Священное Писание говорит о “начале создания Божьего”. Его качества и приметы были теми же, что и сейчас, ведь Писание говорит о Его неизменности – “вчера и сегодня и во веки Тот же” (Евр. 13: 8; Псалом 89: 2, 3).
Полнота Божественного совершенства такова, что для счастья Иегове не нужны товарищи. “Пребывающий вечно” (РБО) полон собственного достоинства. Сотворение ангелов и человека действительно было Его благоволением, потому что, будучи благосклонным, Он желает творить добро, дать способность к наслаждению и предоставить возможность для его удовлетворения. Более того, высшее благо Его творений требует проявления в полной мере всех элементов Божественного характера – Божественной Справедливости, Любви, Силы и Мудрости.
ВЕРА В САТАНУ ОБОСНОВАНА
Высказывание Библии о могуществе Отца гласит: “На всяком месте очи Господни [разум Иеговы]: они видят злых и добрых” (Притч. 15: 3). Это утверждение подразумевает, что есть вещи злые и добрые; вещи, которые Бог одобряет, и вещи, которые Он не одобряет. Эта цитата ближе всего подходит к предположению о вездесущности Бога, содержащемуся в Писании.
Тот факт, что Господь знает о состоянии всего, не противоречит другому факту, что Он допускает условия, которые не одобряет и которые, по Его словам, Он в конечном итоге уничтожит. “Господь... всех нечестивых истребит” (Пс. 144: 20).
Если мы принимаем великую Божественную предпосылку, что Библия – Божье Слово, то мы обязаны принять высказывание, что существует существо, именуемое сатаной, что оно – “бог века сего” (2 Кор. 4: 4) и действует ныне в “сердцах детей противления” (Еф. 2: 2). Эти слова подразумевают не только то, что в этом мире действуют злые принципы, но и то, что за ними стоят злые духовные существа, вдохновителем которых является сатана, через которых он действует.
Относительно сатаны есть некоторые высказывания, которые не могут быть применены к принципу зла или к действию заблуждения. Например, Иисус сказал, что сатана с самого начала был “человекоубийцей” и “лжецом” (Иоан. 8: 44). Заблуждения и принципы не являются убийцами и лжецами. Такое применение было бы неправильным использованием языка. Только разумное существо может быть убийцей или лжецом. Поэтому весь смысл Писания [R5210] поддерживает утверждение, что имеется такое существо, как сатана, и что оно находится в оппозиции к Богу.
Если бы мы предположили вечное существование сатаны как существа, как противника Бога, то этот вопрос показался бы нам странным, потому что он не согласуется с нашим представлением о Божественной Силе. Мы имеем утверждение Священного Писания о его господстве и окончательном уничтожении (Евр. 2: 14). Относительно данной информации у нас имеется разумная, логичная мысль по этому поводу. Когда мы рассматриваем дальнейшее изложение Писания, что изначально сатана не был злым существом, что он сам сделался злым, пользуясь личной свободой, и стал врагом Бога, тема кажется ясной и разумной. Фактически, это единственное рациональное решение проблемы его существования.
Предположить, что сатаны нет, значит предположить, что Бог позволил Своему Слову обмануть человечество, или что дьявол – проявление Самого Бога, что совершенно немыслимо. Также нелогично говорить, что существует дьявол, противник Бога, и в то же время утверждать, что Бог – все во всем и вездесущ, то есть везде присутствует. Мы не считаем последнее утверждение библейским. Писание утверждает, что в конце Тысячелетнего века, когда Христос победит грех и сатану, когда сатана будет уничтожен, когда Царство Вселенной будет в абсолютной гармонии, Бог будет все во всем (1 Кор. 15: 28). Всю вечность не будет противодействия Его воле. Однако сейчас во многих местах и во многие времена существует противодействие. Но в конечном итоге Бог будет иметь полный контроль.
ВСЕМОГУЩЕСТВО ИЕГОВЫ
Сказать, что Бог – весь Сила, это софистика языка, которая часто вводит в заблуждение как вопрошающего, так пытающегося ему ответить. Это утверждение неверно. Если Бог – весь Сила, то Он не является ни Любовью, ни Справедливостью, ни Мудростью. Таким образом, Он ограничивается одним великим свойством – силой, мощью. Такую мысль не может поддерживать ни один последовательный ум. Тем не менее, такая форма утверждения часто используется, возможно, непреднамеренно, и пагубно влияет на здравый способ мышления.
Библия нигде не говорит, что Бог – весь Сила. Существует заметная разница между тем, чтобы быть сильным и проявлять силу. Бог всемогущ. Он имеет возможность осуществлять силу в любом направлении в той степени, в какой Он пожелает. Если бы Он захотел, то мог бы создать сатану, чтобы тот думал или поступал не иначе, как в согласии с Божественной волей; или Он мог бы воспользоваться Своей силой, чтобы сокрушить противника и таким образом уничтожить его давным-давно. Но Он позволил сатане существовать в течение шести тысяч лет в том смысле, что не сдерживает дьявола от совершения зла. Писание, однако, говорит нам, что Бог в конечном итоге уничтожит его.
Сфера действия Божественной Силы – Вселенная, но нашему ограниченному разуму трудно постичь значение этого слова – Вселенная. Астрономы говорят нам, что с помощью фотоастрономии они могут увидеть около 125 000 000 солнц – центров солнечных систем, подобных нашей собственной, с предположительно более чем миллиардом планет, более или менее похожих на нашу Землю. Можно предположить, что они находятся в процессе развития, готовясь к заселению жителями, которых в свое время предоставит великий Творец. Однако с точки зрения Писания великая работа по созданию человека началась с нашей Земли. Какую безграничность мысли вызывает в нас одно лишь предположение о том, что миллиард миров будет заселен, и что уроки праведности и греха, вечной жизни и смерти, которые сейчас преподаются человечеству, никогда не придется повторять!
Мы потрясены безбрежностью космоса и тем законом и порядком, которые царят повсюду! Мы от всего сердца соглашаемся со словами пророка Давида: “День дню передает речь, и ночь ночи открывает знание. Нет языка, и нет наречия, где не слышался бы голос их” (Пс. 18: 3, 4). Человек, который может смотреть на это удивительное проявление сверхчеловеческой силы и верить, что эти миры создали сами себя, свидетельствует большинству из нас, что если у него и есть мозги, то они, к сожалению, находятся в беспорядке, что они разбалансированы. Тот, кто после взвешенных размышлений приходит к выводу, что Бога нет, что все стало таким, каким оно есть, по воле случая или действия некой слепой силы, –описан в Священном Писании следующими словами: “Сказал безумец в сердце своем: «Нет Бога»” (Пс. 14: 1).
Поскольку научные приборы демонстрируют нам необъятность Вселенной, мы понимаем, что пророк использовал очень умеренный язык в своем описании грандиозной силы и величия Творца, когда представил Иегову взвешивающим горы на Своих весах и держащим моря в пригоршне Своей руки (Ис. 40: 12). С Его точки зрения тысяча лет – как стража в ночи (Пс. 89: 5). Какими ничтожно малыми мы чувствуем себя в присутствии нашего Бога! Неудивительно, что некоторые великие люди склонны говорить, что человечество слишком незначительно с Божественной точки зрения, чтобы быть достойным хотя бы малейшего внимания, а тем более быть объектом Божественной заботы и провидения!
ВСЕВЕДЕНИЕ ИЕГОВЫ
Сказать, что Бог – весь Знание, также неточно. Если бы Бог был весь Знание, то как Он мог бы быть весь Сила? Бог имеет все Знание, обладает всем Знанием. Но это совсем другое дело. Если мы говорим: “У мальчика есть обруч”, мы не имеем в виду, что он и есть обруч. Быть обручем и иметь обруч – это не одно и то же. Бог всеведущ, то есть Он знает обо всем. Сам этот факт доказывает, что Он – личностный Бог. Не может быть знания без личности. Знание подразумевает познание внешних вещей. Среди вещей, находящихся вне Божественной Личности, есть вещи как добрые, так и злые.
Когда мы читаем, что Бог создал человека по Своему образу и подобию (Быт. 1: 26, 27), мы можем знать, что человек не является Богом. Он просто создан по образу Бога. Поскольку Бог совершенен, то и человек, созданный по Его образу, удовлетворителен для Бога. Это человеческое существо обладало знанием. Но человек пренебрег Божьим Словом, и в результате своего пренебрежения кое-чему научился. О том, чему он научился, говорится в Писании. “Вот, Адам стал как один из Нас [Элохим], зная добро и зло” (Быт. 3: 22). Это утверждение доказывает, что Бог знает добро и зло.
Если бы Бог не знал зла от добра, то Он не мог бы быть нашим Наставником. Своими законами, Своими принципами Бог показывает нашему уму что правильно, а что нет. Адам знал, как отличить добро от зла, но его непослушание увеличило его познание как добра, так и зла. В своем падшем состоянии человек не всегда может определить разницу между ними. Поэтому Бог дал Израилю Закон, и знание этого Закона помогает человеку различать добро и зло.
В древности было сказано: “Ты – Бог, Который скрывает Себя” (Ис. 45: 15, МБО). Как это верно! В результате мир своей мудростью не знает Бога. Он близок в Своей Мудрости и Любви, но увидеть Его могут только те, чьи глаза понимания открыты. Но мы рады, что наступает время, когда все слепые глаза прозреют. “Но жив Я, – говорит Иегова, – и славы Господней полна вся земля”. “Ибо земля наполнится познанием славы Господа, как воды наполняют море”. Тогда все увидят сделанное Богом, и наша временная слепота лишь подчеркнет великолепие Его Мудрости, Справедливости, Любви и Силы (Числ. 14: 21; Авв. 2: 14).
“БОГ ЕСТЬ ЛЮБОВЬ”
Бог есть Любовь в том смысле, что термин “Любовь” представляет собой центральный принцип Божественного характера. В Боге нет ничего противоположного любви. Писание не учит, что нигде нет ничего, кроме любви, – что Бог есть везде, и любовь есть везде. Но они учат, что Бог – это любящий характер. Это не противоречит другим утверждениям о том, что Бог справедлив, мудр и могущественен. Но это качество Любви лучше всего представляет Божественное Существо. Вся Его Справедливость находится в гармонии с Его Любовью. Нет ни единого проявления Справедливости или Силы в плохом смысле, так как все Его приметы действуют во благо всем Его созданиям.
Писание призывает нас рассуждать от известного к неизвестному. Они говорят, что хотя Бог столь велик, столь мудр, столь могуществен, Он также справедлив и полон любви. И чем больше мы размышляем над этим, тем более разумным кажется библейское описание Всемогущего. Мы видим, как проявляется Его Сила. Мудрость Того, Кто так велик, не подлежит сомнению. Когда мы задумываемся о том, может ли Тот, Кто так мудр и могущественен, быть несправедливым или невеликодушным, наши сердца отвечают: “Нет! Никто не может быть по-настоящему великим, кто лишен справедливости и любви. Поэтому, если наш Бог – Иегова, то Он должен обладать этими качествами”.
Когда мы соприкоснулись с Библией, и особенно после того, как мы узнали кое-что о ее учениях и избавились от искажений, накопившихся вокруг нее в темные века, мы начали признавать ее как Послание Иеговы Своим созданиям. Она сообщает нам, что великий Творец Вселенной не только Всемогущ и Всеведущ, но и полон любви и доброты, а основой Его империи является Справедливость (Пс. 88: 14, 15). Из Библии мы также узнаем, что нашему Творцу было угодно создать нас по Своему образу, по Своему моральному подобию, чтобы мы могли вечно восхищаться Им и плодами Его праведности.
Вся Сила, вся Справедливость, вся Мудрость Бога должны быть задействованы в соответствии с Его собственным характером, который есть Любовь. Именно любящая Мудрость, любящая Справедливость задействованы Им по отношению ко всем творениям в использовании Его любящей Силы для их блага. Он создал человека. Он позволил Адаму ослушаться Его Закона, говоря нам, что [R5211] Он заранее знал, что человек будет делать, и позволил ему поступать неправильно (Ис. 46: 9, 10).
Допуская грех в мир, Бог преследовал две цели. Он намеревался дать ангелам наглядное представление о результатах послушания и непослушания. Он также хотел, чтобы человеческая семья извлекла урок из этого опыта. Таким образом, мы знаем, что Бог с самого начала предусмотрел воскресение мертвых. “Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут” (1 Кор. 15: 21, 22).
Если бы мы взяли любой фрагмент Писания за основу системы доктрин, мы бы оказались либо в универсализме, с одной стороны, либо утверждали, что у Бога нет Мудрости, или что Он замыслил зло, или еще что-то. Мы вовлеклись бы во всякого рода путаницу. Но когда мы видим совершенное согласование Божьей Справедливости, Мудрости, Любви и Силы и понимаем, что Он имеет добрые цели в отношении зла, что Он полностью определил, что зло должно делать и чего не должно делать в своем нынешнем или в своем конечном влиянии, то это дает нам уверенность в характере Бога.
ПОЗВОЛЕНИЕ ЗЛА
Только с одной точки зрения можно рассматривать Божественную Мудрость и Любовь в связи с историей человечества. Она должна учитывать Век, которая вот-вот наступит, – период правления праведности Мессии. Это будет время, когда каждый представитель рода Адама, разделив наказание греха и смерти по причине унаследования его слабостей, будет освобожден от них; это будет время, когда полное познание Божьей славы будет даровано каждому человеческому существу, и когда у каждого появится полная возможность, повинуясь, обрести вечную жизнь.
Урок, преподанный до сих пор, – это благость и суровость Бога: Его благость в появлении нас на свет и Его суровость в наказании за сознательный проступок отца Адама. Но еще есть и Справедливость, непоколебимая Справедливость по отношению как к людям, так и к ангелам. Следующий урок, который необходимо преподать разумным Божьим созданиям, – это то, что Бог есть Любовь. Основание для этих уроков уже заложено в выкупной жертве Иисуса, через которую и благодаря которой Он становится Искупителем и Восстановителем мира. Немногие могут поверить в это Послание верой, так как немногие имеют уши веры или глаза веры. Только святые способны оценить этот великий факт в настоящее время.
То, что сейчас является тайным и понятным лишь немногим, вскоре станет явным для каждого существа на небе и на земле. Тогда все увидят и смогут оценить тот великий факт, что искупление, совершенное жертвой Иисуса, является всемирным и означает полное освобождение от осуждения за грех и смерть (которое пало на Адама и весь его род) всех, кто примет его как дар от Бога. Остальные будут уничтожены во Второй Смерти.
ВТОРАЯ СМЕРТЬ – ВЕРШИНА МУДРОСТИ
Что касается Второй Смерти, то мы видим, что если Бог создал человека по Своему образу, то человек по необходимости должен быть свободной личностью, имеющей мораль, иначе он не был бы создан по Божьему образу. Если он был создан свободной личностью, имеющей мораль, то он должен обладать способностью, привилегией желать как плохого, так и хорошего. Если он использует свою силу в направлении зла, Бог имеет силу уничтожить его. С другой стороны, если он будет жить в согласии с праведностью, Бог имеет силу даровать ему жизнь на всю вечность.
Уничтожение нечестивых во Второй Смерти – это вершина Мудрости. Что касается слов, что Бог слишком чист, чтобы глядеть на злодеяния (Авв. 1: 13), то мысль оригинала, по-видимому, в том, что характер Бога настолько чист и праведен, что Он не будет продолжать глядеть на злодеяния. Он не допустит, чтобы зло существовало всю вечность, поскольку такое состояние Ему не угодно.
Сама эта мысль подразумевает, что есть зло, на которое можно глядеть. Если бы это было не так, то как Он мог бы глядеть на него? Но все это соответствует Божественному плану. В конечном итоге все зло будет уничтожено. В конечном итоге все существа, которые “на небе и на земле, ... и на море”, услышат слова: “Сидящему на престоле и Агнцу благословение и честь, и слава и держава во веки веков” (Отк. 5: 13).
R5209 (1913 г.)