[R5148]
В ЧЕМ СОСТОИТ ЧИСТОТА СЕРДЦА?

“Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят” (Матфея 5: 8).

Слово “чистый” – емкое выражение, означающее “без примеси, искренний, незапятнанный”. Чистота сердца – это чистота мотивов, намерений, усилий, воли, чистота в значении прозрачности, правдивости. Другими словами, “блаженны искренние сердцем” – те, у кого совершенно правильные намерения. Слово “сердце” в этом стихе относится не к органу перекачки крови в организме, а к намерениям, воле человека.

Человек создан по образу Бога, поэтому изначально он был чист сердцем – был честным, искренним, правдивым, совершенным в намерениях. Но по причине потери первоначального состояния, в его сердце развился грех и самолюбие, а Богоподобные черты, данные ему при сотворении, в значительной степени стерлись. Хотя в мире много людей, которые до некоторой степени считают, что у них честное сердце, однако лишь те, кто отдал себя Богу в полном посвящении, могут принадлежать к классу, который Его узрит.

О тех, кто полностью посвятился и был зачат святым Духом, сказано, что они имеют новое сердце, новую волю, новые амбиции, новые желания. Там, где обращение от греха к праведности является полным, можно с уверенностью сказать, что “древнее прошло, теперь все новое” (2 Кор. 5: 17). Чтобы достичь такого радикального изменения, необходимо действие могущественного влияния – святого Духа.

Однако чистота мысли – это еще не абсолютное совершенство мысли, слова и поступка. Такого состояния ни один член падшего рода не сможет достичь, пока благодатные влияния Царства не восстановят человечество к его первоначальному совершенству. Зато хотеть правильно, хотеть совершенным образом, быть чистым в сердце вполне возможно. Более того, это чрезвычайно важно для всех, кто стремится иметь Божественное одобрение. Критерий, выставленный перед нами, с которым наше сердце (наша воля) обязано согласиться, является Божественным Критерием: “Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный” (Матф. 5: 48).

Пока мы находимся во плоти, мы обязаны думать, говорить и действовать при несовершенном посредничестве падшего тела, чувства которого постоянно противоречат новой воле. Этим чувствам необходимо оказывать сопротивление. Поэтому выполнение всего, к чему нас побуждает новая воля, часто находится за пределами возможностей даже самых ревностных последователей Господа. Следовательно, все нуждаются в том, чтобы заслуга Христа покрывала их недостатки, чтобы новая воля, новое сердце [R5149] подлежало суду Господа и испытанию, заслуживает ли оно вечной жизни и сопутствующих благословений, обещанных Богом победителю.

Только чистые сердцем имеют обетование узреть Бога. Они продолжают верно идти до конца своего паломничества и не только приобретают подобие характера Господа Иисуса в чистоте своих намерений ко всем, но окончательно станут похожими на Него и “увидят Его, как Он есть”, в славном изменении в Первом Воскресении (1 Иоан. 3: 2).

БЛАГОРОДНЫЕ МОТИВЫ СВИДЕТЕЛЬСТВУЮТ О ЧИСТОТЕ СЕРДЦА

Когда кто-то находит в себе изъян, когда кто-то видит, что ему далеко до славного критерия праведности, изложенного в Священном Писании, когда кто-то понимает, что ему не хватает Божьей славы, тогда его привилегия – попытаться исправить свое поведение. Уже само постановление делать правильно является началом процесса обретения нового ума, новой воли. Такое обновление ума соответствует усовершенствованию определенных участков мозга.

Воля способна контролировать все тело. Иногда возникнет оппозиция со стороны тех или иных его низших участков, которые с возмущением будут воспринимать контроль со стороны высших, но в целом воля находится у власти. Приметы, составляющие ум, изначально были частью Божьего образа, но все свойства человеческого ума были повреждены грехопадением человека. Все они так или иначе ослабли.

Участки, отвечающие за уважение, добросовестность и стойкость, создают наиболее мощное сочетание. Если бы эти качества руководили жизнью, то рост нового ума был бы быстрым. У кого ум имеет достаточно способности заставить себя делать правильно и служить Богу как можно лучше, тот может, несмотря на слабости плоти, иметь волю жить согласно Божественному критерию. Пока мотивы новой воли благородны, человек чист сердцем, и пока он сохраняет это состояние, у него есть уверенность, что он окончательно может достичь совершенства через послушание.

В древние времена человек имел такую чистоту намерений сердца, которой ему удалось достичь. Однажды Иисус Навин сказал: “Я и дом мой будем служить Господу” (Ис. Нав. 24: 15). Этим высказыванием древний воин показал чистоту сердца – решимость ума служить Господу. Такую решимость имели Давид и все другие Древние Достойные. Они делали то, что могли, и за это получили свидетельство, что “угодили Богу” (Евр. 11: 5, 6, 39).

Кто имеет такую решимость, тот будет иметь благословение. Однажды он узрит свет Божьего лица. Если же по каким-то причинам он не может соблюсти этот критерий, между ним и Господом возникает облако. От него можно избавиться только через покаяние и прощение. Тогда он сможет сказать с псалмопевцем: “Возвратись, душа моя, в покой твой, ибо Господь облагодетельствовал тебя” (Пс. 114: 7).

В Евангельском веке Божий народ может обрести не только чистоту сердца, то есть обращение к Господу, приходя к Нему в полном посвящении через драгоценную кровь Христа, но и еще что-то. Он может получить Божественное принятие этого посвящения и зачатие святым Духом. Такие являются Божьими детьми в особом значении, присущему этому Веку. Они могут обращаться: “Авва, Отче” (Рим. 8: 15). Для них Бог не только Властелин Вселенной, но и их Отец.

В Евангельском веке Божий народ может иметь особое благословение, превосходящее все, что он мог иметь до сих пор. Он имеет просвещающее влияние святого Духа, которое приходит через Божественное Слово, Божественное провидение и т. д. Чтобы мы могли узреть Бога, нужно просветить наше умственное восприятие. Поэтому Церковь Христа, зачатая святым Духом, может видеть Его глазами своего понимания так, как не могли видеть Древние Достойные.

Если мы поддерживаем чистоту сердца чистотой ума, мы можем быть уверены в будущих благословениях, а также в нынешней милости и счастье. А если таким будет наш путь в “жизни настоящей”, мы имеем Господнее обетование, что будем видеть Его в особом смысле в “будущей” жизни. Мы будем изменены в духовные существа и будем видеть Его таким, каким Он есть, будем делить Его славу. Каждый, кто имеет эту надежду в себе, очищается, как чист Господь (1 Иоан. 3: 2, 3).

R5148 (1912 г.)