде, что он хотел бы сказать. Дальше должно быть представлено доказательство, что это действительно вопрос, который следует ставить перед Церковью, а не обычное вмешательство в чужие дела, потому что Церковь не должна собираться, чтобы совместно заниматься таким вмешательством.
Затем старейшинам полагалось бы вникнуть в вопрос настолько, чтобы решить, не будет ли это со стороны Церкви вмешательством в дела человека – попросту убедиться, действительно ли этот вопрос должен предстать перед Церковью. Если они посчитают, что это не так, то должны сказать тому, кто оскорблен: “Этот брат не делает тебе вреда”. Но если одна из сторон все-таки считает, что вопрос должен быть представлен Церкви – что до сих пор в этом пункте удалось следовать Матф. 18: 15-17, – а у старейшин  собрания нет желания представлять вопрос перед собранием, то собранию следовало бы определиться, будет ли оно рассматривать этот случай, и его решение должно быть окончательным.

КАК ПРОВОДИТЬ РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛА В ЦЕРКВИ?

В любом деле, рассматриваемом собранием, каждому заинтересованному лицу должна быть предоставлена возможность изложить свою сторону дела: один представляет то, что его волнует, а другой отвечает. Ни на одном этапе этого слушания не должны быть позволены острые слова. Тот, кто попытался употребить их, должен подлежать за это выговору, и его поведение заслуживает осуждения как недостойный поступок. Это путь, которого следует придерживаться, и который, очевидно, имел в виду Господь. Однако в уме всегда должна присутствовать мысль, нет ли здесь случайно вмешательства в частные дела другого человека, что не должно быть одобрено ни собранием, ни старейшинами. Люди тратят много времени на бесполезные обсуждения путем, полностью противоположным Золотому Правилу и Матф. 18: 15.
Если, терпеливо выслушав конкретные, убедительные и достаточно существенные обвинения, общество убедится, что, несмотря на эти разные шаги, брат, против которого имеется жалоба, действительно делал и продолжает делать плохое, оно должно решить, что он, как обвиняемый, виноват. Церковь, по возможности, должна проголосовать единогласно, а всякую личную благосклонность следует оставить. Поскольку общество никого не обрекает на вечные мучения и никоим образом не осуждает, то его совет не должен повлечь за собой никакого наказания. Собрание попросту обращает внимание брата на то, что его поведение противоречит Священному Писанию, и если он не изменит поведения, собрание не сможет в дальнейшем считать его одним из Господнего народа.
Лишая такое лицо общности, мы не должны относиться к нему плохо, потому что мы не обращаемся так с мытарями и грешниками. Но мытаря или грешника мы бы не просили служить в качестве старейшины, диакона или в какой-то другой должности; следовательно, виновного брата не следует просить помолиться или сделать что-то, что мы бы не предлагали сделать постороннему. Вот так собрание лишает его своей общности. Он, как и раньше, является братом, но не на наилучшем счету, потому что пренебрег прислушаться к голосу братьев, как это указано Господом.
Однако может случиться, что, рассматривая дело, целое собрание ошибается и принимает решение против брата, который прав. Тогда этот брат мог бы сказать: “Дорогие братья! Я ценю ваш взгляд на этот вопрос и сожалею, что в моем поведении что-то кажется вам достойным осуждения. Обещаю по мере возможности исправить это дело. Но, отдавая должное самому себе, я не могу изменить свой взгляд, хотя, уважая ваше единодушное решение, не буду придерживаться своего мнения, которое, чувствую, правильно. И если впоследствии я пострадаю несправедливо, то Господь посчитает мне это как своего рода жертву ради Его Тела, которым является Церковь. Поэтому, дорогие братья, хотя я благодарен вам за ваше доброжелательно выраженное мнение, все-таки хочу, чтобы вы знали, что оно несправедливо по отношению ко мне. И думаю, что если вы когда-нибудь измените свое мнение в этом вопросе, то сообщите мне об этом”.
Если же брат действительно был виновен, он, возможно, скажет: “Хорошо, тогда выгоните меня!” Собрание могло бы ответить на это: “Мы тебя не выгоняем. Не говори, что ты оставишь нас. Мы не принимаем твою реплику как ответ. Надеемся, что Господь позволит тебе увидеть, что наш поступок был самым доброжелательным, братским, и что часть нашей обязанности – принять точку зрения собрания. Если Господь покажет нам, что мы ошибаемся, мы будем рады признать это. Между тем, дорогой брат, мы не хотим тебя обижать, но при этом желаем исполнить нашу обязанность перед нашим Господом и Его Словом”.
Такой поступок был бы правильным; мы не должны сооружать преграду между братьями. Но было бы очень легко нанести вред такому брату, говоря ему: “Так вот, никогда не показывайся здесь опять, пока не возьмешь обратно каждое слово, которое ты сказал”. Большинство людей имеет так много чувства собственного достоинства, что после такого заявления они никогда не вернуться; в то же время они могли бы это сделать, если бы был показан Дух Господа, Дух любви и справедливости.

R4984 (1912 г.)