[R5112]
“ПОЙДЕМ И ВОЗВРАТИМСЯ”
Исаии 5: 7-16
“Горе тем, которые с раннего утра ищут сикеры и до позднего вечера разгорячают себя вином” (стих 11).
Сегодняшняя лекция первоначально имела связь с делами естественного Израиля во дни пророка. Но когда мы вспомним, что естественный Израиль изображает христианство, то видим, что эта лекция является ценной и весьма соответствующей нашему времени. Как Господь назвал Своим виноградником Израиль, так Он назвал и христианство. “И ждал Он правосудия [справедливости], но вот – кровопролитие, [ждал] правды [беспристрастности], и вот – вопль” бедствия. Что касается вопля народа и причины этого, то читаем в стихе 8:
“Горе вам, прибавляющие дом к дому, присоединяющие поле к полю, так что [другим] не остается места, как будто вы одни поселены на земле!” Из этого мы узнаем, что дух самолюбия преобладал во дни Исаии, как это происходит сегодня; и как тогда собственность отнимали, чтобы накапливать ее в руках более удачливых, так и сегодня. Как тогда крупные землевладельцы захватывали большие земли, пренебрегая фактом, что “землю Он [Господь] дал сынам человеческим”, а не только некоторым, так и сегодня.
Только благодаря самым жестким законам, а в некоторых случаях революции, люди удерживали во владении значительные земельные наделы. Французская революция покончила с крупными землевладениями; специальные законы сделали доступными земли Ирландии. В Соединенных Штатах крупные корпорации заняли огромные участки земли, но некоторые из них, захваченные незаконно, были возвращены людям для более справедливого распределения. Как во дни Исаии многие богатые, кажется, пренебрегали правами людей и были безразличны к их потребностям, так и сегодня. Мы не должны игнорировать факт, что среди богатых, как и среди бедных, есть много благородных, щедрых душ; мы лишь обращаем внимание на параллель между условиями в Израиле и условиями здесь, в наши дни.
ВРЕМЯ СКОРБИ ТОГДА
Божественное порицание человеческой бессердечности, самолюбия, пренебрежения более бедными братьями и забывчивости относительно того, что все мы – дети одной крови и подлежим законам того же Творца, навлекло на израильтян божественные наказания, суды. Верим, что Священное Писание с такой же ясностью говорит о великом “времени скорби”, которое сегодня нависает над миром и особенно над христианством. Об этом времени особо упоминает святой Иаков, который говорит: “Послушайте вы, богатые: плачьте и рыдайте о бедствиях ваших, находящих на вас” (Иак. 5: 1).
Эта скорбь упомянута в сегодняшнем исследовании (стих 9): “В уши мои [сказал] Господь Саваоф: многочисленные дома эти будут пусты, большие и красивые [дома и семьи], – без жителей”. Если мы правильно оцениваем предсказанное Священным Писанием относительно времен недалекого будущего, то видим, что многие знатные и богатые будут в плачевном состоянии в своих сельских домах, как и некоторые более бедные в переполненных городах, потому что время скорби, сказано, придет на всех. Затем пророк показывает, что со скорбью будет связано уменьшение урожая: “Десять участков в винограднике дадут один бат, и хомер посеянного зерна едва принесет ефу”.
Никогда прежде мир не был так защищен от всевозможных обстоятельств. Засуха и голод в одной части мира могут быть ослаблены избытком в другой. Несмотря на это, мы должны помнить, что вся ситуация находится в божественных руках, и если случится недостаток продовольственного снабжения, то это будет свидетельствовать о божественном намерении в этом вопросе больше, чем в любое другое время мировой истории.
МУЗЫКА, ПИРЫ, ПЬЯНСТВО
Перейдем к следующему тексту нашего сегодняшнего исследования. Он дает понять, что во дни пророчества Исаии многие богачи развлекались спиртным, музыкой, пирами и т. п., чем вредили сами себе, а также пренебрегали своими обязанностями перед Богом. Они спрашивали: “Разве я сторож брату моему?” – именно так, как задал этот вопрос Каин. Из-за накопления богатств они имели больше, чем сердце могло пожелать, в то время как у других был недостаток средств, и они пребывали в нужде. Блестящий интеллект и жизненный успех позволили им восторжествовать над проклятием “В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься” (Быт. 3: 19).
Но эта победа предоставила время, за которое они также были ответственны. Вместо того чтобы использовать это время для общего благословения своих ближних, а свои деньги – для общего поднятия человечества, они накапливали дома, земли и т. д., пьянствуя постоянно и преимущественно себе во вред. Не приходило ли им в голову, что такой путь будет иметь божественное неодобрение, что все эти вещи навлекут на них определенные несчастья?
А как насчет сегодняшнего дня? Разве все не так? Отвечаем: и да, и нет. Со многими бывает точно так же, но мы рады признать, что значительное число богатых наших дней ведет себя совершенно по-другому. Мы имеем постоянные свидетельства о благородных богачах, а также о благородных бедняках. Мы имеем постоянные свидетельства, что некоторые из богатых воспринимают свои владения как доверительную собственность от Всемогущего, чтобы употреблять их в Его службе, для человеческого рода, для его поднятия, для его благополучия. Почти повсюду христианство может похвастаться некоторыми такими характерами, но, к сожалению, их сравнительно мало. Большинство богатых, как и большинство бедных, насквозь самолюбивы.
Именно в этом направлении мы должны видеть опасность, которая, как говорит Священное Писание, неизбежна. Когда самолюбивые богатые и самолюбивые бедные будут решать дела в великой борьбе, как об этом выразительно говорит Библия, тогда мир увидит время предсказанной скорби, “какой не бывало с тех пор, как существуют люди, до сего времени”, – и никогда, как сказал Иисус, не будет больше, потому что после этой великой скорби на останках нынешней цивилизации Эммануил, Мессия, Сын Всевышнего установит Царство Бога, праведную власть под всеми небесами для благословения всех родов земли, богатых и бедных.
ДЕЯНИЯ БОЖЬИХ РУК
Божье неудовольствие в стихе 12 состоит в том, что богатые в своих пиршествах, музыке и самолюбивом накоплении богатств не считались с делами Господа, не принимали во внимание деяния Его рук. Применяя это к нашим дням, пусть никто не подумает, что мы противимся тому, что богатые не дают достаточно для поддержки различных вероисповеданий христианства.
Мысль, к которой мы пришли, заключается в том, что Богу угодно, чтобы преуспевающие люди наших дней имели широкий взгляд на Его дела, на человечество в целом. Ему угодно, чтобы они сосредоточили свои умственные силы и силу характера не на личном накоплении богатств, а на благородных помыслах ради благословения и поднятия всего человеческого рода. “Господня земля и что наполняет ее”. “Землю Он дал сынам человеческим”. Согласно Священному Писанию, Он задумал, что окончательно весь мир должен разделить все земные блага на основе равноправия.
Таким образом социализм, согласно Библии, будет теми конечными условиями на земле, при которых все человечество получит благословение. Социалисты, не зная об этом учении Божьего Слова, об этих обетованиях на будущее (а если и зная, то сомневаясь в них), предлагают в интересах всего человечества перенять большие благословения, которые теперь находятся в руках сравнительно немногих. Нам их планы кажутся опасными, непрактичными. Нам кажется, как свидетельствует Священное Писание, что, потерпев неудачу в осуществлении своих великодушных замыслов, социалисты станут самыми откровенными анархистами и ввергнут себя и весь мир в самую ужасную скорбь, известную когда-либо.
Какие возможности теперь ускользают из рук некоторых очень богатых – возможности объединиться с самыми благородными и наилучшими социалистами и помочь вести массы не к анархии, а подальше от нее – к условиям, какие Божье Слово и принципы Справедливости и праведности устанавливают перед нами как надлежащие условия, как идеальные условия!
Среди многих богатых людей наших дней есть мультимиллионеры, которые могли бы сделать много для человечества и которые действительно уже сделали много, имея необходимое богатство и сердца, которые, верим, тоскуют по возможностям делать добро. Но вполне вероятно, что эти возможности минуют неиспользованными, и на человеческий род придет время предсказанной скорби.
В любом случае мы должны признать, что даже если бы в мире был установлен социализм, он не мог бы поддерживаться тем или иным совершенным образом, разве что людьми, полностью обращенными к Богу – чувствующими свою ответственность перед Богом и людьми. Другими словами, мы нуждаемся в обращении мира, но не только к внешнему преклонению колен, а к сердечному согласию с Богом и принципам Его праведности.
Наступит ли это когда-нибудь? О, да! Так поведали уста Господни! Однако это не может наступить ни через какие наши усилия. Мы можем способствовать этому, отстаивать это, указывать на это, но поодиночке те, кто любит праведность и видит путь Господа, столь незначительны, что не могут выполнить все, что хотели бы, для своих ближних. “Итак ждите Меня, говорит Господь, до того дня”. “Тогда опять Я дам народам уста чистые, чтобы все призывали имя Господа и служили Ему единодушно” (Соф. 3: 8, 9). [R5113]
В Свое время, после великого времени скорби, Бог смирит мир. Тем временем избранные святые будут прославлены и вместе с Мессией как Его Невеста будут составлять долго обещанное Царство Бога для благословения человечества. Тогда сатана будет связан, и всем хорошим влияниям праведности, истины и знания будет дано благословить мир.
“ПРЕИСПОДНЯЯ РАСШИРИЛАСЬ”
Господь говорит, что из-за этих условий Его народ находится в плену, не зная, как себе помочь, не имея знания, а его почтенные люди голодают, слабы, растеряны, не догадываясь о правильном пути; а большое число тех, кто полагается на них, также испытывает жажду. Голод, упомянутый в другом месте, это не голод хлеба или воды, а голод услышать послание Господа, Евангелие Царства Мессии, которое является именно тем Посланием, которое все нуждаются услышать.
По причине таких условий “преисподняя [шеол] расширилась и без меры раскрыла пасть свою: и сойдет [туда] слава их и богатство их, и шум их и [все], что веселит их”. Здесь не подразумевается ад вечных мучений, которому учат наши различные вероисповедания, а Библейский ад, гроб, состояние смерти. Время приближающейся скорби для многих будет означать потерю жизни, как сказал Иисус: “И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть” (Матф. 24: 22).
R5112 (1912 г.)