КАК СВ. ПЕТР БЫЛ НАКАЗАН ЗА ТО, ЧТО ОТРЕКСЯ ОТ ГОСПОДА
“Симон, сын Иоанна, любишь ли ты Меня больше, чем они?” (Иоанна 21: 15-17, ВоП).
Контекст показывает, что этими словами Искупитель обратился к св. Петру во время третьего явления ученикам после Своего воскресения. Это, судя по всему, произошло спустя три или четыре недели после воскресения Учителя из мертвых. Его явления женщинам на утро воскресения и позже двум ученикам по пути к Эммаус, очевидно, не учтены. Поэтому явление в тот же вечер в горнице, когда все ученики, кроме Фомы и Иуды, присутствовали, считается первым, а явление неделю спустя, в присутствии Фомы, – вторым.
Задержка с третьим явлением, очевидно, имела целью испытать веру апостолов и помочь им подумать о пути на будущее, который Иисус собирался несколько исправить. Насколько мы способны судить из описания, прошли по меньшей мере два воскресения без всяких явлений Иисуса Своим ученикам, после чего они, потеряв надежду, решили вернуться к занятию рыболовством, что и сделали. Путь в Галилею и возобновление занятия, по-видимому, заняли еще одну неделю.
Состояние ума всех апостолов и других учеников в течение этих тридцати дней легче представить себе, чем описать. Они были растеряны, хотя при этом имели доказательства воскресения Учителя. Они имели перед собой Писания, которые утверждали, что именно так должно было произойти и что Бог устроил это заранее. Они надеялись еще поговорить с Иисусом и услышать от Него внятно, что им делать дальше.
Вместо этого, предоставленные самим себе, ученики впали в уныние. Они оставили все, чтобы следовать за Ним и рассказывать людям, что Он – Божий Сын, издавна обещанный Мессия, что скоро Он установит Свое Царство, которое принесет благословение прежде всего Израилю, а затем через Израиль всем племенам земли на основании Завета Авраама. Теперь, казалось, эти надежды рухнули, не сбылись. Как бессмысленно, думали они, пытаться убеждать людей в том, что человек, распятый как преступник, как богохульник, был действительно Мессией! Как бессмысленно рассказывать о Его воскресении! Наверное, не остается ничего другого, как оставить это служение, как не имеющее смысла. Поэтому возвращение к рыболовству казалось им оправданным.
ТЯЖЕЛО РАБОТАЛИ ВСЮ НОЧЬ
Первая ночь принесла разочарование – они ничего не поймали. Наверное, Бог наказывает их за путь, который они избрали, став учениками Иисуса, ведь все идет не так. Но нет – они только учились нужных уроков.
На утро они заметили на берегу незнакомца, который подзывал к себе и громко спрашивал, нет ли у них рыбы продать, на что они ответили, что ничего не поймали. Незнакомец посоветовал забросить сеть с другой стороны лодки. И хотя совет казался бесполезным, ведь и так все безуспешно, все же они сделали так, и сеть сразу наполнилась рыбой! Как мало времени нужно было, чтобы усвоить урок. Инстинктивно они догадались, что незнакомый прохожий на берегу – никто другой, как Учитель. Тут же вспомнился похожий случай, когда Он впервые позвал их оставить сети и стать ловцами людей.
До сих пор все их интересы сосредоточивались вокруг рыболовства, но теперь лодки, рыба, сети – все потеряло свое значение в глазах рыбаков. Перед ними был воскресший Господь, третьего явления Которого они ждали почти три недели. Св. Петр, боясь, что Учитель исчезнет до того, как он окажется возле Него, бросился в воду и поплыл к берегу. К своему удивлению он увидел, что незнакомец уже имеет рыбу, к тому же испеченную, и приглашает всех присоединиться к завтраку на берегу Галилеи.
Незнакомец не имел той одежды, по которой они могли бы узнать своего Господа, ни отметин от гвоздей на руках и ногах, которые бы Его выдавали. Это было совсем другое явление. Но они узнали Его, как узнали те, с кем Он шел к Эммаус и которые поняли это, когда Он благословил хлеб, а не по Его чертам, одежде или ранам. Они понимали, что никто другой не мог сделать такого чуда. Они не спрашивали, кто Он, чувствуя скованность, как написано: “Но никто из учеников не смел спросить Его: «Кто Ты?» – зная, что это Господь”.
“ЛЮБИШЬ ЛИ ТЫ МЕНЯ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ОНИ?”
Незнакомец обратился непосредственно к св. Петру: “Любишь ли ты Меня больше, чем они?” – эти лодки и сети, которыми они ловили рыбу. Св. Петр ответил: “Да, Господь, Ты знаешь, что я [очень] люблю Тебя”. Он употребил слово, которое выражает пылкую любовь. Иисус ответил: “Корми Моих ягнят”.
Тот же вопрос прозвучал во второй раз: “Симон, сын Иоанна, любишь ли ты Меня?”. Св. Петр почувствовал, как что-то тяжелое надавило на него. Почему Учитель так выспрашивается о его любви? Почему с этим вопросом Он обратился к нему, а не к другим? Может быть потому, что он первым из учеников предложил вернуться к рыболовству? Разве за это надо упрекать? Но он ответил: “Да, Господь, Ты знаешь, что я [очень] люблю Тебя”. В этот раз Иисус сказал в ответ: “Паси Моих овец”. В третий раз Иисус промолвил к св. Петру: “Симон, сын Иоанна, любишь [очень] ли ты Меня?”. Здесь Иисус употребил то же слово, которое св. Петр сказал перед тем, словно убеждаясь в силе и глубине любви св. Петра. За третьим разом св. Петр, по-видимому, мысленно перенесся в судейский зал в доме Каиафы, где он отрекся Учителя в третий раз, да еще поклявшись. И вот Иисус в третий раз спрашивает о его любви – действительно ли он очень любит Его! Св. Петру перехватило дыхание: “Господь! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я [очень] люблю Тебя”. На то Господь ответил: “Корми Моих овец”.
Из этих слов Учителя к св. Петру видно, что главным делом Его последователей было служение потребностям духовно зачатых овец. Полностью соглашаясь с этим, св. Павел, обращаясь к старейшинам Ефеса, посоветовал: “Следите за собой и за всем стадом, смотреть за которым поставил вас Святой Дух. Пасите Церковь Божью – Он приобрел ее Себе ценой крови собственного Сына” (РБО). Собственно, это и есть то, что, кажется, весьма часто упускают из виду. Если бы все Господние последователи могли понять, что обращение к св. Петру обращено ко всем нам, это, возможно, изменило бы большинство нашего проповедования.
НАШИ ОШИБОЧНЫЕ МЕТОДЫ
Разве христиане в целом не упустили из виду этот важный урок, что главный труд служителей и подпастырей Господнего стада в этом Веке – “следить за стадом”, кормить его? Разве не правда, что сегодня кормят совсем мало? Напротив, новообращенным, как правило, прививают мысль: “Теперь ты спасен, иди, євангелизируй и приводи других к Христу, и, прежде всего, их деньги, потому что если их будет достаточно, мы с ними сможем обратить мир. Трудись для Иисуса, выпрашивая средства на церковные расходы, распространение и т. д. и т. п.”.
Если спрашивающий имеет какие-то мысли или ощущения, разве обычно не бывает так, что наставники не знают, как на них ответить, говоря: “Не думай, а иди и работай?” К сожалению, это так! “Ягнят” следует кормить, пока они не станут “овцами”. “Овец” следует пасти, заботиться о них, вести, учить, а также кормить более твердой пищей, чем та, которую могут усвоить ягнята. Св. Петр выразил эту мысль, когда однажды убеждал своих слушателей “жаждать бесхитростного словесного молока, чтобы благодаря ему вырасти” (ВоП).
Но немногие копируют великого св. Павла в его методах. Немногие понимают и применяют к себе слова Учителя, обращенные к св. Петру: “Корми моих ягнят” и “Корми Моих овец”. Как следствие, Церковь Христа находится в вялом состоянии. Многие искренние сердцем не знают, во что они верят. Многие считают невозможным придерживаться советов св. Петра: “Будучи всегда готовы к защите перед каждым, кто просит у вас отчета о надежде, которая в вас” (1 Пет. 3: 15, ВоП).
ПРИЧИНЫ ПРЕНЕБРЕЖЕНИЯ УЧЕНИЯМИ ХРИСТА
Есть две причины, которые привели к пренебрежению “учениями Христовыми” – учениями Библии. Эти две причины полностью объясняют, почему многие говорят верующим: “Не вникайте в учения Христовы, а идите и кого-нибудь обращайте”.
Первой их этих причин является ошибочная мысль, которая получила доминирующее влияние в Средневековье, а именно, что от Пятидесятницы и до второго пришествия Иисуса Небесный Отец назначил время для обращения мира, что таким являются полномочия, которые Он дает Своему народу. И если мир не будет обращен, то ответственность за его вечные мучения падет на Его народ.
Все это неправда. Священное Писание ни слова не говорит о том, что Церковь имела полномочия обращать мир перед вторым пришествием Господа. Наоборот, Писание показывает, что во втором пришествии Господа мир будет необращенным. Откровение обстоятельно рассказывает о тот, что когда Господь в Своем втором пришествии будет устанавливать Свое Царство, народы будут разгневаны, и на них придет Божественный гнев, тем самым приводя великое “время скорби”, которым, согласно пророческому Слову, должен закончиться этот Век.
Эти свидетельства не означают, что святость исчезнет или что весь Господний народ окажется неверным. Нет, они означают, что мир в целом не будет Господним народом, что люди по-прежнему будут врагами, язычниками, необращенными. Мы вовсе не утверждаем, что Церковь не должна не иметь ничего общего с миром. Наоборот. Хотя ей не дана миссия обращать мир в нынешнем Веке, а этот труд остается для выполнения в грядущем Веке, потому что связан с Господом и Его Царством, тем не менее, она была уполномочена выполнять труд свидетельства в нынешнем Веке.
В качестве свидетельства Церковь должна была рассказывать Послание Божьей благодати имеющим уши, чтобы слушать, даже если таких было мало. Во-вторых, она должна была свидетельствовать миру своей верностью принципам праведности, тем самым возвещая добродетели призвавшего ее “из тьмы в чудный Свой свет”. Но это свидетельство не имело целью обратить мир, а лишь собрать из мира число, необходимое для укомплектования Божественно предвиденной выбранной Невесты Христа.
ВТОРАЯ ПРИЧИНА
Если первая ошибка касалась обращения мира к Господу, то вторая – того, что будет с миром, если он не обратится к Господу. Не удивительно, что вместе с принятием ошибочной идеи, что каждый, не принявший приглашение и не ставший членом Невесты Христа, будет подвержен вечным мучениям, многие хорошие люди впали в неистовство в своем ошибочном понимании того, что им делать, чтобы спасти свои семьи, своих ближних и миллионы язычников от мнимых вечных мучений.
Перед лицом таких мнимых крайностей, тех, кто начинал верить в Иисуса, вовсе не призывали прекратить потреблять пищу или оставить усилия расти сильными в Господе, или перестать изучать Его Слово. Их склоняли к неистовому усердию приводить других к Господу. Эта неистовство, в свою очередь, вело к самым бессмысленным учениям и поступкам, из которых мы только сейчас начинаем выбираться, когда осознаем, какую большую ошибку мы делали.
Как странно, что мы не остановились, чтобы подумать о нелепости нашего положения и о том, как оно представляло Небесного Отца в самом ложном свете! Как странно, что кому-то могла прийти в голову мысль, что Небесный Отец, посылая призыв к имеющим уши, чтобы слушать, чтобы они стали сонаследниками с Иисусом Христом, их Господом, мог отправить на вечные мучения всякого, кто откажется принять откровенно суровые правила и условия этого “призыва” – “узкий путь” последователей Иисуса, путь самоотречения и т. п.!
Правду говорит Священное Писание, что святые имеют “брань не [только] против крови и плоти”, но и “против [влиятельных] духов злобы поднебесной” (Еф. 6: 12). Действительно, как говорит апостол, бог Века сего ослепил умы неверующих и не дает этому свету сиять на них (2 Кор. 4: 4). Теперь мы видим, как в Средние Века он ставил свет на место тьмы и тьму на место света.
ЕЩЕ ДРУГАЯ ЛЕКЦИЯ, КОТОРОЙ МЫ МОЖЕМ НАУЧИТЬСЯ
Мы не можем оставить этот стих, не вспомнив замечательной поучительной лекции о том, как упрекать наших братьев, как делать им замечания, когда это действительно нужно. Как показывает запись, три вопроса, поставленные нашим Господом св. Петру о его любви к Нему, были единственными упреками, когда-либо данными ему в качестве расплаты, наказания за позорное отречение Учителя в ту ночь, когда Его предали.
Многие из нас, оказавшись на месте Учителя, считали бы обязательным вынудить св. Петра покорно извиниться, прежде чем решить, что с ним делать дальше. Мы были бы склонны говорить о его слабости, о его неблагодарности, о том, что он знал, и т. д. Наше чувство справедливости во многих случаях полностью заслонило бы наше чувство милосердия и сочувствия. Не так сделал Учитель. Он знал о преданности сердца св. Петра. Он знал, что тот выбежал и горько плакал над всем, что случилось. Он знал, как ему стыдно и сколько отваги нужно, чтобы осмелиться хотя бы увидеться с Учителем, Которого отрекся.
Именно расположение к св. Петру и осознание, что это привело его к полному отчаянию, дало повод Господу утром, когда Он воскрес, вспомнить св. Петра как первого среди апостолов, говоря Марии, которой Он появился первой: “Идите, скажите ученикам Его и Петру”. Пусть Петр не думает, что его отвергли. Пусть он знает, что Я помню о нем, люблю его, сочувствую и простил ему, потому что знаю, что он это сделал в смятении.
МЫ ДОЛЖНЫ КОПИРОВАТЬ МЕТОДЫ УЧИТЕЛЯ
И если наш Господь и Учитель дал нам такой пример доброжелательности и прощения без просьбы об этом, то чему мы учимся из этого урока? Насколько мы прощаем другим их прегрешения, насколько мы готовы на полпути дать им знать, что мы не затаили на них чувства обиды? Насколько мы посылаем им слова, что мы думаем о них доброжелательно, великодушно? И когда придет время и нужно будет что-то сказать, возьмем ли мы урок из полной любви доброжелательности и деликатности Искупителя, когда Он всего лишь спросил виновного, имеет ли тот надлежащее чувство любви? И когда тот признается в такой особой любви, спросим ли мы его, действительно ли он имеет такую особую любовь?
Бесспорно, наш успех как слуг Учителя в кормлении братьев (стада) и помощи им вместо препятствования будет зависеть от того, насколько мы помним и копируем Его манеру и методы. Поэтому, давая пищу Его стаду, будем держать перед собой пример великого Пастыря, как правильно обращаться с этим стадом.
R5052 (1912 г.)