[R5185]
ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ СВ. ПЕТРА СТАРЕЙШИНАМ
“Итак смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время” (1 Петра 5: 6).
Приняв Божественную благодать и получив знание Божественной цели, Господний народ имеет определенные амбиции – свойственные и правильные, которые следует должным образом употреблять, регулировать и направлять. Никто не должен быть без достойных похвалы амбиций. Мы не можем себе представить Бога без амбиций. Те, которые имеют мало амбиций или не имеют вообще, живут иллюзорной жизнью, сделав очень мало для себя или других, и, как правило, терпят неудачу во всем, за что берутся.
Существуют благородные и позорные амбиции. Некоторые люди имеют амбиции стать великими, уважаемыми; другие имеют амбиции руководить; еще другие – получить богатство, общественное положение или титулы и почести у людей. Все это самолюбивые амбиции, однако они являются движущей силой, которая движет мир сегодня в общественных, политических, деловых и даже религиозных кругах. Это плохие амбиции. И хотя они не все выльются в зло, все они самолюбивы и ведут ко злу. Многие обольщены самолюбивыми амбициями делать вещи, которые их совесть не одобряет.
Христианин поставил перед собой самую благородную из всех амбиций. Бог призывает из мира народ для Своего Имени. Для них Он выдвигает самые величественные амбиции. Они приглашены стать сонаследниками с Иисусом Христом, нашим Господом. Это – амбиция, которая вдохновляет развивать все возвышенные качества ума и характера, чтобы приготовиться быть в одном обществе, дружбе и общности с Небесным Отцом и Господом. Пусть эта величественная амбиция всегда будет перед нами как стимул к наиболее настойчивому стремлению внимать Слову Господа.
Тот, кто выбирает этот путь, очень нравится Отцу, Который готовит великий труд и ищет людей для его выполнения. Иисус Христос стоит во главе этого великого труда, и Его Царство должно управлять миром и благословить его, чтобы в грядущих веках Бог мог показать безмерное богатство Своей благодати в Своей доброте к нам (Еф. 2: 7). Кто оценивает это вышнее звание, тот стремится быть там, куда Бог пригласил его. Кто не заботится о том, что Бог предложил, или кто не желает подчиниться условиям, не должен начинать бежать за наградой.
Имеющие небесные амбиции не должны забывать, что они имеют это сокровище новой природы в земных сосудах. Для этого класса похвальна амбиция служить друг другу и созидаться взаимно в святейшей вере. Невеста должна приготовить себя (Отк. 19: 7). Поэтому принадлежащие к этому классу должны стремиться приготовить себя и помочь другим из дорогой семьи Бога.
ОПАСНОСТЬ, КОТОРАЯ КРОЕТСЯ В СТАРШИНСТВЕ
Стремление к положению епископа, пастыря – хорошая амбиция (1 Тим. 3: 1). Кто надлежащим образом берется за то, чтобы пасти стадо, у того не будет времени для других интересов. Кто призван к положению старшинства среди Господнего народа, тот должен считать это честью и привилегией от Господа. Такие должны быть очень осторожны, чтобы делать это не ради грязной выгоды, а с готовностью ума (1 Пет. 5: 1-4). Но, стремясь к этому положению, пусть каждый помнит, что существует опасность развития гордыни и желания захватить власть.
Имеющие высокую привилегию служить в качестве братьев старейшин должны следить за собой, чтобы они не господствовали над Господним наследием. Им следует помнить, что они не являются Главным Пастырем, а лишь пастырями-помощниками. Кто будет господствовать над стадом, тот навредит себе, а также Церкви, потому что, делая так, он будет развивать дух гордыни.
Св. Петр говорит, что “Бог гордым противится, а смиренным дает благодать” (1 Пет. 5: 5). Поэтому, если кто-то является смиренным в Господней службе, то его поведение не только идет на пользу собранию, но и является единственным путем, которым кто-то может получить положение в Царстве. Старшинство является почетным положением, которое не только содержит в себе связанные с ним большие привилегии, но и большое искушение и большую опасность. Св. Иаков говорит: “Не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению” (Иак. 3: 1).
Апостол призывает старейшин выполнять труд, который им полагается. “Итак смиритесь под крепкую руку Божию”. Все совершается могущественной силой Бога, посредством которой Он позволяет всему содействовать ко благу. Мы не можем противостоять Божественной воле. Мы можем лишь позволить гордости или тщеславию навредить нашему прогрессу, но мы не можем воспрепятствовать Божьему Плану.
Мы все полны желания избрать наилучший путь служить другим и при этом получить большую награду. Св. Петр показывает нам этот путь словом “Смиритесь”. Поэт сказал:
“Я боюсь прикасаться к тому,
Что так много влечет за собой”.
Этот дух сделает нас очень осмотрительными, чтобы не развить в себе гордость, надменность или желание господствовать над другими. Следовательно, исполнимся смирения и будем помнить, что Бог особо благословит тех, кто более скромен, кто больше доверяет Господу, и в свое время возвысит их – во Втором Пришествии нашего Господа.
Бывает, что иногда тех из Господнего народа, у кого покорный ум, меньше уважают в Церкви, чем тех, кому недостает такого важного качества характера. Среди человечества есть общая тенденция вести себя высокомерно. Люди скорее готовы признать того, кто будет ходить им по головам, чем кроткого и сдержанного. Поэтому мы вряд ли понравимся им. Но мы не должны искать то лучшее, что они хотели бы видеть в нас. Помните, что мы должны служить Господу Его способом, и наша главная ответственность перед Господом – за нас самих. Мы должны смириться под могущественную руку Бога, чтобы Он мог возвысить нас в нужное время.
ГОРДОСТЬ ОТ ЗНАНИЯ ИСТИНЫ ПАГУБНА
Все эти вещи показывают, что правильным состоянием для нас является состояние смирения. Чувством нашего сердца должна быть не гордость, а кротость, смирение, верность.
Самолюбие рождает спесь. Самолюбивый дух жадно забирает все, что ему кажется хорошим и ценным – богатство, ученость, почести, славу и признание людей. Мера успеха в обретении этих сокровищ ведет самолюбивую душу к чувству самодовольства, независимости и безразличия к благосостоянию других. Этот дух, превращаясь постепенно, но быстро, в высокомерие и самодовольную спесь, будет продолжать созревать с каждой вспышкой солнечного света земного изобилия. Если самолюбие дальше будет созревать, оно увеличится до нелепых размеров и будет радоваться самовозвеличиванию, кичась мнимой значимостью и величием почестей и похвалы.
Насколько легче и мудрее путь смирения! Покорный дух не ищет своего, не превозносится, не пытается спекулировать надуманными ценностями, не думает о себе более высоко, чем должен думать, но думает умеренно, избегая переоценки или недооценки собственных приобретений и достижений. Покорность стремится всегда вести дела на твердой основе, хотя законно добивается истинной оценки и настоящего торжества Божественной похвалы и милости.
Многие склонны хвастаться Истиной, как будто мы дали ей начало. Какая нелепость! Мы не создали никакой Истины. Мы лишь избавились от некоторых ошибочных взглядов, ослеплявших до сих пор наши глаза. Истина – Божья. Он позволил нам заглянуть из тьмы невежества и суеверий в Истину Своего Плана. Если бы человек, увидев красивую картину, хвастался, будто он нарисовал ее, мы бы сказали: “Безумный, ты же не нарисовал эту картину. Ты только смотришь на нее. Тебе нечем хвастаться”.
Мы не создали ни одной части Божьего Плана Веков. Если бы мы пытались это сделать, нас бы ожидала неудача. Следовательно, состояние нашего ума должно быть следующим: “Иди, я покажу тебе, что Бог устроил, что Он изобразил”. Так мы прославим Бога и станем помощью другим, потому что в какой мере мы проявляем гордыню или смущение по отношению к Истине, в такой мере мы вредим себе и другим. Мир скажет: “Мы имеем таких же способных докторов теологии в своих вероисповеданиях как вы – таких же мудрых, чтобы учить нас Истине”.
Следовательно, правильным было бы с самого начала дать понять, что мы имеем правильный дух – кроткий [R5186], смиренный дух Учителя. Бог позволяет нам увидеть в Его Слове то, для чего у Него есть свое время, чтобы включить свет. Сама картина существовала все время, но облака и тьма делали ее такой туманной, что мы не могли видеть ее прелести. Сейчас свет включен и, как сказал поэт:
“Удивительное в Библии мы видим”.
Вместо самоуверенности мудрость советует не доверять себе, помня собственные слабости и недостатки, а иметь большее уважение к Богу, большее доверие к Нему. Это сильнее, чем что-либо другое, укрепит нас и позволит отступиться от зла нашего падшего состояния.
Бесспорно, нелегко идти тропой смирения, постоянно сдерживая человеческие стремления и удерживая жертву на алтаре, пока она не будет полностью поглощена. Но суть в том, что мы должны совершать наше собственное спасение к Божественной природе со страхом и трепетом, чтобы не потерять право на награду, обещанную верным победителям, пристально следующим за нашим блаженным Предтечей, Который был кроток и смирен сердцем (Фил. 2: 8, 12).
Если мы покорны и верны, Господь делает нас Своими избранными сосудами, чтобы нести Его имя другим. Поэтому, освободившись от собственного “я” и наполнившись Его Духом и Его Истиной, мы можем идти дальше, укрепляясь Господом и могуществом силы Его, чтобы нести геройскую службу как воины Креста.
R5185 (1913 г.)