[R5181]
ОБЩИЙ ВЗГЛЯД НА МЕССИАНСКОЕ ЦАРСТВО
“И я, Иоанн, увидел святой город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба” (Откровение 21: 2).
Через пророка Даниила и других Израилю было дано божественное обетование, что в будущем Бог неба установит Царство на земле, что это Царство будет всемирным – “во всей поднебесной”, и будет пребывать вечно (Дан. 2: 44; 7: 27; Ис. 2: 2-4 и т. д.). Мессианское Царство должно быть установлено с целью уладить проблемы падших людей и привести человечество обратно к согласию с божественными порядками. Это Царство будет в роли посредника между божественным Правительством и человечеством, потому что падший род Адама в своем слабом состоянии не способен удовлетворить требования Божественного Закона.
Великий Император Вселенной, Иегова, дал Мессианское Царство нашему Господу Иисусу, Который был первым представителем этого Царства. Будучи на земле, наш Господь подвергся насилию и бесчестию. На протяжении всего Евангельского века с Его учениками обращались подобным образом. Однако Царство, которое они представляют, без сомнения, будет установлено. Отец уже назначил нашего Господа царем (Пс. 2: 6) и вскоре передаст Ему власть и славу Его должности.
Цель этого Царства определенно изложена в Священном Писании. Когда оно будет установлено, некоторые из его подданных еще будут спать сном смерти, тогда как другие будут живы. К тому времени никто из падшего рода не будет признан Богом как имеющий хоть какую-нибудь жизнь. Контроль над всем миром будет в руках нашего Господа, купившего его Своей драгоценной кровью и способного благословить его согласно обетованию, данному четыре тысячи лет назад Аврааму, что в нем и в его Семени благословятся все племена земные (Быт. 12: 3; 22: 18; Гал. 3: 8, 16, 29).
Царство Небес, как предсказано нашим Господом, придет неприметно – без внешнего проявления (Лук. 17: 20). Но из всего сказанного не будем делать вывод, что это Царство должно быть земным правительством. Напротив, Священное Писание наставляет нас, что унаследовавшие его должны стать духовными существами, прежде чем смогут войти в него (1 Кор. 15: 50-52). Все живые члены будут изменены вдруг, во мгновение ока, тогда как мертвые члены должны быть подняты, чтобы получить свое изменение, прежде чем смогут быть навеки с Господом.
Господь и прославленная Церковь будут духовными существами, полностью способными управлять делами мира, однако невидимыми для человечества. Они будут проявлять себя в наградах, наказаниях и судах того Дня. Разница между Царем и Царством заключается в том, что Царь – лицо, имеющее полномочия, а Царство включает как его владения, так и власть тех, кто с Ним. В этом случае последними является Церковь, которая будет сидеть с Ним на Его престоле.
Церковь всегда будет в небесном состоянии. Ничто в Священном Писании не показывает, что она будет ограничена каким-то одним местом пребывания. Есть ссылка, что после того, как Церковь претерпит свое изменение, она некоторое время будет отсутствовать на земле и будет приведена в присутствие Иеговы, великого Царя. Она будет одета в славную одежду, украшенную золотом – “одежда ее шита золотом” (Пс. 44: 14-16). Эти выражения являются образными, показывающими прекрасный характер, выработанный всеми, кто становится действительными членами Тела Христа.
ПРЕСТОЛ БОЖЕСТВЕННОГО ПРАВЛЕНИЯ
Где бы ни находились Новые Творения – далеко от земли или на земле, – они всегда будут духовной природы. Их место – на божественном уровне. Каждый из разных рангов духовных существ имеет свою среду, но Церковь Христа не находится между ними. Она приглашена занять положение следующее после своего Господа, Который находится одесную Величия на Высоте (Евр. 1: 3) – выше всех других уровней духовного существования.
Во время Первого Пришествия это место не было приготовлено для Церкви, хотя Отец, очевидно, имел его в мыслях. Наш Господь взошел на высоту, чтобы приготовить это место (Иоан. 14: 2, 3). Он сделал это через приписывание Своей заслуги Церкви, чтобы позволить ей стать участницей с Ним в страданиях нынешнего века, чтобы она могла стать участницей с Ним в последующей славе. Так Он приготовил для Церкви путь входа на наивысший из всех уровней.
Мы недостаточно осведомлены о духовном состоянии, чтобы знать, как именно Господу и Церкви будет возможно оставаться в присутствии Отца и в то же время выполнять правление над землей. Хотя это могло бы быть возможным, однако, по-видимому, не было бы разумным. Очевидно, для них будет необходимым не находиться в непосредственном присутствии Отца, а быть ближе к земле.
Мы считаем, что Христос будет очень тесно связан с землей, так же как с ней связано царство сатаны. Место правления сатаны находится в Тартарос – атмосфере. [R5182] Он и его сообщники, падшие ангелы, пребывают около земли, куда были сброшены, отделены от своего уровня из-за греха. Они невидимы для людей, однако совершают злые дела между ними. Сатана имеет также свои человеческие орудия – плохих мужчин и женщин, попавших под его контроль то ли по невежеству и суевериям, то ли по причине гипнотического влияния. Однако Священное Писание информирует нас, что вскоре сатана должен быть связан на тысячу лет, и тогда место, которое он занимал, будет свободно (Отк. 20: 1-3).
Св. Павел информирует нас, что Церковь должна быть восхищена навстречу Господу в воздухе во время Его Второго Пришествия (1 Фес. 4: 15-17). Это, однако, не обязательно означает, что она будет занимать Тартарос. Нам сказано, что она навсегда будет с Господом: то есть, где Он, там будет и Церковь, в соответствии с божественной волей и выполнением божественных целей. Люди не будут видеть Господа и Церковь, так же как они не видят сатану и падших ангелов. Великий Христос будет очень тесно связан с землей (как ранее упоминалось), хотя и невидим для человеческих глаз. Они будут выполнять хороший труд, влиятельный труд на духовном уровне. Они будут царями и священниками для нашего Бога и будут царствовать на земле (Отк. 5: 10).
У этого Христа будут разные представители. С Ним, без сомнения, будет Великое Множество. Далее будут земные представители, так же как сатана имеет своих помощников. Этими представителями Христа будут верные Древние Достойные, которые будут выполнять разумную и добровольную службу в Царстве Мессии.
БУДУЩИЕ СТРАДАНИЯ ДРЕВНИХ ДОСТОЙНЫХ
В Исаии 11: 9 есть выражение: “Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей”. Сравнивая Даниила 2: 35 со стихами 44 и 45 из той же главы, мы видим, что в пророчестве гора является символом царства. Поэтому высказывание Исаии, наверное, означает, что под властью Мессианского Царства будет наложено ограничение на всех делающих зло. В то же время мы должны помнить высказывание Даниила, что это Царство должно расти. Пророчество говорит, что камень стал большой Горой и наполнил всю землю. Без сомнения, пройдет еще много лет, прежде чем это пророчество исполнится.
Как только Царство будет установлено в силе, Древние Достойные будут подняты из мертвых как совершенные человеческие существа. Пс. 44: 17 ясно говорит об этих верных святых Бога, которые должны быть князьями по всей земле. Очевидно, их ожидает большой труд обучения остального человечества. Хотя им придется выполнять службу, они будут иметь большой почет, выполняя ее, потому что служить Господу всегда почетно.
Служба, которая будет дана Древним Достойным, будет превосходить то, что Бог обычно поручает совершенному человеческому существу. Часть этой службы будет в том, чтобы заниматься несовершенными, падшими созданиями и помогать им подниматься из греха и несовершенства. Хотя в определенном смысле слова этот труд является желанным, однако это не то, что предпочло бы совершенное человеческое существо. Эти Древние Достойные выйдут из могилы совершенными, но в течение всего Тысячелетия будут в несовершенном окружении. Мир человечества тогда, как и сейчас, будет несовершенным, хотя постепенно эти несовершенства уйдут.
Адам был создан совершенным. После того, как он согрешил, он был изгнан из Едема, чтобы обрабатывать несовершенную землю и бороться с тернием и волчцами, пока не вернется в прах, из которого был взят. Бесспорно, ему приходилось страдать от своего окружения. Наш Господь Иисус был совершенным. Он не только оставил славу небес, но в течение тридцати трех с половиной лет находился в несовершенном окружении, постоянно будучи свидетелем боли и печали падшего рода. Пребывание в таком окружении, должно быть, составлять большую часть Его жертвы, потому что факт, что Он был совершенным, усиливал Его страдания.
Говоря о Древних Достойных, которые как совершенные человеческие существа будут в несовершенной среде в течение тысячи лет, можно сказать, что они будут переносить много страданий. Из того, что мы знаем о Небесном Отце, мы склонны верить, что, если они будут верны в служении Всевышнему, Он щедро наградит их – больше, чем они могли бы просить. Если бы кто-то спросил: “Какую награду Отец даст им, если они останутся послушными?” мы отвечаем: “В течение Тысячелетия, насколько мы можем видеть, они не получат никакой особой награды за свою службу, но мы думаем, что с Божьей точки зрения они будут иметь заслуживающую награды службу, которую Он с удовольствием вознаградит”. Таков, очевидно, Его метод поведения со Своими верными слугами. Хотя наш Господь Иисус с удовольствием выполнял волю Отца, Бог все же наградил Его. Наш Бог милостив!
Мы не можем думать о большей награде, чем одаривание этих верных Древних Достойных духовной природой. Когда-то давно они доказали свою преданность, избрав скорее страдания, чем потакание греху. Однако в Священном Писании нет ничего, что определенно говорило бы, что они когда-нибудь станут духовными существами. Все, что мы можем предложить на эту тему, является исключительно предположением.
БУДУЩАЯ НАГРАДА ВЕРНЫХ КНЯЗЕЙ
Часть доказательства, которое ведет к выводу, что Древние Достойные будут сделаны участниками духовной природы и станут членами класса Великого Множества, строится на факте, что они, возможно, были образно представлены коленом Левия. Факт, что это колено не имело никакого наследия в земле, кажется, подразумевает, что Древние Достойные не будут иметь земного наследия. Мы можем думать, что их возвышение, чтобы быть князьями по всей земле (Пс. 44: 17), будет щедрой наградой; впрочем, поскольку Бог даст духовную природу Великому Множеству, которое проходит не более суровые испытания, чем имели Древние Достойные, и поскольку самая низкая форма жизни на духовном уровне выше самой высокой формы на человеческом уровне, следовательно, Великое Множество получит от Господа большее благословение, чем Древние Достойные.
Поскольку Небесному Отцу было угодно приготовить для Великого Множества место на духовном уровне, и Он поступает согласно некоторым общим принципам праведности, мы склонны думать, что Он может иметь нечто большее для Древних Достойных, чем для остального человечества. Насколько мы способны постичь, Великое Множество не продемонстрировало, что оно более преданно Ему, чем в свое время были верные Древние Достойные. Когда Авраам был призван принести своего сына Исаака, он проявил большую степень преданности, чем призвано проявить Великое Множество.
Более того, в Бытие 17: 8 Бог сказал Аврааму: “И дам тебе и потомкам твоим после тебя землю, по которой ты странствуешь, всю землю Ханаанскую, во владение вечное; и буду им Богом”. Через две тысячи лет св. Стефан сказал, что Бог никогда не дал Аврааму обещанной земли больше, чем на стопу (Деян. 7: 5), но Он дал понять, что Авраам все-таки получит эту землю и после этого оставит ее своим потомкам. Если эта земля должна быть дана Аврааму и его преемникам, а затем должна быть оставлена для его семени и человечества в целом, то здесь есть намек на мысль, что Древние Достойные перейдут к духовной природе.
Та же мысль, кажется, изображена в Откровении. В конце тысячи лет сатана будет освобожден, чтобы иметь возможность продолжать испытывать людей на земле, чтобы выявить, до какой степени их сердца преданны Богу и принципам праведности. Следствием этого испытания станет то, что некоторые отпадут (Отк. 20: 7-10).
Читаем: “И вышли на широту земли, и окружили стан святых и город возлюбленный. И ниспал огонь с неба от Бога и пожрал их” (Отк. 20: 9). “Город возлюбленный” – это Новый Иерусалим, Церковь в славе, не Церковь во плоти. Бунт, вызванный сатаной, будет не только против земных князей, но и против Христа.
В то время люди, достигнув совершенства организма и способностей, проявят самоуверенность, придя, чтобы окружить стан святых. То, что это не может касаться Церкви, очевидно из факта, что человеческие существа не могли бы атаковать невидимые войска духовных существ, какими тогда будет Церковь. Как в Великобритании люди пришли в парламент протестовать, так взбунтованная часть человечества будет протестовать против их верных князей. Мы будто слышим их слова: “Настало время, чтобы эта власть была передана нам. Мы протестуем против вашего дальнейшего пребывания у власти”. Однако, взбунтовавшись против земной части Мессианского Царства, они тем самым взбунтуются против Господа. Как следствие, их настигнет божественный суд – “огонь с неба”.
Поскольку этот бунт должен произойти в конце Тысячелетнего века, и поскольку человечество к тому времени достигнет совершенства, то такое отделение Древних Достойных от остального мира, кажется, дает понять, что Бог имеет какую-то особую цель относительно них. Сам термин “стан” подразумевает, что их состояние, этот порядок, является лишь временным, и что Бог сберег для них нечто лучшее.
Если наше предположение, что Древние Достойные однажды получат духовную природу, верно, то мы легко можем видеть, что им не обязательно будет умирать, чтобы [R5183] достичь этого уровня существования. Если те члены Тела Христа, которые живут во время Его второго присутствия, могут быть изменены “во мгновение ока”, то такое изменение могли бы получить и Древние Достойные. Если бы они таким образом были изменены от человеческого уровня к духовному, то они изменили бы совершенную человеческую природу на совершенную духовную природу в качестве награды за верность в службе Господу.
СЛАВА ГОСПОДНЯ – ДОСТОЙНАЯ ПОХВАЛЫ АМБИЦИЯ В ЦАРСТВЕ
Можем быть уверены, что под благотворным правлением Царства Господнее устроение будет справедливым – честным шансом для каждого из человеческого рода. Разумно предположить, что общее направление, заложенное в Священном Писании, будет сохранено и в отношении земли. Написано: “Землю Он [Господь] дал сынам человеческим” (Пс. 113: 24). Этот род, как целое, овладеет землей. Бог не сделал никакого распределения. Каждый будет иметь долю в общественном богатстве.
Изменения будут приходить постепенно. Будет существовать неравенство относительно умственных способностей и физической силы, но Царство справится даже с этими различиями. Всегда будет побуждение к деятельности. В то время будет определенного рода стимул, а также некоторое наказание, чтобы помочь людям. Господь будет предлагать некоторые поощрения тем, кто готов содействовать в направлении прогресса, а также будут розги, наказания, чтобы помочь тем, кого не удастся побудить другим способом. Награды и наказания будут действовать в течение Тысячелетия.
Оглядываясь назад на историю мира, мы видим, что самолюбие было большим злом. В то же время оно творило чудеса. Если бы не амбиции и желание что-то получить, человек ненамного превосходил бы животное. Поэтому мы должны считать эти приметы большим благословением, если они правильно применимы. Под правлением Царства все возможные благословения ума и тела будут предложены послушным, так что тенденция к самолюбию будет замещена более похвальной амбицией, чем сегодня; и по мере развития ума и тела, критерии человечества будут подниматься, а самолюбие будет выглядеть все больше презренным. По достижении совершенства все будет делаться скорее для славы Господа, чем ради земной репутации и популярности.
Постепенно все человечество придет к общности с Царством и непрямо будет связано с ним. Как каждый хороший человек помогает правительству, так все люди получат благословение в зависимости от того, насколько они будут одобрять и поддерживать божественные распоряжения. Так Царство будет распространяться в течение тысячи лет не только от одного человека к другому, но постепенно будет идти назад к полному совершенству. Читаем, что “умножению владычества Его и мира не будет предела” (Ис. 9: 7). Оно подчинит себе все; ничто его не остановит. После того как будет уничтожено всякое зло, можно будет услышать, что каждое творение на небе и на земле восхваляет Бога (Отк. 5: 13). Каждое колено склонится и каждый язык признает (Фил. 2: 10, 11), и в Его Царстве не будет врага “от реки до концов земли” (Пс. 71: 8).
БУДУЩИЙ ТРУД ХРИСТА
После того как закончится тысяча лет, Царство прекратится в том смысле, что Христос передаст полномочия Отцу (1 Кор. 15: 24). Однако это не будет означать, что закон и порядок будут проигнорированы, как было во времена господства греха и смерти. Мессианское Царство в то время поможет людям подняться из падшего состояния, поэтому божественная цель в том, чтобы Мессия отдал это покоренное Царство, чтобы оно могло слиться с империей великого Иеговы, частью которой оно в дальнейшем будет всегда.
Тогда будет действовать справедливость. Больше не нужно будет милосердия, и небесный Отец уже не будет показан как милосердный Царь для Своих творений. Они в то время будут совершенны, так что не будут нуждаться в милосердии и будут рады удовлетворить все требования Божественного Правительства. А, делая это, они будут иметь благословение.
Закончив этот труд реституции человечества до уровня человеческого совершенства, наш Господь и Церковь не останутся без дела. Наш Господь, согласно Писанию, и дальше будет одесную Величия на высоте – следующим после Отца. После того как Он передаст надзор над земными делами, Он снова займет положение Помощника Управляющего Вселенной, совместно с Небесным Отцом.
Однако мы не должны думать, что Отец и Господь будут заниматься выслушиванием и решением дел и вершить справедливость. Ничего такого не потребуется. Равновесие будет таким, что не будет никакой необходимости решать дела. Управление Вселенной будет проходить так гладко, словно ей не нужен глава, но Глава будет – Сам Иегова. Следующим по авторитету после Отца будет Сын, а следующей после Сына будет Церковь. Какой труд будет происходить после этого, нам не явлено, разве что очень неопределенным образом.
Глядя в телескоп, мы понимаем, что неподвижные звезды являются солнцами, каждое из которых, по-видимому, имеет свою планетную систему. Мы лишь можем разумно предположить, что поскольку Бог сделал эту землю планетой, которая должна быть населена, то все другие планеты когда-то также будут населены, и что они будут подчинены Небесному Отцу как часть Его удивительной Вселенной. Насколько мы можем судить, сила Иеговы безгранична. Когда мы смотрим на сотни миллионов солнц и планет, которые находятся за пределами человеческого понимания, то разумно было бы предположить, что труд Христа будет безграничным, и что для творений, еще нерожденных, такой труд будет блаженной привилегией на всю вечность. Мы восхищаемся величием доброты Бога к нам, Который поднял нас из нашего низкого состояния и возвысит к безграничной будущей славе тех верных, которые сделают твердым свое звание и избрание к славе, чести и бессмертию.
R5181 (1913 г.)