ЕВАНГЕЛИЕ ТОЛЬКО ДЛЯ ГРЕШНИКОВ
Марка 2: 13-22
“Я пришел призвать не праведников, но грешников” (стих 17).
Во дни Иисуса термин “мытарь” применялся к иудеям, служившим римской власти как собиратели налогов в Палестине. Это имя было позорным, так как иудеи держались обетования Авраама, что весь мир должен получить благословение через них как особенный народ Бога. Они считали, что из-за этого они не только должны быть свободными от всякой другой власти, но и быть хозяевами мира. А если так, то все другие народы должны платить им дань, а они не должны платить никому. Поэтому самые патриотически настроенные иудеи отказывались становиться представителями римской власти в сборе налогов, пошлины, и на собирателей налогов, то есть мытарей, смотрели с пренебрежением, как на неверных своей религии и своему народу.
Термин “грешник”, который часто употребляется в этой лекции и в других местах Евангелий, касался всех иудеев, небрежно относящихся к ортодоксии тех дней, потому что ортодоксальные иудеи того времени (и сегодня) гордились своей религией и хвастались своей святостью (так слово “фарисей” означает “святой человек” – тот, кто скрупулезно заботится о соблюдении мельчайших подробностей Закона). Существовал большой разрыв между этими ревностными последователями Закона Моисея и массами народа, которые, не делая таких особых заверений в своих убеждениях, в целом воспринимались как “грешники”, как лица, не достигшие ортодоксального критерия соблюдения форм, церемоний и тому подобное.
Фарисеи были терпимы к саддукеям и ели с ними за одним столом (хотя последние были практически неверующими), потому что те были богаче, а, значит, считались более уважаемым классом, но они полностью игнорировали своих менее разборчивых братьев (не ели с ними), которых обычно называли “грешниками”, не достойными их морального статуса.
Почти все ученики нашего Господа были взяты из этого более низкого, менее ортодоксального и менее образованного класса иудеев. Видя таланты нашего Господа, фарисеи были бы ради, чтобы Он принадлежал к их числу, конечно, при условии, что Он будет на их стороне и будет поддерживать те или иные их лицемерные притязания на совершенство и святость. Но Иисус разоблачил притязания фарисеев как лицемерные и ясно сказал простому народу, что “нет праведного ни одного” – все нуждаются в Божественной милости, а кроткие и кающиеся более приемлемы для Бога, чем хвастливые, гордые, высокомерные.
МЫТАРЬ МАТФЕЙ
Нынешняя лекция рассказывает о том, как Матфей был призван стать одним из двенадцати апостолов. Его первоначальным именем было Левий, так же как первоначальным именем Петра было Симон. Он принадлежал к левитскому колену, но поступление на службу к римлянам как сборщика податей понизило его в глазах общества, отчего его стали именовать “мытарем”. Возможно это качество быть независимым и смиренного ума, позволившее этому человеку стать собирателем податей и отважится на презрительное отношение к себе со стороны соотечественников, как раз и было тем, что посодействовало Божественному приглашению для него стать учеником Иисуса. Можем убедиться, что это так, из факта, что Иисус дал ему особое приглашение стать Его учеником, а состояние его сердца позволило ему оставить земные богатства, чтобы стать членом мессианского класса. Не думаем, что Учитель призвал бы к ученичеству кого-нибудь другого, кроме благородного характера, и не думаем, что кто-то другой принял бы этот призыв, как сделал Матфей.
Матфей был хозяином дома и тотчас позвал Иисуса и Его последователей на обед. Он пригласил также многих своих друзей, которые, как и он, принадлежали к упрекаемому классу – мытарям и грешникам. Книжники и фарисеи внимательно следили за Иисусом, и когда поняли, что Он ест и общается с наименее уважаемыми и ортодоксальными, перестали уважать Его и прямо задали вопрос ученикам Иисуса: “Как же это ваш Учитель ест и пьет с мытарями и грешниками и хочет быть святым?”
Это предоставило Иисусу хорошую возможность преподать несколькими словами большой урок. Он ответил: “Не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию”. Перед нами ключ ко многим ложным представлениям о Евангелии в те дни и сегодня. Первый урок, который всем необходимо усвоить, это то, что всякий грех подлежит осуждению Богом – малый и большой, – и что всякая неправедность является грехом, и “нет праведного ни одного”.
Другими словами, каждый должен усвоить, что он грешник, находится под божественным приговором и нуждается в прощении, прежде чем может прийти к общности с Богом или воспользоваться Божьим замыслом для вечной жизни. Мытари и грешники действительно были осуждаемы Богом. Также книжники и фарисеи, члены того же несовершенного рода, были под Божественным приговором, но последние не допускали в мыслях, что они греховны и несовершенны, и не искали Божественного прощения, тогда как мытари и грешники, признаваясь в своих грехах, были более склонны принять прощение. Иисус проиллюстрировал это в одной из Своих притч, говоря, что один фарисей пришел в храм помолиться и, полный уверенности в себе, благодарил Бога за то, что он не такой, как другие, и даже не такой, как этот несчастный мытарь рядом с ним. Мытарь также молился, но со смирением, понимая, что он грешник, и просил Божественного прощения. Иисус сказал, что мытарь, хотя и не такой нравственный и скрупулезный, как более старательный, более требовательный, более ортодоксальный фарисей, находится ближе к Божественной Справедливости, потому что последний не признался в своих грехах, своих недостатках, которые могли быть прощены лишь благодаря признанию в них. Отсюда слова Иисуса, что Он “пришел призвать не праведников, но грешников”. Нет праведника, которого можно было бы призвать, потому что все грешники, а те, которые считали себя праведными, имели перед собой препятствие, которое мешало им прийти к Господу, войти под призыв этого века.
“ТВОИ УЧЕНИКИ НЕ ПОСТЯТСЯ”
Приблизительно в ту пору фарисеи соблюдали пост, а также принявшие учения Иоанна Крестителя. Но Иисус до сих пор не говорил Своим ученикам поститься. Тогда возник вопрос: “Почему?” Спаситель объяснил, что пока Он с ними, правильнее воспринимать это как время радости и праздника, а не время поста и печали. Разве помолвленная девушка грустит, плачет и постится, когда ее помолвленный с ней? Нет. Однако в последующих днях, когда он уйдет, она в своем одиночестве и особенно, когда она будет думать о том, как долго он медлит прийти и взять ее с собой, чтобы она стала его женой, будет грустить. Тем самым Иисус дал понять, что так будет с Его последователями. У них будет вдоволь случаев горевать и поститься после Его ухода, пока они будут ждать Его возвращения.
Пост не надо считать обязанностью или приказом, а скорее добровольной жертвой нынешних, достойных одобрения, вещей, чтобы ум и сердце могли с еще большим усердием стремиться к тому, что пока невидимо, но на что следует надеяться. Таким образом, на протяжении девятнадцати веков Божий народ постился, молился, ожидал и жаждал возвращения Жениха. Во время Его присутствия, когда Его последователи находятся с Ним, их радость от осознания выполнения обетований вытрет слезы и “вместо пепла даст украшение,. елей радости.. вместо унылого духа”.
ЦЕРКОВЬ, НОВОЕ ТВОРЕНИЕ
Слушателям Спасителя было трудно получить правильный взгляд на Его учение. Они могли понять проповедь Иоанна Крестителя о покаянии и реформировании, но когда Иисус сказал: “Закон и пророки до Иоанна; с сего времени Царствие Божие благовествуется”, – это было таким радикальным предложением, что большинству трудно было понять. Что могло быть выше Закона и Пророков? Какие двери могли открыться для последователей Иисуса, которые не были открыты для их отцов? Разве их иудейский народ не был Божьим Царством? Разве царь Давид не восседал на “престоле царства Господня”? Разве не было обещано, что Мессия должен сесть на престоле Давида?
С сочувствием надо признать, что иудеям было трудно понять, что прежде, чем благословение может прийти к естественному Израилю, должен быть выбран другой, духовный, Израиль. Подчеркивая эту мысль, наш Господь дал две иносказательные иллюстрации, говоря, что никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленой ткани, потому что пришитое отдерет от старого и станет еще хуже. Похоже никто не вливает молодого вина, которое еще не закончило брожение, в ветхие мехи, которые потеряли свою упругость, потому что ветхие мехи лопнут от брожения нового вина.
Эти иллюстрации показывают, что Евангельское учение не является заплатой на иудейском Законе, а новым предложением. И новое вино Евангельской эпохи нужно наливать в новые мехи, которые смогут выдержать давление, которое обязательно придет в результате брожения. Таким образом, наш Господь не пытался привить Свои учения иудеям, а звал из иудаизма особый класс, который Священное Писание называет “Новыми Творениями во Христе”. Им поручено новое вино Евангельского послания, и они должны испытать брожение, которым сопровождается приготовление к Царству, – трудности, дисциплину и испытания.
R4986 (1912 г.)