[R5134]
ПРОЩАТЬ СЕМЬДЕСЯТ РАЗ ПО СЕМЬ
МАТФЕЯ 18: 15-35

“Но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас” (Ефесянам 4: 32).

Правильное усвоение нынешней лекции означает для каждого истинного христианина благословение в жизни и, можно сказать, гарантию вечной жизни – настолько полно он будет в согласии с божественными требованиями. Эта лекция особо обращена к посвященным, к членам Тела Христа, Церкви, для которой Он является Главой, хотя, конечно, может быть полезной для других.

Правило Учителя для Его последователей следующее: если брат причинил тебе вред, пойди с этим к нему, стараясь все уладить, достичь понимания. Вполне вероятно, что произошедшее является полным недоразумением. Но если этого недостаточно, и ты считаешь вопрос довольно серьезным, то попроси двух других пойти с тобой к обидчику без объяснения им их миссии – освободи их ум от того, чтобы заранее выслушивать твое дело и давать совет тебе и обидчику.

Решение этих братьев и их совет должны соблюсти обе стороны. Если они не соглашаются с тобой, ты должен признать, что ты ошибался и что данный вопрос, очевидно, следует толковать именно так. Если они соглашаются с тобой, а твой оппонент отказывается держаться их совета и продолжает обижать тебя, и ты дальше считаешь вопрос достаточно важным, чтобы беспокоить им Церковь, то ты имеешь право сделать это. Решение Церкви по этому вопросу должно быть окончательным, обязательным для обоих. К тому, кто отказывается слушаться Церкви, следует относиться как к постороннему, но не в том смысле, чтобы причинить ему вред, а чтобы воздержаться от назначения его на любое положение или почести в Церкви, пока его поведение не изменится. Какое простое божественное указание! Каким благословением было бы его соблюдение!

ПРОЩАТЬ “СЕМЬДЕСЯТ РАЗ ПО СЕМЬ”

Св. Петр задал гипотетический вопрос: сколько раз брат может согрешить, просить прощения и получить прощение – будет ли семь раз пределом? Учитель по сути сказал, что не может быть предела, что любой брат, признающий свою вину и просящий прощения, должен быть прощен, даже если бы это повторилось четыреста девяносто раз. Не остается никакой другой возможности. Прощение обязательно, когда о нем просят. Мы не должны слишком опасаться последствий исполнения указания Учителя, а должны возложить ответственность за это на Него, будучи уверенными, что Его мудрость не даст неправильного напутствия.

Затем наш Учитель, чтобы проиллюстрировать это, дал притчу о классе Небесного Царства – Церкви в нынешнем зачаточном состоянии. Один царь захотел сделать расчет со своими рабами и привести в порядок все счета. Из них один задолжал ему десять тысяч талантов. Его господин приказал продать его, его жену и все, что он имел, пока все не будет заплачено. Но раб упал к ногам своего господина и умолял проявить к нему терпение, пока он не выплатит долг. Господин сжалился над ним и приостановил судебное разбирательство по поводу долга.

“БЫЛ ДОЛЖЕН ЕМУ СТО ДИНАРИЕВ”

Раб, освобожденный таким образом, вышел и стал искать того, кто задолжал ему, и нашел одного из своих товарищей, который был должен ему сто динариев – очень незначительную сумму по сравнению с той, которую он был должен господину. Он схватил своего товарища и стал душить, говоря: “Верни мне сто динариев, которые ты должен”. Товарищ упал ему к ногам и умолял о милосердии: “Потерпи на мне, и все отдам тебе”. Но тот не хотел дать отсрочку и бросил его в тюрьму, пока не будет выплачен долг. В конце концов слух дошло до господина, который позвал его и сказал: “Злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?”. И господин разгневался и передал его на наказание, пока тот не заплатит все, что задолжал.

ВАЖНАЯ ЛЕКЦИЯ ИЗ ЭТОГО

В чем заключается эта лекция? Да в том, что мы должны иметь сочувствие друг к другу, если хотим, чтобы Бог во имя Христа имел сочувствие к нам. Лекция [R5135] хорошо выражена в нашем стихе. Мы должны быть любезны друг к другу, милостивы, прощая, как Бог во Христе простил нам и продолжает изо дня в день прощать наши прегрешения. Прегрешения других против нас на самом деле являются мелочью по сравнению с нашими долгами перед Господом. Поэтому мы должны быть очень охотными прощать всех, кто просит нас об этом, “до семидесяти раз по семь”. В таком применении милосердия мы будем копировать божественный характер. Это будет иметь благородное влияние на наши сердца и жизнь. Наш Господь Иисус является образ ипостаси Отца, и мы, копируя добродетели великодушия и Любви, становимся более похожими на Христа, а потому более похожими на Бога.

ТАК И БОГ ПОСТУПИТ С ВАМИ

Наш Господь Иисус объясняет, что Его притча учит принципам, согласно которым Небесный Отец поступает с членами Тела Христа, которым является Церковь. Если они жестоки, лишены сочувствия, если они требуют от своих братьев точного расчета, держась справедливости, то Небесный Отец так же будет поступать с ними и будет требовать от них расчета за все их недостатки. Очевидно, что если бы Божий народ осознавал силу этой лекции, то привычка прощать братьям их прегрешения и недостатки отличалась бы доброжелательностью и была бы общим правилом, ведь кто из нас мог бы позволить себе требовать от Небесного Отца полного наказания для себя за каждое несовершенство и отказался бы от смягчения какого-либо из этих наказаний?

Мы показываем свою высокую оценку Божьей милости к нам, воспитывая в себе Его характер и становясь все более милосердными и великодушными ко всем домочадцам веры. Будучи милосердными к братьям, мы, естественно, будем великодушными также ко всем людям. Иначе говоря, когда мы помним и понимаем наши собственные слабости и недостатки, это сделает нас сострадательными к братьям и ко всему человечеству. А милосердие, великодушие, сострадание Богу угодно. Развивающие эти благодати Духа будут угодны в Божьих глазах и, тем самым, будут пригодны и приготовлены иметь удел с Иисусом в Его Престоле Славы, потому что великое Мессианское Царство будет установлено именно с целью проявить милосердие к тысячам из человечества, которые вернутся к божественной милости и благословению под более ясным знанием и при наличии помощи, которая в то время будет предоставлена.

ЭТО НЕ КАСАЕТСЯ ГРЕХА АДАМА

Не подумайте, что эта притча говорит о божественном прощении первоначального греха. Грех Адама не подлежит прощению лишь благодаря мольбе о милосердии. Адам и весь его род мог бы просить милосердия, но не получит его, разве что божественным путем – через Иисуса – через веру в Его кровь. Да и это прощение не могло быть даровано, пока Иисус не закончил Свою жертву, не вознесся на высоту и не явился в присутствии Бога за тех, кто приходит к Отцу через Его заслугу.

Эта притча касается исключительно последующих грехов – грехов, упомянутых в молитве нашего Господа: “И прости нам грехи наши, ибо и мы прощаем всякому должнику нашему”. Об этом свидетельствует также факт, что данная притча говорит о рабах, тогда как мир, будучи грешниками, не является Божьими рабами, а отчужденными, посторонними, чужими. Единственные, кого Бог признает рабами, это те, кто пришел обратно к родству с Ним через Иисуса – через веру и посвящение. Они являются рабами Бога, и от них требуется проявлять милосердие к своим товарищам – к другим братьям.

Все до единого Новые Творения, сыновья Бога, принятые через заслугу Иисуса, считаются ответственными за свои слабости. Но божественная сила позаботилась об упразднении их даром ради Христа, если в них признаваться и просить за них прощение. Но прощение этих проступков Божьих детей зависит от того, имеют ли они дух прощения к братьям: “Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его”. “Ибо каким судом судите, [таким] будете судимы; и какою мерою” доброжелательности будете мерить другим, такой отмерят вам. Какие замечательные божественные распоряжения, какие блаженные, какие дельные, какие полезные в наших приготовлениях к Царству!

R5134 (1912 г.)