[R5113]
ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ САМОУВАЖЕНИЯ
Верим, что каждый, кто будет внимательно исследовать эту тему, согласится, что умеренное самоуважение является большой помощью для успеха в настоящей жизни. Оно дает уверенность в себе во всех жизненных делах, больших и малых. Оно побуждает владеющего им действовать и показывать отвагу в меру своих сил. Но если будет недоставать осторожности, то это может привести к пагубному безрассудству. При этом недостаток уверенности в себе, недостаток самоуважения сдерживает тысячи людей, которые в противном случае могли бы сыграть выдающуюся роль на пути прогресса.
Указав на некоторую пользу от разумной уверенности в себе, мы должны указать на некоторые недостатки чрезмерной уверенности – слишком большого самоуважения. Высокомерие, гордость, чванливость являются отвратительными и постоянно мешают продвижению ее неудачливого обладателя. Он никогда не учится, разве что на горьком опыте, потому что всегда думает, что он что-то знает, и тем самым показывает свое невежество.
Некоторые из лучших людей, святые, имеют мало самоуважения, недооценивают собственные таланты и преувеличивают собственные недостатки. Их скромность ума является благословением, когда ведет их к Богу – к Престолу небесной благодати, чтобы получить прощение и обрести благодать для благовременной помощи. Поэтому между слишком большим и слишком малым самоуважением мы должны выбирать последнее.
“ДУМАЙТЕ СКРОМНО”
Входящие в Божью семью имеют от рождения слишком много или слишком мало самоуважения, но затем зачислены в школу Христа, чтобы учиться, исправляться – становиться правильными, отвечающими Божественным критериям. Те, кто по природе уверен в себе, должны научиться кротости: наставлениями (если у них будет такое желание) или на собственном опыте. При этом они должны учиться радоваться даже в унизительных испытаниях, являющихся свидетельствами, что Божье провидение надзирает их дела и готовит их к Царству, потому что без кротости и смирения никто не будет пригоден к нему.
Как самоуверенные должны учиться кротко доверять Богу и не полагаться на себя, достигая, тем самым, равновесия, так и те, кто по природе умаляет собственное достоинство, должны учиться урокам доверия. Больше всего требуется не самоуверенность, не самонадеянность, а доверие к Богу и способность полагаться на Его обещанную “благодать для благовременной помощи”. Тем самым поддерживается нужное смирение и кротость, давая отвагу и силу, о которых говорят слова апостола: “Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе” (Фил. 4: 13). И еще св. Павел говорит: “Способность наша от Бога”.
Так “наученные Богом”, вдохновленные верой в Бога и Его обетования, замечательным образом “укрепляются Господом и могуществом силы Его” (Еф. 6: 10). Праведный силен, как лев, говоря: “Не устрашусь: что сделает мне человек?” (Пс. 117: 6). – Не буду обращать внимания на то, что человек может сказать обо мне или сделать мне. Пока Всемогущий Творец является моим Отцом, а Искупитель – моим Старшим Братом, я буду доволен, полагаясь на их “великие и драгоценные обетования”.
Таким образом, какими бы они ни были по природе – самоуверенными или кроткими, – Божье Слово и провидение во Христе стремится привести всех последователей Христа к единству сердца и ума. Один смиряется, другой бывает превознесен, но оба учатся не доверять [R5114] себе или силе плоти, а Тому, Кто способен сделать для них очень много (намного больше, чем они могли бы просить или думать) согласно богатству Его благодати во Христе Иисусе, нашем Господе.
Заметьте предостережение апостола каждому “не думать [о] [себе] более, нежели должно думать; но думать скромно”, по мере Божьей благодати, дарованной ему (Рим 12: 3). Если он не получил никакой Божьей благодати, благосклонности, милости, прощения, то, безусловно вовсе не потому, что не нуждался в них. Пусть он почувствует свою нищету без этого. Если кто-то получил много Божьей благодати, то только потому, что нуждался в ней. Поэтому он может хвалиться, но не собой. Он должен хвалиться в Боге, Который “производит в нас и хотение и действие по [Своему] благоволению” (Фил. 2: 13).
НЕДОСТАТОЧНАЯ САМООЦЕНКА
Ее отсутствие проявляется различным образом, о чем обычно даже не подозревают. Многие являются нищими или ворами просто из-за недостаточной самооценки. Они думают: “Я – никто, и каждый это знает”. Они опускают голову, стыдясь себя, имеют виноватый вид даже не совершив преступления. Их воспринимают согласно их самооценке, которая выражается в их поступках и взгляде, подсознательно создающих образ, который они сами составили о себе в уме.
?????????????????Если кто-то, глядя на них их глазами, скажет: “Вы – посредственность, мошенник, вор, негодяй. Я вижу вас насквозь!”, – они будут полностью обескуражены. Принимая оценку своего ума и отражение его в словах других, они становятся мошенниками, негодяями, ворами. Немногие имеют великодушное сердце, чтобы видеть горе этого класса и с сочувствием говорить ему слова ободрения – перевесить чашу весов и помочь вернуть лучшие качества ума и сердца.
Евангелие Иисуса делает для них то, чего не может сделать ничто другое. Голос Учителя расходится со всеми другими голосами: “Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас... и найдете покой душам вашим!”.
О, какая перемена! Отчаявшиеся говорят: – Так вот, я не без надежды, я не такой плохой, не такой деградированный, чтобы Иисус прошел мимо меня. Эта мысль вдохновляет новой надеждой. Если следовать ей, она ведет дальше и дальше к богатствам Божьей благодати, приготовленным во Христе для терпеливых, охотных, послушных.
Через некоторое время они получают зачатие святым Духом и способны взывать: “Авва, Отче!” Старое проходит, и все становится новым. Однако слабости их плоти и недостатки могут еще постоянно восклицать: “Ты недостоин”. Но, оставаясь покорными, они могут признавать это со стоном и слезами; они не отвергнуты! Они имеют Божье уверение, что они – Новые Творения во Христе, и в Первом Воскресении их ожидает совершенное духовное тело. Они имеют уверение, что Богу известны слабости их плоти, и Он позаботился об их прощениях через Христа, Ходатая. Они имеют уверение, что Бог ожидает совершенства не плоти, а Нового Творения, сердца, воли. Они имеют уверение, что они – сыны Бога и сонаследники с Христом в Его великом Мессианском Царстве, которое вскоре должно благословить мир. Они имеют уверение, что все нынешние испытания веры, терпеливости и преданности Богу, Истине и братьям позволены с целью испытать преданность их сердца, без которой они не могли бы быть сонаследниками в Царстве Мессии. Эти божественные заверения делают слабых сильными и дают отвагу не только относительно будущей жизни, но и в делах нынешней. Неудивительно, что Библия говорит о последователях Христа как об преобразованных обновлением ума (Рим. 12: 2).
ПО ПОВОДУ ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ
Некоторые могут быть удивлены, узнав, что недостаток уверенности в себе влияет на физическое здоровье, а также на моральное состояние. Физиологи соглашаются, что ум имеет много общего с выполнением всех человеческих функций. Человек, которому не хватает самоуважения, не только чувствует себя неуютно в других жизненных делах, но ему также не хватает физического тонуса, живости, энергичности, столь необходимых для нашего наибольшего успеха в каждой области жизни. То, каким образом надежда, радость, мир, удовольствие могут влиять на печень, селезенку и желудок, не может объяснить никто, но факт остается фактом. Каким образом отчаяние и безнадежность могут влиять и влияют не только на различные функции мозга, но и на сердце, желудок, печень, желчь и т. п. мы не можем объяснить, но это признанный факт.
Человек, которому не хватает самоуважения, испытывает отвращение к себе и готов выдумать любую болезнь. Соответственно он также склонен к болезням.
Поэтому мудрые врачи и философы рекомендуют людям держать голову выше, не унывать, не воображать себе никакие симптомы опасной болезни. Для таких полезен совет: смотреть на более светлые стороны жизни, думать о том, чтобы быть крепкими, – представлять себя сильными, здоровыми, счастливыми, чувствовать себя и быть настолько близкими к совершенству, насколько позволяет их несовершенный ум и тело. Этот противожелчный взгляд на жизнь, безусловно, принесет некоторым ободрение и благословение.
Но ничто так полностью не уравновешивает тяготы жизни, как Божья благодать. Каждый, кто получает “свадебную одежду”, больше не подавлен видом отвратительных лохмотьев своей собственной неправедности. У каждого, кто осознает, что, как сын Бога и последователь Спасителя, он является послом Бога, нет времени особо ласкать и нежить свое тело, а также превращать заботу о нем в дело первостепенной важности. Он должен быть в делах своего Небесного Отца! Он должен использовать свою должность и полномочия посла! Он должен “возвещать совершенства Призвавшего нас из тьмы в чудный Свой свет”.
Влияние этих новых стремлений, надежд, целей на физическое здоровье нередко просто удивительное. Они служат как духовное тонизирующее средство для нервной системы. Они стимулируют смертное служить божественному. Новый ум не советует ни пренебрегать смертным телом, ни чрезмерно заботиться о нем, разве что настолько, чтобы этот необходимый уход мог принести значительно большие результаты для Божьей славы от затрат человеческой энергии. Поэтому, как говорит св. Павел: “Благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей” (1 Тим. 4: 8).
R5113 (1912 г.)