ХРИСТОС СТАЛ ПРОКЛЯТИЕМ ЗА ИЗРАИЛЬ

От внимания многих исследователей Библии ускользнуло то, что, хотя израильтяне под своим Заветом Закона имели много преимуществ (Рим. 3: 1, 2), каждый, кто не сумел выполнить всех требований этого Завета Закона, попадал под проклятие (приговор), под которым не был никто из других народов. Поэтому написано: “Проклят всяк [каждый израильтянин], кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге [Завета] Закона” (Гал. 3: 10).
Апостол показывает, что это проклятие было только для тех, кто находился под этим Заветом, говоря: “Закон [Завет], если что говорит, говорит к состоящим под законом [под Заветом]” (Рим. 3: 19). Моисей высказался подобным образом: “Господь, Бог наш, поставил с нами завет на Хориве; не с отцами нашими поставил Господь завет сей, но с нами, [которые] здесь сегодня все живы” (Втор. 5: 2, 3). Действительно, ни один другой порядок не был бы справедливым, поскольку благословения этого Завета и его обещаний жизни были для одного народа (Рим. 9: 4). Как же его проклятие могло распространиться за пределы народа, который имел его милости и привилегии?
Благословения этого Завета Закона были земными, как и его проклятия, за одним исключением, упомянутым несколько дальше, и не имели отношения к вечному будущему. Будущее уже было определено для них и для всего рода Адама в виде приговора смерти, вынесенного в Едеме. Ничто, кроме выкупной цены – соответствующей цены, – которую наш Господь дал много лет спустя, не могло отклонить этого первоначального приговора и обеспечить человечеству полное освобождение от приговора смерти. Жертвы за грех Дня Примирения Израиля не имели долговременного значения, потому что были только на год наперед и, поэтому, повторялись ежегодно.

ЗАВЕТ ЗАКОНА ГАРАНТИРОВАЛ ЖИЗНЬ ТОЛЬКО ОДНОМУ ЧЕЛОВЕКУ

Благословения и проклятия Завета Закона были обстоятельно объяснены Израилю (см. Втор. 28: 1-68 и всю главу). Завет касался каждого члена народа Израиля, так что израильтяне вместе делили благословения и проклятия. Однако было одно условие для отдельно взятого лица, а именно: человек, который полностью повинуется всем требованиям Закона, будет жить – ему гарантирована вечная жизнь (Лев. 18: 5). И даже если бы Израиль посчитал возможным для всех или для многих из народа получить вечную жизнь, мы видим, что у Бога никогда не было таких надежд на их счет. Ему с самого начала было известно то, чему мы научены опытом и вдохновленными словами апостолов: что “делами Закона не оправдается пред Ним никакая плоть [никто из падшего рода, нуждающегося в оправдании]” (Рим. 3: 20).
Человек Иисус Христос, абсолютно повинующийся Закону, был в Божественном замысле Тем, для Кого предусматривался порядок: “Исполнивший его человек жив будет им”. Стало быть, Он имел право на вечную жизнь и потому мог просить более, нежели двенадцать легионов ангелов на Свою защиту от посягавших на Его жизнь. Если бы Он это сделал, то получил бы (Матф. 26: 53). Но Он отдал Свою жизнь. Одна смерть, начатая в Иордане и “свершившаяся” через три с половиной года на Голгофе, выполнила две вещи: одну – исключительно для Израиля, и вторую – для всего мира.
Поскольку дети Израиля, а также другие народы были потомками Адама, они вместе делили его приговор смерти и были искуплены жертвоприношением нашего Господа в виде жертвы за грех и соответствующей цены за Адама и тех, кто потерял в нем жизнь (Рим. 5: 12, 18). Но поскольку лишь Израиль (и никакой другой народ или семья, или нация на земле) вошел под требования Завета Закона, заключенного с ним на горе Синай, то лишь израильтянам требовалось быть “искупленными.. от проклятия [Завета] Закона” (Гал. 3: 13).
То, что один Человек, Иисус Христос, мог справедливо искупить наш род, сказано апостолом, и это становится совершенно очевидным, когда мы видим, что все люди были осуждены в одном человеке Адаме. Но как один человек мог искупить многочисленный народ Израиля от проклятия его Завета Закона?

МОИСЕЙ – ОБРАЗНЫЙ ОТЕЦ ИЗРАИЛЯ

Отвечаем, что с Заветом Израиля связана определенная вещь, которую немногие замечают. При заключении Завета Закона Бог имел дело только с одним человеком. Этим человеком был Моисей, который выступал в роли отца всего народа, отчего весь народ воспринимался как несовершеннолетние дети.
Вот слова Моисея: “И сказал Моисей Господу: «Для чего Ты мучишь раба Твоего? и почему я не нашел милости пред очами Твоими, что Ты возложил на меня бремя всего народа сего? Разве я носил во чреве весь народ сей, и разве я родил его, что Ты говоришь мне: неси его на руках твоих, как нянька носит ребенка, в землю, которую Ты с клятвою обещал отцам его? Откуда мне [взять] мяса, чтобы дать всему народу сему? Ибо они плачут предо мною и говорят: дай нам есть мяса. Я один не могу нести всего народа сего, потому что он тяжел для меня; Когда Ты так поступаешь со мною, то [лучше] умертви меня, если я нашел милость пред очами Твоими, чтобы мне не видеть бедствия моего!»” (Числ. 11: 11-15).
Господь разговаривал с Моисеем на горе. Он дал Моисею скрижали Закона. Моисей обратился к народу, дал людям Закон и связал их условиями Завета Закона.
“Моисей один пусть приблизится к Господу” (Исх. 24: 2).
“Как говорил Господь Моисею, так и сделали сыны Израилевы” (Числ. 5: 4).
“И возопил народ к Моисею; и помолился Моисей Господу” (Числ. 11: 2).
Бог “послал Моисея, раба Своего” (Пс. 104: 26).
“И позавидовали в стане Моисею” (Пс. 105: 16).
“И хотел [Бог] истребить их, если бы Моисей, избранный Его, не стал пред Ним в расселине” (Пс. 105: 23).
“Помните закон Моисея, раба Моего” (Мал. 4: 4).
“Ибо [Закон] Моисеев от древних родов по всем городам имеет проповедующих его” (Деян. 15: 21).
“Не дал ли вам Моисей Закона?” (Иоан. 7: 19).
“Что заповедал вам Моисей?” (Мар. 10: 3).
“Есть на вас обвинитель Моисей, на которого вы уповаете!” (Иоан. 5: 45).
“И все [весь Израиль] крестились в Моисея в облаке и в море” (1 Кор. 10: 2).
“Преступивший Закон Моисея безжалостно карается смертью” (Евр. 10: 28, РБО).
“Закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа” (Иоан. 1: 17).
Человек Моисей настолько полно представлял народ Израиля и был его образным отцом, что Бог мог предложить и действительно предложил уничтожить народ и вместо этого выполнить все Свои замыслы через семью Моисея (Исх. 32: 10, 31, 32). Именно Моисей (как Божий представитель – с одной стороны, и представитель Израиля – с другой) мог быть и был посредником Завета Закона между Богом и этим народом.

ХРИСТОС – “ВЕЧНЫЙ ОТЕЦ” (РБО)

Когда Человек Иисус Христос благодаря полному повиновению Завету Закона был наделен правом вечной жизни на его условиях, Он получил право на “Моисеево седалище”, право заменить Моисея как Законодателя и представителя народа. О Нем Моисей свидетельствовал, говоря: “Господь Бог ваш воздвигнет вам из братьев ваших Пророка, как меня, слушайтесь Его во всем” (Деян. 3: 22; Втор. 18: 18, 19).
Благодаря выполнению требований Завета Закона и Своему повиновению до самой смерти, Христос стал наследником его обетования жизни и будущим Посредником будущего Нового Завета, основанного на лучшей и вечной жертве за грехи, которую не нужно было повторять ежегодно и которая была действенной не только за Израиль, но и за все племена земные, потому что “этот Человек”, “человек Христос Иисус, предал Себя для искупления всех” (1 Тим. 2: 6). Таким образом, это Евангелие Нового Завета было сперва иудею, а также еллину (то есть язычнику). Вот так одна жертва, закончившаяся на Голгофе, выполнила не только особое дело для Израиля, но и общее дело искупления для мира (с Израилем включительно), что гарантировало Новый Завет и в свое время сделает его действенным для всего человечества.
Так вот, выражение “Потому что конец [выполнения] [Завета] Закона – Христос, к праведности [оправданию] всякого верующего” (Рим. 10: 4) можно применить только к иудеям, которые верой приняли Христа. Его нельзя применить к другим – то ли к тем, которые никогда не были иудеями и, соответственно, никогда не были под этим Заветом, то ли к тем, которые по-прежнему полагаются на Моисеев Завет и напрасно ищут жизнь через повиновение его обещаниям, закону и т. д.

ИЗРАИЛЬ СЕГОДНЯ ПОД ПРОКЛЯТИЯМИ ЗАКОНА

В целом ошибочно считать, будто Священное Писание учит, что Завет Закона умер или что наш Господь разрушил его. Он сделался мертвым в том значении, что его предложение жизни пришло к завершению, когда наш Господь Иисус выполнил требования Завета Закона и унаследовал все его благословения и жизненные права. Но он жив в том смысле, что его благословения и проклятия по-прежнему касаются Израиля как его многочисленные активы и пассивы. Поэтому этот Завет Закона дальше обязывает всех детей Иакова, разве что они умерли для него.
Кто понимает, что он не может получить вечную жизнь через свой союз с Моисеем (Заветом Закона), тот готов оставить все надежды спасти свою жизнь через этот союз, готов стать мертвым для всех таких ожиданий и принять смерть Христа, цену Выкупа за Адама и всех из его рода, как основу новой надежды новой жизни. Следовательно, только те израильтяне, которые верой считали себя безнадежно мертвыми под Заветом Закона и поднятыми со Христом к новой жизни, обеспеченной Его жертвой (которые своей волей мертвы для греха), могли присоединиться к Христу как члены “Семени” Завета Авраама.
Поэтому, рассуждает апостол, об идее слияние двух Заветов (чтобы христиане присоединились одновременно к Моисею и ко Христу) не могло быть и речи. Язычники, которые никогда не были под Заветом Закона, понятно, не могли освободиться от него. Зато иудей, чтобы освободиться от этого Завета, должен был верой признать, что Иисус Христос выполнил условия Завета Закона, а затем должен был посвятить свою плоть до самой смерти со Христом как почитаемый член Христовой плоти, чтобы благодаря этому считаться “Новым Творением”, присоединенным к Господу как член Его духовного Тела.
Стих “Потому что конец [выполнения] [Завета] Закона – Христос, к праведности [оправданию] всякого верующего” (Рим. 10: 4) не противоречит вышесказанному, потому что здесь упоминаются исключительно верующие. Стихи из Еф. 2: 15: “Упразднив в Своей плоти закон заповедей в предписаниях” (ВоП), и Кол. 2: 14 касаются иудейских верующих, для которых рукопись предписаний была стерта, тогда как Кол. 2: 20 касается обращенных из язычников, которые должны стать мертвыми для “стихий мира”, прежде чем войти под Завет жертвы, так же как иудеи должны были стать мертвыми для стихий их Завета Закона.

НЫНЕШНИЕ ТРУДНОСТИ ИЗРАИЛЯ – ЧАСТЬ ЕГО ЗАВЕТА

То, что Завет Закона с Израилем по-прежнему обязывает этот народ, становится очевидным из факта, что после того как народ отверг Христа, он сделался слепым до конца Евангельского века (Рим. 11: 7, 25). Бог говорит, что Он не отверг Свой народ (этого Завета), а под Новым Заветом откроет ему глаза, чтобы он увидел Христа как единственную Дверь надежды, новой жизни, купленной Его собственной кровью (Рим. 11: 27, 29, сравни с Втор. 30: 1-9).
Тем временем, мы имеем доказательство, что его Завет дальше находится в действии, на том основании, что он как народ столетиями получал именно те “проклятия”, которые упомянуты в его Завете (См. Втор. 28: 15-67). Стихи 49-53 описывают римскую осаду и т. д., а стихи 64-67 – состояние Израиля с тех пор. Как показано в предыдущих писаниях, Господь (Лев. 26: 18-45) возвестил символические “семь времен”, 2520 лет, порабощения Израиля язычниками, а также его освобождение в 1914 году. Его нынешние трудности были предсказаны как часть его Завета.
Израиль как народ по-прежнему связан этим Заветом, который, как он в начале полагал, принесет жизнь. Но опыт показал, что он смог принести ему только смерть через слабости плоти и неспособность выполнить его требования, выраженные в его Законе Десяти Заповедей. Есть лишь одна дверь избавления от него, а именно – Христос и Новый Завет [Закона], который вскоре будет заключен с Израилем. Бог лишил их этой одной-единственной надежды (Гал. 3: 23) и обещает, что вскоре, когда Евангельская Церковь (Тело Христа) будет выбрана, Он откроет их слепые глаза и даст увидеть Христа в Его истинном характере – как их Искупителя от греха, Освободителя от смерти и их Завета смерти (Рим. 11: 25-29).

ХРИСТОС СТАЛ ПРОКЛЯТИЕМ ТОЛЬКО ЗА ИЗРАИЛЬ

Что касается значения выражения “Христос искупил нас от проклятия закона, став проклятием за нас, потому что написано: «Проклят всякий висящий на дереве»” (Гал. 3: 13, ВоП), то апостол в этом стихе обращается не к христианам в целом, а к тем христианам, которые перешли от Моисея к Христу, – из Завета Закона в Завет жертвы с Христом как члены Его Тела. Было бы неправильным говорить, что Христос искупил нас, язычников, от проклятия Закона, потому что мы никогда не были под Законом. Под проклятием Закона были иудеи. Апостол отождествляет себя с Израилем. Некоторые находились в Галатии, некоторые – в Палестине и т. д. Христос “стал проклятием за нас, потому что написано: «Проклят всякий висящий на дереве»”.
Особо следует подчеркнуть, что Христос искупил иудеев как народ, а не как отдельные личности. Весь народ находился в Завете, заключенном на Синае. Поэтому, чтобы удовлетворить все требования относительно народа в целом, Тот, Кому предстояло искупить Израиль от пагубных последствий Завета Закона, должен был понести наибольшее наказание, которое налагал этот Завет. Поэтому, чтобы искупить Израиль от осуждения, наш Господь должен был быть распят.
Остальное человечество пострадало от приговора смерти, вынесенного Адаму. Но никакой особый вид смерти не обуславливался. Только иудеи нуждались в этом особом виде смерти для своего освобождения. Весь народ находился под Заветом Закона по причине контракта, заключенного с ними как народом через одного посредника, Моисея. Наш Господь искупит весь народ от его неспособности держаться данного Закона, от осуждения данного Закона, устанавливая Новый Завет, переводя под Новый Завет всех, кто был под ветхим Заветом Закона.
Новый Завет вступит в действие в свое время. Христос уже искупил иудеев и все человечество в том смысле, что отдал Свою жизнь как цену Выкупа, но Он еще не искупил их в значении восстановления, ни даже в значении применения этой цены. В конце этого Века Он применит цену за Израиль и мир; и тогда постановления Нового Завета вступят в действие для благословения всех, кто войдет под его уставы.

R5046 (1912 г.)