[R5138]
“НЕ ЛЮБИТЕ МИРА”
“Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей” (1 Иоанна 2: 15).
В тексте “не любите мира” выражение “мир” не подразумевает ни человеческий род, ни планету, на которой мы живем. Мысль текста касается прежде всего нынешнего порядка вещей, потому что греческое слово, переведенное здесь как “мир”, это “kosmos”, что означает “порядок”. Мы должны оценивать красоту природы. Мы должны любить человеческую семью, которую Бог также любит, хотя не в таком смысле, в каком Он любит Церковь Христа. Читаем: “Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную” (Иоан. 3: 16).
Не подумайте, что св. Иоанн имеет в виду мир человечества, когда говорит: “Не любите мира”. Мы должны иметь сочувствие к людям, так же как Небесный Отец имеет сочувствие к падшему роду. Священное Писание информирует нас, что нынешний порядок, то есть устройство на земле, совсем не соответствует Божьей воле, цели, потому что мир руководствуется самолюбием. Божественный замысел в том, чтобы между Божьими творениями царила любовь. “Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге” (1 Иоан. 4: 8, 16).
Мир руководствуется принципами, отличными от любви. Каждый пытается самолюбиво копить сокровища для себя, даже если его ближний находится в нужде. Многие живут в роскоши, хотя догадываются, что другим не хватает самого необходимого. Многие ищут власти, чтобы контролировать людей, но не с намерением поднять их, а с целью использовать для самолюбивых целей и мотивов. Этот дух самолюбия отличает нынешний порядок вещей. Мы видим его действие повсюду.
Дух мира хватается всех сил природы и пытается их контролировать и приспособить к собственным самолюбивым интересам. Правда, от этого духа самолюбия косвенно пришло много добра. Например, человек, имея довольно много духа хвастовства, может ради собственных корыстных целей принести пользу другим. Генерал может настолько гордиться своей службой, что для получения похвалы может заботиться о своих солдатах и хорошо их одевать. Некоторые наши великие вожди промышленности сделали для мира большую услугу, при этом благословляя многих, когда осуществляли собственные помыслы.
САМОЛЮБИЕ – ДУХ МИРА
Если бы большие мероприятия в мире проводили с намерением улучшить человечество, то их дух не был бы самолюбивым. Действительно, знаем, сколько делается для помощи нуждающимся, но там, где есть такие мотивы, часто возникает ложное объяснение этого и безосновательное обвинение в самолюбии. Однако “Господь смотрит на сердце” (1 Сам. 16: 7). У кого самолюбивое сердце, самолюбивые намерения, тот будет продолжать любить вещи мира сего. Насколько удается показать ему, что наступает новый порядок вещей, настолько он, имея самолюбивый ум, будет недоволен изменением эпохи.
Когда человек внедряет большой замысел для блага тех, кто имеет возможность воспользоваться этими благословениями, он будет радоваться, что наступают лучшие времена. Человек, который действительно хочет, чтобы дела шли лучше, не будет иметь духа, который доминирует при нынешнем положении вещей. Он будет иметь Дух Бога, Дух Любви, дух, который будет доминировать при Новом Порядке вещей и будет осуществлять контроль во время тысячи лет царствования Христа.
У многих людей преобладает состояние ума, которое говорит: “Мой работодатель богат. Если у меня будет возможность разбогатеть его деньгами, я это сделаю и возьму их столько, сколько возможно”. Такие люди любят нынешний порядок вещей, независимо от того, богаты они или бедны. Бедные обычно любят вещи мира сего и надеются однажды получить в них удел.
Есть люди, которые говорят: “Я не люблю этот мир и его самолюбивый дух! Всем своим нутром, от головы до пят, я противлюсь ему. Иногда я говорю своему мужу: «Джон, этот мир очень самолюбив». «Да, Мария, – отвечает он, – люди везде добиваются того, что услаждает их самолюбие и самолюбивые стремления. Но хотя мы осуждаем его пути, [R5139] мы с радостью пользуемся материальными вещами, которые предлагает наше производство, – автомобилем, хорошим домом и т. д.». И я вынуждена признать, что он прав. Боюсь, что я не смогла бы быть счастливой без них”. Что ж, такой человек, безусловно, любит вещи мира сего, даже если он правильно использует их.
Было бы серьезным обвинением говорить, что кто-то, чей ум так настроен, кто любит мир и его вещи, не имеет любви Отца в себе. И мы не считаем, что такой человек не имеет любви к Отцу или что Отец не имеет любви к нему. Апостол, кажется, адресует это послание Церкви. Принятые в Божью семью обязаны дальше любить Его, иначе они не будут считаться членами этого класса.
Каково, в таком случае, полное значение выражения “в том нет любви Отчей”? Для нас оно означает, что Любовь Отца еще не получила полного контроля над сердцем такого человека, поэтому окончательно, если он не одержит победы над своим самолюбивым нравом, он не будет принят как сын.
Везде вокруг присутствует дух самолюбия. Каждое Божье дитя должно бодрствовать против него и против готовности увлекаться вещами мира сего. Мы должны стремиться быть в таком состоянии, которое нравится Отцу. Мы должны пытаться избавляться от духа мира и наполняться Духом Отца. Это не означает, что мы не должны любоваться красивыми вещами или что нам не должно нравиться то, как другие стремятся получить пользу от мира, но мы не должны довольствоваться ни одной из этих вещей.
ДВА ВИДА МОТИВОВ
Какими бы талантами мы ни обладали, мы должны использовать их для добра людей в любом деле, которое было бы во славу Богу. Даже хорошим делом можно заниматься из соображений духа мира, а не Духа Бога: можно трудиться только с мыслью заполучить больше денег, почестей, влияния, или же, с другой стороны, можно трудиться ради добра, которое мы хотим сделать другим.
Высшим из всех служений является служение Божьим Словом. Но даже этой благородной службой можно заняться из двух соображений: Любви к Отцу и любви к себе. Очевидно, есть люди, которые заняты этим служением исключительно ради хлеба и рыбы, ради почетного положения, которое оно дает в мире, или же ради того, что они не знают ничего другого, что могло бы послужить им лучше.
Однако не сомневаемся, что есть те, которые вошли в это служение не из самолюбивых побуждений, а из желания служить Богу, служить Истине, служить Его народу. Только Господь знает, чем руководствовался тот, кто занялся этим служением. Но поскольку мы живем в день, который испытает дело каждого, Бог покажет, каково оно, – какие мотивы стоят за поступками.
Тех, кто служит, руководствуясь только светским духом, будет раздражать все, что делается для Истины, и насколько их земные интересы будут страдать от этого, настолько они будут свирепствовать. У кого правильный дух, тот будет радоваться всему, что помогает человечеству, что во славу Богу и делает Библию более понятной.
Фактически мы можем предположить, что действительное испытание (когда речь идет о Церкви) заключается в том, чтобы показать, действительно ли мы любим мир – вещи настоящего времени – или, наоборот, больше всего любим Бога. Со временем будет еще менее возможным согласовать дух любви и дух самолюбия. Те, кто любит Бога, еще меньше будут в согласии с духом нынешнего злого мира.
R5138 (1912 г.)