[R5122]
ЗЛОСЛОВИЕ И ЗЛОЕ ПОДОЗРЕНИЕ
Есть много особых уловок, которые испорченная природа использует в своей попытке подавить голос Совести. Мы знали людей, которые понимали наставления Священного Писания относительно клеветы, злословия и злого подозрения, но при этот так запутывались и были так не приучены критически рассматривать свое поведение, что на одном дыхании говорили клевету и выражали свое сильное неодобрение злословия. Чтобы избежать такого состояния путаницы, хорошо иметь в уме четкое определение этих терминов.
КЛЕВЕТА – ДВИЖУЩАЯ СИЛА АНАРХИИ
Клевета – это что-то, высказанное с намерением навредить другому, независимо от того, правдиво или неправдиво сказанное. Закон Бога и законы людей соглашаются, что такой вред является злом. Правда, многих клеветников никогда не привлекают к ответственности. Известно, что даже газеты бесчисленное количество раз избегали больших убытков за дискредитирующую клевету под предлогом, что они публиковали поношение в виде хорошо проверенных новостей. Государственные мужи считают хорошей политикой пропускать обычную клевету незамеченной, понимая, что многие ложные заявления, сделанные оппозиционной прессой, так и будут признаны ложью.
Последствия публичной клеветы весьма пагубны и везде способствуют росту клеветы между людьми. Это состояние, безусловно, несет зло самим людям и их институциям. Официальные правительственные лица и другие люди, подвергшиеся клевете, теряют свое хорошее влияние на низшие классы, которые таким образом подталкиваются изо дня в день к большему беззаконию, а значит, готовятся к времени анархии, которое, как говорит нам Священное Писание, уже рядом.
ЗЛОСЛОВИЕ – ПОКАЗАТЕЛЬ БЕЗБОЖИЯ
Злословие включает все бесчестные или пагубные замечания в адрес других – слова ненависти, злобы, зависти или споров – все, что в какой-либо мере навредит другим. Даже неодобрительный отзыв о ком-то, вредящий его репутации, является злословием, хотя неодобрительное высказывание может быть правдой.
Все наши слова принимаются нашим Господом как показатель сердца. Если наши слова дерзкие, легкомысленные, недобрые, неблагодарные, мятежные или неблагожелательные, Он судит сердце соответственно, по принципу “Ибо от избытка сердца говорят уста” (Матф. 12: 34). Таким образом, во всех различных обстоятельства ежедневной жизни наши слова постоянно несут свидетельство Богу о состоянии наших сердец.
Подобие Богу, бесспорно, не может включать какие-либо вредные россказни, какие-либо непристойные или нечестивые разговоры, какие-либо предательские или мятежные слова. Пусть все это удалится от тех, кто назвался именем Христа в искренности и правде.
Язык – самый могущественный член человеческого тела. Как говорит Священное Писание, им мы можем прославлять Бога или вредить людям. Мы не только можем вредить тем, кто находится в пределах досягаемости нашего языка, но наши слова могут распространять свое влияние везде по всему миру и от поколения к поколению. Наш язык является самой удивительной составляющей, данной нам Богом. Говорят, все жизненные переживания усиливаются, когда они высказаны речью. Произнесенные вслух мысли глубоко запечатлеваются в уме. Мы, безусловно, должны остерегаться нашего языка (Иак. 3: 9, 10).
ЗЛОЕ ПОДОЗРЕНИЕ УКАЗЫВАЕТ НА НЕЧИСТОЕ СЕРДЦЕ
Злое подозрение заключается в догадках о злых мотивах, спрятанных за словами и поступками других. Вытекая из сердца, которое не полностью посвящено, злые подозрения будут приписывать некоторое самолюбие или злые мотивы каждому хорошему поступку. Эту форму греха апостол Павел классифицирует как противоречащую словам нашего Господа Иисуса. Она противостоит благочестию и имеет тот же дух, что зависть и споры – дела плоти и дьявола (1 Тим. 6: 3-5; Гал. 5: 19-21).
Воспитавшие в себе дух любви, который “не мыслит зла”, развили свой характер и “страхом Господним исполнились” (Ис. 11: 3). [R5123] Они будут осмотрительными даже там, где существует хотя бы видимость зла, одновременно избегая приписывать злые намерения, пока не будут вынуждены признать их по причине неопровержимых доказательств. Гораздо лучше немного пренебречь опасностью и понести незначительные потери, чем обвинять кого-то совершенно невиновного. Господь, Который руководит нашим поведением в делах такого рода, способен щедро вознаградить нас за любые потери, понесенные в следовании Его совету.
ПРИПИСЫВАТЬ ДОБРЫЕ НАМЕРЕНИЯ ЯВЛЯЕТСЯ ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬЮ
Настоящий христианин будет развивать склонность думать доброжелательно о словах и поступках других и предполагать, что их намерения добрые, пока не получит несомненное доказательство обратного. Даже тогда он пойдет к обидчику сам, согласно Матф. 18: 15, и, если это необходимо, предпримет шаги, указанные Господом (Матф. 18: 15-17).
Со своего высокого уровня оценки Божественного Закона развитые христиане видят, что в Господних глазах ненависть является душегубством, клевета – убийством, а уничтожение доброго имени ближнего – грабежом. Любая из этих вещей, сделанная в Церкви, между теми, кто именует себя Божьим народом, является злом вдвойне – грабежом или убийством брата (1 Иоан. 3: 15).
Действительно, Священное Писание убедительно говорит, что “Лукаво сердце [человеческое] более всего и крайне испорчено” (Иер. 17: 9). Те, кто практикует злословие и злое подозрение, и кто пытается оправдать свое поведение, никогда не пошли в школу Христа или находятся лишь в подготовительном классе, потому что они, судя по всему, не знают, что их дух не является духом братской любви.
РАЗНЫЕ СПОСОБЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДРУГИХ В ЛОЖНОМ СВЕТЕ
Ложное свидетельство касается не только высказанного обмана, но и любой формы ложного представления, будь то прямым утверждением или косвенным, из которого можно сделать ложное предположение. Кто-то может ложно свидетельствовать утвердительным кивком головы, пожатием плечами или даже молчанием, когда нужно говорить.
Без сомнения, одной из самых трудных лекций для полного усвоения христианами является заповедь Учителя, что если необходимо сказать что-то неприятное о брате или сестре, представить какую-либо критику относительно личной жизни другого, то следует пойти к нему без посторонних (Матф. 18: 15-17). По-видимому, никаким другим путем противник так хорошо не преуспевает в насаждении корней горечи, появления ложного представления, гнева, злобы, ненависти, ссоры и других дел плоти и дьявола, как путем сдерживания Господнего народа от послушания этой заповеди. Позволим любви осуществлять ее совершенный труд в наших отношениях с другими.
ЛЮБОВЬ ЗАЩИЩАЕТ ОТ ЗЛЫХ МЫСЛЕЙ
Закон Любви не позволяет Господнему народу следовать пагубному примеру мира. Этот Закон повелевает молчать всем, кто признает великого Законодателя, словами: “Никого не злословить” (Тит. 3: 2). Более того, он высказывается против злых мыслей, злых подозрений и злых догадок: Любовь “не мыслит зла” (1 Кор. 13: 5). Любовь, наполняющая наши сердца, будет не только сдерживать плохое поведение и оскорбительные слова, но и предотвращать злые мысли.
Действительно, убеждая в важности этого предмета, Великий Учитель говорит ученикам Своей школы: “Ибо каким судом судите, [таким] будете судимы” (Матф. 7: 2). Он также учит их молиться: “И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим” (Матф. 6: 12, 14, 15). Затем еще: “Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его” (Матф. 18: 35). Если мы затаим в сердце чувство обиды на других, то Небесный Отец не простит нам.
ЧИСТОТА СЕРДЦА КАК РАЗВИТАЯ СТУПЕНЬ УЧЕНИЧЕСТВА
Те христиане, которые являются старейшинами в школе Христа и поэтому квалифицированы учить других, чисты не только внешне, но и внутренне. Водой Слова они омыты от низости, мерзости плоти. Больше не рабы греха, они не контролируемы желаниями и слабостями испорченной плоти и духом мира. Они не приносят плодов неправедности – гнева, злобы, ненависти, ссоры, клеветы, злословия, злого подозрения (2 Кор. 7: 1).
Чистое сердце означает чистоту воли, намерений, то есть цели, которая, подобно стрелке компаса, всегда возвращается к праведности. Хотя некоторое внезапное или сильное искушение, например из-за слабости плоти, может увести сердце вправо или влево, оно быстро возвращается к своему нормальному состоянию – верности истине и праведности. Чистое сердце любит праведность и ненавидит беззаконие. Оно любит чистоту и с презрением относится к нечистоте и неправедности. Оно любит внутреннюю чистоту, чистоту одежды, речи и привычек. Оно наслаждается обществом чистых и избегает всех остальных, зная, что “худые сообщества развращают добрые нравы” (1 Кор. 15: 33).
Мы должны четко сделать разницу между чистотой сердца, воли, намерений и абсолютной чистотой каждого поступка, слова и мысли, потому что если первое возможно, то последнее невозможно, пока мы имеем наши смертные тела и окружены нынешними неблагоприятными обстоятельствами. Перед нами выставлен критерий: “Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный” (Матф. 5: 48). Этим критерием мы должны постоянно мерить самих себя, а не друг друга; и к этому критерию мы должны стараться привести все поведение нашей жизни, а также размышления наших сердец (2 Кор. 10: 12; Пс. 18: 15).
Но пока изменению и обновлению подверглась только наша воля (сердце). Наши несовершенные земные сосуды, в которых мы имеем это сокровище, будут “изменены” не раньше, чем в нашем воскресении. Только тогда мы будем усовершенствованы по божественному подобию. Теперь же только чистота сердца, воли, намерений может быть приемлемой Богу и принести нам благословение (2 Кор. 4: 7; 1 Кор. 15: 52).
КАК ХРАНИТЬ ЧИСТОТУ СЕРДЦА
Лишь совершившие полное посвящение сердца Господу составляют тех, кто чист сердцем под Законом Любви. Однако несмотря на чистоту их сердец, их намерений, их воли выполнять царский Закон Любви, они должны вести борьбу. Закон их членов, испорченных унаследованным грехом, является сильным законом самолюбия, противостоящим новому Закону, которому они вверили себя – Закону Любви (Рим. 13: 10; Иак. 2: 8).
Однако очевидно, что их неспособность жить согласно требованиям этого нового Закона не была следствием какого-либо недостатка воли, недостатка стремлений чистого, преданного сердца. Какие бы ошибки они ни совершали, какие бы неудачи ни испытывали иногда в достижении победы, это, по-видимому, происходит только вследствие слабости плоти и досаждающих влияний противника, которым их чистые сердца не смогли опереться.
Здесь помогают Господние обетования, уверяя, что Он знает их слабости и недостатки, а также коварства дьявола и влияние духа мира, противоположного духу Любви. Он говорит, что они могут свободно приходить к Престолу Небесной благодати, чтобы получить милость относительно своих неудач жить согласно высокому критерию, который их сердца признают и которому стараются подчиниться. Он также уверяет их, что они могут обрести благодать для благовременной помощи (Евр. 4: 16; Еф. 6: 12).
Пользуясь этими милостями и привилегиями, обеспеченными нашим Великим Первосвященником, они способны сражаться добрым сражением против греха, отбивать его атаки на свои сердца и отталкивать его, если он сумел проникнуть в их плоть.
Так и только так христианин может хранить себя чистым в сердце и удерживать свое положение сражающегося добрым сражением, одного из победителей мира и его духа.
САМООБМАН НЕЧИСТОГО СЕРДЦА
Ум плоти будет пытаться стать партнером нового ума и будет полон готовности принять любовь как правило жизни, но на некоторых условиях. Ум плоти будет предпочитать признавать любовь только на словах, в заверениях, в манерах – в форме набожности без ее силы (2 Тим 3: 5).
Приятные манеры, показывающие любовь, могут исходить из самолюбивого сердца, обманывая его и пытаясь обмануть других. На устах может быть улыбка, слово похвалы, доброты, любезности, тогда как в самом сердце могут быть чувства самолюбия, недовольства, горечи, враждебности. При благоприятных обстоятельствах эти скрытые побуждения греха во плоти могут проявить себя в более или менее старательно подобранных словах клеветы, или коварства, или упрека. Продолжая вливать яд в сердце, они могут, когда представится возможность, порождать гнев, ненависть, злобу, ссору и другие порочные дела плоти и дьявола, полностью противоположные поведению чистого сердца и несоответствующие заповедям Закона Нового Творения – Любви (2 Тим. 3: 13; Рим. 7: 5; Гал. 5: 19-21).
Мы должны ясно иметь в своем уме факт, что конечной целью всей Божественной деятельности с нами и для нас, конечным значением всех Божественных обетований, данных нам, является развитие любви, богоподобия, потому что Бог есть любовь. Чтобы эта любовь могла быть развита в нас в том смысле и в той мере, которую имел в виду Господь, она должна исходить из чистого сердца, быть в полном согласии с Господом и Его Законом Любви, и при этом находиться в полной противоположности к противнику и его закону нечестивой гордости, зависти и самолюбия (1 Тим. 1: 5).
ЛЮБОВЬ, РАЗВИТАЯ ЧЕРЕЗ ПРИНЦИПЫ ПРАВЕДНОСТИ
Чтобы иметь этот род любви в ее правильном развитии, необходимо иметь хорошую совесть, должным образом отрегулированную Священным Писанием, поэтому изучение Божьего Слова очень важно. Размышления над Божьим Законом также необходимы. Мы должны осознавать факт, что существуют Божественные заповеди, за которыми стоят принципы, и что эти принципы [R5124] должны быть встроены в наш характер. Другими словами, мы должны иметь ум Христа (1 Кор. 2: 16). Как говорит апостол: “Поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти” (Гал. 5: 16).
Это предостережение означает, что мы должны контролировать все жизненные поступки, а также все наши слова, потому что они являются источником благословения или зла для других и для нас самих. “Потому что, каковы мысли в душе его, таков и он” (Притч. 23: 7). Можно некоторое время вводить в заблуждение других, но Господь знает, стремимся ли мы понравиться Ему.
Мы должны стремиться понравиться Господу во всем и следить за внешним поведением так, чтобы наши шаги в жизни были взвешенными. Даже если мы знаем, что мир будет воспринимать наши лучшие мысли и усилия как лицемерие, все же наш путь четко обозначен как путь Господа – путь мудрости.
R5122 (1912 г.)