[R5200]
ПРИВИЛЕГИЯ МОЛИТВЫ И НЕОБХОДИМОСТЬ В НЕЙ

“Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи” (Евреям 4: 16).

Молитва – общий термин для обозначения всех видов прошений – будь то просьбы, гимна или выражения благодарности и хвалы. Слово “прошение”, кажется, содержит в себе мысль о длительной просьбе, повторяющейся молитве, страстном желании, ожидании, что Господь исполнит наши прошения.

Хорошо сказал поэт: “Молитва – это искреннее желание души, высказанное или невысказанное”.

Первая ссылка на обращение к Богу со стороны человечества связана с жертвами, принесенными Каином и Авелем. Однако они пришли не с прошением к Отцу, а с жертвами, тем самым признавая грех. Одну жертву, символически представляющую жертву за грех, Бог принял; другую Он так или иначе отказался принять.

Две тысячи лет спустя Бог избрал Авраама, чтобы через него исполнилось неясное обетование, данное Еве, и дал ему совершенно четкое обетование, что в нем и его Семени благословятся все племена земные. С Авраамом Бог заключил Завет, который Он повторил потомкам Авраама – Исааку, но не Измаилу, Иакову, но не Исаву. Эти люди имели привилегию молиться, потому что своей верой они были оправданы к общению с Богом.

Со временем эти благословения Божественной благосклонности и благодати распространились на Израиль как народ, и израильтяне приняли эти привилегии в полном смысле этого слова под Заветом Закона, которого Моисей был посредником. С тех пор у них были те же возможности обращаться к Богу, что и у Авраама, Исаака и Иакова. Более того, в некоторых отношениях они находились даже в более благоприятных условиях. У них был типичный День Искупления, в который они типично очищались; и благодаря этому типичному очищению им было позволено приходить к Богу, как это делали Давид, Езекия и другие.

Храм в Иерусалиме назывался Домом Божьим, и люди поднимались в храм, чтобы помолиться. Очевидно, было принято считать, что они не могут молиться везде и всюду. На это указывает разговор нашего Господа с самарянской женщиной. Приносящие прошения были услышаны только тогда, когда они приходили молиться в храм. Самаряне утверждали, что надлежащее место для молитвы находится на горе Гаризим, горе Самарии. Когда женщина спросила Господа об этом, Он дал понять, что иудеи правы, утверждая, что Иерусалим – именно то место, где люди должны поклоняться (Иоан. 4: 20-24).

Иудейский народ, благодаря своему Завету Закона, заключенному с Богом, находился в заветных отношениях с Ним, поэтому ему было позволено молиться Богу. Бог принимает во внимание не все молитвы, а только те, которые приносятся лицами, находящимися в определенном расположении духа и в определенных заветных отношениях. У внешних – даже искренних, честных язычников – не было той привилегии, которой обладал Израиль.

ДОСТУП К ПРЕСТОЛУ БЛАГОДАТИ – ОСОБАЯ ПРИВИЛЕГИЯ

Во время Евангельской эпохи все, кто совершил полное посвящение Богу, стали духовными сынами Бога и могут просить Его как своего Отца, могут смело, с доверием приходить к Престолу Благодати в молитве. У тех, кто не посвятил себя Богу, нет Ходатая, через Которого можно было бы приблизиться к Нему. Приходящие в духе молитвы и с истинным желанием получить те благословения, которые Бог обещал дать, увидят, что молитва – это привилегия, ограниченная определенным классом. Те, кто не считает ее привилегией, могут не приходить, так как Бог еще не сделал никакого предложения миру. Молитва – привилегия Божьих детей.

Корнилий был человеком, искавшим близких отношений с Богом. Хотя он молился в течение нескольких лет и давал много милостыни, его молитвы и милостыня не предстали перед Богом до определенного времени – до тех пор, пока Иисус не умер и не взошел на высоту, чтобы предстать перед Богом за нас (Деян. 10: 1, 2, 4; Евр. 9: 24). Через три с половиной года после креста, в конце времени особой милости для иудеев, молитвы и милостыня этого человека предстали перед Богом, чтобы напомнить о нем. Но даже тогда он должен был послать людей в Иоппию, чтобы пригласить св. Петра прийти к нему домой и научить его, как получить Божье благословение во Христе. Когда Корнилий принял Христа, наш Господь стал его Ходатаем, и на него сошел святой Дух. После этого он получил привилегию доступа к Отцу у Престола Благодати.

Так же обстоит дело с человечеством сегодня. Есть только один способ для каждого воспользоваться привилегией молитвы. Каждый должен признать тот факт, что он грешник, и что доступ к Богу возможен только через Христа. При земном дворе этикет требует, чтобы тот, кто желает быть представленным королю, сначала получил приглашение явиться в его присутствие, а затем в назначенное время явился в определенной одежде. То же самое происходит в Небесном дворе. Никто не может прийти к Богу иначе, как [R5201] через Иисуса Христа. После того, как кто-то принял нашего Господа как своего Искупителя и принес себя в посвящении, наш Господь, как его Ходатай, должен покрыть его недостатки Одеждой Своей Праведности и представить его Отцу. Тогда он будет принят и получит привилегию молиться.

ОБЛАДАТЕЛИ ОСОБЫХ КАЧЕСТВ УМА ЕСТЕСТВЕННЫМ ОБРАЗОМ ПРИВЛЕЧЕНЫ К БОГУ

Возникает вопрос: если мир не может приблизиться к Богу в молитве, то каким же способом Бог привлекает людей? Писание говорит, что никто не может прийти ко Христу, если его не привлечет Отец (Иоан. 6: 44). Ответ в том, что привлечение не может быть осуществлено через святой Дух, потому что мир еще не получил этого Духа. Привлекающая сила, которую Всемогущий использует для человечества, проявляется в разной степени. Одни имеют сильное желание поклоняться Богу, другие – слабое, а третьи вообще не имеют желания. Это различие связано с формой мозга. Люди рождаются с различиями в этом отношении (Пс. 50: 5).

Различные несовершенства отразились на нас еще до нашего рождения, как сказано в Писании: “Нет праведного ни одного”, “потому что все согрешили и лишены славы Божией” (Рим. 3: 10, 23). Все уступают тому критерию, который Богу угодно признать. Но среди людей есть и такие, кто не утратил благоговения, даже если они потеряли что-то по причине разбалансирования ума в результате грехопадения. Возможно, у них хорошо развито такое качество, как совестливость, то есть восприятие справедливости. Такие качества привлекают, склоняют их обладателей к Богу, и они чувствуют, что не могут быть счастливы без Него. Это и есть притягивающее влияние.

Это притягивающее влияние можно проиллюстрировать на примере действия магнита. Если в коробке с опилками разбросать некоторое количество стальных опилок и поднести к их поверхности магнит, то стальные опилки немедленно откликнутся на притяжение магнита. С другой стороны, на опилки это не повлияет; также стальные опилки не отреагируют на другое воздействие, кроме магнита, осуществляемое прямо или косвенно.

Человек был создан по образу Бога. Грехопадение сильно омрачило этот образ, но никто полностью не испорчен. У всех есть неуравновешенный ум, у одних в одну сторону, у других в другую. Когда Истина соприкасается с теми, чьи органы почитания, то есть добросовестности, менее ослаблены, их тянет исследовать ее в надежде приблизиться к Богу. Те, чьи органы почитания и добросовестности более ослаблены, не имеют такого ощущения, и их не влечет к Богу, чтобы найти Его.

Тех, кто лишен этого притягивающего влияния, не следует винить, так как они родились в неблагоприятных условиях. Однако благоговеющие перед Богом получают милость в том, что каждый, кто хочет прийти к Богу, должен проявить веру во Христа, потому что без этой веры не может быть благословения. Поначалу искатель праведности не может ясно осознать это благословение и привилегию. Он просто жаждет познать Бога, и когда он ищет, он находит, и когда стучит, ему открывают (Матф. 7: 7, 8).

Поэтому каждый, кто ищет Бога, найдет Его, как это обещает Писание: “Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам” (Иак. 4: 8). Тем, кто находит путь к Богу, есть за что благодарить, ведь они обладают тем качеством ума, которое побудило их оценить Бога (Иак. 4:8). Лица с определенным характером будут следовать по этому пути и, если будут верны, получат награду. Те же, у кого этого нет, не будут привлечены Господом до тех пор, пока не перейдут в следующий век. Поэтому мы не должны полагать, что каждый привлекается в настоящем Веке.

После того как кто-то привлечен, наставлен и проинструктирован, в действие вступает его воля. Он сам решает, каким путем идти. Когда он видит, что никто не приходит к Отцу иначе, как через Христа, и что условием этого является самопожертвование, этот вопрос предстает перед его мысленным взором. Есть стихи Писания, которые предупреждают его о том, что путь труден, но есть и другие стихи Писания, которые говорят ему о славе, чести и бессмертии в конце пути. Человек сам решает, как ему поступить. Но он не войдет полностью в семью Бога, пока не примет решение и не совершит шаг полного посвящения до смерти. Только тогда он может быть зачат святым Духом и войти в Школу Христа.

МОЛИТВА – ПРИВИЛЕГИЯ ДОМОЧАДЦЕВ ВЕРЫ

Во времена иудейской эпохи иудеи имели привилегию обращаться к Богу в молитве, но в Евангельском веке у них не было такой привилегии. Пока жертвы Дня Искупления приносились ежегодно, они имели привилегию молиться под Заветом Закона, но как только типичные жертвы за грех прекратились, все привилегии, которые обеспечивал им этот Завет, закончились. Поэтому иудеи не имеют доступа к Богу. Они все еще находятся под Заветом Закона, но потеряли эту его особенность, потому что типичное священство перестало признаваться, как только появился антитипичный Священник.

Лишь Церковь Христа в настоящее время имеет особую привилегию приходить к Богу в молитве, поскольку великий антитипичный Первосвященник принес Себя в удовлетворительную жертву за грех, и каждый, кто хочет, может через веру в Него и в соответствии с заветными отношениями жертвы приблизиться к Богу в молитве, ни в чем не сомневаясь.

И хотя только посвященный класс, священство, Новое Творение, поощряется таким образом приближаться к Престолу Благодати с доверием и отвагой, совершенно очевидно, что все, кто в каком-либо смысле принадлежит к “домочадцам веры”, могут в какой-то степени пользоваться привилегиями молитвы, привилегиями благодарения и ходатайства, и могут радоваться миром Божьим в осознании прощения грехов через веру в Примирение.

В Тысячелетнем веке каждая хорошая черта, которой обладает человек, будет для него преимуществом, а каждая плохая черта – недостатком. Но ни одно преимущество не будет настолько велико, чтобы позволить кому-либо подняться без помощи Мессии. Менее деградированные люди не будут вынуждены повторять свои шаги; но там, где требуется большая благодать, она будет оказана. Власть великого Посредника будет приспособлена ко всем условиям, потому что Писание дает нам уверенность в том, что Царство Христа будет учреждено именно с этой целью. Поскольку “нет праведника,  ни одного”, то все должны иметь великого Мессию, Который поможет им вернуться к полной гармонии с Богом.

МОЛИТВА – ВОЗМОЖНОСТЬ И НЕОБХОДИМОСТЬ

Хотя молитва – это привилегия, а не повеление, наше состояние делает ее необходимостью. Из-за падения человека от его первоначального совершенства наша плоть имеет несовершенства, слабости. И все же мы, как Новые Творения, несем ответственность за эти слабости. Единственный способ справиться с этой ответственностью – обратиться к Престолу Благодати и там получить благовременную помощь. Поэтому тот, кто часто обращается к Престолу Благодати в молитве, тем самым показывает, что он осознает необходимость использовать возможность, которую Бог предоставил в его интересах и как его привилегию.

Молитва необходима для благополучия всякого, желающего должным образом пользоваться своими благами и привилегиями. У нас есть орган, отвечающий за почитание, который говорит нам, чтобы мы поклонялись Богу. Если мы отказываемся от этого поклонения, по невежеству или умышленно, наши интересы не могут быть соблюдены. В этом отношении большинство людей в мире не заботится о своих наилучших интересах; но христианин поступает именно так.

Тому, кто бодрствует в должной мере, не составит труда определить, когда ему следует молиться. Если он бодрствует как положено, он постоянно будет видеть что-то, о чем нужно молиться. Если он предвидит неприятности и говорит: “Завтра утром я помолюсь об этом”, то он совершает ошибку. Как только появляется мысль или представление о предстоящей трудности, следует сделать это предметом молитвы. “Стучащему отворят”. Тот, кто ищет Божественное благоволение, найдет его.

Божий народ должен бодрствовать во всех направлениях. Наше время посвящено Господу, и наш долг – следить за тем, чтобы мы отдавали его Ему. Если мы посвящаем свое время Ему, а затем тратим его на чтение романов и другой светской литературы или на игры, то мы используем свое время неправильно, хотя эти занятия не являются греховными. Точно так же мы должны следить за своими искушениями, стараться контролировать себя и защищаться от собственных слабостей, а также слабостей других. Мы также должны следить за Словом Господа, чтобы быть тщательно приготовленными ко всякому доброму слову и делу. Каждое испытание, каждое искушение – это особое испытание, особое искушение. Никто не знает, к чему может привести малейшее искушение. Писание предупреждает нас, чтобы мы были внимательны, потому что то, что может показаться малым, может привести к чему-то большому. Тот факт, что вещь может показаться незначительной, не означает, что она не может стать самым серьезным событием во всей нашей жизни.

Те, у кого больше возможностей для служения, меньше подвержены искушению, чем те, у кого их меньше. Поэтому мы должны быть “в рвении не ленивы”, но “быть горящими в духе, служа Господу” (Рим. 12: 12, ВоП). Бодрствовать против мира и его искушений, против нашей собственной плоти и ее слабостей, против противника [R5202] и его заблуждений – эти обязанности позволят нам быть достаточно занятыми.

Мы также должны следить за знамениями времени. Во дни нашего Господа Он упрекнул некоторых за то, что они не узнали времени своего посещения. Он сказал: “Лицо земли и неба распознавать умеете, как же времени сего не узнаете?” (Лук. 12: 56). Если мы слишком заняты работой или развлечениями, чтобы иметь время изучать и бодрствовать должным образом, мы оказываемся в затруднительном положении.

БОДРСТВОВАНИЕ ДО МОЛИТВЫ ПОХВАЛЬНО

Одно дело – быть искушаемым, и совсем другое – впасть в искушение. Наш Господь был “подобно [нам] искушен во всем, кроме греха”, но Он ни в чем не уступил искусителю. Так должно быть и с нами. Мы должны противостоять дьяволу, бодрствовать и молиться, чтобы не поддаться искушению. Если мы небрежны, если мы думаем: “О, небольшая поблажка в этот раз не повредит нам!”, мы в опасности. Единственная безопасная позиция для нас – постоянное бодрствование и постоянная молитва, потому что если мы попадем в искушение, то не знаем, чем это может закончиться. Как метко сказал кто-то: “Мы не можем помешать птицам летать у нас над головой, но мы можем помешать им гнездиться на ней”.

В ночь, когда был предан наш Господь, св. Петр был одним из самых уверенных в себе апостолов. Он сказал Господу: “Если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь” (Матф. 26: 33). Он не знал, сколько в нем было слабости; поэтому, когда Господь бодрствовал и молился в ту памятную ночь, св. Петр заснул одним из первых! Впоследствии именно он отрекся от Господа, и отрекся с проклятием!

Мы помним слова Господа, обращенные к св. Петру: “Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу, но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя” (Лук. 22: 31, 32). Та же смелость св. Петра привела его в ловушку, расставленную перед ним противником. Это качество он проявил, когда вышел во двор дома и смешался с теми, кто там находился. Св. Иоанн, который сопровождал его, был родственником одного из священников. Св. Петр, которого по его речи узнали как галилеянина, был достаточно смел, чтобы войти, даже после того, как отсек ухо одному из слуг священника (Иоан. 18: 15, 16).

Господь предсказал, что произойдет: “Петр, не пропоет петух сегодня, как ты трижды отречешься, что не знаешь Меня” (Лук. 22: 34). И когда это произошло в ночь суда, св. Петр вспомнил слова Иисуса и “выйдя вон, горько заплакал” (Лук. 22: 62). Если бы он не сделал этого, мы не знаем, что могло бы с ним случиться. Плач показал, что отречение было всего лишь результатом слабости плоти.

Св. Петр мог занять неправильную позицию. Он мог сказать: “Я имел право отстаивать свою жизнь и не быть замешанным в этом деле”. Таким образом, он мог попасть в неправильное состояние сердца. Но его подверженность этой злой склонности к самосохранению доказала, что, несмотря на трижды повторенное отречение, он в глубине души был верен своему Учителю. Так же и с нами: тот, кто сопротивляется малейшему искушению, тем самым укрепляет свой характер, чтобы быть способным противостоять значительно большим искушениям.

Рассказывают поучительную историю, которая иллюстрирует мудрость того, как не впасть в искушение. У человека, который хотел нанять кучера, было для этого несколько претендентов. Когда их позвали, он спросил: “Как близко вы можете подъехать к краю обрыва, чтобы не было несчастного случая?” Один ответил, что может подъехать на расстояние фута, не боясь упасть; другой решил, что может безопасно подъехать на расстояние шести дюймов от края, и так далее. Наконец, один человек, который молча слушал остальных, сказал: “Я не знаю, как близко к краю обрыва я мог бы безопасно проехать, но я точно знаю, что буду держаться от него подальше”. Этот человек и был принят.

Это принцип, по которому мы должны действовать. Тот, кто держится как можно дальше от искушения, находится в безопасности. Тот, кто слишком уверен в своих силах и умении и подходит слишком близко к опасной черте, может поскользнуться на краю. Давайте всегда молиться о том, чтобы не впасть в искушение; давайте также бодрствовать, чтобы держаться подальше от опасности.

МОЛИТВА О НАСУЩНОМ

В Свой последний вечер с апостолами Господь сказал им: “Доныне вы ничего не просили во имя Мое; просите, и получите, чтобы радость ваша была совершенна” (Иоан. 16: 24). Несомненно, есть особое благословение для тех, кто ищет исполнения Его обетования. Наш Господь сказал однажды, что Небесный Отец с большей готовностью даст святой Дух тем, кто просит Его, чем земные родители дают хорошие дары своим детям (Лук. 11: 13). Он не имел в виду, что мы должны обязательно произносить слова: “Дай нам святой Дух”, или что мы должны молиться о благословении Пятидесятницы, как это делают некоторые благонамеренные друзья, но что мы должны просить о духе Истины, о здравом уме, о мудрости, приходящей свыше.

Мы недостаточно мудры, чтобы правильно вести свои дела. Нам сказано: “Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, – и дастся ему” (Иак. 1: 5). Эта мудрость, кажется, особенно необходима нам, слугам Бога, чтобы слова наших уст и помышления нашего сердца были благоугодны в глазах Господа (Пс. 18: 15).

Господь наставлял Своих учеников: “Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом” (Матф. 6: 31, 32). Его слова, кажется, подразумевают, что мы должны отличаться от мира. Люди готовы просить и молиться о всех мыслимых благословениях – о разной пище, домах, деньгах и прочем! Они не могли бы молиться о духовных вещах, потому что они не ценят такие дары. Не уподобляйтесь им.

Почему же тогда наш Господь в Своей молитве сказал: “Хлеб наш насущный подавай нам на каждый день”? Это нечто совсем другое, нежели молитва о конкретных вещах. Господь обещал, что если мы будем верны, то хлеб наш и вода наша будут непременно даны нам (Ис. 33: 16). Мы не будем оставлены. Очень правильно, что мы признаем Господа как Подателя всех благ. Согласно Его обетованию, мы надеемся, что Он даст нам пищу и одежду. Что бы мы ни имели, мы признаем свою зависимость от Господа в том, что Он дает нам, и не просим ничего сверх того.

Чем больше мы продвигаемся в духовном развитии, тем меньше нам хочется диктовать Господу, и тем больше мы уверены в Его Мудрости и больше верим Его обетованиям. Самое большее, что мы должны делать, – это упоминать Ему об этих обетованиях об обеспечении насущным и о нашем доверии к ним. В одном мы можем быть уверены: Господь, призвавший нас быть Его последователями, держит нас под Своим надзором и позаботится о том, чтобы все содействовало нам ко благу. Если Он призывает нас быть членами Тела Христа, то ни недостаток пищи, ни что-либо другое не может помешать нам иметь полную возможность сделать наше звание и избрание твердым.

О тех, вокруг кого ополчатеся ангел Господень (Пс. 33: 8), можно сказать, что их жизнь замечательна. Господь направляет Свою Церковь. Неужели вы думаете, что Он допустит потерю жизни из-за несчастного случая или болезни, прежде чем мы успеем выполнить условия Его приглашения? Конечно же, нет! Поэтому “не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих” (Матф. 4: 4). Мы доверяем Божьим обетованиям. Он исполнит в нас Свою Божественную цель, если мы будем пребывать в Нем, а Его Слово будет пребывать в нас, и если мы будем верны в послушании.

Редактор не помнит, чтобы он с детства просил у Господа физической силы или здоровья. Он знает, что, бывало, его физическая сила оказывалась невелика и при этом были возможности для служения, которые, казалось, требовали больше сил, чем у него было. Тогда он с удовольствием обращался к Господу в молитве и говорил, что он надеется, что необходимая сила и все остальное, что Господь сочтет нужным дать ему, будет обеспечено. Но если Господь сочтет нужным, что он не сможет сделать удовлетворительное представление Истины, то он все равно сделает все от него зависящее, а остальное оставит Ему, зная, что все, что Господь позволит, будет лучшим опытом для него.

Такого отношения всегда было достаточно. За сорок лет активного служения он ни разу не пропустил собрание из-за недостатка сил, хотя бывали случаи, когда его друзья говорили: “Ты не сможешь держать речь сегодня!”. Он неизменно отвечал: “Если Господь даст мне силы, я пойду на собрание и буду доверять Ему, что Он даст мне силы говорить”. Однажды он чуть не упал в обморок на сцене, но достаточная благодать всегда была его уделом. Пока он остается по эту сторону завесы, он намерен выступать при каждом удобном случае, разве что не будет в состоянии сделать это. Он уверен, что если Господь даст ему возможность выступить, Он также обеспечит необходимую силу.

О ЧЕМ МОЛИТЬСЯ?

Когда мы вспоминаем, что св. Иаков сказал о некоторых из своих современников: “Просите, и не получаете, потому что просите не на добро” (Иак. 4: 3), мы чувствуем, что нам следует быть осторожными в своих просьбах. Наш Господь наставлял апостолов, что очень важно пребывать в Нем и следить за тем, чтобы Его слова пребывали в нас, если мы хотим, чтобы наши молитвы были услышаны. Вот Его слова: “Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам” (Иоан. 15: 7). Другими словами, прошения по воле Господа [R5203] будут услышаны, а прошения, противоречащие Его воле, останутся без ответа.

Эгоистичные просьбы о земных вещах не являются правильной молитвой. Многие христиане в обязательном порядке говорят Господу о том, что они хотели бы, чтобы Он сделал для них – чтобы столько-то человек обратилось к Нему на собрании, чтобы это собрание процветало и т. д. Наши молитвы должны быть более возвышенны. Просьбы о насущном должны быть представлены как бы вскользь. Мы должны стремиться жить так, чтобы быть угодными Господу, и должны быть благодарны за все, что Его провидение может дать нам – много или мало.

Уже было сказано, что молиться обо всем, что Бог готов дать, вполне уместно. Мы можем молиться о святом Духе, о большей любви, большей мягкости, большей доброте, большей мудрости свыше. Мы можем молиться о том, чтобы все это содействовало нам ко благу, поскольку Он обещал, что так и будет. Мы можем молиться о руководстве от Господа, как будет лучше в Его глазах. Но мы не можем указывать Ему, что делать, потому что у нас нет возможности узнать Его волю об этом в целом.

Наш Господь не молился повелительным тоном. В Своих прошениях Он говорил: “Не Моя воля, но Твоя да будет” – “Нет у Меня Своей воли, ибо Я отказался от Своей воли и хочу, чтобы исполнилась Твоя воля”. Это молитва полного подчинения. Это не означало, что наш Господь не молился с верой или что Он не получал желаемого. Он стремился узнать волю Отца и узнал, что по Его воле Он должен испить чашу страданий до дна.

Если мы будем смиренны, то наши молитвы будут больше благодарственными. У нас будет еще больше желания идти по стопам Учителя, желания, чтобы в нас исполнилась Его воля, а не то, о чем мы могли бы говорить Ему. Все будет происходить по Его плану, который сбудется и который Он не изменит ни для нас, ни для кого-либо другого в этом мире. Достигшие такого уровня христианской жизни поймут, что нет необходимости молиться, чтобы Бог спас того или иного человека, ведь разве Он не обещал спасти всех людей на земле, которые придут к Нему назначенным Им путем?

Рассмотрим случай с Савлом из Тарса. Он стремился исполнять Божью волю, но стал слеп. После того как Бог открыл ему глаза на реальные обстоятельства происходящего, он пошел правильным путем. Савл был святым человеком как до принятия Истины, так и после; но просвещение, которое он получил, научило его лучше исполнять Божью волю. Если бы он не был избранным сосудом Господа, с ним бы такого не произошло, а было бы как с Симоном волхвом.

ОТВЕТ НА МОЛИТВУ ОТСРОЧЕН ДЛЯ НАШЕГО БЛАГА

Среди некоторых христиан весьма поощряется молитва до изнеможения, борьба с Богом, как Иаков боролся с ангелом. Часто эти люди так много молятся, что пренебрегают исследованием, что во многом им во вред. Писание наставляет нас исследовать, чтобы представить себя одобренными Богу (2 Тим. 2: 15) и не стремиться получить что-то чудесным путем, а скорее разумным. Люди, которые молятся подобным образом, поступают примерно так же, как пророки Ваала во времена Илии. Те бегали вдоль жертвенника, резали себя камнями и взывали к своему богу, чтобы он поглотил огнем жертву (3 Цар. 18: 26-29).

Пророк Илия, напротив, был очень спокоен. Он поклонялся разумному Богу, к Которому не нужно было вопить, чтобы привлечь Его внимание. Когда пришло время Илии помолиться, он сделал это без лишних слов, говоря по сути (3 Цар. 18: 36-38).

В этом повествовании есть урок для христиан. Некоторые, неправильно понимая Божественный Характер и План в целом, молятся о том, о чем не следует молиться, и пренебрегают просьбами о правильных вещах. Если мы пребываем в Господе и Его слова пребывают в нас, мы будем знать, о чем просить; и мы будем так внимательны к нашим просьбам, что не будем просить не на добро.

Если чья-то молитва, кажется, не получила ответ, не следует падать духом и прекращать молиться. Наш Господь говорит, что мы должны молиться и не унывать (Лук. 18: 1-8). Небесный Отец может привести нас в такое состояние сердца, в каком мы сможем оценить Его благословение. По Божьей воле ответ может быть отложен для нашего наивысшего блага.

Три тысячи девятьсот лет тому назад Бог обещал Аврааму, что он получит землю Ханаанскую, и что в его Семени благословятся все племена земли. Это обетование еще не исполнилось (Деян. 7: 5). Вот уже более восемнадцати столетий Церковь молится: “Да приидет Царствие Твое! Да будет воля Твоя и на земле, как на небе”. Господь еще не ответил на эту молитву, но мы должны продолжать молиться и терпеливо ждать. У нас есть вера в то, что Бог исполнит обещанное. “Итак ждите Меня, говорит Господь, до того дня, когда Я восстану” (Соф. 3: 8).

Для всех, кто услаждает свое сердце путем Господним, приготовлено большое благословение. Мы стремимся соответствовать Его милостивым обетованиям. Мы бодрствуем и молимся. Господь говорит, что в конце этого Века Он отомстит за Своих избранных. Он избавит их от всякого противостояния со стороны плоти и противника. Он возвысит их и изольет на них благословение, которое обещал. Тогда молитвы будут услышаны. Пока же молитвы продолжают возноситься, искренне, с доверием.

Есть разница между “произнесением молитвы” и молитвой. В молитве мы должны иметь перед мысленным взором определенную просьбу, чтобы разумно искать ответа. Один брат, который внимательно изучал свои мысли, слова и поступки, чтобы выяснить, какая черта характера больше всего нуждается в укреплении, пришел к выводу, что ему необходимо терпение. Через некоторое время он написал: “Я все думал, в чем дело. Я молился о большем терпении, но мои испытания такого характера, что мое терпение действительно становится все меньше. Но в последнее время я начинаю видеть, что Господь отвечает на мою молитву о терпении именно таким образом и допускает эти испытания именно для развития во мне этой черты характера”.

Данный опыт соответствует наставлению апостола: “Примите всеоружие Божие” (Еф. 6: 13). Какой бы ни была наша молитва, мы должны следить за тем, каким образом Господь отвечает на наши просьбы. Такое отношение с нашей стороны демонстрирует нашу веру, доверие и преданность. В свою очередь, наша вера будет укрепляться. Так мы будем угодны Господу благодаря нашему доверию к Нему. Он знает наш путь лучше, чем мы сами. И если в нашу жизнь придет что-то, чего мы не ожидали, мы должны подумать: “Вот урок для нас – терпение, послушание”.

Привилегия Господнего народа – просить, чтобы иметь полноту радости. Мы имеем эту радость и “мир Божий, который превыше всякого ума”, и очень радуемся в надежде на славные вещи, которые Отец приготовил для нас и которые святой Дух открывает нам через Слово. Радостный христианин – это благодарный христианин. Благодарный христианин – тот, кто наилучшим образом использует свою жизнь. Благодаря благодарности сердца он будет лучше подготовлен к Божьему Царству. Менее благодарные, насколько нам известно, также могут обрести Царство. Но неблагодарное сердце не получит Царства.

АТМОСФЕРА МОЛИТВЫ

Слова “непрестанно молитесь”, кажется, эквивалентны утверждению “не переставайте молиться”, – просите непрерывно, как бы находясь в состоянии ожидания. Так или иначе, такое прошение может быть ожиданием ответа. Подобная идея реализуется в суде. Принято обращаться в суд, говоря, что заявитель просит освободить его от такой-то трудности в таком-то деле. Эта просьба может быть отозвана, а может получить ход. Так и с молитвами, которые мы возносим к Небесному Суду. Мы подали прошение, и если стоит просить, то стоит и подождать.

Мы не должны уподобляться язычникам, которые думают, что будут услышат за свое многословие. Мы должны искать прежде всего Божьего Царства. На это должны быть направлены наши молитвы. Какой бы опыт мы ни имели в мире, Небесный Отец может счесть его полезным для нас в достижении небесных вещей Евангелия. Мы не должны прекращать молиться, хотя мы не связаны каким-то суровым законом. Бог не повелевал нам молиться, потому что это было бы по своей природе незыблемым правилом, ослушаться которого было бы грехом. Но мы верим, что Он благословит тех, кто просит. Чем больше мы чувствуем необходимость в чем-то, тем больше мы ценим это, когда получаем. Господь хочет, чтобы мы ценили эти дары, часто обращаясь к Нему с просьбами о них; и когда они придут к нам, мы будем в состоянии принять их и лучше использовать.

У нас есть много причин для благодарности. Сердце, которое благодарит, будет все больше пребывать в благодарном состоянии. Сначала, когда мы начинаем благодарить, мы делаем это за более приятные вещи. Но по мере роста нашего опыта мы находим радость в жизненных невзгодах и гонениях, поскольку эти переживания облагораживают наши сердца и делают их более восприимчивыми к тому, что правильно в сравнении с неправильным – к Истине в сравнении с заблуждением, к чистоте в сравнении с загрязнением.

Мы должны не только часто и регулярно молиться, но и всегда находиться в молитвенном настроении. Божьи дети должны быть в таком расположении сердца, которое в каждом затруднении и в каждом переживании обращается к Господу за Божественным руководством. Как игла поворачивается к полюсу, так и наши сердца должны быть обращены к Господу. Если на нашем пути встречается боль, неприятность или трудность, мы должны взирать на Него. Если есть привилегия служить Господу, мы не вправе считать себя компетентными для этого [R5204] служения, не обратившись прежде к Господу за помощью. Другими словами, молитва христианина должна возноситься не только в начале дня. Атмосфера молитвы должна окружать его постоянно. Это должно быть не просто чувство долга, но осознание великой привилегии.

Те, кто ценит Господа, не могут позволить себе остаться без этой привилегии. Те, кто ценит эту привилегию, радуются тому, что обращаются к Небесному Отцу много раз в день. Мы советуем всем, кто стремится идти узким путем, не забывать об этой привилегии. Но в семье или в комнате с соседом молитва должна быть в такой форме, которая была бы разумной и правильной, в соответствии с лучшим суждением о том, как угодить Господу, и ни в коем случае не должна быть навязчивой.

ВЕРА, УКРЕПЛЕННАЯ МОЛИТВОЙ

Как именно молитвы одного могут помочь другому, мы не можем знать. У нас нет достаточной информации, чтобы глубоко философствовать на эту тему. Можем предположить, что определенное умственное влияние исходит от одного к другому, так же как электрика переходит от одной станции к другой за тысячи миль. Свойства разума – это нечто непостижимое. Мы можем влиять на себя и, в определенной степени, на других. Один ум может влиять на другой без слов, с помощью телепатической силы. Почему Бог допускает это и дает благословения в ответ на молитву, мы не можем сказать. Нам остается только философствовать, строить догадки.

Если мы находимся в Школе Христа, то мы там для того, чтобы нас учили, чтобы мы усвоили определенные уроки жизни. Один из таких уроков – полная, совершенная вера в Бога, абсолютное доверие. Такое доверие проявляется в наших молитвах как за себя, так и за других; и это доверие культивируется нашими молитвами. Богу угодно благословлять эти молитвы и таким образом развивать и укреплять нашу веру. Мы не думаем, что Бог оставит какое-либо важное дело невыполненным, если мы не помолимся о нем, или что ответ на нашу молитву придет, когда мы будем высматривать его; но благословения могут прийти тем или иным путем. Бог вполне способен поруководить любым делом так, чтобы дать благословения либо при нашем содействии и молитвах, либо без нашего содействия и молитв.

У нас есть основания полагать, что, когда мы молимся за других, наши молитвы приносят пользу. Мы знаем случаи, когда молитвы получили ответ самым замечательным образом. Слово Господа, кажется, прививает нам эту веру. Божий народ был и остается молитвенным народом. Мы не можем себе представить, как можно быть стойким последователем Христа без молитвы.

ЗА КОГО МЫ МОЖЕМ МОЛИТЬСЯ?

Мы понимаем, что неразборчивые молитвы о здоровье в Евангельском веке были бы неуместны, и что первые исцеления Века совершались только посредством дара исцеления; что этот дар прекратился со смертью апостолов после выполнения своей цели; и что правильными молитвами святых, когда речь идет о болезни, были бы молитвы о прощении грехов, в результате которых наступило бы исцеление. Но мы также видим, что, поскольку рассветает Тысячелетний век (накладываясь на Евангельский век, который завершается), мы должны ожидать, что исцеление и общая реституция начнут проявляться так, как мы это видим уже сейчас. А это позволяет нам спросить: “В свете того, что мы упомянули как учение Библии, и в свете нашего нынешнего местонахождения на рассвете Тысячелетия, за кого мы можем теперь молиться?”.

Отвечаем: святые могут молиться о своем здоровье не больше, чем молился их Учитель. Они не могут просить о привилегиях Реституции, которые посвятили, и не могут просить, чтобы их жертва была аннулирована, а все, что стоило им усталости, истощения, побоев или болезней, было чудесным образом устранено. Но когда они осознают, что их страдания являются наказанием за грехи, они могут чувствовать себя вправе исповедовать свои грехи друг перед другом и молить Бога о прощении. В результате они могут получить исцеление.

Святые, пребывающие во Христе и в которых пребывает Его Слово, могут молиться за других, а не за себя, особенно учитывая тот факт, что сейчас мы находимся в начале Времен Реституции, – то есть в тех случаях, когда они уверены, что их цель – не самовозвышение; когда их желание выздоровления больного не эгоистично, и у них есть основания верить, что восстановленное здоровье будет посвящено добрым делам и будет во славу Богу.

В таких случаях мы можем по просьбе молиться о выздоровлении больного или слабоумного, но не тех, кто из посвященного Малого Стада – жертвователей, Царственного Священства. И даже в таких случаях – при том, что наша вера обязательно должна быть сильной, поскольку мы уверены, что просим из правильных побуждений и в то время, когда Господу угодно даровать начало реституционных благословений, – мы всегда должны говорить, как это делал Учитель в Своих молитвах: “Впрочем не Моя воля, но Твоя да будет” (Лук. 22: 42).

Однако еще не время ожидать всеобщего исцеления и полной реституционной работы, так как это, очевидно, не произойдет до тех пор, пока все Священство не закончит жертву и не войдет со своим Главой и Первосвященником, Иисусом, в славу и совершенства Небесного положения, то есть состояния, образцом которого являлось Святое Святых.

МОЛИТВА О ЦАРЯХ И ПРАВИТЕЛЬСТВАХ

В своем Послании к Тимофею св. Павел говорит: “Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте” (1 Тим. 2: 1, 2). Другие места Писания ясно говорят, что царства мира сего – это не царства нашего Господа (Лук. 19: 11, 12). Они косвенно сообщают нам, что мир не оценит того факта, что все дела нынешнего порядка вещей находятся под наблюдением и заботой сатаны (Матф. 4: 8, 9; Иоан. 14: 30); что Господь не установит Свое Царство праведности до назначенного Им времени. Когда это время придет, все цари, священники и люди будут служить и повиноваться Ему (Дан. 7: 7). Его царствование будет “желанием всех народов” (Дан. 7: 27).

Но Библия дает нам понять, что одновременно нынешним царствам дана возможность увидеть, что они могут сделать в этих условиях (Дан. 2: 37-44). Когда типичное Израильское царство было разрушено и царство было отдано Навуходоносору, это произошло для того, чтобы увидеть, что его царство может сделать. Оно могло быть праведным или неправедным.

И так происходило со времен царства Навуходоносора. Все они – языческие царства, а не представители Бога. Все эти различные царства демонстрируют различные принципы правления. Человечество под этими царствами получает уроки опыта, которые будут ценными для него в будущем. На примере этих царств мы увидели, как люди ведут борьбу за свои права. Иногда они терпели поражение, а иногда побеждали – в зависимости от обстоятельств [R5204]. В этих различных сражениях мы видели, как праведность и неправедность боролись друг с другом; но во всех случаях правила политика.

Под властью всех этих царств человечество показало, что никакое правительство несовершенного человека не может исправить трудности, с которыми сталкивается человечество. Мы не можем отменить грех и печаль, плач и смерть. Если бы только одному царю или одной нации было позволено экспериментировать с человеческим родом, мы бы не знали, что другие нации тоже не могут добиться успеха, будь у них такая возможность. Каждая нация в свою очередь стремится быть универсальной властью и каждая претендует на лучшее правительство, как, например, американское правительство хочет дать лучшее правительство филиппинцам, а Великобритания хочет дать лучшее правительство народу Южной Африки. Что делают цивилизованные народы и языки в менее цивилизованных странах? Что они могут сделать для улучшения условий? Во всех этих странах они во всех своих начинаниях показывают, что доминирует эгоизм.

ВЛАСТЬ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ В ЭГОИСТИЧЕСКИХ ЦЕЛЯХ

Мы видим демонстрацию факта, что если один народ действительно имеет власть благословлять других, он не станет благословлять их, если не будет иметь пользы от этого. Наши цивилизованные народы в языческих странах используют свою власть в корыстных целях, отнимая деньги у своих собратьев. Вместо того чтобы вести их к более возвышенным и лучшим условиям, они, как правило, ведут свои дела на коммерческой основе. И те, которые в большей или меньшей степени использовали других в их нуждах и трудностях, и те, которые из страха позволяли использовать себя, несомненно, извлекут из этих обстоятельств хороший урок.

Бог позволяет народам усвоить различные уроки, прежде чем установить Свое Царство в великой силе и славе. Когда Его Царство будет установлено, контраст между его правительством и всеми остальными правительствами будет настолько заметен, что всем будет чему поучиться. Несомненно, многие, страдавшие от несправедливости, будут лучше подготовлены к тому, чтобы оценить лучшее правительство, когда оно придет.

Тем временем, Божьим людям, призванным стать членами Тела Мессии, не велено говорить: “Эти царства не справляются, и наше Царство покажет, как это делать”. Напротив, мы должны говорить ободряющие слова: “Ваша нация, похоже, делает все, что может. По мере того, как она становится более интеллигентной, она стремится к лучшему правительству”.

СОЧУВСТВИЕ К ТЕМ, КТО У ВЛАСТИ

Мы, принадлежащие к новому Царству, – граждане в чужой стране. Но на нас в той или иной мере влияет состояние дел в этом мире. Мы сочувствуем человечеству. Мы рады, что наступает Новая Эпоха. Перед теми, кто стремится сделать вещи лучше, стоит непосильная задача. Если бы они поручили ее нам, это заняло бы все наше время; а в нынешних злых условиях мы не смогли бы сделать ничего лучшего, чем они. Мы очень сочувствуем [R5205] царям и князьям. Они делают все возможное, чтобы достичь многого, когда грех на каждом шагу.

Наше сочувствие побуждает нас относиться к ним хорошо. И мы можем молиться за них о такой мудрости, которую Бог сочтет наилучшей. Мы не должны просить Бога исцелить одного из них, если он болен. Если у нас есть какие-то средства помочь, мы должны использовать их, но что касается результатов, мы должны помнить, что они находятся в Божьих руках. Мы должны помогать всем, чем можем. Мы не должны указывать, а просто молиться о Божьих благословениях на эти царства.

Мы заинтересованы в этих царствах, потому что заинтересованы в человечестве в целом. Мы хотим жить мирной и благочестивой жизнью, чтобы у нас было больше возможностей для чтения и изучения (1 Тим. 2: 1, 2). Мы рады, что на земле сейчас мир, и мы не намерены ссориться. Мы намерены молиться за этих правителей, так как не верим, что в их сердце кроются темные или злые намерения. Возможно, они пытаются в меру своих знаний сделать то, что будет лучше для всех. Большинство монархов Европы не желают втягивать народ в войну.

БЛАГОСЛОВЕНИЯ НАШИХ ДНЕЙ

Что касается людей, которые поддерживают такое замечательное правительство, какое мы имеем в нашей стране, мы видим, как они назначают лиц для наблюдения за каждым возводимым зданием, как они уделяют особое внимание пожарной службе и службе водоснабжения, чтобы обеспечить хорошее снабжение и чистоту воды, как они заботятся об общем здоровье города, обеспечивая карантин и т. д. и т. п. Те, кто отвечает за систему образования молодежи и госпитали, делают большое дело!

Мы должны задуматься о том, что наши дни – счастливые по сравнению с тем, что было бы, если бы мы жили так, как жили люди во времена варваров. Когда мы видим чудесные вещи, какие происходят сегодня – возведение больших зданий, мостов и другие замечательные усовершенствования, – мы говорим: “Что такое человек! Несомненно, это удивительная часть Божественного механизма! Посмотрите, что он может сделать даже в своем несовершенном состоянии! А что он сможет сделать, когда придет Царство Мессии, которое будет налагать наказания на непокорных и полностью уничтожать тех, кто не придет к согласию с его правилом праведности!”.

Мы рады, что дела идут так хорошо, как они идут. Вместо того чтобы ругать людей, которые являются лидерами, мы предпочитаем думать, что это люди имеют добрые намерения. Мы вполне можем молиться за них безо всяких колебаний в своем уме. И мы можем радоваться и благодарить Бога за то, что эти люди заботятся о нас так хорошо, как они это делают.

Наша молитва к Богу за царей и прочих заключается в том, чтобы Он так управлял и руководил народами, чтобы это было в наибольшем соответствии с Его мудрыми планами для благословения и развития Церкви, которая сейчас избирается. Хотя Бог отдал мир под власть “князя мира сего” до полного окончания Времен Язычников, однако Бог не дал ему неограниченной власти. Человеческий гнев не разрушит Плана Бога; и Он заставит человеческий гнев обратиться во славу Ему, а все, что не будет так действовать, Он укротит (Пс. 75: 11). Это то, что имеет в виду апостол: молитесь о Божьем руководстве и управлении над всеми делами жизни и над правителями до конца, чтобы сохранить благочестие, трезвость и рост Церкви.

R5200 (1913 г.)