[R5167]
СПОКОЙНО ЗАНИМАТЬСЯ СВОИМИ ДЕЛАМИ

“Умоляем же, братия, ... жить тихо, делать свое [дело] и работать своими собственными руками” (1 Фессалоникийцам 4: 10, 11).

Существует спокойствие, связанное с вялостью и леностью, но, очевидно, что-то совершенно другое имеет в виду апостол в нашем стихе, потому что в другом месте он напоминает: “В рвении не будьте ленивы” (Рим. 12: 11, ВоП). Существует еще один вид спокойствия, характерный для мирного поведения, – самообладание, противоположное нервозности, неуравновешенности и легкомыслию. Именно это состояние, по нашему мнению, имеет в виду апостол. Господний народ должен учиться иметь хорошо сбалансированный ум. Такое самообладание не характерно для большинства людей и является чем-то, чему нужно учиться и чего нужно добиваться. Мы находимся в школе Христа, чтобы усваивать эти уроки.

Искомое спокойствие представляет благодати святого Духа – смирение, доброту, терпеливость и братскую доброжелательность. Хотя мы должны “быть горящими в духе, служа Господу” (Рим. 12: 11), мы также должны быть послушными указаниям святого Духа в смирении, спокойствии и любви. Мы должны стараться должным образом оценивать жизненные дела и не позволять мелочам выводить нас из равновесия. Этот путь, если верно следовать им, ведет к спокойствию духа.

Делать свое дело – очень важный урок, которому необходимо учиться. Действительно, каждый христианин замечает, как много хлопот в мире возникает из взаимного вмешательства в дела других. Трудности возникают из-за того, что втянутые в них (один или оба человека) не смогли заняться только своими делами. Некоторые люди всегда пытаются искать ошибки в других; им кажется, что они уполномочены исправить весь мир. Нигде в Библии мы не находим таких полномочий.

Человек, который вмешивается не в свое дело, это человек, который непрошено занимается чужими делами, к которым, собственно говоря, он не имеет никакого отношения. Иногда ему кажется, что его обязанность – давать советы, критиковать, выяснять, упрекать и винить других. Золотое Правило станет большой помощью в решении того, кто, в каких случаях и какие обязанности имеет. Эта заповедь Господа запрещает что-либо вроде вмешательства в чужие дела. Каждый член Нового Творения должен воспитывать собственную совесть, чтобы уметь различать между братской любовью и вмешательством в дела, и должен, насколько это от него зависит, учиться применять правила справедливости и любви к каждому поступку, слову и мысли.

Когда есть вопрос, в котором мы лично заинтересованы, мы не будем заниматься делами других людей, а будем переживать за него – если только уделяем ему достаточно внимания. Бывает время, место и обстоятельства, которые, по словам Библии, подходят для исправления, упрека и т. п. Родитель может исправлять ребенка, учитель – ученика. Для родителя не является вмешательством в дела знать обо всем, что происходит в доме, и давать распоряжения, так же как для учителя – быть в курсе школьных дел. Однако никогда не следует забывать о личных правах членов семьи или школьного коллектива. Хозяин дома и прислуга находятся под тем же правилом, что и родители и дети, учителя и ученики.

Один из самых больших уроков жизни, которому следует научиться, заключается в том, что тот, кто тратит много времени на исправление других, даже если это делается должным образом и хорошо, склонен забывать о себе. Первая обязанность – привести себя в соответствие с Божественным порядком и держать в таком состоянии.

ВМЕШАТЕЛЬСТВО В ЧУЖИЕ ДЕЛА – ДОКАЗАТЕЛЬСТВО НЕВЕРИЯ

Чтобы хранить себя в Божьей Любви, мы должны развивать плоды и благодати святого Духа. Есть немало тех, кто способен в ученой форме говорить об этих качествах, но кто, судя по всему, не в состоянии правильно применить свои знания в ежедневных жизненных делах. Они, кажется, не в силах понять, где именно следует применить в своей жизни смирение, доброту и любовь. В некоторых случаях мы можем лучше учить других примером, чем поучением. Если в незначительных жизненных делах мы показываем, что нами руководят принципы справедливости и любви, и в испытании мы проявляем смирение, доброту и другие плоды Духа, наше влияние к добру значительно усилится.

Жизненные наблюдения ведут к убеждению, что почти половина человечества вмешивается в чужие дела, и что многие хлопоты возникают в результате этой слабости. Кажется, почти в каждой семье есть кто-то – возможно, муж или жена, или ребенок, – кто злоупотребляет добротой и великодушием других и заправляет домом. Как правило, в таких случаях бывает много несправедливости. Те, кто так поступает, часто пытаются оправдывать свое поведение словами: “Если бы я не взял это в свои руки, то ничего бы не получилось”. Такие даже не догадываются, что они вмешиваются в дела других.

Такой способ поведения показывает недостаток веры в Бога. Мы должны делать то, что должны, а остальное следует оставить Господу. Есть люди, которые в будущем обнаружат, как много они потеряли, потому что не подчинялись Божественному порядку. Тот из Господнего народа, кто практикует несправедливость, не делает прогресса как Новое Творение. Кто бы ни попирал права других – муж, жена или ребенок, – такой путь противоречит Божественному Закону и духу Любви. Однажды они поймут, что совершали большую ошибку (Кол. 3: 18-21).

Глава дома и семьи имеет ответственность, которую должен осознавать и которую имеет обязанность проявлять. Но он должен это делать с любовью, заботясь о благополучии и привилегиях тех, кого он ведет. Ответственность мужа в доме, следовательно, означает обязанность, которую Божественный Закон возложил на него и которая часто требует жертвы времени и предпочтений в интересах семьи. Его долг – выполнять эту ответственность (Еф. 5: 25-33; 6: 4).

Священное Писание также описывает надлежащее место [R5168] матери в семье. Это – благородное положение. Но каждая женщина, которая узурпирует место главы дома, неизбежно наносит вред себе и наилучшим интересам своей семьи, даже если какое-то время может казаться, что она имеет успех на этом ложном пути (1 Пет. 3: 1-6).

Многие проявляют нетерпеливость и неблагодарность по отношению к членам своей семьи, но для посторонних они кажутся примером умения держаться. Трудно понять, как они оправдывают свое поведение, особенно если вспомнить, что у них особая ответственность перед семьей за умственную и физическую поддержку. Каждый, кто хочет получить одобрение от Бога, должен следить за своим поведением – не только по отношению к миру и братьям, но и к членам своей собственной семьи, – чтобы быть убежденным, что он занимается своими делами в каждом смысле слова.

R5167 (1913 г.)