ПОСРЕДСТВЕННЫЕ ХРИСТИАНЕ И БЛАГОРОДНЫЕ НЕВЕРУЮЩИЕ
“Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много [из вас] мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных” (1 Коринфянам 1: 26).
Наверное, никто не будет отрицать утверждения, что между неверующими и христианами имеются благородные характеры. Также никто, имеющий опыт, не будет отрицать, что между христианами, а также между светскими людьми имеются посредственности. Как это объяснить? Разве не следует разумно предположить, что благородные принципы истинного христианства привлекут наилучшие умы в мире и оттолкнут тех, у кого более посредственный нрав? Разве не следует предположить, что учения Христа, дух Его учений – кротость, доброта, братская доброжелательность, любовь – привлекут всех, кому нравятся эти качества, то есть все благородные умы в мире? Разве похожим образом мы не должны надеяться, что поскольку Священное Писание и Дух Господа осуждают всякую ярость, злость, ненависть, зависть, недовольство, клевету, злословие, грязь и т. п., то все, кому по душе такие дела плоти и дьявола, будут иметь неприязнь к Евангелию Христа?
Какой бы не была наша умственная философия по этому поводу, факты свидетельствуют о том, что большая часть детей в мире, имеющих благородный ум, отвергает Господа и Его Евангелие, а большая часть детей низкого происхождения принимает Евангелие Христа. Тогда возникает еще более интересный и сложный вопрос: как объяснить это весьма необычное положение вещей, которое, кажется, противоречит всем ожиданиям?
Мы объясняем это на основе высказывания нашего Господа, что Он пришел звать к покаянию не праведных, а грешных (Матф. 9: 13). Действительно, “нет праведного ни одного,. потому что все согрешили и лишены славы Божьей” (Рим. 3: 10, 23), ведь грехопадение отца Адама охватило каждого его потомка, поэтому все являются грешниками и нуждаются в Божьей благодати во Христе ради прощения своих грехов. Однако считающие себя морально и интеллектуально менее падшими, чем некоторые ближние, склонны к чувству самооправдания, даже если они не претендуют на совершенство. Поэтому они менее склонны считать себя ничтожными, недостойными Божественной милости, менее склонны падать в прах у подножия креста и принимать, как незаслуженный дар от Бога, благо вечной жизни через Иисуса Христа, нашего Господа.
НЕКОТОРЫЕ НЕ ПОНИМАЮТ, ЧТО ИМ НУЖЕН ХОРОШИЙ ВРАЧ
Этот класс чувствует, что некоторые более деградированные из человеческого рода нуждаются в Божественном сострадании и прощении, и рады, что Бог имеет к ним сочувствие и хочет им помочь. При этом у них возникает чувство, что сами они не нуждаются в приписанной Одежде Христовой Праведности, которая бы покрывала их. Будучи высокого мнения о себе, они полагают, что если Бог кого-то и примет к будущей жизни, то непременно не оставит без внимания их самих. Глядя кругом и сравнивая себя с христианами, они часто с большой степенью самодовольства убеждают себя, что их представления о добре и зле, а также о моральной ответственности, доброжелательности и т. д., более возвышенные, более благородные и хорошие, чем тех, кто именует себя христианами. Они говорят: “Бог справедлив, и хотя я не являюсь совершенным, тем не менее, я значительно лучше большинства христиан и поэтому убежден, что Бог в Своей справедливости позаботится обо мне, как заботится о других, которые, полагаю, уступают мне в некоторых хороших качествах сердца и ума”. Наподобие фарисеев прошлого, они благодарят Бога за то, что они не такие, как другие, и пренебрегают единственным именем, “данным людям, которым надлежало бы нам спастись” (Деян. 4: 12).
Класс, который мы описываем, весьма многочисленный, и даже более многочисленный, чем многие себе представляют, когда думают об этом, и содержит многих (далеких от лицемерия), которые никогда не понимали Евангелия. Среди этого класса было несколько президентов Соединенных Штатов (с почтением относящихся к религии, моральных в жизни, справедливых в своих поступках), таких как Линкольн или Грант, которых мы упоминаем лишь как примеры этого класса. Кроме того, многие из этого класса посещают церкви или являются церковными членами. Они осознают факт, что моральный подъем цивилизации прямо или косвенно связан с христианством, и с готовностью становятся на стороне морали и популярных настроений, хотя никогда не приняли, на основе Божественной благодати, прощения грехов через веру в драгоценную кровь Христа.
Мы видим их трудности. Они не понимают, что Господь поступает согласно принципам строгой справедливости и закона. Божественный Закон и Справедливость утверждают, что всякое несовершенство противостоит Богу; что Божье дело было совершенным в начале в Адаме, и Бог не может принять что-то несовершенное. Они не способны видеть, что под этим Законом тот, кто виновен даже в наименьшем, виновен в такой же степени и попадает под приговор смерти, как и тот, кто виновен во многих, более серьезных преступлениях.
А поскольку все люди несовершенны (нет никого абсолютно праведного), то один приговор смерти охватывает каждого члена человеческой семьи, и нет другой двери спастись от смерти, другой двери войти в жизнь, кроме приготовленной Богом – Иисуса Христа, Праведника, Который стал Искупителем человека через жертву самого Себя. Кто не войдет этой дверью, тот никогда не получит жизни, сколько бы он не боролся с грехом и как бы близко не подошел к этой двери. Только вхождение этой дверью позволит войти в вечную жизнь. “Я дверь: кто войдет Мною, тот спасется”. “Не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий [приговор смерти] пребывает на нем” (Иоан. 10: 9; 3: 36).
Та же философия показывает нам, почему к Христу приходит значительно больше незнатных детей мира сего, чем благородных. Только чувствующие себя грешными, только чувствующие, что они нуждаются в освобождении от греха, оценивают предложение прощения. Только больные, понимающие, что они больные, видят потребность в Великом Враче. Многие действительно ищут Господнюю благодать, потому что частично понимают свое падшее, деградированное состояние, понимают, что они хуже других. Только это может разбудить их, чтобы осознать свое состояние, и только это вынуждает восклицать: “Иисус, Сын Давидов! помилуй меня”. Такое осознание собственной непригодности иметь Божественную милость необходимо всем, кто хотел бы принять Божью благодать на единственно предложенных условиях.
УСЛОВИЯ ДАЛЬНЕЙШЕГО НАХОЖДЕНИЯ В ШКОЛЕ ХРИСТА
Установив философскую основу нашей темы, попробуем взглянуть на результат. Каким является законный результат принятия Христа? Отвечаем, что неминуемым результатом надлежащего принятия Христа должно быть моральное поднятие, потому что Христос принимает каждого на условии, что тот стремится не только получить прощение грехов прошлого, но и отказаться от греха на будущее.
Чем ниже уровень морали, тем радикальнее будет окончательное изменение, и тем меньше кто-то осознает в начале своего обращения все шаги очистки своих слов, мыслей и поступков, ожидающие его на христианской стезе. Сначала он думает о реформировании только грубых проявлений греха, однако, находясь в Школе Христа, он шаг за шагом (лекция за лекцией) учится от Великого Учителя и приходит к знанию, пониманию и созиданию характера.
Требование Великого Учителя, представленное апостолом, следующее: приходящий к Нему в полном посвящении после принятия на основе веры должен сразу начать “очищать себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием” (2 Кор. 7: 1). Кто не прилагает усилий в выполнении этой воли, тот не сможет находиться в Школе Христа, потому что у него нет Духа Христа, а тот, у кого нет Его Духа, “не Его”. “Кто делает грех [сознательно, добровольно], тот от дьявола” (1 Иоан. 3: 8). Тем не менее, нужны годы учебы и исправления под присмотром Великого Учителя, прежде чем некоторые, глубоко погрязшие в грязи греха и самолюбия, а также многочисленных низменных проявлений своего нрава, станут хотя бы умеренными или достаточно хорошими, благородными характерами.
Характер больше напоминает дуб, чем гриб, и требует времени для развития. Как дуб можно быстро уничтожить топором, так даже сильный характер можно расшатать, сломить и свалить грехом. Другими словами, рост вверх идет медленно, зато тенденции, которые ведут вниз, могут быстро принести результат, если дать им волю. Соответственно, многие христиане видят, что хотя религия Христа помогла им, а также их друзьям выбраться из топкой грязи греха и стать на Скале, Иисусе Христе, очистившись от многих загрязнений плоти и низменных вещей ее нрава, тем не менее, даже после десяти, двадцати или даже сорока лет такого воспитания и настойчивости они могут с удивлением обнаружить неверующего, который, как ни странно, не уступает им в моральной честности, самоотверженности или доброте.
ДЕЙСТВИЕ ЗАКОНА НАСЛЕДСТВЕННОСТИ
Возникает вопрос: как это так? Отвечаем, что как моральные отклонения влияют на детей в третьем и четвертом поколении, так моральные приобретения могут влиять на детей в нескольких поколениях. Поэтому, пытаясь воспитывать в себе благодати Духа, честные и богобоязненные родители, постепенно приближающиеся к величественному критерию совершенства, принесут пользу не только себе, но также их детям, и те родятся с лучшими естественными качествами и в условиях, более благоприятных для праведности и благородства души. То, чего родители достигли в сердце, отражается на физическом состоянии их детей.
А это, между прочим, убедительно показывает, что многие родители, набожные на словах, менее благородны, чем следовало бы ожидать, в своем сердце. Если в период зачатия и беременности мысли, чувства, настроения родителей воспитывались в духе благородства, чистоты, святости, учтивости, добросердечности, справедливости и любви, это проявится в их детях, и последствия будут благословенными как для детей, так и для родителей. Естественные черты ребенка передаются ему еще до рождения, преимущественно матерью, а материнские идеалы – это, как правило, идеалы отца, если оба удачно подобраны.
Христианские родители должны осознавать свою ответственность за использование права приводить на свет потомство, данного им Всемогущим. Для нашего общества большой стыд, что в цивилизованных землях столько людей низкого происхождения даже среди тех, кто признает законы наследственности и бережно занимается выведением расовых пород овец, собак и лошадей. Причина, по-видимому, в непризнании влияния родительского ума на потомство. Пусть эти мысли не только остерегают родителей, когда речь идет о будущем потомке, но и делают их более терпеливыми и внимательными в отношениях с детьми, когда они пытаются устранить из детского характера изъяны, которые сами помогли привить. Первая обязанность отца перед ребенком – дать ему по возможности самый благоприятный старт в жизни.
Когда дети христианских родителей, воспитанные должным образом, также становятся христианами и начинают бороться в своем сердце с моральной нечистотой и грехом, а также со всеми низменными и самолюбивыми склонностями падшей природы, они могут, по Божьей благодати, достичь морального положения, более высокого, чем то, которого достигли их родители, внедряя на практике наставления Великого Учителя.
Но есть еще другая сторона вопроса. Бог не принимает детей верующих на основе веры их родителей после достижения ими зрелости. Как только наступает возраст ответственности, и они хотят считаться Его в каком-то особом смысле, они должны заключить личное соглашение с Господом, иначе будут считаться такими как мир, под его осуждением, а не под оправданием, которое распространяется только на верующих и на их несовершеннолетних детей (1 Кор. 7: 14). Вхождение в семью и Школу Бога – личное дело.
И здесь мы обнаруживаем секрет, почему некоторые самые благородные люди не являются Господним народом. Они являются детьми тех, чьи ноги выбрались из топкой грязи греха. Через своих родителей они унаследовали часть в общем поднятии, которое учение Христа принесло с собой в мир и прежде всего тем, кто держится Его учения. Поэтому видим, что Неверию нечем хвастаться в своих самых благородных сынах, потому что все благородное и великое, что они имеют, досталось им преимущественно через веру их предков.
Неверие, напротив, ведет к греху и деградации. Это может произойти в пределах одного поколения или нескольких. Сын благородных христианских родителей, унаследовавший более благородный ум, чем у других людей, может частично сохранять этот ум на протяжении жизни; и даже если он заважничает в своей нравственности, то может, хотя бы внешне, хранить хороший вид и передать это частично своему потомству. Но в конечном счете самолюбие расшатает и уничтожит благородство, и мы можем ожидать деградации потомства тех, кто не принимает Христа, так же как можем надеяться на продвижение всех, кто принимает Спасителя.
ИЛЛЮСТРАЦИЯ ЭТОГО В РАННЕЙ ЦЕРКВИ
Общее действие упомянутого закона можно оценить только окинув взором пространство и время. Когда мы обращаемся в прошлое к дням нашего Господа и апостолов, мы видим, что Евангелие принял именно тот класс, который был нами описан – мытари и грешники, низшие классы, – но отвергли светски мудрые, лицемерные и фарисейские, хотя, как класс, они морально и интеллектуально находились выше. Именно поэтому они отвергли Христа – не почувствовали необходимости в Спасителе. Присматриваясь к Евангельской Церкви, к ее скромному началу среди самого бедного класса, мы видим, что тот, кто пошел в Школу Христа и учился у Него, поднялся благодаря послушности этому Учителю.
Более возвышенное учение Учителя стало критерием для Его последователей. Они, как Господний народ, научились, что следует не только любить друг друга, но и доброжелательно любить тех, кто их ненавидит, злословит и преследует, кто лицемерно наговаривает всякую клевету ради Христа. Это Божественное благословение снизошло на кротких, терпеливых, смиренных, миротворцев, а слагаемым всех благодатей является любовь. Поэтому мы видим, как то же самое учение исходило от принявших Его простых рыбаков и мытарей, которых Он посылал как апостолов Своей благодати.
К примеру, мы помним слова апостола Петра: “Дополните вашу веру.. знанием, знание – умением владеть собой, умение владеть собой – стойкостью, стойкость – благочестием, благочестие – братолюбием, братолюбие – любовью” (2 Пет. 1: 5-8, Кас.). Апостол Иоанн говорит: “Не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?” (1 Иоан. 4: 20). Апостол Иаков говорит, что все наученные Господом должны “доказать это на самом деле добрым поведением [жизнью, поступками] с мудрою кротостью. Но если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь”. “Итак покоритесь Богу; противостаньте дьяволу, и убежит от вас. Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам”. “Смиритесь пред Господом, и вознесет вас. Не злословьте друг друга, братья”. “Послушайте, братья мои возлюбленные: не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками Царствия, которое Он обещал любящим Его?” (Иак. 3: 13, 14; 4: 7, 10, 11; 2: 5).
Послушаем, как апостол Павел, прежде принадлежавший к более благородному классу, к фарисеям, высказывается об этой истине и со всем смирением признает, что “нет праведного ни одного” (Рим. 3: 10). Он объясняет, что только благодаря принятию Христа мы имеем прощение грехов, то есть примирение с Отцом; что, облекшись во Христа, мы должны быть Новыми Творениями в Нем; что ветхое должно навсегда уйти в прошлое, и отныне мы должны ходить в обновлении жизни – не по воле плоти, а согласно замыслу Господа. Послушаем, как он поучает тех, кто принял имя Христа, убеждая, что они должны также принять Его Дух, Его нрав, иметь тот же ум (нрав), который был во Христе Иисусе, нашем Господе, – ум, противостоявший греху, низменности и самолюбию, но находившийся в согласии с истиной, добротой, чистотой, доброжелательностью и любовью.
Апостол объясняет это, говоря: “Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона”. “Итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света. Как днем, будем вести себя благочинно”. “Облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти”. “Никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед всеми людьми. Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми. Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу. Ибо написано: «Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь». Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его” (Рим. 13: 10, 12-14; 12: 17-20).
Св. Павел подробно объяснил любовь, которая является сутью Духа Бога, Духа Христа и которую все последователи Господа должны иметь, если хотят дальше быть Его. Он говорит: “Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает” (1 Кор. 13: 4-8).
“ОТКРОВЕНИЕ ГОСПОДА ВЕРНО, УМУДРЯЕТ ПРОСТЫХ”
Невозможно, чтобы тот или иной класс людей, каким бы умственно и морально деградированным он не был, приняв такие указания к доброму и честному сердцу, не поднялся благодаря им, не стал более благородным, более похожим на Христа, более богоподобным. Поэтому нас не удивляет, когда мы видим, что даже в первом столетии Господний народ настолько выделялся своими высокими принципами и моралью, что люди “узнавали их, что они были с Иисусом” и учились от Него (Деян. 4: 13).
Видим, как затем противник лишил Истину простоты, в которой ее представлял Господь и апостолы. Видим, как обряды и церемонии, коленопреклонения и литургии, зависимость от вероучений и человеческих теорий заняли место чистого Евангелия Христа. И мы замечаем результат: по мере того, как игнорировали учения Христа, появлялись суеверия и недоставало Духа Христа.
Однако вместе со всей испорченностью, проникшей в мир во втором столетии, было достаточно истинного духа (хотя и смешанного с заблуждениями), чтобы провести широкую реформацию среди дикарей Европы и привести их к цивилизованному уровню, высшему, чем в остальном мире. И когда в Божественном провидении началось движение Реформации, оно поднял тот же класс людей неизмеримо выше в моральном отношении. Оно восстановило большую часть первоначальной чистоты христианства и Духа Христа; и насколько люди получали свободный доступ к Божьему Слову и принимали его с радостью, позволяя его благородному влиянию прорасти в их сердцах и принести свой плод, настолько, видим, народы, которые оказались под непосредственным влиянием Реформации, поднялись выше, чем остальной мир.
ВЫМЫТОЙ СВИНЬЕ ПО-ПРЕЖНЕМУ ХОЧЕТСЯ ВАЛЯТЬСЯ В ГРЯЗИ
Во всем этом мы замечаем принцип, изложенный в начале: Дух Христа, дух Истины, дух праведности из Господнего Слова имеет культурное, разъяснительное и облагораживающее влияние, которое принесло удивительные изменения во время Христианской Эры и особенно в течение последнего столетия. Папство и сектантство всячески стремились оказать сопротивление его влиянию, но не смогли ему помешать. Он дальше оказывает влияние на низшие классы общества, помогая им подняться. Однако мы продолжаем наблюдать тенденцию, что те, кто уже поднялся, менее склонны оценивать Божественную доброту. Поэтому не многих знатных, не многих ученых, не многих мудрых по меркам этого мира выбрал Бог, но незнатных этого мира, богатых верой, чтобы им стать наследниками Царства.
Чем шире и яснее наш взгляд на ситуацию, тем более мы способны симпатизировать тем нашим братьям во Христе, которые по природе немощны, менее благородны, самолюбивы, лишены доброжелательности в уме, слове и поведении. Когда мы осознаем, что Бог принял их (не за хороший и благородный характер, а за то, что они признают собственные недостатки и стремятся реформировать себя, преобразовать обновлением своего ума), то все, имеющие Господний ум, то есть Дух, также примут их.
По мере обретения ума Христа, святого ума, мы будем воспринимать других с Божественной точки зрения снисходительности к их слабостям и чертам, лишенным благородства; и вместо того чтобы осуждать их, отталкивать и прекращать с ними общение за то, что они не достигли наивысших критериев благородства, мы будем еще больше стремиться помогать им и пытаться доброжелательно указывать на вещи, которые им не видны хорошо. Мы будем терпеливы к ним, видя как они стараются побеждать. Мы будем понимать, что они ведут борьбу с умственной болезнью, которую в определенной степени унаследовали и от которой можно избавиться только постепенно.
С такой точки зрения мы научимся смотреть на них и думать о них не согласно их плоти, не согласно их естественным склонностям и тенденциям, а согласно духу, согласно намерениям их ума, согласно их завету с Господом. Поэтому, как утверждает апостол, мы больше не знаем друг друга по плоти, а лишь по духу (2 Кор. 5: 16).
Каждый, кто принял Божью благодать, кто стал причастником духа святости и сражается с грехом во всех его проявлениях (в мысли, слове и поведении), пытается достичь величественного совершенства в характере, совершенная иллюстрация которого находится только в нашем дорогом Искупителе. Каждый из них считает себя несовершенной копией дорогого Божьего Сына и стремится возрастать по Его подобию. Каждый из них пытается стремится совлечь с себя все дела плоти и дьявола – не только откровенно плохие поступки (убийство, кражи и т. д.), но и более распространенные свойства испорченной, развращенной природы: ярость, злость, ненависть, ссоры и т. п. Каждый из них стремится все более облечься во всеоружие Божье, чтобы противостоять греху и воспитывать в себе ум, который был в Иисусе Христе: кротость, сдержанность, долготерпение, братскую доброжелательность, любовь.
“ЛЮБИТЕ ДРУГ ДРУГА”
Мы (христиане) должны смотреть на вещи шире и особенно на тех, кто назвался именем Христа и дает доказательство того, что он стремится следовать за Ним. До тех пор, пока мы видим их сердца, что они преданны Господу, а сами они пытаются ходить не по плоти, но по духу; пока они утверждают, что хотят избавиться от мелочности, самолюбия и ограниченности падшей природы и воспитать в себе благородство характера, который подобает совершенной человеческой природе, образу Божественной природы, пусть наша любовь к ним покрывает не только незначительные, мелкие изъяны и отличия между нами, но и множество несовершенств плоти.
Пусть каждый, принявший имя Христа, смотрит, чтобы найти и уничтожить в себе всякий след мелочности, самолюбия, невоспитанности, непорядочности, которые все еще держатся нас как членов падшего рода и настолько стали частью нас, что мы нередко склонны называть их естественными чертами. Помните, что даже если бы наш Господь и наши братья во Христе не обращали внимания на эти изъяны (справедливо различая между “Новым Творением во Христе” и этими противоположными элементами нашей ветхой природы, признанной мертвой), мир не способен это различить и будет приписывать делу Христа все недостатки и несовершенства, которые видит в тех, кто считает себя Его последователями. Вот так Святое Имя ежедневно бывает обесславлено между многими язычниками.
Помните также, что плохо воспитанную природу нельзя превратить в хорошую за один день. Преобразование ума, речи и поведения требует терпеливости и настойчивости, но это могут сделать только зачатые Святым Духом, послушные приказам Великого Учителя. “Смотрите, не отвратитесь [в неповиновении] и вы от говорящего” с неба (Евр. 12: 25). Кто пренебрегает Его учениями, тот пренебрегает большим спасением, предложенным в этом Евангельском веке, потому что среди избранных будут только те, которые в своем сердце являются, по меньшей мере, благородными, правдивыми и добрыми, ставшими подобными образу дорогого Божьего Сына (Рим. 8: 29).
Если бы все могли в полной мере осознать влияние нашего ума на тело, а также менее прямое его влияние на ум и тело других, то в мире начался бы большой Идейный Реформаторский Рух и, прежде всего, среди Божьего посвященного народа. Несомненно, каждый должен присоединиться к вдохновленной молитве: “Сердце чистое [волю] сотвори во мне, Боже, и дух правый [нрав] обнови внутри меня.. Научу беззаконных путям Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся” (Пс. 50: 12, 15).
Пусть любовь Бога все более разливается в наших сердцах, а наша совесть пусть всегда будет чувствительной, и удерживайтесь от всякого рода зла. Будьте всегда осторожны в разговоре, взвешивайте мысли, слова и поступки, чтобы всегда быть готовыми и способными послужить нашему Небесному Отцу и Его дорогому стаду, членам “Ног” Тела Христа!
R5135 (1912 г.)