СМЕРТЬ И ВОСКРЕСЕНИЕ
Смерть – это не сон, а уничтожение. Мертвые тела раскладываются, потому что в них происходит процесс уничтожения. Мы говорим, что начинается процесс омертвения, то есть разрушение тканей продолжается до тех пор, пока все, в чем находилась жизнь в теле, не погибнет. Этот процесс разложения присущ одинаково людям и животным, а также происходит в растительном мире. Как говорит Писание: “Потому что участь сынов человеческих и участь животных – участь одна: как те умирают, так умирают и эти, и одно дыхание у всех, и нет у человека преимущества перед скотом, потому что все – суета! Все идет в одно место: все произошло из праха и все возвратится в прах” (Еккл. 3: 19, 20).
Кажется, очень мало людей осознает, что означает выражение “душа”. Библия учит, что человек ЯВЛЯЕТСЯ душой, а не что он ИМЕЕТ душу. В Бытие 2: 7 читаем: “И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни, и СТАЛ человек ДУШОЮ ЖИВОЮ”. Божье Слово говорит о человеке и о животном как о душе (см. Чисел. 31: 28). Тело, душа и дух сочетаются в живом организме.
Собака имеет тело, собака имеет жизнь – животворный элемент; но кроме этого жизненного элемента и организма собака имеет личность. Одна собака отличается от другой: одна может быть бульдогом, другая – комнатной собачкой в богатой семье. Каждое животное имеет свои радости и печали, и, каким бы оно не было, эти вещи представляют его опыт, благодаря которому собака может себя распознать.
То же самое с человеческим существом. Оно имеет тело и некоторое жизненное начало, сочетание которых дает душу. Его опыт – его домашняя жизнь, его образование, его окружение, его путешествия, его финансы, его личные дела – все вместе складывается в его личность. Но весь этот опыт имеет не его тело, а его душа. Как две собаки с разным опытом будут иметь абсолютно разную личность, так и человеческие существа. Всевозможные жизненные события позволяют им быть счастливыми или несчастными, учеными или невежественными, умными или глупыми.
КАКОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО В СМЕРТИ ИМЕЕТ ЧЕЛОВЕК?
Какая разница между животной душой и человеческой душой? Человеческая душа имеет более высокую организацию тела и ума, которая делает ее личностью более высокого порядка. Она не только имеет лучший мозг по Божественному изволению, но и не была создана как дикое животное, чтобы умереть после нескольких коротких лет. Человек был создан для того, чтобы жить вечно.
В Едене человек попал под приговор смерти как наказание за непослушание. Весь человеческий род родился в умирающем состоянии. Каждое человеческое существо получает искру жизни от родителей, без которой тело вернулось бы в прах. Когда человек умирает, его личность, которая является результатом ее наследственных и внутриутробных влияний в сочетании с его опытом, погибает, потому что она не может существовать без тела. Как говорит Писание: “В тот день исчезают [все] помышления его”, “потому что в могиле, куда ты пойдешь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости” (Пс. 145: 4; Еккл. 9: 5, 10).
Тогда возникает вопрос: умирает ли человек в таком же значении, как умирает дикое создание? Мы отвечаем, что когда речь идет о человеке, то он был бы таким же мертвым, как животное, если бы Бог не предвидел способа, которым человечество будет иметь будущую жизнь. Бог собирается восстановить к жизни не тело, а душу, которая умерла. Душа, которая пошла на смерть, это душа, которая была искуплена Иисусом (Пс. 48: 16).
Через воскресение Бог запланировал показать Свою любовь к миру. Написано: “Когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего” (Гал. 4: 4), “Который отдал Себя как выкуп за всех” (1 Тим. 2: 6, ВоП), – “за каждого человека” (Евр. 2: 9, МБО). Каждый человек или уже находится в смерти, или идет туда, и если бы не было предвидено искупление, не было бы никакого воскресения. Поэтому апостол Павел объясняет, что “как смерть через человека, [так] через человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке” (1 Кор. 15: 21-23).
Это оживление будет воскресением мертвых – не тех частиц материи, которые пошли на удобрение дереву, а затем через его плоды стали частью другого организма, но воскресение существа – души. В воскресении “Бог дает ему тело, как хочет” (1 Кор. 15: 38). Для личности нет значения, из каких частиц состоит ее новое тело. То, в чем она заинтересована, – это воскресение ее души – ее существа, ее личности. Это восстановление является первостепенной частью воскресения.
Бог заверил, что Он способен восстановить человечество, и мы, поверившие Его Слову, не считаем человека мертвым в том же значении, как бессловесные животные. Напротив, мы позволяем животному уйти в небытие, но думаем о человеке. Нашим умершим мы возводим монументы в память о теле, которое представляло дорогого нам человека. Наша вера дает нам уверенность, что личность не исчезает, но получит воскресение. Уважение, которое мы оказываем нашим друзьям и любимым на их могилах, свидетельствует о нашей вере в их будущую жизнь через воскресение мертвых.
СМЕРТЬ АДАМА НАЗВАНА В ПИСАНИИ СНОМ
В Писании Бог дал понять, что мертвые спят. Поскольку Он Тот, Кто имеет Силу и Намерение поднять мертвых, Он может говорить о них таким образом. Их тела действительно превратились в прах, но как личности, они известны Богу. Поднятие людей из мертвых и возвращение к ним тех же мыслей, которые они имели перед смертью, будет колоссальным трудом, который может осуществить только Мудрость и Сила Всемогущего Бога. Только доверяющие Божьим обетованиям могут говорить о своих близких, что они спят в смерти.
Писание говорит о Древних Достойных как о спящих. Мы читаем, что “почил Давид с отцами своими” (3 Цар. 2: 10). То же говорится обо всех царях Израиля, хороших и плохих. Святой Стефан, побитый камнями, “почил” (Деян. 7: 60). Св. Павел говорит: “То и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним.. Мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим [не опередим – не будем раньше] умерших.. Мертвые во Христе воскреснут прежде” (1 Фес. 4: 14-16).
На утро славного Дня, когда Солнце Правды взойдет с исцелением в Его лучах, все, что Бог обещал для того блаженного времени, исполнится (Мал. 4: 2). Тем временем, мертвые ожидают Дня, в котором “все, кто в гробницах, услышат Его голос [голос Сына Человеческого], и выйдут” (Иоан. 5: 28, 29, ВоП). Именно в этом смысле слова мы говорим о мертвых как о спящих. Наш Господь Сам употребил это слово, говоря о Лазаре. Он сказал: “Уснул Лазарь”. Когда своим ответом ученики показали, что они не понимают, Иисус сказал им ясно: “Лазарь умер” (Иоан. 11: 11-14).
НЕБЕСНАЯ ЧАСТЬ ВОСКРЕСЕНИЯ
С одной точки зрения все человечество засыпает, чтобы ожидать утра большого Тысячелетнего Дня, когда поднимется Солнце Правды. Воскресение придет к каждому члену человеческого рода; но как нет двух лиц, которые бы находились на одинаковом уровне деградации, так и некоторые поднимутся быстрее, чем другие. Кажется, Писание указывает на то, что будет несколько классов в воскресении. Одно из них названо “Первым Воскресением”, то есть главным, самым важным. Оно будет включать тех, кто должен быть вместе с нашим Господом на Его Престоле. “Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет” (Отк. 20: 6).
Это описание не включает Великого Множества и касается только Малого Стада, “причастников божественной природы” (2 Пет. 1: 4, ВоП). Другие Библейские стихи, судя по всему, показывают нам, что класс Великого Множества достигнет духовного совершенства в своем воскресении, и мы можем считать их воскресение вторым – вторым по порядку, по славе и по предпочтению. Эти два класса составляют “Церковь первенцев, написанных на небесах” (Евр. 12: 23). Разница между ними только в том, что Малое Стадо с усердием шагало вперед и исполняло те обязанности и привилегии, которые видело перед собой, тогда как Великое Множество было менее усердным и менее преданным в своей жертве, хотя готово скорее пойти на смерть, чем отречься Господа или Его Истины.
Это отличие показано в образном устройстве Завета Закона. Как колено Левия было призвано из Израиля для особого дела, так Церковь Первенцев призвана из человечества как противообразные левити. Священническое колено Израиля был разделено на два класса, священников и левит; так и Церковь состоит из двух классов. Из них только “более чем побеждающие” (Рим. 8: 37, ВоП) станут “причастниками Божественной природы” (ВоП) и будут иметь первенство. Великое Множество не удостоится этой чести.
Мы не способны отличить “более чем побеждающих”. Великое Множество связано с Малым Стадом здесь на земле и на небесах. Оба класса являются “Первенцами”. Как говорит апостол Иаков, мы являемся “некоторым начатком Его созданий” (Иак. 1: 18). Чтобы проиллюстрировать эту мысль, посмотрим на грядку клубники: эти ягоды принадлежат к первым плодам сезона, однако даже среди них мы увидим, что некоторые ягоды созревают раньше остального урожая. Эти раннеспелые ягоды можно назвать первенцами из первых плодов. Так и с Малым Стадом.
ЗЕМНАЯ ЧАСТЬ ВОСКРЕСЕНИЯ
В Писании упоминается и третий класс верных Божьих слуг. Многие из них названы по имени в Послании к Евреям. Мы имеем в виду Древних Достойных, живших и бывших верными до пришествия нашего Спасителя. Они не имели возможности следовать за нашим Господом, а потому не имели “высокого призыва”. О них сказано, что они получат “лучшее воскресение”, чем остальное человечество (Евр. 11: 35) – лучшее не в значении принадлежности к духовному уровню, а в том значении, что это будет мгновенным поднятием к человеческому совершенству, тогда как остальным людям потребуется тысяча лет, чтобы постепенно возвратиться к первоначальному состоянию, потерянному Адамом.
В начале царствования Христа Древние Достойные выйдут совершенными человеческими существами (умственно и физически), чтобы их тела отвечали их моральному развитию. Если они имели шрамы, то больше не будут их иметь; если они имели пороки, то те исчезнут. Нам трудно представить себе совершенного человека, потому что мы никогда не видели его, и нас окружают разные степени несовершенства. Но мы знаем, что совершенное человеческое существо будет иметь совершенную форму, черты, голос, зрение, слух, вкус и прочие органы, а также ум.
И, наконец, “остальные из людей” (ВоП) выйдут “каждый в своем порядке” (1 Кор. 15: 23). Их пробуждение просто выведет их из могилы в том состоянии, в каком они попали в нее, потому что в могиле “нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости” (Еккл. 9: 10). Это пробуждение не является воскресением, а лишь подготовительным шагом к нему. Греческое слово, переведенное как “воскресение”, – это “anastasis”, и буквально означает “поднятие снова”. Адам пал, и с того времени “весь мир лежит во зле” – буквально “в лукавом” (ВоП) (1 Иоан. 5: 19). Поэтому поднятием обратно является возвращение к совершенству, потерянному в Едеме. Для мира человечества воскресением является Реституция (Деян. 3: 1-21).
В течение тысячи лет царствования Мессии будет происходить воскресение мира. Этот труд не будет проводиться непосредственно Отцом, а будет поручен Господу Иисусу (Иоан. 5: 28, 29) и будет нуждаться в целой тысяче лет для своего завершения. В конце Тысячелетнего царствования мир человечества будет совершенным, как был Адам при своем сотворении. Всякое Божье дело совершенно (Втор. 32: 4; Быт. 1: 31).
Как уже было изложено, Древние Достойные в награду за свою веру в Бога получат лучшее воскресение, чем другие люди. Остальное человечество выйдет практически в том же состоянии, в каком умерло. Люди не будут знать ни больше ни меньше того, что они знали, когда умирали. Их личность будет такой же. Относительно их тел, то мы не можем допустить, что они будут совершенными, потому что если бы люди таким образом возвратились из смерти, они бы не узнали друг друга. Если бы все возвратились одного цвета кожи или все имели одинаковые черты, их бы не узнали. С другой стороны, они не выйдут, задыхаясь, или кусками, когда их разорвало в клочья при взрыве, или когда их съели хищники, а такими, какими они были, когда были здоровыми.
Люди узнают друг друга по определенным физическим свойствам, а также умственным и моральным качествам. Если бы при пробуждении человек получил совершенный вид или правильно сбалансированный ум, он бы не узнал себя при выходе из могилы. Его мысли были бы другими. Не было бы ничего, что позволяло бы памяти идентифицировать его. Человечество будет поднято из гроба в состоянии, о котором упомянул наш Господь, когда обратился к человеку, у которого была сухая рука: “«Вытяни руку». – И тот так и сделал, и его рука восстановилась” (Лук. 6: 10), – стала здоровой, но не в полном смысле слова. Однако этого было достаточно, чтобы положить начало новой жизни.
СТЫД И ПОЗОР БУДУТ УНИЧТОЖЕНЫ В ТЕЧЕНИЕ ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ
Спаситель совершает примирение за грехи человечества с целью дать людям испытание жизни, возможность показать, изберут ли они при благоприятных условиях Тысячелетнего Царства праведность и жизнь или же неправедность и вечную смерть. Писание, кажется, дает понять, что будет предостаточно стыда и позора тем, кто не придет к полному согласию с Богом (Дан. 12: 2).
В течение тысячи лет испытания очень многие очистятся от этого стыда и позора. Поэтому можно допустить, что со временем стыд постепенно исчезнет и позор пропадет. Иллюстрацию этого мы видим в случае с Савлом из Тарса. Когда он узнал, что боролся с Богом, ему было очень стыдно за то, что он сделал. Постепенно, проявляя преданность Богу, он очищал себя от того стыда и позора. Отвага и усердность св. Павла в служении Господу возместила то, что он делал бессознательно как Савл из Тарса. Поэтому его стыд прошел.
Мир будет пробужден из мертвых в этом состоянии стыда и позора. Но постепенно послушные будут подниматься из этого состояния к первоначальному совершенству образа Бога. А вот сознательно непослушные не поднимутся. Они будут опускаться ниже, пока наконец не пойдут на вечное уничтожение, или, как говорит св. Петр: “Они, как бессловесные животные.. в растлении своем истребятся” (2 Пет. 2: 12).
В первом пришествии наш Господь проводил большинство Своих исцелений в Субботний день, тем самым образно показывая труд исцеления, который Он будет проводить для мира в большую противообразную Субботу, – в Тысячелетии. Люди выйдут из гробов свободными от своего предыдущего осуждения, с человеческими телами в надлежащем состоянии, так что их друзья узнают их как прежде, но они будут иметь слабости – физические, умственные и моральные.
Бог предвидел все необходимое для воскресения человечества – не только цену искупления, но и Посредническое Царство Христа. Жизнеутверждающие влияния грядущего Века станут доступными для каждого члена человеческого рода: для малого или великого, богатого или бедного. Но их принятие или отвержение, а также быстрота развития будет зависеть от личной заинтересованности в этом деле. Те, кто откажется идти вперед и не покажет желания развиваться, будут уничтожены во Второй Смерти.
Нет никакого основания полагать, что не имеющим желания идти вперед будет позволено жить бесконечно. Та же Справедливость, которая утверждает, что только находящиеся в совершенном согласии с Богом будут иметь вечную жизнь, не позволит жить вечно тем, кто будет продолжать быть несовершенным. Своим отношением такие будут показывать, что они не находятся в согласии с праведностью и будут справедливо причислены к злым. О них написано: “Безбожных всех Он уничтожит” (Пс. 144: 20).
R5166 (1913 г.)