“ЭТО Я, НЕ БОЙТЕСЬ!”
Марка 6: 45-56

“Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь!” (Матфея 14: 27).

Сегодняшняя лекция показывает нам, как людей интересует все, что может дать им облегчение в болезнях и недугах, которые, по словам св. Павла, делают наш род “стонущим творением” (МБО). Толпы по-прежнему собирались там, куда приходил Иисус, – отчасти, чтобы слушать, отчасти из любопытства и отчасти потому, что Послание, которое Он говорил, было Посланием утешения, поддержки, надежды. Он не намеревался бесконечно упрекать их за несоблюдение Закона, а, наоборот, постоянно выражал сочувствие их слабостям, помогал избавиться от них и ободрял “идти и впредь не грешить”.
Накормив пять тысяч человек, Иисус сказал Своим ученикам оставить Его и вернуться на ту сторону озера. Отпустив толпу, Он пошел в уединенное место на гору на молитву. Стоит заметить, что почти все молитвы Великого Учителя, как записано, были сжатыми и короткими. Когда Он хотел молиться долго, то старался уединиться, побыть отдельно. Это, наверное, будет хорошим примером для подражания для всех Его последователей. Длинные молитвы часто утомительны для плоти и, насколько можем заметить, содержат много лишнего или же являются попытками поучать Господа и советовать Ему в вещах, в которых Он понимает намного лучше, чем кто-либо из Его детей.

ИДЯ ПО МОРЮ

Ученики в своей рыбацкой лодке боролись со встречным ветром и уже не имели сил грести. Ночью они увидели что-то, что выглядело привидением, духовным представлением в человеческом подобии, – кого-то идущего по воде и намеревающегося миновать лодку. Они закричали, потому что увидели его все и испугались. Тогда до них донесся голос, говорящий: “Это Я, не бойтесь”. Иисус вошел в лодку, и ветер, к их изумлению, стих. Они, вероятно, уже позабыли лекцию из предыдущего полудня, когда Иисус накормил пять тысяч пятью хлебами и двумя рыбами.
Вдобавок к еще одному проявлению Божественной силы, действующей через Искупителя, мы можем видеть еще один намек на духовную лекцию. Без сомнения, после вознесения Учителя ученики чувствовали себя одинокими среди недоброжелательных людей и всякий раз наталкивались на большие трудности и бурные препятствия. Без сомнения, это помогло им взглянуть назад на упомянутое событие и вспомнить, как Учителю удалось прийти к ним по беспокойному морю и как Его приход принес мир и спокойствие.
Поэтому в своем сердце они могли обращаться к Тому, Кто научил их: “Не оставлю тебя и не покину тебя!” и “Се, Я с вами во все дни до скончания века!” Этот ценный урок дальше приносит пользу всем, кто действительно являются Господним народом, – всем, кто заключил Завет при жертве с Господом, всем, кто представил свое тело в жертву живую через заслугу Иисуса. Он с ними постоянно, чтобы освятить их самые глубокие переживания.

“ГОСПОДИ! СПАСИ МЕНЯ!”

Св. Матфей приводит дополнительную подробность этой лекции, не записанную св. Марком. Он рассказывает, что когда св. Петр услышал, что это Иисус идет по морю, он попросил Господа позволить ему пойти к Нему по воде. Господь согласился, и св. Петр проявил огромную отвагу решившись на такой шаг. Если бы его не оставила вера, он, наверное, удержался бы до конца, но Господнее правило для Его народа, по-видимому, таково: “По вере вашей да будет вам”. Мы не должны поощрять легковерие в себе или в других, но должны помнить, что вера, имеющая прочное основание, является очень ценной в Господних глазах.
В случае св. Петра было совершенно оправданным попробовать пойти к Господу, потому что он получил на это позволение. Было бы легковерием надеяться пойти по воде без Господнего позволения и приглашения. Но когда он увидел бурные волны, его вера ослабела, и он начал тонуть. Тогда-то он и закричал: “Господи! Спаси меня!” Как верно по отношению ко всему Божьему народу, что он, как св. Петр, хотел бы делать какие-то удивительные дела, чтобы показать свою веру в Господа! И как часто с ними бывает то, что произошло со св. Петром! Они бы полностью испытали неудачу, если бы Господь не вмешался и не помог их. Но как Господь не видел недостатка в том, что пытался сделать св. Петр, так и мы должны восхищаться проявленной им верой и отвагой.

УМЕНИЕ СВ. ПЕТРА УЧИТЬСЯ

Много было сказано о торопливости св. Петра и о трудностях, в которые он раз за разом попадал от этого. Бесспорно, такая критика в известной степени оправдана, но следует помнить, что Учитель очень любил его – то ли по причине его рвения, то ли по причине усердия, которое, однако, в нескольких случаях навлекло на него трудности. Об одном следует всегда помнить в его пользу: хотя он был старше всех апостолов, но, очевидно, был наиболее кротким из них и наиболее способным учиться. Свои ошибки он сделал для себя зеркалом и, учась познавать себя более тщательным образом, уцелел во многих опасностях, неминуемых при его темпераменте. В Священном Писании он выступает как один из самых благородных апостолов..
Великий Учитель и Исцелитель, по-видимому, находился постоянно в большом напряжении, ведь Ему все время приходилось тратить Свои жизненные силы сразу в обоих направлениях. Когда Он исцелял больных, то, читаем, сила, жизненная энергия покидала Его, и больные исцелялись. Также все Его публичные выступления стоили Ему значительных сил, особенно когда Он обращался к большим толпам. Вот так частично исполнилось сказанное о Нем пророком: “Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни”.
Однако, видим, Он всегда был готов, всегда был на страже Отцовского дела, заботился о благосостоянии и наставлении дающих доказательство того, что они являются Божьими детьми или собираются стать таковыми.
Когда лодка утром пристала к берегу, люди узнали Его, разбежались по всей окрестности и начали приносить на ношах больных туда, где, как они слышали, находился Иисус. Куда бы Он не приходил – в селение или в город или в другую местность – больных ложили на видном месте и умоляли Его, чтобы им позволить коснуться хотя бы полы Его одежды; “и которые прикасались к Нему, исцелялись”.
Исцеления, которые наш Господь совершал во время Своего служения, были физическими. Как мы уже видели, никто, кроме Него, еще не получил Святого Духа с его силой зачатия. Но разве мы не слышим, как Он говорит: “Се, Я с вами во все дни до скончания века”? Разве Божий посвященный народ на протяжении прошлых восемнадцати веков не чувствовал благословения – духовного благословения, – когда Иисус останавливался на его пути, когда он узнавал Его, когда верой протягивал руку и касался полы Его одежды, осознавая, что Он – Сын Всевышнего, Искупитель мира, Глава Церкви, которая есть Тело Его, и вскоре будет Царем Славы, царствующим для благословения всех колен земли?

R5095 (1912 г.)