[R5139]
КАРАЮЩИЙ ХАРАКТЕР БОЖЕСТВЕННОГО ЗАКОНА

“Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет” (Галатам 6: 7).

Апостол Павел, обращаясь к Церкви, приводит принцип Божественного Закона, который применим не только к Церкви, но и ко всем людям где бы то ни было. Осия излагает ту же истину, говоря, что если мы сеем ветер, то пожнем бурю (Ос. 8: 7). Соломон говорит, что если мы сеем беззаконие, то пожнем суету (Притч. 22: 8). Св. Павел говорит, что если мы сеем скупо, то и пожнем скупо, а если сеем щедро, то и пожнем щедро (2 Кор. 9: 6). И это действительно так, что бы мы ни сеяли – дикий овес или отборную пшеницу.

Когда речь идет о жатве посеянного миром, сказано, что “на всяком месте очи Господни: они видят злых и добрых” (Притч. 15: 3); что “всякое дело Бог приведет на суд, и все тайное, хорошо ли оно, или худо” (Еккл. 12: 14); что “нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, чего не узнали бы”; что все, “что вы сказали в темноте, то услышится во свете; и что говорили на ухо внутри дома, то будет провозглашено на кровлях [открыто]” (Лк. 12: 2, 3). Также читаем: “Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь” (Рим. 12: 19).

Когда наступит это время возмездия? “Ныне, – по словам пророка Малахии (3: 15), – считают надменных счастливыми: лучше устраивают себя делающие беззакония, и хотя искушают Бога, но остаются целы”. Вместе с псалмопевцем (Пс. 93: 3, 4) мы спрашиваем: “Доколе, Господи, нечестивые, доколе нечестивые торжествовать будут? ... величаются все делающие беззаконие?”. Апостол Павел отвечает, что Господь “назначил день, в который будет праведно судить вселенную посредством предопределенного Им Мужа” – Христа (Деян. 17: 31). И “тогда”, как говорит пророк Малахия к тем, кто боится Господа и кого Он избрал в качестве Своих драгоценностей, “снова увидите различие между праведником и нечестивым, между служащим Богу и не служащим Ему” (Мал. 3: 18).

Но, смотрите, тот же пророк задает наводящий вопрос, над которым все должны хорошо задуматься. Он спрашивает: “И кто выдержит день пришествия Его, и кто устоит, когда Он явится? Ибо Он – как огонь расплавляющий и как щелок очищающий... И приду к вам для суда и буду скорым обличителем чародеев и прелюбодеев и тех, которые клянутся ложно и удерживают плату у наемника, притесняют вдову и сироту, и отталкивают пришельца, и Меня не боятся, говорит Господь Саваоф” (Мал. 3: 2, 5).

Эти библейские стихи ссылаются на великий суд Дня Господа (дня скорби, которым должна завершиться эта Евангельская эпоха), по-разному описанный как день “гнева”, “мщения”, “возмездия”, а также как “время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди”.

Понимая, что этот великий суд будет касаться мира в целом – народов, корпораций и всех гражданских, общественных и религиозных организаций людей, и затронет дела всех лиц, которые будут жить в то время, – мы естественно спрашиваем: откуда появляется или должна появиться карающая справедливость, которая будет иметь дело со всеми поколениями прошлого?

Наш Господь отвечает на этот вопрос, говоря: “Не удивляйтесь этому, потому что наступает час, когда все, кто в гробницах, услышат Его голос и выйдут: те, кто творил добро, – в воскресение жизни, а те, кто делал зло, – в воскресение суда” (Иоан. 5: 28, 29, ВоП). Таким образом, весь Тысячелетний век отведен как “день” расчета, испытания, суда. Во время этого тщательного суда будет проводиться расчет, к тому же за каждое праздное слово (Матф. 12: 36). Подчиняясь этим судам и учась послушанию, массы человечества, которые пожелают повиноваться, постепенно будут подняты к совершенному существованию, а также к знанию.

ВОЗМЕЗДИЕ И ПРОЩЕНИЕ ГРЕХА

Однако возникает философский и важный вопрос: насколько оправдание грешника верою в драгоценную кровь Христа и его полное посвящение исполнению Божьей воли может прервать действие Закона, что человек должен пожать то, что посеял. Другими словами, спасет ли новое родство с Богом от убогой жатвы посеянного прежде дикого овса?

Отвечаем: да, в определенном смысле спасет. Справедливым наказанием за всякий грех является смерть – самое суровое наказание, которое может быть вынесено. И от этого наказания его реабилитирует оправдание. Прошлые беззакония и грехи больше не вменяются ему в вину, чтобы требовать справедливого наказания – смерти, ведь “Блаженны, чьи беззакония прощены и чьи грехи покрыты. Блажен человек, которому Господь не вменит греха” (Рим. 4: 7, 8). Все, кто верой в жертву Христа за грех и посвящением сердца и жизни служить Богу входит под Одежду Христовой Праведности, имеют это благословение. Беззаконие (законный приговор) таких лиц остается в прошлом, то есть подлежит прощению. И хотя последствия их грехов, жатва их плохих дел, посеянных еще до того, как они начали понимать чрезвычайную греховность греха или оценивать Божью милость во Христе, продолжают мучительно напоминать о себе, они убеждены, что все это закрыто, что Бог не считает их такими, какими они есть на самом деле, а приписывает их грехи Христу, Который уже заплатил за их наказание и приписывает им Свое достоинство. Далее они получают заверение, что Бог позаботился о них, чтобы однажды они могли исцелиться, излечиться от пороков, причиненных им грехом, которые теперь считаются “спрятанными” от Божественных глаз.

Если речь идет о Церкви, то эти грехи, действительные изъяны должны быть заглажены, стерты, когда наступят Времена Реституции при Втором Пришествии Христа (Деян. 3: 19). Следствием этого заглаживания, этого стирания греха будут новые тела, новые существа, свободные от греха, несовершенства и всякого следствия и проявления греха. В случае Церкви этот процесс очищения и заглаживания начинается в нынешней жизни и завершится в начале Тысячелетнего Дня (Пс. 45: 6) через участие в Первом Воскресении.

Временем очищения мира будет весь Тысячелетний век, то есть “День Суда”, в котором все принявшие Христа и Новый Завет смогут постепенно очиститься и исцелиться. В конце того века они, если будут верны своим возможностям, будут представлены Богу безупречными и совершенными, не нуждаясь ни в каком дальнейшем исцелении или очищении, потому что каждый будет, как Адам, человеческим образом Божественного Творца – совершенным человеком.

Священное Писание, а также наблюдения убеждают нас в том, что оправдание перед Богом не избавляет нас немедленно от всех последствий предыдущих преступлений, к тому же без нашего содействия. Жатва чем-то похожа на сеяние. Раскаявшемуся и получившему прощение обещана благодать для помощи в битве с унаследованными, а также развитыми слабостями, поэтому читаем (1 Иоан. 1: 9): “Он [Бог], будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды”. Во время этого процесса очищения, который следует за оживленным оправданием, посвященный верующий должен неизбежно пострадать от тех или иных пагубных последствий прежнего грешного поведения – пожать воздаяние за прежний сев. И хотя Господь очень милосерден в Своем обращении с ним, Он, как Мудрый Врач, не пожалеет необходимого испытания, чтобы искоренить злые наклонности, которые долгое время развивались в прошлом и завязли глубоко.

КАРАЮЩАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ – ОСНОВА БОЖЕСТВЕННОГО ЗАКОНА

Здесь карающий характер Божественного Закона особенно заметен. Люди часто делают разницу между законом природы и моральным законом, называя один естественным, а другой – Божественным. Но установленные принципы обоих имеют Божественное происхождение и в своей деятельности осуществляют Божественную волю. Оба действуют на основе карающей справедливости. Весь Божественный Закон (природы или морали) является лишь действием определенных установленных принципов праведности, имея целью счастье и мир всех разумных созданий, находящихся под его юрисдикцией. Послушание этому Закону вознаграждается счастьем, а вмешательство в него навлекает определенное наказание.

Если вы держите руку у огня, она греется. Это приятно и приносит удовольствие. Но если вы сунете руку в огонь, вы обожжете ее и почувствуете боль. Так и закон природы, предназначенный для нашего удобства и благословения, готов наказать нас, если мы нарушаем его правильное применение. Кроме того, он готов менять наказание по мере его нарушения.

Если вы сунете руку в огонь лишь на короткое время, она обожжется; если подержите немного, она обгорит, а если подержите еще дольше, она сгорит. Если готовить пищу на правильном огне, то получится вкусное блюдо, но если огонь будет не такой, как положено, пища будет или невкусной или непригодной для еды. Так и вода, одно из величайших наших благословений, становится, если пренебрегать законом природы, орудием смерти и разрушения. Итак, во всех законах природы мы можем проследить возмездие.

В сфере морального закона то же самое. Если вы нарушаете принципы праведности, вы искажаете образ Бога в вашем существе. Нечистые мысли накладывают чрезвычайно отчетливый отпечаток на лице, выявляя темные стороны плохого характера, тогда как чистые, справедливые и благородные мысли просветляют лицо, делая чистый характер открытым для посторонних наблюдателей. Действие морального закона является таким же определенным и убедительным, как действие естественного закона.

То, что возмездие (расплата, наказание) часто отсрочивается, не раз становится предметом догадок со стороны безрассудных людей, которые напрасно думают, что можно посеять дикий овес и никогда не дождаться жатвы. Отдельные лица и даже целые народы долгое время решались действовать на основе этого рискованного и напрасного предположения, и было бы хорошо, если бы они хоть сейчас прислушались к предостережению апостола: “Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет”.

Действие этого закона больше всего проявляется в случае классов и народов: во-первых, потому что его видное положение делает его известным во всем мире; и, во-вторых, потому что его суд неизбежно должен быть еще в настоящей жизни, потому что за гробом нынешний общественный строй не будет существовать. Беглый взгляд на страницы истории обнаруживает факт, что все народы прошлого пожинали горькую жатву и на фоне ужасных сцен издавали свой последний вздох. Они имели свое начало, свои периоды борьбы, эпохи расцвета, после чего “пресыщение и праздность” приносили успокоение от призрачной безопасности и отход от морали, пока упадок не приводил к их падению. Они пожинали то, что посеяли.

Так и сейчас все народы мира быстро направляются к самому ужасному кризису своего национального существования. В великом времени неслыханной скорби, которая уже сейчас неизбежна, они должны пожать то, что посеяли. Они сеяли на ветер семена самолюбия и теперь должны пожать вихрь ужаса, уничтожение всякой законности и порядка, а также государственного и общественного устройства.

ДЕЙСТВИЕ ЗАКОНА ВОЗМЕЗДИЯ НА ЛИЧНОМ ПРИМЕРЕ

Действие этого закона в отдельных случаях хотя и не столь яркое, однако не менее убедительное. Каждая утаенная мысль, каждая выявленная и вынашиваемая склонность становится составной частью личного характера, и этот характер, более-менее мягкий в начале жизни, с годами становится тверже. Если характер развивался на основе праведности и правды, на основе имеющегося света – самой лишь совести или также откровения, – то плод устоявшегося, непоколебимого и благородного характера, в отличие от других характеров, противоположных, созреет к блаженной жатве. Если же развитие основывалось на распущенности, самодовольстве и деградации, то неминуемым наказанием станут ужасные плоды.

Даже если кто-то даром получит прощение через раскаяние и веру в Искупителя (полностью освободится от законного осуждения через Христа, Который взял на Себя Божественно вынесенное наказание, смерть), то все же плоды посеянного будут очевидны в его характере. Плохие наклонности придется искоренять, а правильный характер – формировать большой ценой мучительного, но ценного опыта, ведь Бог справедлив не только в том, чтобы простить нам наши грехи, но и очистить нас от всякой неправедности. Искоренение этих плохих наклонностей, страстей и вкусов, глубоко укоренившихся и долго лелеянных, принесет большую встряску почве, в которой они росли. При этом удаление их и замена на благодати Духа будет одновременно мучительным и радостным.

Господь, Мудрый Врач, будет обращаться со Своим пациентом настолько милосердно и мягко, насколько это позволит неотложность случая. Все увидят, что им нужна Его помощь, и ни один пациент не будет подлежать дальнейшему лечению без личного согласия и сотрудничества. В случае Церкви это лечение происходит в нынешней жизни и касается скорее воли, чем тела, ведь хотя лечение очень поможет телу, Великий Врач не собирается лечить неполноценные тела, а хочет дать этому классу совершенные духовные тела на утро Тысячелетнего Дня. В нынешнем теле посвященная воля преобразовывается и обновляется к совершенной гармонии с волей Бога, умом Христа. “Победители” (истинная Церковь), проходя через нынешние трудности, очищение, испытания веры и страдания, получая похвалу от Господа, не придут на суд (испытание) Тысячелетнего века (1 Кор. 11: 32), а будут вместе с Искупителем, своим Господом, Царями и Священниками Богу, и будут судить мир, воздавая за добро или зло (беспристрастно) на основе требований Нового Завета (1 Кор. 6: 2).

ГЛУБОКОЕ ИЗУЧЕНИЕ СЕРДЦА В СУДНЫЙ ДЕНЬ

Другой чертой возмездия миру во время Тысячелетнего испытания будет всеобщая огласка, которую получит сбор урожая и поступки прошлого. Наш Господь упомянул об этом, говоря: “Нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано” и т. д. (Матф. 10: 26; Лук. 12: 2, 3). Это также будет происходить естественным образом, когда в тот день все, находящиеся в гробах, выйдут. Преступник и его жертва, должник и его кредитор, вор и зевака, клеветник и потерпевший должны встретиться лицом к лицу, и все факты, и даже тайные мотивы, станут явными. Условием примирения одного с другим и с Судьей будет беспристрастность, о чем узнают все.

История прошлого расскажет миру о характере многих Неронов, которым придется встретиться с жертвами своей свирепой жестокости и ответить перед ними в свете нового и рассудительного общественного отношения, которое покажет преступление во всем его ужасном уродстве. Действительно, такие “пробудятся... на вечное [евр. olan – длительное] поругание и посрамление” даже в собственных глазах, потому что, как только начнет проявляться восстановленная человеческая зрелость, они еще полнее осознают глубину пропасти деградации, в которую скатились. Даже доброжелательное прощение бывших обиженных и оскорбленных станет великим смирением. Это действительно будет, как упоминает Священное Писание, собрание раскаленного угля на их голову (Притч. 25: 21, 22; Рим. 12: 20), настолько большим будет их стыд и замешательство (Иер. 20: 11).

Следует также держать в уме, что единственным критерием суда в оценке общества в то время будет характер. Никакие ложные критерии, такие как богатство, благородная кровь, аристократия власти, которыми людей часто меряют сегодня и под мантией которых злые люди находят для себя покровительство, не будут иметь в то время никакого значения, ведь в условиях Новой Эпохи люди выйдут лишенными всей прежней собственности. У них не буде ни богатства, ни власти, и, соответственно, в свете того Века не будет никакой возможности похвастаться чем-либо унаследованным.

Те же условия, которые будут разоблачать злые поступки прошлой жизни и давать, благодаря естественному действию морального закона, определенную меру возмездия преступникам, сделают явными также хорошие поступки праведных, так что малейшая услуга, сделанная другим (поступки, которые в то время благословили характер добродетелей) получит признание и будет оценена.

ЕСТЕСТВЕННОЕ ДЕЙСТВИЕ ЗАКОНА ВОЗМЕЗДИЯ

Глядя так, можно увидеть, как вполне естественным образом человек будет обязан пожать дикий овес, который посеял, даже если он даром получит прощение, освободится от вины и наказания за нее, смерти, и будет законно оправдан через веру в Христа. Он пожнет это не только в виде трудностей, накопленных из-за черствости своего характера (что сделает его шаги к совершенству более болезненными и медленными и потребует более строгого обращения), но и справедливого неодобрения и даже возмущения со стороны общественного мнения в Тысячелетнем Дне Суда.

Такими будут естественные и неизбежные последствия нынешних плохих поступков. Однако утешением для нас является факт, что это унижение, хотя бы в некоторой степени, испытают все, потому что “нет праведного [совершенного] ни одного” (Рим. 3: 10), и все должны молиться “прости нам грехи наши, ибо и мы прощаем всякому должнику нашему”. Это действительно будет время, когда все сердца будут смягчаться и таять. Вот так Господь заберет каменное сердце и даст всем, кто под Новым Заветом станет Его народом (образно представленном в Израиле), сердце из плоти, согласно Своему обетованию (Иез. 36: 22-28).

В некоторых случаях часть жатвы приходится на нынешнюю жизнь, а в других – на будущую, как дает понять апостол в 1 Тим. 5: 24, 25. Также хорошие поступки иногда явлены сейчас, получая должную оценку и награду. Однако, то ли сейчас, то ли впоследствии, Господь дает заверение, что даже дар в виде кружки холодной воды одному из Его учеников за то, что он является Его учеником, будет иметь свою награду (Матф. 10: 40-42), настолько внимательно Господь будет следить за характером и поступками и давать соответствующую награду. Как бы там ни было, это будет награда именно от Него, потому что придет как естественное действие законов возмездия.

Преступник мог иметь совсем мало знания о Боге или не иметь никакого; его трудности, связанные с наследственностью, могли быть большими, а окружение – очень неблагоприятным. Он мог столкнуться со справедливым возмездием за свое преступление со стороны ближних, но все же в свое время он выйдет [к привилегиям и возможностям] из гроба в воскресение [постепенное поднятие] через суд [испытание, наказание]. В случае повиновения он сможет достичь высот совершенства и вечной жизни, хотя грехи прошлого могут создавать горы трудностей в его характере, чтобы карабкаться вверх в этом Веке Суда.

С другой стороны, кто-то может быть нравственным, “вкусившим благого слова Божьего и сил будущего века” (ВоП), ставшим причастником духа святости через веру во Христа, но при этом может позволить зависти и вражде овладеть его сердцем настолько, чтобы ненавидеть брата, хотя внешне может не нарушать никакого закона и быть в уважении у людей. Такой является человекоубийцей в сердце (1 Иоан. 3: 15), хотя и сдерживается от внешнего насилия из-за уважения к мнению других или из боязни перед последствиями. Кто будет отрицать, что такой человек, по причине имеющегося света, может иметь еще большие трудности в реформировании своего характера, чем грубый, но неосведомленный насильник? Кому много дано (в смысле знания, возможностей и т. п.), от того много потребуется (Лук. 12: 48). Этот суд будет в соответствии со знанием и способностью делать добро – будет справедливым возмездием.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ БОЖЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА ВОЗМЕЗДИЯ

Только недоумки и душевнобольные находятся в полной тьме. Все остальные обладали, по меньшей мере, совестью, и немногие были лишены надежды иметь награду за соблюдение ее велений, хотя, как говорит св. Павел, они тоже не имели надежды и были без Бога в мире. Они были без единственной настоящей надежды – Евангелия (Еф. 2: 12). До того, как была представлена Евангельская надежда вечной жизни (и ее тень в Израиле), мир в целом надеялся только на нынешнюю награду праведности. Ни одна другая надежда не была определенно представлена даже Израилю, хотя были намеки и образные предсказания относительно Евангельской надежды, такие как обетование, данное в Едеме, что Семя жены сотрет голову змея. Более трезвые умы накапливали как сокровище эти проблески надежды и размышляли над ними, в то время как массы людей видели только простой урок, что порядочность, праведность является в настоящее время наилучшей линией поведения.

Но когда пришел Христос, Он “[определенно] явил [вечную] жизнь и нетление через благовестие” (2 Тим. 1: 10). С тех пор ответственность людей, по мере того как они прямо или косвенно соприкасались с этим Евангелием, возросла – независимо от того, принимали они его или отвергали, игнорировали или сопротивлялись ему. Написано: “Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы” (Иоан. 3: 19).

Божественный замысел относительно возмездия содержит, очевидно, определенную последовательность, поэтому награды и наказания на основе этого замысла приходят естественным образом, как результат повиновения или неповиновения закону. Однако в обоих случаях Божьи награды и наказания иногда выходят за пределы этого правила, как, например, в случае, когда Он возвышает Церковь со Христом, ее Главой, к Божественной природе, Царству и славе, или когда Он приведет на сатану и его последователей быстрое уничтожение в конце Тысячелетнего века. Его экстраординарные методы время от времени проявлялись также в прошлом, а именно, в уничтожении мира потопом, в разрушении Содома и Гоморры, в смешении языков у башни Вавил и в других, менее известных случаях. Это были особые и исключительные проявления Его гнева и одновременно Его благодати.

Правильную оценку Господнего отношения (во время будущего суда) к тем из мира, кто будет каяться, можно получить частично через внимательное изучение Его отношения к оправданным и посвященным Его детям в настоящее время. Даже оправданные, мы не освобождены от всех последствий нашего прежнего невежества или блужданий. Если при нашей неосведомленности и блужданиях в молодости мы приобрели плохие привычки, которые навредили здоровью и ослабили моральные и физические силы, нам приходится бороться со всеми этими трудностями теперь, даже если мы осознаем Божественное прощение и поддержку.

Сейчас наш судный день; суд мира будет проходить согласно тем же общим принципам. Люди сначала будут приведены к познанию Истины, и лишь потом будут судимы – как достойные или недостойные жизни – на основе использования знания или злоупотребления им после его получения. Хорошие и плохие поступки их первой жизни, еще до получения ими знания об Истине, предстанут перед этим судом только на основе естественного действия карающего характера морального Закона.

R5139 (1912 г.)