[R5096]
СЛОВО БОЖЬЕ, А НЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ
Марка 7: 1-13

“Ибо Царство Божие – не пища и питье, но праведность, и мир, и радость в Святом Духе” (Римлянам 14: 17).

Сегодняшнее исследование показывает, что восемнадцать столетий тому назад фарисеи, хотя и признавали, что нужно тщательно соблюдать божественный Закон, и даже хвастались верностью в этом, постепенно отошли от Божьего Слова и стали последователями человеческих традиций. Так же дело обстоит с иудеями сегодня. Хотя они читают Священные Писания Ветхого Завета, те воспринимаются как запечатанная Книга, которую они не могут понять. Вместо того чтобы стараться понять их, они исследуют и формируют свое жизненное поведение с помощью Талмуда. Общепризнанно, что Талмуд содержит как разумные, так и неразумные высказывания, как хорошие, так и безрассудные советы, но иудеи ортодоксы формируют все свои религиозные чувства именно на его основе.

Конечно, то же самое является правдой о христианах сегодня. Библия признана Авторитетом и Критерием, но каждое христианское вероисповедание имеет свою собственную теорию, свои собственные доказательства из Священного Писания, свой собственный катехизис. Когда читается Библия, то перед умом тут же возникает объяснение, интерпретация принятого вероучения и заслоняет его. Таким образом, с Библией в руках и с почтением в сердцах христиане разделены на шестьсот разных сект с очень малой надеждой объединиться, потому что каждая настаивает на использовании своих собственных сектантских очков в исследовании Библии.

А не лучше ли было бы всем христианам выбросить и разбить эти сектантские очки, которые так долго разделяли нас, давая ложную окраску различным отрывкам Божьего Слова и запутывая наши умы в целом? Может стоило бы последовать небесному совету и небесной мудрости и изменить поведение, начав изучение Божьего Слова снова, в свете, который освещает одну страницу за другой? Все мы, бесспорно, согласимся с этим теоретически. Но внедрим ли мы нашу договоренность и решение на практике?

ЕСТЬ НЕМЫТЫМИ РУКАМИ

У фарисеев вряд ли было большее желание, чем то, чтобы столь способный человек как Иисус был одним из них – подчинялся их обычаям и выражал им Свое одобрение. Они не могли не заметить величественного характера Его учений, соответствующих Справедливости, Милосердию и Любви. Они бы простили Ему некоторые истины, которые Он излагал и которые заставляли их содрогаться, если бы Он придерживался их формальностей. Откровенно говоря, Он не устраивал никого. Для нечистых Он был слишком чист; для крикливых, лицемерных Он был слишком честен; для мудрых по-светски Он был слишком откровенен, слишком правдив.

В этой лекции фарисеи спрашивали, почему последователи Иисуса не обучены предписаниям Талмуда – почему они не следят за тем, чтобы всегда, в качестве религиозной обязанности, мыть руки перед едой. Можем быть уверены, что Иисус не давал Своим последователям никакого примера неопрятности или нечистоты. Мы знаем, что насколько истина входит в сердце, настолько она имеет очищающее влияние на всю жизнь, на всего человека – умственно, морально и физически. То, что имели в виду фарисеи, было церемониальным омовением (какими бы ни были руки – чистыми или грязными). Они сделали формальное омовение частью своей религии. Именно против этого выступил Иисус. Он не мог так учить, потому что это было бы церемониальным лицемерием. В другой раз Он сказал, что эти обычаи фарисеев совершать тщательное омовение тела и посуды в качестве обряда отнимали много времени и были обременительными для бедных, у которых не было слуг, чтобы делать это за них. И те, кто не совершал омовения, считались нечистыми, лишенными святости, противниками божественных распоряжений, ненастоящими иудеями.

Отвечая фарисеям по этому поводу, Иисус сказал, что они и есть те святые, о которых упоминал пророк Исаия: “Этот народ приближается ко Мне устами своими и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня, и благоговение их предо Мною есть изучение заповедей человеческих”, – так как они оставили заповеди Бога и крепко держались преданий человеческих.

Иисус привел им пример того, как они пренебрегали божественными заповедями, но при этом уделяли столько внимания церемониальным омовениям, повелеваемым не Богом, а Талмудом. Иллюстрация заключалась в том, что Моисеев Закон предписывает уважать отца и мать, и того, кто говорил бы плохое об одном из них, следовало предать смерти. Но эта заповедь была изменена Талмудом, и любой мог освободиться от родителей, посвятив себя и свое имущество Богу и религиозным целям. Сделав это, он, согласно Талмуду, был свободен от всех обязанностей по отношению к своим родителям. Таким образом они сделали прямую Божью заповедь недействительной и бесполезной, чего нельзя было делать.

В этом заключалось противоречие между учениями Иисуса и учениями фарисеев. Те и другие говорили о святости и строгом соблюдении божественного Закона, но Иисус держался Божьего Слова и отвергал Талмуд, предания старцев, а фарисеи пренебрегали [R5097] Божьим Словом и держались традиций. Что мы, как христиане, должны делать сегодня? “Держись истинного слова”, “Священных Писаний, которые могут умудрить”. Давайте исследовать Писание ежедневно и критически, отвергая все, что ему противоречит.

ЧТО ТАКОЕ БОЖЬЕ ЦАРСТВО?

Наш стих часто неправильно понимают, считая, что Божье Царство заключается в праведности, мире и радости в святом Духе. Контекст показывает, что это неверное представление. Давайте проследим контекст и посмотрим.

Будем держать в уме то, что мы узнали о Царстве, упомянутом в Библии, – что оно является славным царствованием Мессии в течение тысячи лет для поднятия человеческого рода, и что в течение этого царствования Церковь будет вместе с Иисусом в славе, силе и чести Его Царства. Призыв Евангельского века должен выбрать класс Невесты, дать ему развитие и сделать достойными “участия в наследии святых во свете”.

Мы увидели, что в настоящем времени эти призванные быть “Невестой, Женой Агнца” являются Царством в зародыше, в неразвитом состоянии. Испытуемые члены Царства, как говорит нам Священное Писание, не находятся под Законом Моисея, выраженным в Десяти Заповедях; они не надеются иметь вечную жизнь через них, но находятся под Благодатью – под милостивым приготовлением, сделанным Богом для них через заслугу смерти Христа. Св. Павел показывает, что хотя они свободны от различных указаний иудейского Закона, они не без Закона, а находятся под большим Божественным Законом как члены Тела Христа. Он говорит, что таким образом мы, Новые Творения, действительно придерживаемся истинного значения Божественного Закона, когда “ходим не согласно плоти, а согласно духу” (ВоП), даже если мы не способны ходить полностью согласно духу Закона по причине слабостей нашей плоти. На суде находится Новое Творение, желание, а не плоть.

Соответственно, от язычников, которые обрели членство в Теле Христа, не требовалось приспосабливаться к указаниям иудейского Закона. Например, иудей, согласно Закону, не мог есть рыбы, не имевшей чешуи, то есть скумбрии и ей подобных, и не мог есть зайчатины, свинины и прочего, и разными другими способами был сдерживаем и ограничен в еде и питье. Но ни одно из этих ограничений не касалось христиан, которые пришли из язычников и никогда не были под Заветом Закона.

В нашем стихе св. Павел подчеркивает, что эти свободы есть и пить не должны восприниматься как настоящие благословения этого класса Царства в зародыше в нынешней жизни. Вовсе нет. Настоящие благословения этого класса состоят из праведности, мира и радости в святом Духе. Пройдя преобразование через обновление своего ума, они начали ценить и любить праведность и правду, хорошее вместо плохого, чистое вместо нечистого, духовное вместо земного. Их гражданство на небесах, а не на земле. Они начали ценить “мир Божий, который превыше всякого ума”, поэтому его господство в их сердцах является огромным благословением, которым они радуются как члены класса Царства в зародыше.

“Нет мира нечестивым, говорит Бог мой”. “А нечестивые – как море взволнованное, которое не может                                                                                                                                                                                  успокоиться”. Наш небесный мир и доверие к Богу являются результатом нашего единства с Христом как членов Его класса Царства. Мы высоко ценим именно это, а не особую привилегию есть свинину или что-то другое, запрещенное иудеям. Радость в святом Духе – то есть общность с Отцом, Сыном и всеми, кто имеет дух праведности, – вот блаженная привилегия каждого члена класса Царства в зародыше, каждого члена “Тела Его [Христа], которое есть Церковь”.

Апостол хотел, чтобы его слушатели давали правильную оценку различным милостям, которые они получили, чтобы в случае, если потребуется, чтобы интересы Господнего дела или братьев во Христе были поставлены выше их свобод относительно еды и питья, они посчитали такое самоотречение во имя Христа и во имя братьев чем-то незначительным – жертвами, которые они могли бы совершать с радостью, не желая создавать малейших препятствий или беспокойства истинной ценности благословений и привилегий, которые принадлежат нам во Христе.

R5096 (1912 г.)