ПРИМЕТЫ ЗДРАВОГО УМА

“Ибо Бог дал нам дух не боязни, а силы, и любви, и здравомыслия” (2 Тимофею 1: 7, ВоП).

В этом стихе св. Павел обращается к Божьим детям – к тем, кто оставил мир, кто покинул грешное и самолюбивое, кто был зачат Святым Духом благодаря полному посвящению Богу, кому Ходатай приписал Свою заслугу. Они приняли Его Дух, новый ум, имеют дух здравомыслия.
В начале Евангельского века были заметные проявления Святого Духа, известные как “дары Духа” (1 Кор. 12: 4-11), – знание, исцеления, чудеса, языки и т. п. Эти дары были даны в то время по двум причинам: во-первых, чтобы засвидетельствовать, кто был Божьим народом; и, во-вторых, чтобы утвердить веру ранней Церкви. Они были необходимы, чтобы, так сказать, положить начало Церкви.
Апостол говорит, что эти чудесные дары должны были длиться лишь некоторое время, но плоды духа должны были остаться: повиновение, терпение, кротость, братская доброжелательность, вера, надежда и любовь, наибольшая из всех (1 Кор. 13). Дары Духа замерли со смертью апостолов и тех, кому они передали эти дары. Но плоды и благодати остаются по сей день.
Как только мы были зачаты святым Духом, в нас начался труд преобразования. Но в целом принятие Духа сначала не имеет заметных проявлений. Мы возрастаем в знании, любви и всех плодах Духа пропорционально принятию нами Святого Духа, данного, чтобы развивать наш ум и сердце, и выполнить труд преобразования, принося плоды духа в нашем характере и жизни. В некоторых из нас плоды развиваются быстро, в других – медленно.
Виноградная лоза дает нам дары в том смысле, что она плодоносит. Как плодоношение в природе является своего рода чудом, так и с плодами и благодатями Духа, которые проявляются в нашей жизни. Но они развиваются так постепенно, что не кажутся чудесными.
Господь является истинной Виноградной Лозой, а Его истинные ученики – ветками. Дух Виноградной Лозы должен пройти всеми ветками, и на каждой ветке должны появиться плоды Лозы. Следует помнить об одной вещи: наше окончательное благословение и принятие Отцом зависит от нашего постоянного пребывания в этом блаженном родстве веток на Виноградной Лозе и от нашего плодоношения. Если нам это не удается, мы не останемся в этом родстве. Но если мы обильно приносим плоды Духа, мы однажды будем ветками прославленной Виноградной Лозы – Христа Божьего.

СТРАХ КАК ФОРМА САМОЛЮБИЯ

В нашем стихе апостол ведет речь о характере Духа, данного нам Богом. Это не дух страха, не дух ужаса, не дух нерешительности. Где обнаруживается дух самолюбия, там он в той или иной мере сопровождается страхом. Известно, что дух страха вынудил наших прародителей прятаться от Господа. Вспомните, что Каин испугался и убежал (Быт. 3: 10; 4: 14). Так в течение всех веков дух страха имел сильное влияние на человечество. Если поднимается буря, многие люди ведут себя так, словно боятся, будто это преднамеренно послано на них.
Весь страх, будучи проявлением одной из форм самолюбия, состоит из элементов себялюбия. Люди боятся потерять кое-что из того, что они самолюбиво хотят сохранить. Дух многих язычников, как и многих в христианских землях является духом страха. Они служат Богу не из желания быть сотрудниками в Его деле, а из страха. Их научили, что они обязаны ходить в церковь. Они не знают, что Бог им сделает, если они не будут ходить. Некоторые служители говорили: “Если бы я верил так, как верите вы, что нет никаких вечных мучений, то я бы делал всякое зло, какое можно вообразить себе”. Этими словами они показывают, что их побуждает не Святой Дух, а дух страха, дух, характерный для греха. Дух страха не исходит от Бога.
Конечно, есть святой страх – страх сделать что-то, что оскорбило бы Бога или друга. И мы должны бояться оскорбить друга, бояться нанести вред или ранить друга или кого-то другого. Если мы любим нашего Небесного Отца, мы должны бояться делать Ему неугодное.
В Евреям 4: 1 апостол говорит: “Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим”. Не бойтесь зла, но бойтесь того, чтобы не упустить благословений, обещанных победителям. Бог даст эти благословения только тем, кто достигнет определенного развития характера. Но страх перед миром совершенно неуместен. Если кто-то из Господнего народа имеет этот страх, то он приобрел его из другого источника, чем дух Истины.

ПРЕОБРАЗОВЫВАЮЩЕЕ ВЛИЯНИЕ СВЯТОГО ДУХА

Апостол продолжает рассказывать о том, что этот Дух Господа принес нам. Это дух силы, могущества. Всех стремящихся ходить по Духу и ознакомленных с Господней любовью Он не оставит, а освободит от зла. Они имеют отважный дух, то есть влияние ума, происходящее из этого духа силы. Оно дает им такую энергию, что они способны сделать больше, чем могли бы в ином случае. Они сами удивлены. Они имеют мир Божий, производящий в них желание и действие по Его изволению (Фил. 2: 13).
Принявшие Истину становятся совершенно другими, чем они были до принятия ее духа, и, как правило, их ближние и друзья замечают эту перемену. Когда жена приходит к познанию Истины, ее муж часто с удивлением замечает для себя, насколько больше настойчивости она имеет ко всему, что правильно. Эта настойчивость не является духом высокомерия, но духом уверенности, что Бог способен и готов сделать так, чтобы все вместе содействовало ко благу. Так и с мужем. Многие жены видят, насколько правда укрепила их мужей. Это изменение приходит благодаря духу силы, который Господь дал Своему народу. По мере обретения нами этого духа мы получаем эту силу. Конечно, некоторые характеры являются сильными по природе, но Истина делает их еще сильнее. Другие, слабые по природе, становятся намного сильнее к удивлению своих друзей и соседей.
Все, находящиеся в школе Христа, по-видимому, развиваются похожим образом. Они становятся лучше, чем были до сих пор. Они не обязательно лучше выглядят, но Дух Господа помогает им беречь свою одежду опрятной и чистой. Это помогает им быть аккуратнее в том, что они говорят и как говорят. Это влияет на их слова, поступки, поведение – на все. Это делает их более терпеливыми, по-братски доброжелательными. Все эти черты проявляются с каждым разом все сильнее.
О тех, кто уже немного был занят в Господней службе, другие высказываются так: “Это очень интеллигентные люди. Где они получили свой словесный запас? Они не так высоко образованы, но сколько они знают о событиях в мире! Они, кажется, имеют общее знание обо всем”. Божье Слово дает это обширное знание, и Его Дух дает нам силу использовать это знание и присваивать его себе, потому что мы понимаем, что оно является Словом Господа.
Мы получаем также дух любви. Апостол говорит, что Дух Бога – это дух любви, потому что “Бог есть любовь” (1 Иоан. 4: 8). Божий Дух – это Божий ум, Божий нрав, Божье влияние. Поскольку Бог есть любовь, Его Дух должен черпать для себя из всех этих качеств, которые составляют любовь.
В зависимости от меры Святого Духа, который мы имеем, мы будем иметь любовь: во-первых, к Богу; во-вторых, к Божьим детям; в-третьих, к нашим соседям и друзьям и, наконец, она распространится даже на наших врагов. Она будет побуждать нас заботиться также о птицах и животных. Дух любви в целом имеет благотворное влияние. Все, что влияет на мысли, обязательно будет влиять на слова. Каждый, кто имеет дух любви, покажет его влияние и будет больше любить и быть более любимым по мере его роста.

ПРЕНЕБРЕЖЕНИЕ ПРАВАМИ ДРУГИХ – ФОРМА САМОЛЮБИЯ

Наконец апостол говорит о духе здравомыслия. Человек создан с уравновешенным умом. Адам и Ева не нуждались во внешней записи Божьего Закона. Чувство того, что правильно и что неправильно, так четко было очерченным в их уме, что они интуитивно отличали правильное от неправильного. Однако после грехопадения они потеряли эту уравновешенность ума.
Когда мы смотрим сквозь века, прошедшие с тех, мы видим, что это острое ощущение правильного и неправильного притупилось. Так в землях, где существует каннибализм, местные жители верят, что поедать друг друга хорошо. Они считают, что если они будут поедать врагов, которые были сильными, то сами будут становиться сильными. Это полное пренебрежение правами других является духом самолюбия. Мы видим, что этот дух проявляется также в цивилизованных землях, где врага едят не буквально, но пожирают его имение, его репутацию.
Наш Господь сказал, что хотя фарисеи были очень скрупулезными, когда давали полную десятину с мяты, аниса и тмина, они, однако же, упустили более важное в Законе – суд, милосердие и веру. Он показал, что Закон, гласящий “Люби ближнего твоего, как самого себя”, важнее десятины. Он также сказал, что фарисеи полны грабежа и насилия, что они отцеживают комара и глотают верблюда, что они поедают вдовьи дома (Матф. 23: 23-25, 14).
Этим наш Господь имел в виду, что когда вдова оставалась одна, не имея никого, кто бы заботился о ее делах, некоторые исповедующие религию охотно бы присвоили ее собственность, если бы могли. Так и в наши дни есть люди, которые ищут и планируют, как бы навредить своему ближнему. Они не поедают своего ближнего буквально, но поедают его имущество, его собственность. Эти люди являются каннибалами в духе.

ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗДРАВОМЫСЛИЯ

В меру того, как мы получаем дух любви, мы получаем дух здравомыслия. Этот дух во всех жизненных делах ведет нас к размышлениям о том, что правильно и что неправильно. Мы не только имеем дух Закона, но, вдобавок, имеем дух Господа, который нас наставляет. Закон гласит: “Пусть не будет у тебя других богов кроме Меня” (МБО). Дух Закона говорит, что мы не должны позволить богатству или чему-то другому увести наш ум от Господа. Сегодня мы видим людей, которые поклоняются облигациям, капиталу, отдавая свое наилучшее время служению Мамоне. Они не знают, что делают.
Эти люди очень хорошо показаны на рисунке Баньяна (Джон Баньян (англ. John Bunyan; 28 ноября 1628 – 31 августа 1688) – английский писатель, проповедник – прим. ред.). Помните, когда пилигримы оказались в доме Провидца, он завел их в комнату, где был человек с граблями в руках, который сгребал к себе солому, мелкий хворост и золу на полу. Над его головой был виден кто-то с небесной короной в руке. Эту корону он предлагал человеку взамен за грабли. Но мужчина так и не посмотрел вверх и не обратил внимания на сказанное.
Сегодня мы видим как некоторые берут грабли, чтобы собирать всякие безделушки в жизни, не зная, что потом делать с накопленным. Когда такие люди умирают, эти вещи, возможно, навредят тем, кому они оставлены. Пилигримы имели здравый ум, но человек, сгребавший хворост, солому и золу, не имел его. Мы так или иначе видим вокруг себя дух нездорового ума, который упускает из виду действительно ценные вещи и хватает пустяки.
Когда мы развиваем дух здравомыслия, мы начинаем видеть то, что имеет ценность, и смотрим на прочее, как на мелочное. Мы все больше стремимся к небесным вещам. Но мир думает: “Глянь на эту золу! А эта солома разве не хороша?”, или что-то еще в этом роде. Люди говорят: “Возьми себе немного хвороста и изъеденных червяками плодов”. Но то, к чему они стремятся, является иллюзией.
Они говорят о нас, что у нас нет здравого ума, потому что мы заботимся о лучших вещах, о небесных вещах. Так они говорили об Иисусе: “Он одержим бесом и безумствует” (Иоан. 10: 20). Как сказал апостол: “Если мы не в себе, то для Бога” (2 Кор. 5: 13, РБО). Другие удивляются, почему мы не участвует в том же распутстве (1 Пет. 4: 4). Сегодня правдиво то, что всякого, живущего набожно, будут ложно истолковывать и сквернословить (2 Тим. 3: 12). Но мы должны показывать нашу отвагу, нашу веру и нашу преданность Господу и выявлять Его Дух “силы, и любви, и здравомыслия” (2 Тим. 1: 7, ВоП). Проявление Его Духа будет помогать тем, кто Его, становиться “более чем побеждающими” (Рим. 8: 37, ВоП). Таким образом, даже если мы не помогаем миру, мы созидаем друг друга в нашей наисвятейшей вере (Иуд. 20, 21).
Дух здравомыслия является самым удивительным проявлением Святого Духа в Господнем народе. Он дает ему большое преимущество во всех отношениях над остальным человечеством. Он видит в нынешней жизни возможности развить характер. Он расширяет и углубляет ум во всех хороших направлениях. Он делает менее прихотливым к собственным правам, привилегиям и склонностям, и более внимательным к правам и чувствам других.
Дух здравомыслия делает рассуждения чище, правильнее, достовернее, чем раньше, потому что побуждает принимать наставления Божьего Слова относительно того, что следует и чего не следует делать, и того как избавляться от собственных ошибочных суждений. Он ведет кротких в благоразумии. Каково бы не было несовершенство ума и тела в результате грехопадения, те, кто получает дух здравомыслия, становятся от этого чище, милее, мягче, постепенно избавляясь от самолюбия и более заботясь о других. Правильно наставленные будут стремиться больше развивать дух любви, пока не наступит то, что совершенное, и не уйдет то, что отчасти (1 Кор. 13: 10).

R5093 (1912 г.)