[R5131]
ВО СНЕ БЕЗ СНОВИДЕНИЙ МЕРТВЫЕ ЖДУТ ВОЗВРАЩЕНИЯ ХРИСТА

“И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я” (Иоанна 14: 3).

Ошибочное предположение, что люди живут после смерти, по сути лежит в основе каждого теологического заблуждения в мире. Мы все ошибались, когда принимали догадки Платона в качестве Божьего Слова, и можем избавиться от наших трудностей и теологической путаницы лишь возвращаясь шаг за шагом. Несмотря на все, что мы сказали и написали, и с учетом слов Писания, часто возникает вопрос: “Вы что, действительно хотите сказать нам, что наши друзья не идут на небеса, когда умирают?”

Собственно, это именно то, что мы пытаемся продемонстрировать в качестве учения Библии. Из всех религиозных книг только Библия учит, что мертвый человек мертв, ничего не знает, и его единственная надежда – в Божественном устроении через Христа, через воскресение мертвых, “праведных и неправедных” (Деян. 24: 15).

Если вспомнить, что почти все религиозные вероучения и теории в мире утверждают, что 999 человек из каждой тысячи тотчас после смерти идут на невероятно ужасные страдания, то можно предположить, что все будут рады немедленно принять свидетельство Библии, что смерть является сном без сновидений до пробуждения в воскресении. Поэтому нам не укладывается в голове, почему кто-то предпочитает считать, что его друзья и близкие, а также миллионы язычников испытывают мучения, а [R5132] не думает, что они спят.

Дело, по-видимому, в том, что самолюбие настолько укоренилось в массах, что люди меньше заботятся и думают о других, чем о своих близких родственниках и друзьях, и это самолюбие склоняет их к тому, чтобы с восторгом верить, что они сами и их родственники, которые ничем не лучше остального мира, являются особыми любимцами небес и получат награду святых, какой бы лишенной святости ни была их жизнь. Кто-то предложил такой идеал молитвы:
“Благослови, Боже, меня и мою жену, моего сына Джона и его жену; нас четверых и все”.

Исходя из этого, мы видим, что когда смерть проникает в круг семьи, самолюбивое высокомерие ведет к убеждению, что Бог принимает умершего как святого и немедленно забирает его в небесное блаженство, несмотря на то, как бездумно он проводил свою жизнь и как мало показывал дух Христа. Эту иллюзию укрепляет христианский служитель, позванный провести похоронное служение. Сколько бы он ни читал из Библии, что если нет воскресения, то уснувшие погибли, его проповедь неизбежно создает впечатление, что умерший не нуждается ни в каком воскресении, потому что он не умер, а только перебрался с низшего уровня жизни на высший.

Доказательство этого не приводится, да и никто о нем не спрашивает. Оно не приводится, потому что такого библейского доказательства нет. А люди не спрашивают, потому что они недостаточно разбираются в религиозных вопросах, чтобы требовать основания и доказательства того, о чем им говорят. Средство от всего этого появится тогда, когда мы станем более знающими, более рассудительными. Ни один служитель Христа не должен смущаться, что его спрашивают об основании его веры. Св. Петр советовал, чтобы каждый христианин был настолько ознакомлен с Божественным Посланием, чтобы дать объяснение всякому спрашивающему о его вере и о том, что он говорит другим.

Теперь обратите внимание на наш стих. В нем Учитель не говорит ни слова о том, чтобы идти к Нему, а, наоборот, – что Он придет снова и заберет нас к Себе. Это полностью согласуется с учениями апостолов. Разве они не говорят, что при втором пришествии Христа воскресение Церкви будет первым на повестке дня; что тогда посеянное в немощи будет поднято в силе, посеянное в бесчестии будет поднято в славе, посеянное тело душевное будет поднято как тело духовное, и мы навсегда будем с Господом? Разве они не говорят, что это будет мгновенное изменение? Разве это не названо пробуждением от сна смерти?

Послушаем св. Павла: “Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе [седьмой трубе]; ибо вострубит”, “и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках для встречи с Господом на воздухе” (1 Кор. 15: 51, 52; 1 Фес. 4: 16, 17). Как просто, как понятно! Это будет первая встреча Церкви с ее Господом. Все ее члены, умершие до того, “спали”, а умирающие с тех пор не будут нуждаться в том, чтобы спать и ждать славного изменения. Но, скажет кто-то, разве второе пришествие Христа не происходит тогда, когда Его святые умирают? Разве Он не приходит сразу, чтобы взять их к Себе?

Поистине, только очень хромая теория может искать для себя поддержки в таком искажении стихов. Если бы Христос приходил каждый раз, когда умирают Его святые, то разве это не было бы многими пришествиями вместо одного второго пришествия? И даже если Его верных действительно было мало, то разве это вынуждало Искупителя заниматься только приходом и уходом каждые несколько минут?

Только полное незнание Библии может оправдывать подобное неправильное толкование ее учений. Об этом говорит не только какое-то одно выражение Священного Писания, но сотни, которые приводил Иисус и апостолы. И все они противоречат такой мысли.

“НИКТО НЕ ВОСХОДИЛ НА НЕБО”

Послушаем слов Иисуса: “Никто не восходил на небо” (Иоан. 3: 13). Только Сын Человеческий был на небесах. Он взошел туда, где был раньше, имея дополнительную славу и честь. Сейчас Он готовит место для класса Своей Невесты и готовит класс Невесты для этого места – почетного места одесную Себя. Он присматривает за ее жизненными обстоятельствами, позволяя, чтобы все было ей во благо, чтобы она при Его Втором Пришествии была готова, могла быть принята как Его Невеста и получила удел в Его славе, чести и бессмертии.

В полном соответствии с этим Великий Учитель немного позже сказал, что все мертвые находятся в гробах, и что в Своем втором пришествии Он сперва позовет Своих верных к совершенству жизни, а затем позовет остальное человечество, которое еще не заслуживает жизни, чтобы оно получило возможность (испытание) показать, достойно ли оно вечной жизни на человеческом уровне.

Послушаем Его заверения для верных относительно их удела в Его воскресении (Главном Воскресении) к славе, чести и бессмертию на духовном уровне. Он сказал: “Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом... они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет” (Отк. 20: 6).

Обратите внимание на то, что во всех этих заверениях о Церкви сказано как о классе, все из которого войдут в славу вместе, во втором пришествии Христа, а не отдельно, при смерти каждого. Действительно, каждый имеет личное испытание, пробу, чтобы определить, окажется ли он (она) достойным, то есть пригодным для места в славном Теле Христа, в славном обществе Невесты. Но при этом повторяется выражение, что мы будем прославлены вместе, будем иметь удел в одном воскресении.

“ДАВИД НЕ ВОСШЕЛ НА НЕБЕСА”

Со всем сказанным соглашается высказывание св. Петра в День Пятидесятницы: “Ибо Давид не восшел на небеса”, “и гроб его у нас до сего дня” (Деян. 2: 34, 29). Слова св. Петра дают понять, что если бы царь Давид взошел на небеса, то его гроба не было бы на земле. Похоже мы могли бы сказать обо всех пророках и о других: если они взошли на небесный уровень, то о них нельзя сказать, что их гроб на земле, потому что уже сама мысль, связанная со словом “гроб”, дает понять, что речь идет о личности, которая ожидает воскресения, освобождения от состояния и условий смерти. Поэтому Священное Писание всегда отсылается не к воскресению живых, что было бы бессмыслицей, а к воскресению мертвых.

Заметьте контекст, в котором апостол Петр употребляет выражение “Ибо Давид не восшел на небеса”. Он только что обратил внимание на факт, что Давид пророчествовал о воскресении Иисуса. В пророчестве он олицетворял Иисуса, говоря: “Не оставишь душу мою в Шеоле [Гадес] и не дашь святому Твоему увидеть тление” (ст. 27, Од.). Св. Петр аргументирует, что это не сбылось на Давиде, потому что он увидел тление, что его душа осталась в шеоле и дальше остается там, и не вернется оттуда, пока Мессия не позовет его утром воскресения.

“БУДЕШЬ СО МНОЮ В РАЮ”

Но, скажет кто-то, разве умирающий разбойник не пошел с Иисусом в рай в тот же день, когда оба они умерли? А если так, то разве это не подтверждает, что все, находящиеся в согласии с Богом, идут в рай, когда умирают, независимо от состояния других умерших?

Нет, мы делали грубую ошибку и неправильно толковали предсмертные слова нашего Искупителя к разбойнику. А имея неправильное понятие, мы руководствовались им при объяснении. Наше объяснение нанесло огромный вред. Тысячи людей решили, что они могут дальше жить в грехе, убежденные, что с предсмертным вздохом они могут сказать: “Боже, будь милостив ко мне”, и через миг войти в славу, честь и бессмертие как сонаследники со Спасителем и занять такое же почетное положение, как те, которые “боролись, чтобы одержать победу, и выстояли в кровавой битве” испытаний, преследований и самоотречения.

Какая пародия на Справедливость – считать возможным такое применение данного принципа. Например, спорят два негодяя. Оба выхватывают револьверы и стреляют; один погибает сразу, а другой, который хуже первого, еще жив мгновение и говорит: “Боже, будь милостив ко мне”. Теоретически он переходит в славу, тогда как его жертва, не имея возможности просить милости, обречена на бесконечные мучения, как объясняет упомянутая теория.

Обратите внимание на обстоятельства в Луки 23: 39-43. Иисус повис между двумя разбойниками, один из которых начал вместе с толпой высмеивать Его как преступника, восклицая: “Если Ты Христос, то спаси Себя и нас от смерти!” Другой, с более возвышенным сердцем, искренне признал свою вину и вину товарища, но выступил в защиту Иисуса, говоря, что Он не виноват. После этого он обратился к Иисусу. Перефразируем его слова: “Господи, я защитил Тебя от несправедливого обвинения; вспомни несчастного разбойника, когда будешь иметь возможность проявить ко мне доброту в ответ. Я слышал, как Ты говорил перед Пилатом, что у Тебя есть Царство, но не в этом веке; какое-то небесное Царство, полагаю. Я ничего в этом не понимаю, но из того, что я видел, могу себе представить Тебя царем в этом Царстве. Прошу Тебя, «помяни меня, Господи, когда придешь в Царствие Твое!»”.

На это Иисус ответил: “Истинно говорю тебе [пусть будет, как ты просишь] сегодня [в этот темный день, когда, кажется, что у Меня нет друга ни на небе, ни на земле, в этот темный день, когда [R5133] Меня распяли как преступника, как обманщика и богохульника, – в этот день говорю тебе] со Мной ты будешь в раю” (Diaglott).

В день своей смерти все трое пошли в гадес, шеол, могилу, состояние смерти. Оба разбойника дальше находятся там, среди тех, кого упоминает пророк Даниил, – “спящих в прахе земли”, которые выйдут на утро воскресения (Дан. 12: 2). Но Иисус восстал из шеола, гадес, могилы, состояния смерти на третий день. Он не был в раю, потому что рай еще даже не существовал. Он не был на небесах, потому что был мертв. Послушаем Его слова к Марии утром, когда Он воскрес: “Я еще не восшел... к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему” (Иоан. 20: 17). Может ли быть что-то более понятное, более простое, более гармоничное?

“УЙТИ И БЫТЬ СО ХРИСТОМ”

А я, – скажет кто-то, – имею большое доверие к св. Павлу и помню его слова: “Но я тесним с двух сторон, имея желание уйти и быть с Христом, ибо это гораздо лучше” (Фил. 1: 23, ВоП). Если св. Павел надеялся уйти и быть со Христом, то разве не логично предположить, что именно так он и сделал, и что все другие, так или иначе святые, при смерти уходят и оказываются сразу в присутствии Иисуса и с Ним?

Такое непонимание слов и мыслей св. Павла простимо, учитывая общую тенденцию мышления христиан на эту тему на протяжении веков и исходя из ошибки, сделанной здесь переводчиками. Мы не виним переводчиков, потому что в их умах прочно утвердились ложное убеждение, и они, по-видимому, пытались вложить в уста апостола то, что, как искренне полагали, он должен был сказать.

Поэтому нам интересно узнать, что же на самом деле он сказал?

Прочитаем слова апостола критически. Он колебался между двумя вещами: что лучше – жить и страдать дальше для Истины и помогать братьям, или может лучше умереть и отдохнуть от своих трудов. Между этими двумя предложениями он не имел выбора. Но была еще третья вещь, и если бы он имел такую возможность, то у него не было бы проблемы с выбором, потому что он имел настоящее, большое желание относительно нее. Ни одна из тех вещей, которые были возможны для него, не смогла бы устоять по сравнению с ней, настолько желанной она была.

Что же было этой третьей вещью? Ни жить, страдать и быть помощью братьям, ни умереть и отдохнуть от своих трудов. Третья вещь, судя по буквальному переводу, выражена так: “Имею желание вернуться и быть со Христом, потому что это намного лучше” – намного лучше, чем жить в нынешних тяжелых условиях или умирать, засыпать, отдыхать и ждать Царства.

Но, скажет кто-то, какое вы имеете право переводить слово “уйти” совершенно противоположным по значению словом “вернуться”. Мы отвечаем, что так переводим на основе греческого текста. Упомянутое греческое слово – “analusai”; оно находится еще в одном месте в Библии и переводится как “возвращаться”. В этом случае не возникает никакого вопроса относительно правильности перевода (см. Лук. 12: 36).

Итак, дорогие христиане-последователи, оставим выдумки Средневековья и примем вдохновленные слова Иисуса, апостолов и пророков и будем иметь “вместо пепла... украшение, вместо плача – елей радости” в понимании Замысла Небесного Отца. Тогда мы увидим, как в нас все больше исполняется молитва Учителя: “Освяти их истиною Твоею; слово Твое есть истина”.

R5131 (1912 г.)