БОЖИЙ ЗАВЕТ РАДУГИ
Бытия 8: 1 - 9: 17
“Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением завета между Мною и между землею” (Бытия 9: 13).
Высшая критика отсылает нас к найденным недавно во время раскопок глиняным табличкам, обнаруженным в Вавилонии, как к самым древним записям о Потопе во дни Ноя. Эти таблички примитивным образом изображают Ноя и корабль. Есть также несколько слов описания самого Потопа. Нам предлагают принять это как описание, превосходящее то, что представлено нам в Кн. Бытия, частью которого является нынешняя лекция! Мы удивлены и вспоминаем пророчество Священного Писания, которое ведет речь о наших днях, говоря: “Мудрость мудрецов его погибнет и разума у разумных его не станет” (Ис. 29: 14).
Лишь уважение к образованности этих людей оберегает их от высмеивания, и мы, конечно же, признаем за ними право иметь свое мнение. “Каждый вправе выбирать”, – сказала одна пожилая дама, целуя корову. Что касается нас, то логические высказывания Бытия относительно конкретного времени, когда начался потоп, числа дней, когда лил дождь и поднималась вода, кажутся нам рассудительными, как и дальнейший рассказ о прекращении дождя, о продолжительности времени, когда вода постепенно спадала, и о длине времени, когда поверхность медленно высыхала и появилась растительность. Вот так рассказ Кн. Бытия о потопе отмечен печатью достоверности – стократ большей достоверности от примитивной записи вавилонян! Для нас становится очевидным, что Божественная Мудрость руководила написанием Бытия, а не руководила другим.
Вполне естественно, что Ной и его семья могли бояться следующего потопа, не понимая происхождения того потопа, который поглотил весь мир. Вполне понятно, что Бог обратил их внимание на радугу, когда заверил, что земля никогда больше не будет потоплена водой. Мы можем увидеть философию этого, но для Ноя и его семьи это был вопрос веры без понимания философии. Видим, что когда последнее “кольцо” над Землей упало вниз, уже не могло быть другого потопа, потому что не было вод над твердью для осадков. После потопа мы имеем лишь умеренное количество влаги в виде облаков в нашей атмосфере и никакой в виде большой оболочки за пределами атмосферы.
А теперь посмотрим, почему Ной никогда не видел радуги. Перед потопом, когда солнце светило сквозь водяную оболочку словно большой огненный шар, его лучи не проникали сквозь нее прямо, и радуга была невозможной. Но с тех пор как водяная оболочка упала, легкий водяной пар на пути прямых солнечных лучей естественным образом создал эффект радуги. Как говорит Бог, пока есть радуга, не может быть потопа. Божьи слова и пути еще рассудительнее, когда мы посмотрим на их величественную философию. И наоборот, чем больше мы понимаем Божественные методы и действия, тем больше оцениваем их мудрость.
БАШНЯ ВАВИЛ
Спустя несколько поколений, когда семья Ноя размножилась, значение радуги, как завета между Богом и человеком – гарантии от другого потопа, – позабылось. Светски мудрые того времени были достаточно безрассудными, чтобы взяться за строительство большой башни, на вершину которой они собирались подняться в случае следующего потопа. А так как они пренебрегли Господними словами и проигнорировали Его обетование, Он оставил их, чтобы показать их безрассудство, когда они тяжело работали в поте чела и все напрасно.
В конечном итоге, когда они немного устали от своего геркулесового труда и до некоторой степени усвоили полезный урок, Господь спутал их речь, так что они уже не могли ни понимать друг друга, ни работать вместе для подобного огромного предприятия. Разделенные языком и интересами, они разошлись. Их интересы стали другими, и постепенно, в течение веков, обычаи, манеры и цвет кожи стали все более отличаться. Вот так было положено начало разным расам с их особенностями темперамента и языка.
Св. Павел говорит нам, что со стороны Бога это был осмысленный план, который должен был послужить наилучшим интересам человечества и быть самым благоприятным для осуществления Божественных целей. Он говорит, что Бог “от одной крови.. произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию, дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли” (Деян. 17: 26, 27).
Вот как одна часть Божьего Слова проливает свет на другую! Так мы можем видеть, как Божественная Мудрость осуществляла присмотр за конечными интересами человечества. Хотя Бог позволил человеку в его неведении стать слугой сатаны, Он по-прежнему защищал ее в известной степени и формировал события для его окончательного блага. Как мы увидели, это благо для мира должно полностью прийти во Втором Пришествии Иисуса и установлении в то время Его Мессианского Царства, которое свяжет сатану и рассеет власть тьмы и греха. Оно будет сиять словно Солнце Правды, чтобы исцелять, благословить и поднимать желающих и послушных из числа человечества.
Но вопрос разделения человеческой семьи на разные национальности был особо полезен во время темной поры накануне Второго Пришествия Мессии. Народы в большей или меньшей степени были заняты наблюдением друг за другом и опасениями друг перед другом. Языковые барьеры столетиями способствовали тому, чтобы народы, которые проживали в близком соседстве, держались в стороне, что не позволяло им бегать туда-сюда, как это происходит с тех пор и особенно в течение последних семидесяти лет – с тех пор как сила пара эффективно применяется для транспортировки.
Смешение всех народов за последние шестьдесят лет удивительным образом ломает межнациональные барьеры. Этим исполняются слова пророчества: “Ибо Мною определено собрать народы, созвать царства” (Соф. 3: 8). Мир человечества тесно общается между собой, ломает языковые барьеры, а преодоление этих барьеров способствует человеческому сотрудничеству – то ли во благо, то ли во вред. Поскольку человечество является грешным от природы, его сотрудничество будет, скорее всего, основываться на самолюбии, и, следовательно, будет направлено ко злу.
Поэтому мы видим сегодня, как богатые корпорации вместе строят Башню Вавил, чтобы защититься от всякой беды, которая может случиться с их богатством. Похоже ведут себя рабочие классы. Ремесленники строят большую Башню Вавил тред-юнионизма, которая, как они верят, освободит их от всякого затруднения и будет, как они надеются, навеки безопасной. Если бы не разобщенность и языковые барьеры, эти всемирные организации Труда и Капитала развились бы уже давно, и окончательная большая катастрофа (конфликт между этими исполинами) произошла бы намного быстрее, выливая всю свою ужасную ярость и беды на человечество, – “время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди” (Дан. 12: 1).
СЛЕДУЮЩЕЕ БЕДСТВИЕ – ОГОНЬ
Св. Петр делит историю человечества на три больших эпохи, именуемые в нашем общем переводе Библии “мирами”, но более правильно признанные тремя большими эпохами. Первая эпоха земных деяний закончилась вместе с потопом, и тогда началась нынешняя эпоха, названная св. Павлом “настоящим лукавым веком”, то есть эпохой, потому что в течение этого времени зло имеет господствующую силу среди людей, даже если они и делают все от них зависящее.
Первой эпохе, то есть порядку вещей, конец положили воды потопа, и св. Петр говорит нам, что нынешний “мир”, то есть порядок вещей, должен прийти к своему завершению в потопе “огня”. Следом за огнем будет новый “мир”, новая эпоха, то есть порядок вещей, намного лучший от всего, что человечество испытало до сих пор. “Будущая вселенная, о которой говорим”, будет эпохой праведности, потому что будет под прямым правлением и присмотром Царства Мессии (2 Пет. 3: 10-13).
Сначала многие исследователи Библии были склонны думать, что слова св. Петра означают, что огонь, который положит конец нынешнему порядку вещей и введет Новый Век, будет буквальным огнем, который поглотит физическую землю и небеса. Однако более пристальное изучение открывает факт, что этот огонь символический и поглотит лишь нынешние институции – все, что в настоящее время противоречит Божественной воле, все, что несправедливо, пристрастно.
“Стихии”, которые “разгоревшись, разрушатся”, подразумевают капиталистические и рабочие элементы, и конфликт между ними – трение – уже велик. Еще немного и он вспыхнет пламенем, как пророчески говорил св. Петр. “Небеса”", втянутые в это, не будут Небесами, где пребывает Бог, но церковными небесами – церковными институциями. Они будут втянуты в конфликт между Трудом и Капиталом и также погибнут во времени скорби. Но, слава Богу, в эту скорбь вмешается Новая Эпоха, которая окажется тем, о чем о ней пророчески говорили, “желанием всех народов” (Аг. 2: 7, KJV).
Как Ной и его семья были единственными спасенными от буквального крушения старого порядка вещей перед потопом, так св. Петр наводит мысль, что Иисус Христос является сегодня Ковчегом Безопасности для всех, кто спасется от нынешнего порядка вещей. Верные последователи Христа из всех вероисповеданий и народов станут с Ним Царственным Священством будущего – “новыми небесами” – духовной правящей силой Новой Эпохи, Царства Мессии. Под их присмотром быстро будет введена “новая земля” – новый общественный строй, в котором самолюбие будет полностью устранено и в котором будет преобладать праведность. Об этом новом порядке вещей читаем: “Мы.. ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда” (2 Пет. 3: 13).
Хотя, бесспорно, много человеческих жизней будет потеряно в наибольшей скорби, которую когда-нибудь знал мир и которой закончится этот век, однако большая масса людей все-таки останется. Однако все их замысловатые структуры нынешнего времени – общественные, финансовые и церковные – погибнут, и все будет поставлено на новую основу Великим Мессией.
Господь в пророчестве Софонии изображает грядущее время скорби как всепоглощающий огонь, и затем говорит, что следом за огненным крещением скорби Он пошлет человечеству “уста чистые [чистое послание], чтобы все призывали имя Господа и служили Ему единодушно” (Соф. 3: 9). Это учит, что человечество не будет полностью уничтожено огненной скорбью в тот день. Вместе с этим нынешним веком прекратится все замешательство учений, предлагаемых во имя Господа. Послание Божественной благодати и Истины, которое будет обнародовано в будущем, будет чистым, а благословение для всех, кто примет его, – большим.
R5160 (1913 г.)