[R5164]
РАЗНИЦА МЕЖДУ СОБЛЮДЕНИЕМ И ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНА
Вопрос, требовалась ли для соблюдения Завета Закона смерть Христа, – особенный и очень глубокий. С одной стороны, можно выдвинуть аргумент, что смерть Христа была жертвенной, и ни один закон не мог быть справедливым, требуя смерти невиновного; и что поскольку Божий Закон справедлив, он не требовал смерти невиновного, и Иисусу не требовалось умирать, чтобы исполнить Закон. Но это лишь одна сторона вопроса.
С другой стороны, аргумент таков, что наш Господь Иисус, любивший Своего Бога всем сердцем, душой, умом и силой, посвятивший Свою жизнь исполнению воли Отца, должен был исполнять эту волю и избегать всего, что противоречило ей, чтобы жить в согласии со Своим посвящением. Поэтому, как только Он узнал, что Божья воля – заплатить цену искупления совершенной человеческой жизни за Адама и мир человечества, Он отдал Себя в посвящении и верно выполнял все, что подразумевало это посвящение, потому что любил Бога всем Своим сердцем, душой, умом и силой.
Было бы разумно надеяться также, что поскольку нашему Господу было известно, что сотни миллионов, для которых Он сделался “ближним” (став человеком), находятся в больших трудностях и могут быть освобождены только жертвой с Его стороны, Он, возлюбив Своего ближнего как самого Себя, пожелает сделать что-то для их освобождения. Это желание приведет Его к тому, чтобы отдать Себя в жертву.
Если дополнить это мыслью, что Бог не позволил бы нашему Господу погибнуть, а восстановил бы Его к жизни и славе, и что у Иисуса было обетование, что Ему не будет позволено остаться в смерти, то мы сразу поймем, что Он был готов умереть за Своего несправедливого ближнего, потому что любил его, как самого Себя.
Эти два взгляда, столь противоположные, тем не менее, совпадают в том, что перед нашим Господом оставался открытым вопрос, что Ему делать. Отец дал Ему возможность и предложил большую награду. Он не заманивал Его в то, от чего Он не мог бы отказаться. Когда мы начинаем рассматривать вопрос с такой точки зрения, то видна мудрость всего замысла.
В Своем посвящении при крещении наш Господь сказал: “Вот, иду... исполнить волю Твою, Боже” (Евр. 10: 7); “Я не буду избегать ничего из того, что Ты требуешь”. Это было послушание, которого Закон мог требовать от любого. С другой стороны, Справедливость не требовала жертвы, так как она не могла ее требовать. Соблюдение Им Закона заключалось в готовности делать все, чего потребует Справедливость. Этот вопрос настолько тонкий, что почти невозможно объяснить его словами. Однако мы можем знать, что Отец предложил Иисусу большую награду, и что для радости, которая была перед Ним, Иисус претерпел крест и не обращал внимания на посрамление (Евр. 12: 1, 2).
БОЖЬЯ ВОЛЯ, ВЫРАЖЕННАЯ В ОБРАЗАХ
Существует разница между исполнением Закона и соблюдением Закона. Иудеи не делали ни того, ни другого. Они частично соблюдали Закон и старались делать даже больше, чем были в состоянии. Но они не могли исполнить Закон, потому что он настолько величественный, что вне человеческой силы выполнить каждое из его требований.
Закон состоит из двух разных частей. Одной являются моральные нормы – обязанность каждого перед Богом и ближними. В этом смысле слова Закон отстаивает справедливость – то, что правильно. Иудеи пытались поступать правильно и так соблюдать Закон, но были неспособны это делать из-за унаследованных слабостей.
В этом смысле наш Господь Иисус соблюдал Закон. Делая так, Он получил право на вечную жизнь на [R5165] человеческом уровне. Миру это предстоит в следующем веке. Люди будут способны соблюдать Закон и обретут вечную жизнь как награду за послушание Закону. Но Иисус превзошел соблюдение Закона Справедливости. Он выполнил также ту часть Закона, которая касалась Его, и по-прежнему исполняет Закон.
Другая часть Закона состоит из церемониальных черт, которые являются образами и тенями, упомянутыми св. Павлом (Евр. 10: 1). Эти пророческие черты Закона представляют божественную волю относительно средств, которыми человечество будет восстановлено с уровня деградации, греха и смерти к божественной милости. Это пророческое исполнение Закона заключалось в осуществлении в антитипе одной важной черты – установлении Пасхи. Заклание агнца, кропление кровью и потребление мяса были пророческими – образными.
Иисус исполнил Свою часть образа, когда был предан смерти. Он был в состоянии исполнить пророчества только благодаря полному пожертвованию Своей воли божественной воле, потому что эти пророчества не были повелениями человечеству в целом. В них было предложение того, чего Бог не повелевал, но пожелал совершить в одно время через кого-то Одного, благодаря чему было бы осуществлено Искупление человеческого рода и Реституция всего потерянного Адамом.
При совершении жертв Дня Примирения кровь вносилась в Святое Святых и образно совершала удовлетворение за грех. Иисус исполнил часть этого труда. Затем Он вознесся на высоту и совершил удовлетворение за нас, класс Церкви, благодаря чему мы, через посвящение, можем ходить по Его стопам (Евр. 9: 24). На протяжении всего Евангельского века Он принимает этот класс и окончательно завершит его жертву. Это было образно показано в заклании “козла Господнего”.
Мы видим, что Иисус исполнял Закон в течение этих восемнадцати веков, как это было в течение Его служения. Этот труд не завершится, пока не закончится этот Век. Иисус сказал, что Он пришел не нарушить, а исполнить черты Закона (Матф. 5: 17); и Он будет продолжать исполнение образов Закона в течение тысячи лет, пока все не будет выполнено при завершении Тысячелетнего века. Некоторые из них еще в будущем, такие как кропление кровью антитипичного “козла Господнего”, отсылка антитипичного “козла отпущения” и явление антитипичного Первосвященника, чтобы благословить народ. Возвращение всего, что было потеряно из-за непослушания Адама, и что должно быть восстановлено для человечества через заслугу Христа, будет длиться всю тысячу лет царствования Христа.
ЭТУ ЧЕРТУ ЗАКОНА ИСПОЛНИЛА СМЕРТЬ ХРИСТА
Моральный Закон – Десять Заповедей (а также Завет, частью которого он является) – обещал жизнь соблюдающим его требования. Иисус мог иметь эту вечную жизнь, исполняя все, что требовал Закон, потому что Закон не требовал ничего сверх справедливости. Он мог повиноваться каждой заповеди Закона без жертвования каких-либо собственных прав. Но пророческие черты Закона могли быть выполнены только в том случае, если бы кто-то пожертвовал своей жизнью, и тот, кто сделал бы это, должен бы быть эквивалентом согрешившего. Поскольку согрешивший был совершенным, по образу Бога, то тот, кому следовало быть соответствующей ценой, чтобы исполнить Закон и принести все благословения миру, о которых пророчески говорил Закон, должен был быть тем, кто полностью может соблюсти Закон. Только он имел бы право принести жертву и таким образом исполнить пророческие черты Закона.
Иисус, Который был “святым, непричастным злу, непорочным, отделенным от грешников”, полностью выполнил это требование – все, на что могла надеяться Справедливость. Он с радостью соблюдал Закон и делал даже больше. Он решил исполнить все начертанное в Книге, сказав: “Вот иду... исполнять волю Твою, Боже Мой” (Пс. 39: 8) – все, что было написано. Его посвящение выходило за рамки морального Закона и охватывало все, что Бог написал пророчески. Все это Он исполнил. Как следствие, Он является Спасителем и “может всегда спасать” всех приходящих к Отцу через Него (Евр. 7: 25).
Мы не думаем, что Бог был бы недоволен тем, кто отвечал бы требованиям Закона, но не вышел бы за пределы этого. Поскольку Бог сказал: “Если кто будет соблюдать весь этот Закон, Я исполню Свою часть и дам ему вечную жизнь”, Справедливость не могла требовать большего. Но если бы он не пошел дальше, чтобы отдать себя в жертву, то Справедливость не была бы недовольна, так как она не может требовать этого.
Действительно, Отец не требует от праведных века сего жертвовать собой, и не будет ожидать этого от мира, когда он будет подниматься до уровня человеческого совершенства. Но если бы Бог предложил кому-то из человеческой семьи возможность отдать свою жизнь в исполнении божественной воли, то это следовало бы воспринимать как привилегию. И Отец не посылал бы на смерть того, кто не смог бы это сделать. Однако каждый, кто любит Господа, должен думать так: “Это моя возможность показать мое доверие, мою преданность Богу”. В этом отношении пример Иисуса на веки веков будет выставлен для ангелов и людей, чтобы, если Бог даст хотя бы намек на то, что такова Его воля, они поспешили выполнить эту волю и не колебались ни под каким предлогом.
В этом вопросе есть также урок любви. Мы не должны довольствоваться, говоря: “Я не обманывал; я не воровал; я делал своему ближнему то, что хотел бы, чтобы он делал мне”. Мы не должны останавливаться, считая это достаточным. Никто не получит жизнь на том или ином уровне, если он не делает больше этого. Наша привилегия – предвкушать Божью волю, следя за образами Закона и словами нашего Господа и Главы. Мы должны считать все потерей и сором по сравнению с этой возможностью, которую имеем. Ничто другое не может считаться такой большой привилегией, как следование за Иисусом.
R5164 (1913 г.)