ОСОБЕННАЯ СВАДЬБА
Бытие 24: 58-67
“Во всех путях твоих познавай Его, и Он направит стези твои” (Притчи Сол. 3: 6).
Когда Аврааму было 140 лет, а его жена Сарра уже три года как умерла, его сыну Исааку исполнилось сорок лет. Этот наследник самых замечательных божественных обетований не искал себе жену, возможно, по причине своей чрезмерной стыдливости. Тогда Авраам позвал Елиезера, распорядителя в своем доме, и приказал ему взять десять верблюдов и пойти почти за 500 миль в ту местность, где родился Авраам и где все время проживал его брат Нахор с семьей. Елиезер отправился туда, чтобы найти подходящую жену для Исаака и привести ее к нему.
Вся эта история рассказана с замечательной простотой, достаточно убедительной для тех, кто воспринимает ее непредвзято. Личности, описанные историком, не были ни дикарями, ни ближайшими родственниками обезьян, как хотят заставить нас думать эволюционисты. И сама эта история достаточно особенная в своей последовательности, чтобы убедить нас в ее правдивости. Выдумщик такого рассказа вряд ли изобразил бы своего героя, ищущего жену в описанных здесь обстоятельствах, потому что, насколько нам известно, таковым не был обычай того или какого-то другого времени, или какого-то народа. Описанный здесь порядок был во всех отношениях единственным в своем роде.
Лишь недавно исследователи Библии узнали, почему все было устроено именно так. Очевидно, оно должно было иллюстрировать большой духовный замысел, который в течение более чем восемнадцати веков был в процессе выполнения. Образ отвечает противообразу так, что его нельзя понять по-другому.
Авраам изображал небесного Отца, Исаак изображал Господа Иисуса (его сорок лет изображали надлежащее время), а Елиезер изображал Святой Дух. В свое время Отец послал Святой Дух собрать избранное общество, из которого будет состоять Невеста, Жена Агнца. Как в образе Авраам не взял жену для своего сына из язычников, так в противообразе Бог не выбирал Невесту Христа из язычников. Как Елиезер пошел к родственникам Авраама, верующим в Бога, так Святой Дух был послан только к верующим, чтобы выбрать из них класс Невесты.
КЛАСС НЕВЕСТЫ ПЕРВОНАЧАЛЬНО ИЗ ИУДЕЕВ
Иудеи были в общности с Богом под Заветом Закона, и изначально Святой Дух пришел только к ним. Позже, в Божьем провидении, двери были открыты язычникам. Это было не в смысле принятия всех язычников к классу Невесты, а лишь в смысле позволения им слышать Евангелие, чтобы, услышав и ответив, они как верующие могли приблизиться к Богу и получить позволение присоединиться к классу Невесты (когда полностью посвятятся Богу) – противообразной Ревекки, подверженной испытаниям и опасностям путешествия к противообразному Исааку. С этой точки зрения нынешнее исследование является не только замечательным и интересным, но и весьма поучительным.
РЕВЕККА У КОЛОДЦА
Слуга Авраама, верный своему поручению, верный отцу и сыну, настойчиво искал ту, которая отвечала бы желанию Авраама, уверенный, что Исаак, наследник столь драгоценных обетований, должен иметь соответствующую спутницу и помощницу. Когда он пришел к указанному месту, в город брата Авраама Нахора, то проявил осторожность. У колодца он встретил Ревекку, дочь Вафуила, внучку Нахора, которая ухаживала за овцами. Это истолковывается таким образом: те, кого достигает святой Дух с предложением стать сонаследниками с Христом, каким-то образом связаны со служением Божьим овцам – Божьему народу, – давая им воду из колодца, который символически означает подкрепление из Библии и ее слова жизни – “воду жизни”.
Первым испытанием, которому подверглась девушка, была ее готовность дать воду. Елиезер попросил напиться. Ревека ответила: “Пей, и верблюдов твоих я напою”. Здесь проявился дух великодушия – служение. Так и Святой Дух показывает, что те, из кого будет состоять Невеста Христа, должны иметь кротость и смирение как первоочередные черты для принятия Господом к высокому призыву.
Елиезер тотчас поспешил вложить на Ревеку украшения, которые символизируют духовные благословения, получаемые теми, которые первыми внимают Духу Господа и показывают готовность и кротость. Елиезер был принят в дом. Близкие Ревекки получили благословения духа, которые получила она. И все они, представляя домочадцев веры, радовались с ней.
Елиезер немедленно сообщил о своем деле. Он был здесь с особой миссией и поведал о ней. Он объяснил, что Авраам очень богат и сделал Исаака наследником всего, что имел, и послал его, своего слугу, найти подходящую невесту для Исаака. Под руководством Божественного провидения он встретил Ревекку и поверил, что она является Господним выбором для сына его господина. Теперь возник вопрос: захочет ли она принять предложение или отвергнет его, и тогда ему придется искать другую? Вопрос был поставлен самой Ревекке: пойдет ли она в далекую страну под руководством Елиезера и станет женой Исаака? Та сразу ответила: “Пойду”.
Все это хорошо представляет вопрос, который появляется перед призванными стать Невестой Христа. Они слышат, что Он – “Единородный от Отца, полный благодати и истины”. Они слышат, что Он – Господь всех, Наследник “великих и драгоценных обетований”. Они узнают, что союз с Ним будет означать наслаждение общностью с Ним навеки и участие с Ним во всем Его величественном и замечательном будущем. Такие, должным образом рассудив, отвечают немедля, как ответила Ревекка: “Пойду”.
Ревекке нелегко было оставить дом своего отца, свой народ, свою страну, которую она так хорошо знала. Также это много означает для всех, кто принимает призыв Отца через Святой Дух и становится членом Невесты Христа. Пророк обращается к таким, говоря: “Забудь народ твой и дом отца твоего. И возжелает Царь красоты твоей; ибо Он Господь твой, и ты поклонись Ему”.
Лишь чистосердечная любовь к Господу и хорошо основанная вера в “великие и драгоценные обетования” приведет нас к концу путешествия, радующихся в предчувствии быть окончательно принятыми в славу с нашим Возлюбленным, Царем Славы. Мы должны помнить, что в течение Евангельского века миллионы людей слышали послание Святого Духа, приглашающее к членству в классе Невесты, но не все без промедления сказали: “Да, пойду”. Ревекка образно изображает лишь тех, которые будут успешными, окончательно сделают свое звание и избрание твердым и станут членами Невесты, жены Агнца.
БОЛЬШЕ ДРАГОЦЕННОСТЕЙ ДЛЯ РЕВЕККИ
Другая часть рассказа повествует о том, что когда Ревекка решила принять предложение выйти за Исаака, Елиезер взял от сокровищ и дал ей еще другие ценные украшения. Какой замечательный образ! Класс Невесты получает благословение Святого Духа вначале и впоследствии. Благословение впоследствии приходит к тем, кто твердо решил быть Господним любой ценой – “следовать за Агнцем, куда бы Он ни пошел”. Они получают еще больше благодатей Святого Духа. Как говорит апостол, мы прилагаем к нашей вере старание, рассудительность, терпение, опыт, надежду, радость, любовь. И каждая из этих драгоценностей характера, в той мере, в какой мы вкладываем их на себя, увеличивает красоту нашего характера.
По горам и долинам, в зной и во мгле верблюды наконец привели Ревеку к концу ее путешествия. Так и с противообразной Ревеккою. Становящиеся ею отправились путем повиновения и самоотречения, оставив дом своего отца Адама. После принятия предложения Святого Духа и решения идти ко Христу они тотчас берут свой крест и следуют за Ним. При солнечном свете и во мраке (испытаниях и трудности пути) они странствуют сквозь столетия этого Евангельского века.
Как Елиезер безопасно привел Ревеку и ее служанок к концу их путешествия в присутствие Исаака в Беэр-лахай-рои, так Святой Дух будет руководить Церковью до конца путешествия, до присутствия, parousia, Христа. Верблюды, которые несли сокровища и драгоценности к дому Ревеки, а затем привезли ее, ее служанок и Елиезера к дому Исаака, кажется, должным образом представляют Священное Писание, которым ведомы верные и которое является орудием, посланным Отцом и Сыном для утешения и поддержки будущей Невесты в ее путешествии.
Как Елиезер встретил Ревекку у колодца, у воды, которая символизирует Истину, так и Ревекка в конце путешествия встретила Исаака у колодца Лахай-рои.
По обыкновению того времени она спустилась с верблюда, взяла покрывало и накрылась, чтобы встретить Исаака. Так Священное Писание говорит нам о том, что Церковь должна перейти за Завесу, прежде чем будет полностью принята противообразным Исааком ко всему предсказанному святому единству.
Служанки Ревекки, без сомнения, образно изображают благословенных посвященного класса, которые сопровождают класс Невесты, но не живут согласно своим полным привилегиям и возможностям. Благословение, сказанное Ревекке: “Да родятся от тебя тысячи тысяч”, представляет будущее Церкви. Как Искупитель в Своем Мессианском Царства станет Отцом, Жизнедателем, тысяч миллионов из рода Адама, купленных Его драгоценной кровью, так Церковь, Его Невеста, станет матерью тех же тысяч миллионов людей в том смысле, что будет заботиться и ухаживать за ними, помогать им идти к полному совершенству.
R5187 (1913 г.)