“ВСЕ ХОРОШО ДЕЛАЕТ”
Марка 7: 31-37; 8: 1-10

“Все хорошо делает, – и глухих делает слышащими, и немых – говорящими!” (стих 37).

В предыдущих исследованиях мы обратили внимание на факт, что Иисус, совершая чудеса, постоянно пытался привить (особенно в уме тех, кого исцелял, а также всех свидетелей) факт, что исцеляющая сила была Божественной, стремясь, тем самым, утвердить веру в Бога. Нынешняя лекция дает особенную иллюстрацию этого. К Спасителю привели одного человека, глухого и косноязычного, чтобы Иисус его исцелил. Люди умоляли, чтобы Иисус возложил на него руки.
Из этого следует, что большинство чудес происходило через возложение рук, хотя имеется запись, что некоторые исцелились прикасаясь к Нему самому или к Его одежде. В последнем случае видим, что исцеляемый проявил веру, иначе он не прикоснулся бы к одежде с надеже исцелиться. В другой раз читаем, что Иисус, прибыв в определенное место, не смог сделать многих могущественных дел по причине неверия людей. Следовательно, преднамеренно или непреднамеренно, сила исцеления была связана с проявлением веры: то ли со стороны страдающего недугом, то ли его друзей.
Случай, который мы рассматриваем, особый: (1) Иисус взял человека из толпы и исцелил его наедине; (2) этот случай также был особенным благодаря задействованным средствам. Иисус вложил пальцы в его уши, словно пытаясь пропустить через них целебный импульс. Тогда Он сплюнул и коснулся его языка. Мы не думаем, что сила Учителя сводилась к этим средствам, ведь в другой раз Он использовал что-то другое. По-видимому, лучше допустить, что эти методы были использованы, чтобы привлечь внимание самого человека и помочь ему проявить веру.
Поскольку человек ничего не слышал, ему нельзя было что-то объяснить. Он мог видеть, как Иисус сплюнул, мог почувствовать прикосновение, понимал, что с ним что-то происходит, и потом понял, что он исцелен. Все это свидетельствовало о подчинении ума и проявлении соответствующей веры. Кроме того, после этих красноречивых действий, Иисус, когда тот еще смотрел на Него, возвел глаза к небу. Это дало человеку третий урок, а именно, что сила для его исцеления должна была прийти от Бога. Иисус вздохнул и сказал: “Еффафа”, то есть “Откройся”, и немедленно уши человека открылись, и трудностью с его речью исчезли.
Выражение, что Иисус вздохнул, достойно внимания. Мы можем только допустить, что это свидетельствовало о Его глубоком сочувствии к человеку, который был перед Ним, и к стонущему творению в целом. Помним другой случай, где сказано, что Иисус “восскорбел духом”. Тогда Он стоял у гроба Своего друга Лазаря и видел, как Мария и иудеи плачут за ним. Он “тяжело вздохнул и до глубины души был взволнован” (РБО) заплакав. Этот общий урок, кажется, говорит о том, что Он

“МОЖЕТ СОСТРАДАТЬ НАМ В НЕМОЩАХ НАШИХ”

как сказано пророчески. Известно, что Иисус был совершенным: не имел несовершенного тела с его болями, страданиями и изъянами, как у других людей, но это делало Его не холодным и черствым, а наоборот. Такое восприятие делало Его совершенный ум более деятельным, чем наш; сочувствие – более сильным, а ощущения – более острыми. Мы, как падший род, настолько привыкли ко многим окружающим обстоятельствам, что те становятся будничными, и мы склонны считать их естественными, забывая, что естественным состоянием человека является совершенное состояние, и что состояние, которое сопровождается всяческими изъянами, неестественно.
Однако можно еще по-другому посмотреть на то, как наш Учитель сострадал нам в немощах наших, а именно: через потерю жизненных сил во время каждого совершаемого чуда. Не таким ли является содержание стиха, который говорит, что “[Он] предал душу Свою на смерть?” Ежедневно, ежечасно Его жизненные силы истощались, когда Он исцелял, благословил, утешал и наставлял тех, с кем имел дело. Чрезвычайно ярким примером был случай, когда одна несчастная женщина, страдающая много лет от кровотечения, крадучись и незаметно коснулась края Его одежды, говоря себе: “Если только прикоснусь к одежде Его, выздоровею”. Она тотчас выздоровела, но Иисус, взглянув вокруг, спросил: “Кто прикоснулся к Моей одежде?”, почувствовав, как Его сила, жизненная энергия вышла из Него.
Эта мысль, что Учитель использовал не только Божественную силу как Орудие Бога, но и Свою физическую силу, чтобы дать людям облегчение, должна привести наши сердца к близкому единству и симпатии с Ним, и дать намного лучшее понятие о любви Спасителя и, соответственно, намного лучшую основу для доверия к Нему во всех наших делах.
Во время чуда, которое мы рассматриваем в этой лекции, вздох нашего Господа мог быть, как и наш, проявлением физической слабости – следствием отдачи жизненных сил и энергии для излечения больного. Мы не должны полагать, что смерть Иисуса была только на Голгофе. Скорее мы должны думать, что она началась при Его посвящении в тридцать лет в Иордане и продолжалась изо дня в день, из года в год, достигнув кульминации и закончившись на Голгофе.
За день до распятия наш Господь дал это понять. Говоря о Своем посвящении до смерти, Он сказал: “Душа Моя скорбит смертельно!”, “Крещением должен Я креститься; и как Я томлюсь, пока сие совершится!”. Оно совершилось на следующий день на Голгофе, когда Он воскликнул: “Свершилось!” Исполнилось Его крещение в смерть.

“ВСЕ ХОРОШО ДЕЛАЕТ”

Вслед за описанием этого чуда читаем, что толпа высказала слова, записанные в нашем стихе. Не подумайте, что только упомянутое исцеление дало такой повод, потому что описание похожих случаев св. Матфеем (15: 29-31) показывает, что собирались большие толпы, люди несли и вели с собой хромых, слепых, глухих, калек и многих других и возлагали у Его ног, и Он исцелял их, так что толпа удивлялась, видя, что немые говорят, калеки становятся здоровыми, хромые ходят, а слепые видят, и они прославляли Бога Израиля.

“ЯВИЛ СЛАВУ СВОЮ”

Никогда не упускайте из виду ведущую мысль, связанной с чудесами нашего Господа. Его миссией было не исцелять больных и изгонять бесов, а “предать Себя для искупления всех. В свое время свидетельство”. Второй чертой Его дела было призвание “подлинно израильтян”, чтобы те стали Его последователями, были приняты Отцом и зачаты Святым Духом в Пятидесятницу и после нее. Чудеса и исцеления не были Его основным делом, а только сопровождали его. Они сопровождали его в том значении, что были иллюстрациями в малом масштабе большого дела, которое Его Царство выполнит во время тысячи лет Его царствования. “Тогда откроются глаза слепых и уши глухих отворятся” (МБО).
Для Иисуса еще большим и более величественным трудом было изложение Божественного Плана и открытие глаз понимания людей и их глухих ушей. Но этот труд не мог быть выполнен в полной мере, пока Он не поднялся на высоту и не применил заслугу Своей жертвы для оправдания верующих. Вот почему Иисус сказал Своим ученикам: “Верующий в Меня дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит, потому что Я к Отцу Моему иду”.
Поэтому сегодня последователям Иисуса позволено делать еще большие дела, чем Он делал, еще большие, чем любое из Его чудес, ведь большее чудо открыть глаза ума, чем обычные глаза; более удивительная вещь открыть уши ума, чем обычные уши; превосходнее дать возможность немому петь хвалу для Бога в духе своего ума, чем вернуть буквальную речь. Это не означает, что мы можем сами делать значительно большие дела, чем Иисус, или такие же большие, потому что без Него мы не можем сделать ничего. Как Иисус лечил через Своих апостолов, когда Он посылал их исцелять больных и изгонять бесов, так Иисус теперь совершает эти значительно большие дела через Свой посвященный народ.

ЕЩЕ ОДНА ТОЛПА, НАКОРМЛЕННАЯ ЧУДЕСНЫМ ОБРАЗОМ

Рассказ в завершение этой лекции о том, как четыре тысячи людей были накормлены семью хлебами, после чего ученики насобирали семь корзин оставшихся кусков, была еще одним проявлением силы Иисуса, или, как бы Он выразился, Божественной силы в Нем. А еще были накормлены пять тысяч пятью хлебами и двумя рыбами, которые взяли у одного мальчика. В этот раз ученики сами имели семь хлебов и отдали все, чтобы накормить толпу. Все получили вдоволь, а куски, как повелел Учитель, собрали.
Стоит заметить, что в обоих случаях Учитель показал бережливость и посоветовал экономию Своим последователям. Без сомнения, Ему было бы так же легко создать более изысканные кушанья и более разнообразные. Хлеб, которые употребляли в то время, по-прежнему употребляют местные жители в Палестине. Величиной он были с нашу большую сдобную булочку и его выпекали из пшеничной муки крупного помола. Многие сильные мужчины в Египте и Палестине, кажется, живут исключительно за счет этой пищи, где два малых хлеба являются их разовой едой. Вполне возможно, что некоторые из нас были бы такими же здоровыми и сильными от такой простой пищи. Поэтому надо проявлять веру в Бога и есть хлеб насущный с благодарностью в сердце. Тогда будет благословение, каким бы простым не был этот хлеб.

R5103 (1912 г.)