ЗНАНИЕ НАШЕГО ГОСПОДА О ЕГО ДОЧЕЛОВЕЧЕСКОМ СУЩЕСТВОВАНИИ
“Чрез познание Его Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих и грехи их на Себе понесет” (Исаии 53: 11).
Это выражение дает понять, что знание нашего Господа имело некоторое очень важное отношение к Его труду. Без этого знания, даже при полном посвящении, Он не сумел бы противостоять нападкам сатаны и ложным толкованиям Священного Писания, которые противник использовал, пытаясь увести Его от посвящения. Знание, которое наш Господь имел в тридцать лет (как совершенный человек), было знанием о Его чудесном рождении, о том, что каким-то образом Иегова является Его Отцом, что Он как-то должен исполнить Писания Ветхого Завета. Этой информации было достаточно, чтобы привести Его к состоянию посвящения. Вместе с большим знанием, которое пришло к Нему впоследствии, пришли испытания, которые должны были засвидетельствовать о Его преданности. С самого начала Он был преданным в Своих намерениях и мыслях, но из Священного Писания мы можем сделать вывод, что, по крайней мере, существовала вероятность того, что без знания, которое у Него было, Он не смог бы противостоять преградам на пути.
Этот опыт похож на наш. Когда мы посвящаемся, у нас достаточно знания для такого шага. Затем мы ведены к познанию Истины, которая является частью Божьей благодати, чтобы помочь нам сделать наше звание и избрание твердым. Господь сказал: “Дух Истины.. наставит вас на всякую истину.. и будущее известит вам” (Иоан. 16: 13). Так, по-видимому, и Святой Дух вел Иисуса и показывал Ему будущее и прошлое – делал План Бога для Него таким понятным, как сейчас он является для нас. Правда, Он понимал Его лучше, потому что Его ум был совершенным, тогда как наш ум несовершенный.
ПРИНЦИП ЕГО ЖИЗНИ, ПЕРЕНЕСЕННЫЙ НА НИЗШИЙ УРОВЕНЬ
Задумываясь над вопросом, как и когда наш Господь Иисус, Человек Иисус Христос, начал оценивать Свое дочеловеческое состояние, мы сталкиваемся с вопросом, относительно которого не имеем прямого откровения. Поэтому остается делать предположения, и разный ум может выдвинуть разные предположения исходя из фактов и обстоятельств повествования. В одном мы убеждены: во время Своего служения наш Господь имел ясное знание о небесных вещах, о чем свидетельствуют Его слова. Он сказал к Никодиму: “Если Я сказал вам о земном, и вы не верите, – как поверите, если буду говорить вам о небесном?” (Иоан. 3: 12). Еще Он сказал Своим ученикам: “А что, если вы увидите Сына Человеческого поднимающимся туда, где Он был раньше?” (Иоан. 6: 62, МБО). В ночь, когда Его предали, Он обратился к Небесному Отцу словами: “И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира” (Иоан. 17: 5), показывая, что Он имел знание о Своем дочеловеческом существовании. Поэтому спрашиваем: как и когда Он получил это знание?
Размышляя над этим вопросом, мы видим, что в Священном Писании нет ничего, что свидетельствовало бы о том, что Логос, Который был с Отцом от начала, вошел в тело Иисуса и таким образом использовал плоть Иисуса как вуаль или покров. Напротив, написано, что Логос стал плотью, а не что Он вошел в плоть. Следовательно, мы не согласны с теорией воплощения, которая присходит от безрассудной теологии. Библия рассказывает, что Логос стал плотью, стал Человеком Иисусом Христом, что Он смирил Себя, принял вид раба, был найден подобием как человек (Фил. 2: 5-8). Библия говорит, что Он отложил в сторону высокое положение и честь, которые имел в свое время, и стал нищим – не прикидывался нищим, когда был во плоти, а, будучи богат, сделался нищим ради нас (2 Кор. 8: 9). Потребность в таком шаге мы видим в библейском замысле: “Ибо, как смерть через человека, [так] через человека и воскресение мертвых” (1 Кор. 15: 21). Он пришел, чтобы стать соответствующей ценой за жизнь и жизненные права первого человека.
Эти стихи ведут нас к выводу, что искра жизни, которая прежде оживляла Логоса, была перенесена с духовного уровня на человеческий – с высшего уровня, то есть от высшей природы, на низший уровень, то есть к низшей природе. Это славное существо было зачато Святым Духом и окончательно родилась как человеческое существо. Та же искра жизни, верим, сохранилась. Факт, что Его искра жизни не могла происходить от осужденного рода Адама, убеждает нас в том, что та же искра жизни была перенесена в утробу Девы Марии. Дитя, которое родилось в то время, родилось как другие дети, однако Он было совершенным, потому что имел совершенное семя жизни, из которого получил развитие. Это, по-видимому, было исключительное дитя, умнее других детей. Читаем, что Он не только возмужал, но и преуспевал в мудрости и милости у Бога и людей (Лук. 2: 52). Люди осознавали, что Он отличался от других. Все это было приятным Богу, Которому Иисус все больше и больше нравился по мере достижения зрелости.
РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА ОТВЕТСТВЕННОСТИ
Когда Иисусу были двенадцать, Он, судя по всему, имел много знания. Он знал, очевидно от Своей матери, о Своем чудесном рождении и о том, что Он отличается от других. Мать также объяснила Ему, что Он должен быть “Сыном Всевышнего” и выполнить предсказание о Мессии (Лук. 1: 32, 33; 1: 55). В то время Он начал спрашивать – не с намерением показать Свое раннее развитие, а искренне и правдиво, – не пора ли Ему начать служение. Он начал интересоваться, в каком возрасте человек должен стать священником – начал думать о Своей ответственности как священника. Учителя Закона, наверное, удивились, что ребенок двенадцати лет думает над такими вопросами. Можем допустить, что состоялся диалог, последствия которого удовлетворили Его ум в том, что Ему еще не время начинать служение. Он получил это знание не каким-то побудительным образом, а путем расспрашивания о Писании и от наиболее осведомленных в Писании. Поэтому Он пришел к выводу, что Ему еще надо подождать, пока не исполнится тридцать лет.
Дальше читаем, что Он вернулся домой с матерью и ее мужем, Иосифом, и был послушен им. Он еще не начал Своего труда служения, считая Себя несовершеннолетним, а был подчинен тем, кто о Нем заботился. Таким было Его состояние до времени, когда Он пришел к Иоанну над Иордан. Нигде нет свидетельства, чтобы перед тем Он проявлял какое-то умение учить. Он учился, а не учил. Каждого субботнего дня Он бывал в синагоге и слушал, как читают Божье Слово, размышляя над ним и познавая Божественные требования к Мессии и замечательные вещи, пророчески сказанные о Нем. Он, очевидно, был немного обеспокоен, как и весь иудейский народ, но у Него был другой склад ума. Поэтому иудеи удивлялись и спрашивали о Его знании.
ЕГО ЗНАНИЕ В ТРИДЦАТЬ ЛЕТ
В тридцать лет наш Господь, безусловно, имел больше знаний, чем Адам, когда тот был на испытании. Иисус имел знание о том, чем является грех и каково наказание за грех, знал о факте, что Бог приготовил искупление человечества, которое должно произойти через великого Посредника Нового Завета – Спасителя, Искупителя, Освободителя. Он знал о Божественном Законе, записанном в Декалоге; о неспособности других исполнить его и о том, что Он может это сделать. Его мать рассказала о Его чудесном рождении, о послании через Гавриила, а также о пророчествах Анны и Симеона. Вместе эти знания были очень ценными для Него. Он также держал в уме пророчество о будущем великого Мессии, Который должен был прийти и освободить мир.
Но Ему явно недоставало знаний о более глубоких вещах Священного Писания, и Он, наверное, находил непонятные места в Библии. Но даже перед получением Святого Духа Он был в состоянии намного лучше понимать Священное Писание, чем падшее человечество. Однако апостол говорит, что “душевный человек не принимает того, что от Духа Божьего,. потому что о сем [надобно] судить духовно” (1 Кор. 2: 14). Иисус еще не был зачат Святым Духом, поэтому не понимал пророчеств и образов Закона.
Наш Господь начал учить после помазания, когда Он пригласил Своих учеников присоединиться к Нему. Они должны были провозглашать послание, еще не понимая того, что Небесное Царство рядом, что Израиль должен стремиться быть ближе Бога, чтобы быть готовым к Царству, когда оно явится. Наш Господь дал им Свою силу изгонять бесов, потому что до Пятидесятницы они еще не имели силы Святого Духа.
Похоже мы видим сегодня: никто не способен быть учителем в Церкви Христа как старейшина, пока полностью не посвятится, пока не войдет под условия и требования, обязательные для зачатия Святым Духом. По-видимому, люди знали о посвящении нашего Господа. Когда Он получил зачатие Святым Духом при посвящении в Иордане, Иоанн Креститель, видевший сошествие Святого Духа и слышавший свидетельство Иеговы, сказал впоследствии, что он “видел и засвидетельствовал”. Если бы толпа видела и слышала, ему не требовалось бы свидетельствовать, что Иисус был помазан Богом (Иоан. 1: 32-34).
ПРОСВЕТЛЕНИЕ ЕГО УМА ПОСЛЕ ЗАЧАТИЯ ДУХОМ
После крещения Иисус начал осознавать определенное большое изменение в Своем состоянии и в Своем отношении к Отцу и духовным вещам. Читаем, что в то время, когда Иоанн видел Святой Дух, сходящий на Него, “отверзлись Ему небеса” (Матф. 3: 16). Под выражением “небеса” не имеется в виду какое-то телескопическое виденье вещей над небесами, которое получил Иисус. Нет, Ему открылись высшие вещи, которые Он, как телесный человек, не мог воспринять. Каким бы совершенным не был человек, он не может воспринимать духовные вещи. Св. Павел говорит: “Душевный человек не принимает того, что от Духа Божьего, потому что он почитает это безумием [бессмысленным]; и не может разуметь, потому что о сем [надобно] судить духовно” (1 Кор. 2: 14).
Допускаем, что в тот же миг, когда наш Господь принял Святой Дух, извилины Его мозга испытали влияние, принесшее Ему именно те воспоминания о Его дочеловеческом состоянии, которых телесный мозг не мог иметь. У телесного человека каждое умственное ощущение записано в извилинах мозга. Нам становится понятно, как извилины мозга нашего Господа испытали влияние, которое отобразило опыт, знание и те мысли, которые Он имел, прежде чем стать плотью. Знаем, что этот миг был также временем духовного зачатия нашего Господа, и верим, что тогда Он получил особенное знание небесных вещей.
Вместо того чтобы начать служение, к которому Он готовился тридцать лет, Он направился в пустыню и там сорок дней изучал Священное Писание. У Него уже было много раз по сорок дней, чтобы рассуждать над Священным Писанием, и если бы перед посвящением Он имел такую же способность понимать, как после посвящения, то не нуждался бы в тех сорока дней для исследования, а отдал бы их труду Своего служения. Следовательно, вполне очевидно, что все годы жизни на человеческом уровне не дали Ему того восприятия, которое наступило благодаря озарению и разъяснению ума теперь, когда Он вышел из воды. Он начал полностью представлять Себе и оценивать миссию, к которой приступал, а также все написанное в Священном Писании о Мессии.
Теперь, изучая Закон и Пророки, Он видел условия Завета жертвы в свете, который Его озарил, видел до сих пор скрытое значение разных образов. Он начал понимать, что если Мессии предстоит царствовать, то это будет через проявление преданности Богу и праведности. И как только это озарило Его ум, Он понял вещи, которые имели отношение к страданиям, благодаря которым Он впоследствии научился повиновения в самом полном значении. Это озарило Его и произвело могущественное влияние, так же как для нас большое озарение – видеть условия и требования нашего призвания: следовать за Ним, если мы хотим царствовать с Ним. Священное Писание действует словно светозарная сила на тех, кто научен от Бога. Только зачатые Духом в состоянии понять настоящую глубину Божьего Слова.
С большим удивлением наш Господь увидел содержание жертв Дня Примирения и все написанное в Свитке – то, что Он обещал делать, когда посвятился. Он уже обещал делать все, что в “в свитке книжном написано”. И сейчас Он увидел, что все это в действительности означало смерть, к тому же смерть на кресте!
ПОСЛЕДУЮЩИЙ СВЕТ ПОСЛЕ РОЖДЕНИЯ ОТ ДУХА
Видим, что после того как наш Господь был поднят из мертвых как духовное лицо, с Ним произошла такая же чудесная вещь, потому что Он снова испытал изменение природы. Поднятый из мертвых, Он был Духовно зачатым Новым Творением, которое содержало всю запись предыдущего опыта как на духовном, так и на человеческом уровне.
Каким же образом Отец поднял нашего Господа из мертвых как духовное существо, и как могло это духовное существо иметь какое-то знание о том, что было с ним во плоти, а также о существовании перед тем, как Он стал плотью? Отвечаем, что это невозможно понять, разве что с помощью Божественной Силы. Каким бы не было ее действие, Его ум, после достижения духовного уровня, должен был с помощью Божественной Силы получить отпечаток воспоминаний о земных и дочеловеческих событиях, которые происходили с Ним. В ином случае весь человеческий и дочеловеческий опыт не имел бы ценности.
Так и с Церковью. Мы тоже духовные существа в зародыше. Когда мы будем подняты на Его подобие в воскресении, у нас не будет плотского мозга, чтобы все помнить, и мы будем зависеть от Божественной Силы, чтобы помнить весь опыт настоящего времени. Поэтому когда мы читаем: “Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное” (1 Кор. 15: 42-44), – мы полагаем, что Божественная Сила наделит духовное тело знанием обо всем блаженном опыте настоящего времени, так что этот опыт не будет бесплодным, а полезным для нас, делая нас более умелыми и способными к Божественной службе, а также к выполнению труда Нового Завета.
НАШ ГОСПОДЬ КАК “СИЯНИЕ СЛАВЫ” ИЕГОВЫ
Если бы наш Господь не оказался совершенным, преданным, верным в Своем дочеловеческом состоянии, Он никогда не получил бы привилегии стать человеком, чтобы искупить человека. Он никогда не показал никаких изъянов характера, которые следовало бы исправлять, и не нуждался ни в каких обстоятельствах, которые бы помогали в выработке характера. Его опыт (как человека) пребывания в неприязненных обстоятельствах был дан в качестве испытания Его наивысшей преданности и послушания.
Наш Господь был верным во всех благоприятных условиях Своего дочеловеческого состояния; Он был верным как человек; и после прославления к Божественной природе Он остается верным. Из этого можем сделать вывод, что весь Его опыт на этих трех уровнях в наивысшей степени вместе свидетельствовал о Его характере – о том, что Он является “сиянием славы” Иеговы (Евр. 1: 3).
R5156 (1913 г.)