ДРЕВНИЕ ДОСТОЙНЫЕ
Евреям 11: 1-19

“На Тебя уповали отцы наши; уповали, и Ты избавлял их” (Псалом 21: 5).

Св. Павел в этой лекции рисует яркие картины чудес, совершаемых верой в древние времена, а затем приводит частичный перечень героев тех битв веры, а также сжатое словесное описание характера их триумфов. Широкая основа для его исследования находится в первом стихе этой лекции: “Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом”. Как вода не настолько твердая, чтобы ходить по ней, разве что она замерзнет в виде льда, так и взгляд на что-то, в простом смысле слова, не достаточный как основа для нашего доверия и дальнейшего продвижения, разве что он окрепнет, кристаллизуясь в виде прочной веры.
Таким образом, мы всегда должны четко различать между легковерностью и верой: легковерностью, которая достойна порицания, и верой, которая достойна похвалы. Кристаллизованная вера, которая безопасно перенесет нас над сыпучими песками невежества и суеверий и благополучно приведет к цели, определенной для нас Богом, нуждается в чем-то больше, чем в простых человеческих уверениях, чем в нашем собственном или кого-то другого представлении. Настоящая вера ищет убедительного Послания от Господа. Она нуждается в усердии в своей стремлении найти такое Послание. Тогда она становится основанием, то есть доказательством, невидимого.
С такой верой в Бога и в Его обетование, что Он даст Израилю землю Ханаан, двое старейшин, посланных разведать землю, принесли хорошее известие. Их товарищи, которым не хватило веры, увидели только силу хананеян и принесли неудовлетворительное известие. Верой мы воспринимаем слова о Божественной Силе, которая создала планеты, упорядочила века и эпохи в человеческих делах и принесет последствия, неясные в начале и различимые только для глаз веры.

АВРААМ, ЕНОХ И НОЙ

Верой Авель принес Господу лучшую жертву, чем Каин, и через принятие его жертвоприношения получил свидетельство, что он угоден Богу. Его принятие по-прежнему свидетельствует в его пользу, хотя он мертв. Вера Авеля, несомненно, была следствием желания держаться ближе Бога – понимать, чем является грех и почему пришло наказание смертью. Ведомый верой, он принес в жертву животных, которые изображали лучшие жертвы, через которые окончательно удастся достичь примирения между Богом и человечеством.
Благодаря своей вере Енох был перенесен, чтобы не видеть смерти. Он “ходил пред Богом.. и.. Бог взял его”. Рассказ о перенесении Еноха подтвержден не раз, и мы можем принять ее верой. Ничего не сказано, куда он взят, за исключением того, что он не был взят на небо (Иоан. 3: 13). Напротив, мы знаем, что Бог мог сохранить его жизнь в течение всех этих столетий как иллюстрацию того, как человеческая жизнь могла быть продлена Божественной силой, если бы не приговор смерти, вынесенный Богом человечеству. Понятно, Енох не может быть исключением под этим проклятием. Он находится под приговором смерти и может прийти к полному совершенству и Божественному оправданию к жизни только благодаря заслуге Искупителя, как и другие.
Вера Ноя проявилась в повиновении построить ковчег в то время, когда не было никакого повода вести такое строительство, потому что капля дождя не упала от создания человека до той поры (Быт. 2: 5). Бог благословил его веру и дал через него благословение его семьи.

КТО НЕ ИМЕЕТ ВЕРЫ, ТОТ НЕПРИЕМЛЕМ ТЕПЕРЬ

Св. Павел утверждает категорически: “Без веры угодить Богу невозможно”. Судя по этому выражению, мы можем сказать, что всякий нравится Богу настолько, насколько он имеет веру, и не нравится настолько, насколько ему недостает веры. Бесспорно, перед нами стимул к росту в вере, поскольку весь Божий народ стремится быть угодным в Его глазах.
Но вера не одинаково легко дается всем людям. Для некоторых вера в Бога и Его обетования может отождествляться с абсолютным знанием, и с этой верой-знанием они могут осмелиться на что угодно и действительно осмеливаются на это. Однако это верно не обо всех. Многие имеют меньше веры, и, невзирая на это, дальше являются Божьими детьми и нуждаются в молитве: “Умножь в нас веру!”. Они должны пытаться подражать вере других; их следует подбадривать, напоминая о том, как их вера уже не раз получала награду. Однако есть еще другие, для которых вера кажется абсолютно невозможной. Они неспособны верить ни во что, находящееся за пределами их пяти органов восприятия. Они никогда не развили шестого чувства – веры, доверия к Господу.
Что мы скажем о них? Будут ли они по причине этой естественной унаследованной черты лишены Божественной милости на всю вечность, потому что не были угоды Богу из-за того, что Ему “без веры угодить невозможно”? Священное Писание так не учит. Оно учит, что наступает время, когда под властью милостивого Царства Мессии “земля будет наполнена ведением Господа”, которое получат все классы. Это не будет зависеть от веры, ни только от тех, которые могут проявлять веру. Путь будет таким чистым и выразительным, что ни один путник или простак не ошибется, пытаясь найти, познать и оценить Истину.
Но в настоящее время вера, судя по Божественному замыслу, – неотъемлемая вещь, потому что Отец ищет особенный класс, чтобы тот был единомышленником, Невестой и Сонаследницей Его Сына. Поскольку такие должны занять очень ответственное положение, очень почетное, связанное с большой службой, нужно, чтобы они во всем подверглись искушению и испытанию. Их вера во Всевышнего должна быть безусловной. Похожим образом, как мы увидим, Бог приготовил особенный труд для Древних Достойных, упомянутых в нынешней лекции, и признал достойными быть занятыми этим трудом только тех, кто способен показать большую веру в Него и Его Слово.

АВРААМ ОЖИДАЛ ГОРОД

Переходя к Аврааму, св. Павел перечисляет разные шаги его веры. Он ответил на призыв и отправился в Ханаан, не зная конкретно, что его ожидает. Верой он временно находился в Земле Обетованной, как чужестранец, проживая в шатрах, как впоследствии проживал Исаак и Иаков, участники того же Обетования, наследники через него. Сарра также показала веру. Апостол утверждает, что это помогло ей стать матерью Исаака и приобщиться к Обетованию, утверждающему, что семя Авраама через нее будут как песок на морском берегу – бесчисленным.
Подытоживая (ст. 13), св. Павел говорит, что все эти благородные характеры умерли в вере, не получив обещанного. Они радовались тем, что верой смотрели издалека. Эта вера была такой сильной, что они были готовы оставаться пилигримами и чужестранцами, кочевниками. Их странствование свидетельствовало о том, что ни один из городов и ни один из краев, через которые им приходилось переходить не раз, не были удовлетворительными для них. Но они не показывали неудовлетворения в том значении, что хотели вернуться на свою предыдущую родину, Харран. Они лишь искали лучшую страну, небесную страну, “ожидали города, имеющего основания, Зодчий и Строитель которого – Бог” (ВоП).
На первый взгляд, существует повод думать по-разному относительно значения этих слов апостола. Хотел ли он сказать, что Авраам, Исаак и Иаков стремились найтись в небесной стране? Имел ли он в виду, что они искали места в Небесном Иерусалиме, как ищет этого Города – Царства Мессии – Невеста, Жена Агнца?
Мы так не думаем. Они не имели небесных обетований, о которых могли бы думать. У них не было Божьего Слова, которое давало бы им хотя бы намек на изменение природы из человеческой на духовную. Все их обетования касались земли, были земными: “Ибо всю землю, которую ты видишь, тебе дам Я и потомству твоему навеки” и т. д. Мы считаем, что страной, которую они искали, является Рай, столь близкий теперь, где “возвеселится пустыня и сухая земля, и возрадуется страна необитаемая и расцветет как нарцисс”, где “пробьются воды в пустыне”, и благословение Господа вытеснит проклятие греха и смерти. Вот эту страну Бог хочет сделать наследством для всего человечества, когда люди вернутся к согласию с Божественной волей во время Мессианского царствования праведности.
Когда мы читаем, что Авраам “ожидал города, имеющего основания, Зодчий и Строитель которого – Бог” (ВоП), наш ум поневоле обращается к Новому Иерусалиму, Божьему Граду, который окончательно снизойдет от Бога на землю. Но это не будет буквальный город. Весь отрывок символический. Новый Иерусалим будет Мессианским Царством. Это будет столица, центр Правительства, общепризнанного общественного строя на земле. От него выйдет Закон Бога, знание о Боге, благословение от Бога. От него будет исходить власть и полномочия, которые в течение тысячи лет будут руководить миром в праведности, свергая грех, смерть и все, что симпатизирует греху, и поднимая всех, кто возлюбит праведность и Правду.
Новый Иерусалим – это, прежде всего, Церковь в славе на духовном уровне, Царство, Божье правление, которое будет исходить от Мессии. Но оно также будет иметь своих земных представителей. Те, о ком св. Павел здесь упоминает, кто был верен в свое время – Авраам, Исаак, Иаков, пророки и все Древние Достойные, – будут князьями на земле (представителями невидимого Мессии и Его Невесты) и будут иметь поддержку со стороны их власти и полномочий (Пс. 44: 17).
О них Иисус сказал: “Увидите Авраама, Исаака и Иакова и всех пророков в Царствии Божьем”. А о Себе Он сказал: “Еще немного, и мир уже не увидит Меня”. О Церкви апостол говорит: “Мы.. будем подобны Ему”. Мы все должны измениться. Плоть и кровь не могут унаследовать Царства Небес на духовном уровне.
В то время Авраам, Исаак, Иаков и все верные прошлого ожидали обещанного воскресения мертвых, которое должно произойти под властью Правительства Мессии, – правительства, символически представленного городом, как Санкт-Петербург представляет Россию, Париж – Францию, Лондон – Великобританию, Берлин – Германию, а Вашингтон – Соединенные Штаты.

R5188 (1913 г.)