[R5183]
ГЛАВНЫЙ ВРАГ БОЖЬЕГО НАРОДА

“Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить; противостойте ему твердою верою” (1 Петра 5: 8, 9).

“Authorized Version” Нового Завета (английский перевод Библии, 1611 г., одобренный королем Иаковом) часто употребляет слово “дьявол”, создавая тем самым впечатление, что существуют много дьяволов; но эта мысль не подтверждена Св. Писанием в целом. В Новом Завете так переведены два греческих слова – “даимонион” и “диаболос”. Первое из этих двух слов должно быть правильно переведено как “демон”, а второе – “дьявол”. Демоны – нечистые духи, злые духи, падшие ангелы, тогда как дьявол является сатаной. Выражение “сатана” означает “противник”, “оппонент”, так как дьявол является оппонентом праведности и Иеговы.

Кто не способен видеть, что существует дьявол, тот более подвержен тому, чтобы попасть под влияние этого большого, злобного существа, которое изображено в Св. Писании как наибольший недруг Бога, людей и праведности. Св. Павел говорит о “кознях дьявольских” и предостерегает Церковь, что ее борьба ведется против “духов злобы поднебесной” (Еф. 6: 11, 12). Он также вспоминает о “князе, господствующем в воздухе” (Еф. 2: 2), и дает понять, что в действительности для нас невозможно соревноваться с ним, потому что он хитрее и умнее нас.

В мире постоянно действует злое влияние, обращенное против Истины, праведности и чистоты, и, следовательно, также против Бога. Священное Писание информирует нас, что это влияние осуществляется дьяволом, сатаной, который однажды был святым ангелом. Позволив гордости и амбиции овладеть своим сердцем, сатана стал оппонентом Бога и праведности (1 Иоан. 3: 8; 1 Тим. 3: 6; Ис. 14: 12-14).

Хотя человечество не может видеть сатану, он может видеть людей и при помощи умственных внушений может заполучить контроль над ними. Он имеет различные способы, с помощью которых осуществляет свое влияние, и наиболее действенный способ – использовать людей, то есть одного человека против другого. Любимый метод его действий – представление тьмы в качестве света. Он делает так, чтобы добро казалось злом, правдивое – ложью, а правильноенеправильным.

Св. Петр говорит в нашем стихе, что сатана ходит кругом, как рыкающий лев, ища кого поглотить. Лев ступает вкрадчиво. На его лапах имеются мягкие подушечки, позволяющие ему подойти очень близко к своей жертве, прежде чем она это заметит. Говорят, что в то мгновение, когда хищник собирается атаковать свою жертву, он рычит так громко, что жертву парализует страх, и тогда она становится легкой добычей.

Сатана, противник Церкви, силен и, подобно льву, чуток и полон бдительности. Он, как утверждает апостол Павел, старается использовать против нас любую возможность. Он поджидает в засаде, пытаясь поглотить нас. И хотя он проворный, однако никогда не приближается к нам с ревом, а бесшумно подкрадывается в каком-то неожиданном месте и времени, чтобы поглотить нас, победить, раздавить нашу духовную жизнь и, прежде всего, уничтожить нашу веру в Бога. Те, чьи уши приучены улавливать передвижение льва, будут слышать его шаги, тогда как не знакомые с [R5184] его привычками не услышат малейшего шелеста. Так и мы, чьи уши Господь открыл и чьи глаза помазал глазной мастью посвящения и подчинения Господней воле, сумеем быстро воспринять и распознать приближение нашего старого врага и противостоять ему. Стойте же тогда, облеченные во всеоружие, которое поставляет нам Слово Бога, и в Его силе орудующие Мечом Духа.

Св. Павел показывает, что самых коварных нападений противника следует ожидать посредством человеческих орудий. Сатана работает в сердцах детей неповиновения; и чем более уважаемы они, чем ближе эти дети непослушания отождествляются с Господом и Его народом, тем большую службу они могут выполнить для противника. По этой причине сатана притворяется ангелом света, а не посланником тьмы, так как ему хорошо известно, что заблуждение и грех оттолкнет детей света (Еф. 2: 2; 2 Кор. 4: 4; 11: 14, 15; Еф. 6: 11, 12).

Сатана употребляет разные методы против тех, кого Бог ищет и призывает. Как ангел света, он натворил много беды. Он постоянно пытается увести Божий народ подальше от Господа и завета жертвы. Хотя мы знаем, что Бог способен прийти на помощь Своему народу, чтобы противник к нему не прикасался, однако Его провидение информирует нам, что Его способ другой. Он позволяет сатане одерживать, на первый взгляд, большой триумф над Господом и Его народом, однако это кажущееся вмешательство никоим образом не наносит вреда Божественному Плану Веков.

Этим мы не подразумеваем, что Бог сотрудничает с сатаной и его злыми делами. Бог испытывает Свой народ, позволяя эти условия, которые делают путь до такой степени узким, чтобы лишь верные настойчиво шли до самого конца. Все другие раньше или позже сойдут с пути.

ПРАВИЛЬНЫЙ СПОСОБ ПРОТИВОСТОЯТЬ

Борьба христианина – борьба веры. Высказывание св. Иакова “Противостаньте диаволу, и убежит от вас” (Иак. 4: 7) не означает, что мы должны бороться с ним, чтобы привести его в замешательство. Тот, кто думает, что способен сам сражаться с сатаной, должно быть, имеет большую долю высокомерия или же переоценивает свои возможности и недооценивает возможности противника. В любом состязании сатана наверняка одержал бы победу.

Злоба, зависть, ненависть и ссоры – все это, как говорит апостол, разновидность дел, которые сатана поддерживает и к которым пытается вести человечество (Гал. 5: 19-21; 1 Иоан. 3: 8). Его методы обманчивы. Его увещевания приходят по линии гордости и высокомерия. Внушение мыслей: “Ты можешь это сделать; ты – личность с большими способностями; не бойся, покажи людям, что ты можешь”, – привело многих к падению.

С целью ввести в заблуждение детей света, сатана принимает вид ангела [посланника] света, так как хорошо знает, что не смог бы прельстить их, если бы показал себя представителем греха. Со времени грехопадения Адама дьявол пытался поймать человечество в ловушку. В течение последних восемнадцати веков он пытался внедрить заблуждения в Церковь, чтобы создавать ложных христиан – христиан, которые бы причиняли вред делу Христа. Очевидно, он имеет много общего с формулированием вероучений христианства.

Господний народ должен противостоять дьяволу, не позволяя, чтобы его соблазнительные аргументы имели для нас вес. Мы имеем вернейшее пророческое слово и указания нашего Господа и Его апостолов. Если мы любим Слово Господа, мы будем стремиться руководствоваться им. “Рожденный от Бога хранит себя, и лукавый не прикасается к нему” (1 Иоан. 5: 18).

Испытание нашего Господа в пустыне дает хороший пример для подражания всему Божьему народу. Он не пытался поддерживать спор, дискуссию с противником, но, когда была представлена плохая мысль, Он немедленно противостоял ей. Сатана был хорошо знаком со Св. Писанием, части которого цитировал, стремясь ввести в заблуждение нашего Господа, чтобы Тот избрал неверный путь. Иисус не сказал дьяволу: “Я соглашаюсь с твоим аргументом, потому что так говорит Св. Писание”. Напротив, Он тотчас подумал о задействованном принципе и показал противнику, в чем его ошибка. Когда пророчества цитировались беспорядочно, наш Господь высказывался на этот счет очень категорично.

Такой путь является для нас очень хорошим образцом для подражания. Если бы кто-то из Господнего народа был втянут сатаной в дискуссию по поводу того или другого библейского стиха и при этом вспомнил (или другой брат посоветовал бы ему) текст, который правильно отвечал бы на обсуждаемый пункт, то он должен решить для себя: “Священное Писание, которое говорит «противостаньте дьяволу»”, является правильным руководством для моего поведения. Я не стану обсуждать то, чего не понимаю”. Таким образом он бы “противостоял” противнику и одновременно упрекал бы его.

Св. Павел убеждает Господний народ облечься во всеоружие Божье, чтобы суметь противостоять козням дьявольским. Его высказывание, кажется, подразумевает, что никто не будет в состоянии противиться сатане без божественной помощи. Апостол подчеркивает факт, что это именно те дни, когда будет необходимо всеоружие Божье (Еф. 6: 13-18; Отк. 3: 10). Может возникнуть вопрос: действительно только ли те, которые снабжены всеоружием, будут способны противостоять? Ответ: Господь надзирает дела Своего народа и позаботится, чтобы все, доверяющие Ему, имели возможность облечься во всеоружие Божье.

Многие легкомысленно используют время, которое могут задействовать, чтобы вложить на себя оружие, о котором Бог позаботился для Своего народа. Господь так устраивает дела, чтобы такие не были способны противостоять стрелам противника, так как Господь желает, чтобы в этом злом дне не устоял никто, кроме тех, кто полностью посвятился Его воле. Таким Он будет помогать, чтобы все вместе содействовало им ко благу. Его благодати достаточно, чтобы пришедшие к познанию Его и совершившие посвящение для Него могли пройти сквозь все. Эта благодать может поставляться через Писание, через материалы для чтения, через служение или пение; однако защита будет по линии Истины. Когда мы теряем Меч Духа, то теряем нашу единственную защиту против заблуждения.

УРОК ДОВЕРИЯ К БОЖЬЕЙ МУДРОСТИ И ЛЮБВИ

Метод нападения противником хорошо проиллюстрирован в грехопадении наших первых родителей. Матерь Ева должна была устоять перед предложением, которое пришло к ней через змея – будто Бог запретил то, что было для их наивысших жизненных интересов. Она должна была сказать: “Я не буду принимать во внимание такую мысль, ведь она была бы вероломством по отношению к моему Творцу”. Когда предложение вкусить плод пришло к отцу Адаму, у него, очевидно, также возникла мысль: “Ты можешь присоединиться к ней, вкусив плод. Лучше будет умереть вместе, ведь без нее для тебя в жизни не будет никакой радости”. Адам перестал думать об этом, но у него не было достаточно знания, которое позволило бы ему в дальнейшем поступать правильно. Он должен был сказать: “Богу известно об этом; Он так распорядился. Для меня достаточно того, что Он сказал. Я буду верен Ему и буду доверять последствиям Его Мудрости и Любви”.

Послушание является лекцией для нас, чтобы учиться на опыте Адама и Евы. У нас недостаточно знаний, чтобы размышлять над некоторыми вещами, даже если бы наши способности логически мыслить были полностью развиты. Следовательно, когда сделано предложение какого-либо рода зла, нашим единственным правильным путем было бы сказать: “Нет! Господь, наш Бог, сказал, что мы не должны касаться этого, чтобы нам не умереть”. Матерь Ева позволила себе такие рассуждения, которые убедили ее. Мы должны извлечь пользу из ее ошибки. Должное доверие к Богу и осознание того, что нам недостает мудрости, должны немедленно положить конец сомнениям. Не должно быть никакой полемики. Мы должны сказать: “Нет!”.

Очевидно, Бог ищет тех, кто имеет такой склад ума. Христос и Церковь были призваны для такой работы приведения человечества обратно к совершенству характера. Иногда Божественный План может не казаться нам самым мудрым; поэтому, если бы мы не усвоили лекцию абсолютного доверия к Божественной Мудрости, Справедливости, Любви и Силе, мыбы не смогли полагаться на Бога во всем. Отец ищет таких, кто поклоняется Ему в духе и в истине, кто имеет совершенное доверие к Нему –Всемудрому и Вселюбящему, – чтобы направлять их дела и руководить ими. Кто не усвоит этот урок доверия, тот не будет готов к ответственности, возложенной на прославленную Церковь. Давайте усвоим этот урок и будем очень решительны в наших усилиях быть в согласии с Богом.

Верность в испытаниях будет развивать победителей. Господь не желает иметь в Малом Стаде никого неверного в каком бы то ни было смысле этого слова. Они могут быть слабыми в некоторых неотъемлемых чертах характера, но они должны быть верны Богу. Господь ищет тех, кто останется верным в испытаниях и трудностях и тем самым сможет развить характер, который Ему по нраву. Их не пугают яростные нападки сатаны, которые выглядят как возможность для умножения веры, потому что больше Тот, Кто за нас, чем все те, кто против нас!

“Путешествие Пилигрима” (“Pilgrim’s Progress” – произведение, написанное английским писателем и проповедником Джоном Баньяном. Первая часть была написана автором, когда он находился за свою религиозную деятельность в тюрьме и опубликована в 1678 году. Вторая часть создана в 1684 году и опубликована в 1688 году. Уже при жизни автора первая часть выдержала 11 изданий общим тиражом более 100 000 экземпляров. – прим. ред.) очень красиво показывает эту неспособность “лукавого” прикасаться к верным Бога. “Идя узкой тропинкой, христианин заметил двух львов, и на мгновение его охватил ужас. Христианин обдумал сложившуюся ситуацию и решил идти дальше. Когда он подошел к львам, то увидел, что они прикованы цепью”. То же самое с нашими противниками. Они не могут навредить Божьим детям. Хотя [R5185] они могут издавать рев, но не могут причинить ущерб Новому Творению.

Новое Творение может развиваться даже тогда, когда внешний человек гибнет. Сатане удалось побудить первосвященников и фарисеев предать смерти нашего Господа. Но именно таким путем Он вошел в славу. Своим поведением с нашим Господом Отец дал нам иллюстрацию Своего поведения с нами. Поэтому можем знать, что даже если бы сатана на первый взгляд одержал победу над нами, эти “легкие страдания”, как сказано, “произведут в безмерном преизбытке вечную славу” (2 Кор. 4: 17).

Мы знаем, что у нас нет силы противостоять сатане. Никто не может помочь в этом, кроме Господа. Он больше сатаны и всех его ангелов. Мы смотрим глазами веры вперед на невидимое. Следовательно, нам подобает быть решительными, непреклонными, полными веры, а значит, способными встретить все, что Господь позволит на нас.

R5183 (1913 г.)