[R5199]
ВРАТА НЕБЕСНЫЕ
БЫТИЕ 28: 10-22
“И вот Я с тобою, и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдешь” (стих 15).
В нашем уроке речь идет о патриархе Иакове. Ему было около сорока лет, когда он ушел из дома, оставив все семейное имущество, которое принадлежало ему по праву первородства. Он считал все земные владения ничтожными по сравнению с великим Обетованием, данным Аврааму, наследником которого он стал. То, что его брат Исав не заботился о духовном Обетовании и был вполне доволен тем, чтобы получить земное наследство Исаака, видно из последующей истории.
Иаков, направляясь в Харран, наткнулся на маленький городок Луз. По обычаю многих жителей Палестины сегодня он не стал просить ночлега, а просто положил камень вместо подушки, завернулся в верхнюю одежду и лег в тихом месте спать. Он всегда был домоседом, увлеченным мыслями, любимцем своей матери; и, хотя теперь он был уже взрослым, мы должны помнить, что в то время люди жили дольше и взрослели медленнее, примерно в два раза. Практически он только вступал в пору взросления. Его глубокие религиозные убеждения, его вера в Бога его отца и деда, его желание получить удел в Божественном благословении сделали его изгоем. Несомненно, он чувствовал тоску и сердечную боль, ведь он покидал единственных друзей, которые были у него в этом мире, и отправлялся в путь практически без денег, надеясь наняться где-то на службу.
“ИАКОВА Я ВОЗЛЮБИЛ”
Таково утверждение Писания, и оно подтверждается тем, как Господь был с Иаковом, показавшим свое мужество, свою преданность, свою веру. Бог вознаградит его. В то время он нуждался в ободрении, и ему был дан удивительный сон. Во сне он увидел рядом лестницу, уходящую в небо. На ней толпились ангелы, которые спускались и поднимались по ней.
В самом конце лестницы он мысленно увидел Бога Славы и услышал, как Он говорит. Слова эти были чудесными, очень интересными и полными ободрения. Бог дал Иакову заверение, что ему не только обеспечено благословение его отца Исаака, но что Он признал передачу – признал его законным наследником великого Обетования, данного Аврааму, как основы всех надежд, иудейских и христианских, для себя и для всех племен земли.
Божья весть гласила: “Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака. Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему; и будет потомство твое, как песок земной; и распространишься к морю и к востоку, и к северу и к полудню; и благословятся в тебе и в семени твоем все племена земные; и вот Я с тобою, и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдешь; и возвращу тебя в сию землю, ибо Я не оставлю тебя, доколе не исполню того, что Я сказал тебе”.
Эта фраза во многом повторяет ту, которая была дана Аврааму и подтверждена Исааку. Теперь она была подтверждена Иакову. Отныне он находился в отношениях Завета с Богом. Все его усилия были под присмотром (даже больше, чем он мог себе представить), чтобы вместе содействовать ему к наивысшему благу.
НЕ ИУДЕЙ И НЕ ХРИСТИАНИН
Иаков не был христианином; и мы ни на минуту не должны думать, что провидение Господа над ним было такого же рода, как над Церковью Евангельского века. Он не был приглашен стать участником “вышнего звания”. Ему не было обещано изменение природы до небесного состояния через воскресение или каким-либо другим способом. Все обетования, данные ему, были земными, как и те, что были даны Аврааму.
Иаков также не был иудеем. Иудеев еще не было. Нация, впоследствии названная Израилем, а затем известная как народ иудеев, была детьми Иакова. Но они еще не родились. Они стали отдельным народом и нацией не только потому, что были детьми Иакова, но и потому, что были введены в отношения Завета с Богом через Моисея и Завет Закона на Синае.
Таким образом, мы видим, что патриархи, Авраам, Исаак и Иаков, не находясь под заветом Закона и под евангельским порядком, представляли собой отдельный класс. Именно им (и вместе с ними некоторым из благородных пророков и достойных Иудейского века) принадлежали некоторые великие Божьи обетования, касающиеся земли Ханаанской и благословения мира. Не будучи частью духовно зачатой Церкви Евангельского века, они не могут иметь никакого удела с Мессией в Его духовном Царстве, которое вскоре должно связать сатану, свергнуть грех, рассеять тьму и суеверия и наполнить мир познанием Бога. Они не были приглашены разделить это “вышнее звание”.
Однако для них был особый призыв, особое приглашение, то есть обетование, которого не было ни для кого другого. Во исполнение этого Обетования этим патриархам должно быть предоставлено человеческое совершенство в воскресении. Имея превосходство над остальным человечеством, они окажутся компетентными быть князьями, правителями всей земли, представителями Духовного, Небесного, невидимого Царства Мессии.
Таким образом, вместо того чтобы считаться отцами, патриархами, они будут первыми детьми Мессии, первыми, кому Он даст совершенство земной жизни. Так гласит пророчество: “Вместо отцов Твоих [Мессии] будут сыновья Твои [Мессии]; Ты поставишь их князьями [правителями] по всей земле” (Пс. 44: 17).
Следует отметить, что Иисус, говоря о Своем грядущем славном Царстве, сказал: “Не придет Царствие Божие приметным образом [с внешним проявлением]” (Лук. 17: 20). Он также сказал ученикам: “Еще немного, и мир уже не увидит Меня” (Иоан. 14: 19). Когда Иисус описывал, что можно будет увидеть и признать во время Его Второго пришествия и установления Его Царства, Он не сказал ни слова о том, что кто-то увидит Его или кого-нибудь из апостолов в славе Царства. Но Он сказал: “Увидите Авраама, Исаака и Иакова и всех пророков” (Лук. 13: 28, 29).
Иисус и класс Его Невесты – апостолы и святые этого века из каждой нации и конфессии – действительно будут настоящим Царством и будут иметь настоящий надзор и власть. Но они будут невидимы, как говорит Писание. Все они изменятся “вдруг, во мгновение ока” силой Первого Воскресения. Перестав быть земными существами, они станут духовными, Избранными, “причастниками Божественной природы” (2 Пет. 1: 4, ВоП). Как снова заявляет св. Павел, изменение в воскресении должно произойти прежде, чем Церковь сможет войти в славу Царства, так как “плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия” (1 Кор. 15: 50).
ЗНАЧЕНИЕ СНА
Чтобы правильно оценить этот сон или любую часть Евангельского Послания, необходимо помнить, что человек, изначально находившийся в отношениях завета с Богом, был лишен их вследствие непослушания в Едеме. Завет вечной жизни не мог существовать с тем, кто был грешником. “Душа согрешающая, она умрет”.
Но Бог с самого начала запланировал искупление Адама и его рода от этого смертного приговора, проклятия уничтожения. Он не мог принять Авраама обратно в Свою семью, специально устроив осуждение так, чтобы оно могло быть отменено только Искупителем. Завет, заключенный с Авраамом, подтвержденный Исааку, а теперь и Иакову, был только обещанием, что Бог в свое время через их потомков пошлет Искупителя, Избавителя, и через них благословит все племена земные привилегией возвращения к гармонии и общению с Богом как Божьих сынов.
Лестница представляет мысль о прямом общении между Небом и землей, между Богом и человеком. Подножие этой лестницы было рядом с Иаковом. Через его Семя будет совершен этот великий труд по открытию отношений с Богом и людьми. Видение Бога на дальнем конце лестницы и Его ободряющие слова должны были побудить Иакова к верности и оцениванию этого великого Обетования как драгоценной жемчужины, стоящей гораздо больше, чем похлебка, которую он отдал за нее, – да, стоящей гораздо больше, чем дом и его удобства. Сон имел желаемый результат. Иаков был ободрен не только в то время, но и до конца своих дней. Более того, этот сон стал утешением и освежением для всего Божьего народа, который узнал о нем из Библии.
Этот урок применим и к христианам настоящего времени. В более полном свете апостольского учения и под руководством святого Духа мы понимаем, что прежде, чем Авраам, Исаак, Иаков и святые пророки прошлого смогут благословить мир как славное семя Авраама во плоти, должен быть осуществлен другой труд. Этот другой труд осуществит наш Господь Иисус. Смерть святого, непричастного злу, непорочного Божьего Агнца стала основой для полного осуществления плана Божьего милосердия для нашего рода.
В этом Евангельском веке действовала еще другая черта: избранное общество, класс Невесты, сонаследников с Учителем, было призвано из мира из иудеев и язычников, чтобы составить Духовное Семя Авраама. Если эта лестница связи и общения спустилась к Иакову, то еще больше она спускается к Христу и сосредоточена в Нем, Главой Которого является Иисус Христос, а Его верными членами – Церковь.
Когда Иаков проснулся, он не мог прийти в себя. То, что Всемогущий таким образом проявил Свою заботу, благословение и одобрение, а также заверил его в Своей заботе в будущем, показалось человеку, лишенному друзей, удивительным. Он сказал: “Да, действительно, это место можно назвать Божьим Домом и Вратами Небесными!”. И с тех пор Церковь рада, что она известна как Божий Дом – Вефиль. Вскоре этот Вефиль, как великий Храм Бога, сложенный из живых камней, где Сам Иисус – Главный Краеугольный Камень, – станет Вратами Небесными, через которые к человечеству придут все славные вещи, обещанные Богом – Реституция, совершенство, Рай для всех охотных и послушных.
Иаков взял камень, который он использовал в качестве подушки, установил его как памятник и возлил на него масло в знак его святости для Бога. С тех пор его примеру подражали египтяне, устанавливая огромные колонны, устремленные в небо, а также вавилоняне своими шпилями, и христиане шпилями соборов и церквей. Все они, однако, невольно указывают на Небеса и предвещают тот факт, что в скором времени должна появиться лестница, связь между Небом и землей. Этой лестницей будет Мессианское Царство.
Предание говорит нам, что впоследствии камень Иакова был доставлен в Иерусалим и там использован в связи с коронацией иудейских царей. Предание гласит, что этот камень был взят Иеремией, когда вавилоняне разрушили Иерусалим. Предание также гласит, что он был перевезен в Ирландию и некоторое время использовался там для коронации королей. Также говорится, что этот камень сейчас находится в Вестминстерском Аббатстве и служит местом для трона, на котором коронуют британских государей.
R5199 (1913 г.)